Палубы и подпалубный набор. Фальшборт и леерное ограждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палубы и подпалубный набор. Фальшборт и леерное ограждение



На всех незащищенных, т. е. открытых палубах надводного борта, надстроек и рубок, устанавливают фальшборт или леера (поручни), чтобы предотвратить выпадания за борт людей и груза или частей оборудования, особенно при сильном волнении.
Фальшбортпояс листов высотой 1,10м, который склепывается либо сваривается с ширстреком.

На внутренней стороне фальшборт подкреплен стойками, а по верхней кромке идет планширь. Для стекания попадающей на палубу воды фальшборт имеет штормовые портики, которые снабжены защитными решетками или поворотными крышками. Часто фальшборт бывает приподнятым, и между ним и палубой имеется щель для стока воды. Там, где на палубе нет грузов и где едва ли возможно заливание палубы, фальшборт может быть заменен леерным ограждением, которое на пассажирских судах часто заменяется сеткой.

Палубы

это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально. Самая верхняя непрерывная
палуба - главная палуба - закрывает корпус судна сверху и образует, одна или с палубой длинной
надстройки, верхнюю оболочку корпуса. Палубы ниже главной имеют задачу увеличивать полезную
площадь судна для размещения пассажиров и грузов. Палубы выше главной называют палубами
надстроек.

Вертикальное расстояние между палубами, на которых размещаются экипаж и пассажиры, составляет от 2,2 до 2,8 м. Высота между грузовыми палубами - от 2,5 до 3,5 м,, а высота грузовых помещений, лежащих под самой нижней палубой_ 6 м и больше.

Толщина настила главной палубы зависит от длины судна, от высоты борта до главной палубы, высоты твиндека, от осадки, системы набора (продольная или поперечная) и расстояния между бимсами, а также от ширины непрерывной палубы между грузовыми люками и наружной обшивкой.

Рис. 24. Палубы: а — названия палуб; b — палуба при поперечной системе набора; с — палуба при продольной системе набора. рис. 23 б. Фальшборт и леерное ограждение (а); типы фальшборта (b):
1 — фальшборт;
2 — леерное ограждение;
3 — планширь
4 — стойка фальшборта
5 — шпигат;
6 — сплошной вырез для стока воды;
7 — штормовой портик с поворотной крышкой
8 — штормовой портик с защитной решеткой.

 

 
 
  палуба юта   палуба бака   бимсы
  главная палуба (палуба переборок и палуба надводного борта)   третья палуба   карлингс
  вторая палуба   настил второго дна   ромбовидный лист
  туннель гребного вала   швы   рамные бимсы
  навигационный мостин   грузовые люки   люковые стрингеры
  командный мостик   стык   настил палубы (рядом с бортом и люками палубные и люковые стрингеры)
  шлюпочная палуба   подкрепления люка   настил между люками
  палуба средней надстройки   машинная шахта   продольные подпалубные балки
  днищевая обшивка   палубный стрингер   рамный бимс
      гофрированная переборка.
                 

ПЕРЕБОРКИ И ТАНКИ

Переборка - водо- и пыленепроницаемую вертикальную стенку, установленную в корпусе судна.
По положению относительно ДП судна различают продольные и поперечные переборки.

Количество водонепроницаемых переборок зависит от длины и типа судна. На каждом судне позади форштевня предусматривают аварийную таранную переборку. У винтовых судов в кормовой оконечности устанавливают ахтерпиковую переборку, которая обычно ограничивает ахтерпик. У пароходов и теплоходов в концах машинного и котельного отделений имеется по одной поперечной переборке. Остальной корпус в соответствии с длиной судна разделяется другими поперечными переборками, расстояние между которыми не превышает 30 м. Таранная переборка у судов со сплошной надстройкой или баком проходит от днища до палубы надстройки или бака, в то время как ахтерпиковая переборка обычно доходит только до водонепроницаемой палубы выше летней грузовой ватерлинии.

Рис. 25. Водонепроницаемые поперечные переборки: а — расположение переборок у грузового судна (полнонаборное судно); b — поперечная переборка; с — гофрированная переборка; d — таранная переборка.
  ют
  ахтерпик
  ахтерпиковая переборка
  трюмы
  средняя надстройка
  палуба переборок
  машинное отделение
  нижняя палуба
  бак
  цепной ящик
  форпик
  таранная переборка
  двойное дно
  туннель гребного вала
  кницы
  поясья обшивки переборок

