ТОП 10:

Крыло мостика ; 2 — рубка на мостике ; 3 — навигационный мостик ; 4 — рулевая рубка (на логгере).



В рулевой рубкесобраны приборы и устройства,
необходимые для управления судном. Сюда относятся пост управления, машинный телеграф,
указатель положения руля, определитель частоты вращения гребного вала, лаг, а также
мореходные инструменты, вторичный компас и индикатор радиолокационной станции. Кроме этих
устройств, служащих для управления и контроля движения и курса судна, необходимы еще
сигнальные устройства, которые используются как для обеспечения безопасности всего судна, так
и для других целей (например, для поддержания сохранности легкопортящихся грузов).

К типовому оборудованию рулевой рубки относятся также телефонные аппараты, переговорные устройства, шкаф с флагами, пульт для письма, окно в Штурманскую рубку для наблюдения из рулевой рубки за направлением движения судна, а также за таблицами курсов и уровней жидкости. В таблице уровней жидкости ежедневно регистрируют зафиксированное состояние (заполнение) всех цистерн и отсеков в трюме. По таблице курсов рулей (матрос) в рулевой рубке может определить заданный курс.

В зависимости от дальности плавания и назначения судна некоторые из названных приборов и устройств могут отсутствовать или заменяться другими приборами и устройствами. Для удержания судна на определенном курсе служит рулевой привод, который приводит в действие рулевую машину и тем самым поворачивает руль в требуемое положение. Поворот руля может осуществляться либо вручную, либо с помощью гирорулевого.

рис. 38. Рулевые колонки: а — ручной штурвал (колонка штурвала); b — ручное и автоматическое рулевое устройство.  

Часто эти устройства устанавливаются отдельно в диаметральной плоскости рулевой рубки, но они могут объединяться также с другими приборами на пульте управления.

Рис. 39. Машинный телеграф:

а — отдельно стоящая колонка;

B — телеграф на пульте управления.

1 — рычаг команд;

Указатель кавитирования.

Машинный телеграф предназначен для обеспечения связи между ходовым мостиком и
постом управления главным двигателем. С его помощью передаются команды с мостика
относительно направления и скорости движения. Для уменьшения количества обслуживающего
персонала на судах автоматизируются многочисленные процессы управления и контроля главной
энергетической установки.

При автоматическом режиме работы энергетических установок не требуется обслуживающий персонал в машинном отделении и в посту управления механизмами. Пуск и остановка двигателей, контроль за их работой, а также регулировка мощности осуществляются из рулевой рубки. Для этого все необходимые индикаторные устройства контрольных установок оснащены современными техническими вспомогательными средствами, которые вмонтированы в пульт управления.

Лаги служат для измерения скорости судна и расчета пройденного пути. Истинная скорость и пройденный в действительности путь могут быть рассчитаны при учете имеющихся в данном районе моря течений и ветров.

Устройства противопожарной сигнализациибывают ручные и автоматические. Первые выполняются в виде кнопок в коридорах, шахтах трапов и на открытых палубах. При их нажатии на мостике раздается звуковой сигнал и появляется оптическое показание о месте нахождения приведенного в действие сигнализатора; одновременно дается сигнал пожарной тревоги. Автоматические устройства сигнализации срабатывают при повышении температуры или появлении дыма в помещении, они также вызывают на мостике звуковые и оптические сигналы.
Наряду с местным временем по Гринвичу, которое показывает хронометр в штурманской рубке, на мостике для астрономической навигации на судах, особенно на пассажирских и с временным автоматическим режимом работы машин, необходимо единое показание времени. Для того чтобы на мостике, в машинном отделении, столовой команды, салонах, барах, камбузе иметь точное и, самое главное, одинаковое показание времени, устанавливают электрические часы, которые состоят из главных часов и расположенных в различных местах вторичных часов.

В штурманской рубке находятся морские карты, составленные по морским районам и зонам. Капитан наносит на морскую карту курс судна, вахтенный офицер определяет его местонахождение по результатам измерений и сравнивает на карте с курсом, по которому должно следовать судно. Если местонахождение судна вследствие влияния течений и ветров отличается от заданного курса, вахтенный офицер дает рулевому новый курс, компенсирующий это смещение.
В штурманской рубке установлены все необходимые для определения местонахождения судна приборы:
радиопеленгатор для пеленгования неподвижных или подвижных передатчиков при определении местонахождения судна или направления его движения;
— эхолот для измерения глубины моря под днищем судна;
— вторичный компас для определения курса, который, как и другие вторичные компасы на борту судна, электрически управляется от главного гирокомпаса;
— хронометр с карданным подвесом в качестве вспомогательного инструмента для определения местонахождения судна;
— секстаны для наблюдения
за небесными телами при астрономическом определении местонахождения судна.
Кроме того, в штурманской рубке имеются следующие приборы, устройства и документы: передатчик РЛС, барометр, футляры для электрических приборов на мостике, лоции, Морской астрономический ежегодник и другие справочные материалы.

