ТОП 10:

Такелаж, паруса и мачты на катерах хранятся



рангоутном чехле

На двухмачтовых катерах Военно-морской флаг

Пришивается к гроту, флюгарка к фоку

На спасательных шлюпках применяется люгерное рейковое парусное вооружение,

у которого верхний реек и нижняя мягкая шкаторина выходят далеко вперед мачты. Простота
конструкции и меньшая парусность обеспечивают шлюпке безопасность плавания.

 

 

Тема 5. МОРСКИЕ УЗЛЫ

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы ежедневно вяжем узлы. C них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы - на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетений, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать. Словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека.

Сегодня даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космос.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. К примеру, ткач, сапожник, портной. Умение завязывать узлы для них - операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно. Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Однако 9 из 10 сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны. Они в лучшем случае знают 3 узла и умеют завязывать (не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла.

В наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Несколько слов о названиях узлов. Многие названия морских узлов попали в наш морской язык из английского и французского языков еще в середине XVIII в. Во времена парусного флота русские моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. В наше время число названий морских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. Названия морских узлов, применяемые в различных странах, как правило, английские, причем многие узлы имеют одновременно два-три, а некоторые 5-7 названий.

В английском языке термин «узел» издавна обозначался, в отличие от русского языка, тремя разными существительными: "knot", "bend" и "hitch". Первое обозначает переплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе - переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье - прикрепление ходового конца троса к какому-либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.

Вязание морских узлов – это один из видов такелажных работ. Знать узел и уметь быстро его вязать - две разные вещи. Вязка узлов - дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-разному. Например, прямой узел можно завязать тремя способами и двумя способами развязать. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел, главное — результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно. Чтобы самому научиться вязать узел, сначала следует понять его схему и принцип. После этого нужно повторить схему на веревке, завязывая узел «в лоб» (т. е. руководствуясь стрелками на схеме), чтобы добиться полного соответствия с последней позицией схемы. Проделав это несколько раз подряд, запомнив схему и поняв принцип узла, воспитанник сам найдет для себя наиболее рациональный способ его вязки.

Несколько слов о прочности узлов. Относительная прочность узла при разрыве обычно выражается в процентах и определяется делением силы, потребной на то, чтобы разорвать веревку с узлом, на силу, которую нужно приложить, чтобы разорвать ту же веревку без узла. Узлы, как правило, слабее затягивающихся петель, которые, в свою очередь, слабее штыков. Например, прочность шкотового узла составляет 50 %, беседочного - 60 % и удавки со шлагом – 75-80 % прочности веревки без узла. Следует помнить, что обрыв веревки зависит от радиуса кривой, по которой завязана самая малая петля узла. В настоящее время наиболее широко применяются следующие узлы:

ПРЯМОЙ(для связывания тросов одинаковой толщины )

и РИФОВЫЙ, который является разновидностью прямого узла и обеспечивает быстрое развязвание
при необходимости в этом;

ПРОСТОЙ ШТЫК – для соединения и крепления толстых тросов к различным предметам;

 

ШКОТОВЫЙ – для ввязывания в петлю, огон, коуш, скобу;

 

ВЫБЛЕНОЧНЫЙ – для крепления бросательного конца к огону троса;

 

БЕСЕДОЧНЫЙ – для крепления беседок и в случае, когда на конце троса нужна не

затягивающаяся петля;

ШЛЮПОЧНЫЙ – для крепления походного конца или буксира за банку шлюпки;

 

УДАВКА – самозатягивающаяся петля, применяется, когда нужно хорошее крепление для тяги троса

 

Вообще видов морских узлов много, особенно в парусном флоте. Для дальнейшего обучения вязанию узлов вводим новые термины:

КОРЕННОЙ КОНЕЦ

конец троса, закрепленный неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен
ходовому концу;

ХОДОВОЙ КОНЕЦ — незакрепленный свободный конец троса, которым начинают

движение при вязке узла;

ПЕТЛЯ (ОТКРЫТАЯ) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом,

что не перекрещивается с самим собой;

КОЛЫШКА (ЗАКРЫТАЯ ПЕТЛЯ) — петля, сделанная ходовым или коренным

концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой;

ПОЛУУЗЕЛ— одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса

или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла;

ОБНОС— обхват тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса,

кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный таким образом, что оба конца троса не перекрещиваются

ШЛАГ — полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого-либо предмета

(бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный так, что после
этого конец троса направлен в противоположную сторону;
 

ПОЛУШТЫК — обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса,







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.006 с.)