Водонепроницаемые переборки состоят из полотнищ листов и приваренных к ним ребер

жесткости. Вместо плоских могут устанавливаться гофрированные переборки. У поперечных
переборок гофры проходят горизонтально или вертикально, у продольных переборок танкеров они
обычно горизонтальные. По сравнению с плоскими гофрированные переборки при равной прочности
имеют меньшую массу и дешевле в изготовлении. При большой длине гофрированных переборок для
подкрепления их отдельных элементов перпендикулярно к направлению гофров приваривают балки и
на концах укрепляют их кницами.
Вырезы двери или лазы, устраивают в водонепроницаемых переборках только тогда, когда они
совершенно необходимы из соображений эксплуатации судна и не могут нанести ущерб
безопасности судна. Так, в таранной переборке ниже палубы переборок нет дверей или лазов; в
переборках между трюмами водонепроницаемые двери делают только выше летней грузовой
ватерлинии.
Опорные переборки служат на грузовых судах для подкрепления палубы и поперечных комингсов
люков, а также в качестве продольных полупереборок для сыпучих грузов (шифтинг-бордсы) в
промежутке между люком и переборкой. Шифтинг-бордсы предназначены для того, чтобы
предотвратить перемещение зерна или других навалочных грузов при волнении на море (что опасно
для остойчивости судна). Шифтинг-бордсы состоят из брусьев, размещенных в направляющих.
Противопожарные переборки устанавливают на жилых палубах пассажирских судов на
расстоянии не свыше 40 м одну от другой. Толщина листов не превышает 5 мм, потому что
назначение переборки — помешать возникшему пожару выйти за пределы горящего отсека.
Противопожарные переборки выполняют и изолируют таким образом, чтобы они, во-первых, в
течение 1 ч при температуре выше 900СС могли предотвратить проникновение дыма и пламени в
соседние отсеки и, во-вторых, не нагревались намного более 100°С.

Пыленепроницаемые переборки устанавливают на судах для изоляции от угольных бункеров и между котельным и машинным отделениями при котлах с угловым отоплением. Они легче, чем водонепроницаемые переборки.

Рис. 26. Опорная полупереборка.
  опорная полупереборка в твиндеке
  лаз
  опорная полупереборка
  направляющие для шифтинг-бордсов
  палуба нижняя

Рис. 27. Танки.

  топливные танки за пределами двойного дна
  палуба танков
  поперечная переборка
  продольная переборка
  отбойная переборка
  двойное дно
  продольная бортовая балка (бортовой стрингер).

НАДСТРОЙКИ И РУБКИ

Надстройки - все сооружения на главной палубе, которые идут от борта до борта. С корпусом
судна надстройки прочно связаны наружной обшивкой, а также внутренними выгородками и

Носовая переборка называется фронтальной,, кормовая – концевой.. Надстройки разделяют также на длинные, участвующие в обеспечении общей продольной прочности, и короткие, легкие надстройки.

Длинные надстройки размещены в средней части или в районе от оконечностей до средней части судна. Переход от главной палубы к надстройке подкреплен особо, так как из-за концентрации напряжений в нем существует опасность возникновения трещин. Наружная обшивка корпуса судна и наружная обшивка надстройки в районе перехода также подкреплены. Усиление составляет для ширстрека 30—50 м, а для бортовой обшивки 20—25%. Легкими надстройками могут быть короткие бак, средняя надстройка или ют. Поскольку они воспринимают только местные нагрузки, их толщина меньше, чем толщина палубы и наружной обшивки длинных средних надстроек. В средней части судна в зависимости от положения конца надстройки ширстрек утолщен на 20—25%, а бортовая обшивка надстройки в районе перехода - примерно на 10%.

Рис. 28. Надстройки и рубки: а — средняя надстройка и кормовая оконечность грузового судна и разрез в районе машинной шахты; b — средняя надстройка танкера; с — квартердек с переходом от главной палубы к квартереку.
Рубки - сооружения, расположенные на главной палубе или на надстройках. Они не идут от  
борта до борта и обособлены. В них расположены помещения, необходимые для эксплуатации  
судна. Часто рубки размещают одну над другой.  

По назначению различают:

- лебедочные рубки, на которые устанавливают лебедки; благодаря высокому расположению
лебедок оператор при погрузке и разгрузке имеет хороший обзор; в лебедочных рубках размещают
шкиперское снаряжение, вилочные погрузчики, грузовое бюро или установки для тушения пожара (СО2);
- рулевые рубки или помещения рулевой машиныдля
поста управления (на небольших судах) или для размещения рулевых машин;
- палубные рубки для жилых или хозяйственных помещений, а также для оборудования;
- рубки на мостике для центрального поста управления судном.

Палубные рубки обычно не включены в продольный набор судна. Стенки палубных рубок - боковые, фронтальные и задние, а также их палубы, подкрепленные ребрами жесткости или палубными бимсами, рассчитаны только на местные нагрузки и на давление, возникающее при попадании волны на палубу. Высота помещений палубных рубок составляет 2— 2,5 м. м.

