Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Іі. Парусное вооружение шестивесельного яла

Поиск

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение,

основными частями которого являются рангоут — мачта и реек, паруса — фок и кливер,
Стоячий такелаж — снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж — снасти для подъема
и управления парусами (рис. 5).

ФОК-МАЧТА, клеенная из сосны или ел и, длиной 5,5 м служит

опорой для парусов (рис. 6).
Нижний четырехгранный конец мачты— шпор для прочности обшит металлической оковкой.
Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом
шпор имеет желоб, в который входит штырь степса.
 
Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки
сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина
мачты (100 мм)—в районе наметки.
В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов.
Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса.
На верхний конец мачты — топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с
обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив
Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.
Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4—6 мм) крепят мачту. В оба
конца вант вплеснены коуш и — металлические кольца с желобками.

 

 

Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. Рис. 5. Парусное вооружение шестивесельного яла:

1 — слаблинь; 17 — риф-банты;
2 — третная стропка; 18 — коуш;
3 — ракс-бугель; 19 — тросовый талреп;
4 — бугель; 20 — кливер-шкот;
5 — топ; 21 — степс;
6 — фал; 22 — оковка;
7 — шкала; 23 — бугель с галсовым гаком;
8 — полубензель; 24 — фока-галс;
9 — реек; 25 — кливер-галс;
10 — Военно-морской флаг; 26 — банты;
11 — флюгарка; 27 — риф-штерты;
12 — вантина 28 — коуш;
13 — фок (парус); 29 — кливер;
14 — боуты; 30 — ликтрос;
15 — кренгельсы; 31 мачта;
16 — фока-шкот; 32 — люверс

К нижним коушам вант крепятся штерты — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенеам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см.Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

 

Рис. 6. Мачта:

1 — гоп мачты;

2 — бугель с обухами для крепления верхних концов вант;

3 — вантина;

4 — шкив для фала;

5 — ракс-бугель;

6 — бугель с гаком для крепления фока-галса;

7 — шпор мачты в оковке;

8— коуш;

9 — крепление штерта к вант-путенсу (талрепны й узел);

Вант-путен с

Фока - фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом.

Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель

Ракс-бугель (рис. 5 и 6) — металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка

с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится
на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.
 

Реек (рис. 7) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м.

Оконечности рейка называются ноками. Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями
растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая
желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах
полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для
соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и
обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.
 

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной

Парус состоит из двух парусов — фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м2 (рис. 5). Паруса сшиты из
отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов,
называемые шкаторинами, окантованы тросом пологого спуска — ликтросом.
 

 

Рис. 7. Реек: 1 — реек; 2 — шкала; 3 — третная стропка; 4 — полубензели; 5 — зарубка на ноке рейка

Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень,

располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение - вверху. Углы парусов
испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины - бантами и
полосами из парусины - боутами, нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельным и. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока - задним

нок-бензельным углом.
Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми, задние - шкотовыми.
По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия — люверсы, по краям
обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся
полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь,
прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины (рис. 8).
Рис. 8. Устройство для подъема разрезного фока: 1— ликтрос; 2 — слаблинь; 3 — третная стропка; 4 — ракс-бугель; 5 — фал; 6 — полубензел ь  

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера

один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — риф-штерты для
уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов,
завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 9). В районе люверсов с
обеих сторон паруса нашиты риф - банты.
 

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже

— флюгарка размером 30 *50 см. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон
цришиты четырехугольники парусины размером 30*30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки
черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы — петли из троса,

в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от
перетирания (рис. 24).  
 
Рис. 9. Закрепление риф-штертов: Рис. 10. Крепление кренгельса к парусу:  
  — ликтрос;  
  — бант;  
  — полотнище;  
  парус   — люверс;  
  риф-бант 5; — кренгельс  
  узел   — коуш;  
  риф-штерт   — обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)  

 

Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см)

обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера —
кливер-галсом.

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами.

Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-
шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты — 9 м.
 

 

Рис. 11. Рангоутный чехол: 1 — люверсы; 2 — сшитая часть чехла; 3 — петли (стропки)

Рангоутный чехол (рис. 11) выкраивается из парусины в виде прямоугольника,

большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол
на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.
Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной
из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется
одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится

парус с рейком, галсами и шкотами

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.008 с.)