ТОП 10:

ІІ. РАЗМЕРЕНИЯ И НОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЯЛ-4 И ЯЛ-6. ДЛИНА, ШИРИНА, ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ (ГРУЗОПОДЬЕМНОСТЬ), МОРЕХОДНОСТЬ. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.



1. Шестерка.Шестивесельный ял – это

мореходная шлюпка с шестью вальковыми веслами, . Имееет:

- длину 6.11 м, - массу 600-650 кг;
-ширину 1.83 м; - парусное вооружение.
- высоту от киля до планширя 0.78 м;  

На каждой банке шестерки сидят по два гребца.

Шестивесельный ял используется:

- для обучения личного состав морской практике;
- для связи с другими кораблями и берегом;
- для перевозки малых грузов;
- для спортивных целей.

Ял— (от нидерл. jol; 2-х и 4-вёсельный ял обычно называют ялик)- это

лёгкая транцевая гребная или гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами. На
кораблях используется для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов и т. д.),
перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических
целях.

Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов . Изготовляется из сосны или ели (клееная). Длина мачты - 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой.

Вантыслужат для крепления мачты . Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4—6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши - металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты - концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми тал-репами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

Фока-фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом . Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля , а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель

металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у
мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

Реек —

изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На
концах реек имеет зарубки или просверленные отверстия, с помощью которых слаблинем по рейку
растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая
желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах бензелями.
На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка, служащая для
соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального
оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей.

При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугел я. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса. Для установки рангоута в рабочее положение требуется обязательным образом наличие приготовленных нагелей, исправность вантин с талрепными кончиками, отсутствие видимых повреждений мачты, степса, мачтовой банки и механизма откидной наметки.

Для установки рангоута гребцы заносят свернутый рангоут топ-мачтой на корму ,
Располагают шпор-мачту напротив степса, откидывается наметка.
Перед подъемом топ-мачты проверяется: коуши вантин на топ-мачте должны висеть на нижней
части обушков, рангоут должен быть повернут галсовым гаком вниз (в поднятом состоянии бугель с
галсовым гак должен быть выше механизма откидной наметки и повернут гаком в сторону кормы).
Потом топ-мачта приподнимается, шпор-мачта направляется и устанавливается в степс, далее
рангоут устанавливается вертикально.
Как только рангоут был поставлен вертикально, необходимо
закрыть плотно откидную наметку и зафиксировать ее нагелем. После этого распутываются обе
вантины и фал. Ванты талрепными узлами крепятся на ближайшие вант-путансы.
Перед подъемом парусов следует проверить: плотность закрепления рангоута в механизме
откидной наметки, ракс-бугель должен быть повернут гаком к правому борту так чтобы фал не
обворачивал мачту, а также дополнительно проверить целостность рангоута и такелажа.
Сворачивание рангоута производится по команде «рубить рангоут» перед каждым выносом
парусного вооружения из шлюпки.
 
Сворачивание рангоута производится следующим образом: свободный фал вытягивается так,
чтобы расстояние между ракс-бугелем и бугелем с галсовым гаком было 0,5 – 0,8 м; обе вантины и
свободный конец фала вместе обкручивается вокруг мачты в 3-4 оборота; далее вантины и фал
стягиваются талрепным узлом на гак на ракс-бугеле и гак на бугеле с галсовым гаком; в таком
положении рангоут снимается, переносится и хранится.
 

 

По количеству вёсел разделяются на Длина, м Ширина, м Примечание
2-вёсельные (двойки) 3,55 1,25 Не имеют парусного вооружения. Предназначены для перевозки до 3 человек на короткие расстояния при состоянии моря до 2 баллов
4-вёсельные (четвёрки) 5,26 1,61 Имеется одномачтовое парусное вооружение; иногда снабжаются подвесным мотором
6-вёсельные (шестёрки) 6,1 1,9 Для перевозки лёгких грузов или людей (на вёслах - 13, под парусом - 8 человек при ветре до 5 баллов, в районах закрытых от волн)

Парусное вооружение Ял-6 : кливер, фок .

По материалу, применяемому для изготовления, различают:

из досок - ЯЛ-6, ЯЛ-4, ЯЛ-2 ,

из шпона - ЯЛШ-6, ЯЛШ-4, ЯЛШ- 2,

из пластмассы - ЯЛП-6 ,

из лёгкого сплава - ЯЛА-6 .







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.003 с.)