РАДИОРУБКА

Для управления судном и по организационным причинам необходимо все время иметь связь с внешним миром, т. е. с соответствующими портами, пароходствами и другими службами, а также с другими находящимися поблизости судами. Задача радиста заключается в том, чтобы постоянно поддерживать надежную связь с внешним миром. Кроме того, радист принимает также навигационные предупреждающие сообщения, например о смещении буев, потушенных маяках, дрейфующих минах или айсбергах, сводки погоды, предупреждения о шторме, сообщения прессы для газеты на борту судна, а также медицинские консультации, поскольку не на всех судах имеется врач. Для выполнения указанных задач на борту судна установлен ряд коммуникационных устройств.
Все морские суда, начиная с определенной величины, имеют радиостанцию, выполненную по международным стандартам. Величина этой станции зависит от размеров и типа судна, а также дальности плавания, причем пассажирские суда имеют больше всего радиооборудования. В радиорубке на морских пассажирских судах устанавливаются следующие устройства: Главный средневолновый передатчик используют для передачи сообщений азбукой Морзе на расстояние 300 миль (и более) в диапазоне частот от 405 до 535 кГц. Аварийный средневолновый передатчик, работающий на волне морских бедствий 500 кГц (дополнительно он может быть настроен на другие рабочие частоты в средневолновом диапазоне от 405 до 535 кГц). Аварийный передатчик используется в случае бедствия или когда основная установка электропитания не обеспечивает радиопередатчик необходимой энергией. В такой ситуации вблизи радиостанции устанавливают соответствующую аварийную батарею, которая постоянно поддерживается на рабочем напряжении и ежедневно контролируется. Аварийный передатчик на пассажирских и грузовых судах валовой регистровой вместимостью 1600 рег. т и более имеет минимальную дальность действия 1000 миль; на небольших транспортных судах она составляет 75 миль.
В случае морского бедствия автоматический передатчик сигналов тревоги и бедствия включает аварийный передатчик с международной программой сигналов бедствия 5 05. По этой программе в определенной последовательности передается отличительный (позывной) сигнал судна, его местонахождение и собственно сигнал бедствия. Координаты местонахождения судна радист получает с мостика, и они принимаются датчиком сигналов бедствия. При необходимости управления передатчиком вручную автоматическое устройство может быть в любой момент времени отключено. Передатчик может автоматически вернуться в исходное положение и начать передачу всей программы сигналов бедствия.
Передатчик, приемник, антенна и источник питания переносной радиостанции составляют единый блок. В качестве источника энергии используется встроенный генератор с кривошипной рукояткой; дополнительно устанавливается батарея для обеспечения надежного режима приема. Посредством передатчика можно просить о помощи, используя радиотелеграф, в средневолновом диапазоне на частоте 500 кГц и в коротковолновом диапазоне на частоте 8364 кГц, а также на граничной частоте 2182 кГц. Переносная радиостанция, предназначенная для применения на спасательных средствах, хранится в рулевой или в штурманской рубке.
Главный и рабочий приемники принимают передачи на всех частотах от 14 до 28 тыс. кГц (а также сигналы бедствия) от других судов, береговых радиостанций, радиовещательных передатчиков и радиомаяков. Аварийный приемник при выходе из строя судовой сети получает питание от аварийной батареи и может настраиваться на все доступные частоты для приема сообщений. Автоматический приемный аппарат сигнала бедствия обеспечивает постоянный контроль международной частоты морского бедствия (500 кГц) без обслуживающего персонала в радиорубке.
Радиостанции на судне в первую очередь служат для обеспечения безопасности людей в море. Чтобы не занимать непрерывно радиостанции на морских судах, что разрешается только на очень больших пассажирских судах с числом пассажиров более 300 чел., этот прибор включается лишь тогда, когда в радиорубке нет радиста. При приемке определенных радиосигналов (сигнала бедствия 505) на радиостанции, в рулевой рубке и в жилом помещении радиста раздается непрерывный звуковой сигнал тревоги, который может отключить только радист в радиорубке. Приняв сообщение от потерпевшего бедствие судна, радист передает его капитану, который принимает решение, каким образом можно оказать помощь этому судну. Для приема сигналов бедствия на предельной частоте 2182 кГц радиорубки, имеющие радиотелефонные аппараты, оснащены устройством для автоматического приема сигнала тревоги или контрольным приемником со встроенным громкоговорителем, который также может находиться в рулевой рубке.
Наряду с этими радиостанциями, на пассажирских, а также на морских судах других типов устанавливаются:
— коротковолновые передатчики и приемники для передачи сообщений на большие расстояния между судном и всеми частями света в частотном диапазоне от 4063 до 27 500 кГц;
— передатчик и приемник предельно допустимых частот, позволяющие осуществлять радиопередачи в диапазоне по крайней мере 150 морских миль (на многих судах эта установка имеет дальность действия примерно 500 миль) между судами и между судном и сушей в частотном диапазоне от 1605 до 3800 кГц.

Cуда оснащают также ультракоротковолновыми (УКВ) радиостанциями, предназначенными для передач морской радиослужбы в частотном диапазоне от 136 до 174 МГц (2-метровый диапазон). Эти станции применяют для переговоров и ведения передач между судами, судном и портом и для выхода в эфир. Их дальность действия ограничена и составляет около 30 миль. Для обеспечения во всем мире надежных радиопередач используется, как и в астрономической навигации, среднее время по Гринвичу. Путем ежедневного приема сигнала времени достигается точное совпадение всех «радиочасов» и судовых хронометров на Земле. Часы в радиорубке имеют два красных сектора, а именно от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин. Эти отрезки времени предназначены исключительно для передачи и приема сигналов бедствия. В это время царит всеобщее радиомолчание, для того чтобы даже в областях с большой плотностью радиосвязи можно было принять и очень слабые сигналы о помощи. Кроме установок в радиорубке, служащих для установления связи с внешним миром, на судах имеются также коммуникационные устройства, используемые для внутренней связи и обеспечения безопасности на борту судна.

 

 

Тема 2. КОРАБЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ

І. НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ КОРАБЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.004 с.)