ШТЕВНИ

Форштевень - это продолжение киля вперед и вверх.

Он образует носовую водонепроницаемую оконечность корпуса, на нем заканчиваются пояса наружной обшивки, все непрерывные палубы и продольные связи. Штевень обычно переходит в киль плавно, с небольшим закруглением или изломом. Кроме того, форма форштевня зависит от назначения судна и от его формы, которую выбирают на основании результатов буксировочных испытаний и исходя из опыта. Существует 3 варианта исполнения форштевня. Брусковый штевень-

- старейшая конструкция штевня. Применяется в наше время
только на малых судах (буксирах, рыболовных судах), которые имеют, как правило, брусковый киль.
С брусковым килем брусковый штевень обычно сваривается встык. У судов с ледовыми
подкреплениями листы наружной обшивки вводят в выемку на штевне (шпунт), чтобы.
предотвратить разгерметизацию вследствие повреждения передних кромок листов

Литой штевень по сравнению с брусковым имеет то преимущество, что по форме поперечного сечения при круглой передней кромке он может подгоняться к форме ватерлиний. Поэтому, а также благодаря почти гладкому соединению листов уменьшается образование вихрей у форштевня. Для повышения прочности литой форштевень снабжают продольными и поперечными ребрами жесткости. Для соединения с горизонтальным килем литой форштевень имеет хвостовик.
Листовой форштевень, называемый также сварным штевнем, состоит из отдельных листов, которые ниже грузовой ватерлинии имеют небольшой радиус кривизны и с увеличением радиуса кривизны подгоняются к форме ватерлиний. Листовые штевни имеют,

как правило, все крупные, полностью сварные суда и суда с бульбовым носом.

Для предотвращения деформаций листовой штевень подкреплен горизонтальными распорными листами, так называемыми носовыми брештуками; они перекрывают соединительный стык форштевня с наружной обшивкой и доходят до ближайшего шпангоута или соединены со стрингерами. Бульбовый нос

у меньшает сопротивление движению судна, изменяя условия обтекания носовой оконечности и тем
самым уменьшая носовую волну. При килевой качке он подвержен большим гидродинамическим
воздействиям. Поэтому его подкрепляют продольными и поперечными ребрами жесткости и
усиливают средним листом.
Ахтерштевень - кормовая водонепроницаемая оконечность корпуса судна, которая представляет
собой продолжение киля в корме и на которой заканчиваются нижние поясья листов наружной
обшивки.

______ Рис. 29. ФОР- И АХТЕРШТЕВНИ: _________________________________________________________________________________.

а — брусковый форштевень; b — литой форштевень (ледокол); с — листовой (сварной) форштевень; d — ахтерштевень двухвинтового судна; е — ахтерштевень одновинтового судна. 1 — хвостовик; 2 — башмак форштевня; 3 — продольное вертикальное ребро; 4 — поперечные ребра; 5 — носовые брештуки; 6 — рудерпост; 7 — старн-пост; 8 — яблоко ахтерштевня; 9 — подошва ахтерштевня; 10 — окно ахтерштевня; 11 — баллер руля.
Ахтерштевень служит
опорой для руля, а на одновинтовых судах и для гребного вала.
Является
связью, обеспечивающей прочность судна, и подвержен сильным нагрузкам от возникающих
на руле усилий и от вибрации при вращении судового гребного винта.
Форма ахтерштевня зависит
от типа судна (количество винтов) и руля.

ОБЩАЯ ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКОГО СУДНА

На судне кроме машинного отделения и грузовых трюмов находятся также помещения для членов команды, а на пассажирских - помещения для пассажиров. К помещениям для членов команды относятся: жилые, хозяйственные (камбуз, кладовые и т. д.), общественные (кают-компании, комнаты отдыха, читальные залы и т. д.) и, наконец, санитарно-гигиенические (помещения для мытья, туалеты, душевые комнаты, бани).

Рис. 32. Помещения для членов экипажа: слева — каюта; справа — кают-компания для командного состава

Раньше каюты предназначались для нескольких членов экипажа, а в последнее время все чаще строят одноместные и двухместные каюты.

Рис. 33. Помещения для пассажиров: а - каюта-люкс для пассажиров (жилое помещение); b - прогулочная палуба; с - танцевальный салон с баром; d - вестибюль и внутренний трап; е - закрытый плавательный бассейн; f - медицинский кабинет.
 
рис. 34. Камбуз  
       

Кроме жилых и бытовых помещений имеются также служебные - навигационный мостик, штурманская рубка, радиотелеграфная рубка и т. д. Важную функцию выполняют все коридоры и трапы.

рис. 35
 
 

. Продольный разрез пассажирского судна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.019 с.)