Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Палубы и подпалубный набор. Фальшборт и леерное ограждение
Содержание книги
- Морской словарь юного моряка
- Тема №1. Устройство корабля.
- Широкое судно, таким образом, более остойчиво, чем узкое.
- Основные маневренные элементы корабля.
- Современные формы корпусов и их отдельных конструктивных элементов в своем развитии прошли долгий исторический путь.
- Конструктивные элементы днища судна.
- Наружная обшивка и бортовой набор
- Палубы и подпалубный набор. Фальшборт и леерное ограждение
- Крыло мостика ; 2 — рубка на мостике ; 3 — навигационный мостик ; 4 — рулевая рубка (на логгере).
- Надувные шлюпки резинотканевые.
- По материалу для постройки корпуса шлюпки бывают
- Іі. Размерения и нормы эксплуатации ял-4 и ял-6. Длина, ширина, пассажировместимость (грузоподьемность), мореходность. Меры безопасности.
- Устройство шестивесельного яла
- Верхний пояс обшивки – ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и
- Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава
- Іі. Парусное вооружение шестивесельного яла
- Ііі. Особенности устройства и вооружения гребных катеров
- Такелаж, паруса и мачты на катерах хранятся
- Іі. Морские узлы. Назначение и приемы вязания.
- Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка,
- Выбленочный узел (от нем. Webeleinenstek)
- Шлюпочный узел (английский: boat knot)
- Тема 6. Сигнализация флагами
- Правила связи флажным семафором.
- Значения сигналов из одного флага и их названия
- Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов
- Особенности при обучении гребле
- Практически глубина погружения лопасти зависит
- Для отдания чести старшина шлюпки дополнительно подает команду
- Якорное устройство, главные предназначения.
- Якорная лебедка (брашпиль); 2 — стопор для якорной цепи; 3 — труба якорного клюза; 4 — якорь; 5 — якорная ниша; 6 — цепной ящик; 7 — устройство для крепления якорной цепи; 8 — цепная труба.
- При работе с якорями на судах необходимо
- Подъемные механизмы якорного устройства
- Правила технической эксплуатации якорного устройства
- Состав швартовного устройства, методы швартовки
- Бросательные концы (выброски) и кранцы
- Тема 10. Рулевое устройство.
- Пассивное рулевое устройство состоит
- Силы, действующие на руль и судно при маневрировании
- Характеристика состава буксирного устройства
- На сигнальных мачтах помещаются
- Тросы, стропы, цепи, применяемые совместно с грузоподъемными устройствами для подъема тяжелых грузов.
- Различные направления перемещения грузов
- Жилеты, как и нагрудники, снабжены
- Спасательный круг может поддерживать на воде
- Хранение спасательного плота на борту судна.
- Сигнальные средства на судах и кораблях всех типов.
- Единицы измерения в мировом судоходстве
- Навигация - наука помогающая находить правильный путь в океане
- Морские карты — путевые карты навигаторов.
На всех незащищенных, т. е. открытых палубах надводного борта, надстроек и рубок, устанавливают фальшборт или леера (поручни), чтобы предотвратить выпадания за борт людей и груза или частей оборудования, особенно при сильном волнении. Фальшборт — пояс листов высотой 1,10м, который склепывается либо сваривается с ширстреком.
На внутренней стороне фальшборт подкреплен стойками, а по верхней кромке идет планширь. Для стекания попадающей на палубу воды фальшборт имеет штормовые портики, которые снабжены защитными решетками или поворотными крышками. Часто фальшборт бывает приподнятым, и между ним и палубой имеется щель для стока воды. Там, где на палубе нет грузов и где едва ли возможно заливание палубы, фальшборт может быть заменен леерным ограждением, которое на пассажирских судах часто заменяется сеткой.
Палубы —
это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально. Самая верхняя непрерывная
| палуба - главная палуба - закрывает корпус судна сверху и образует, одна или с палубой длинной
| надстройки, верхнюю оболочку корпуса. Палубы ниже главной имеют задачу увеличивать полезную
| площадь судна для размещения пассажиров и грузов. Палубы выше главной называют палубами
| надстроек.
| Вертикальное расстояние между палубами, на которых размещаются экипаж и пассажиры, составляет от 2,2 до 2,8 м. Высота между грузовыми палубами - от 2,5 до 3,5 м,, а высота грузовых помещений, лежащих под самой нижней палубой_ 6 м и больше.
Толщина настила главной палубы зависит от длины судна, от высоты борта до главной палубы, высоты твиндека, от осадки, системы набора (продольная или поперечная) и расстояния между бимсами, а также от ширины непрерывной палубы между грузовыми люками и наружной обшивкой.
Рис. 24. Палубы: а — названия палуб; b — палуба при поперечной системе набора; с — палуба при продольной системе набора.
| рис. 23 б.
Фальшборт и леерное ограждение (а); типы фальшборта (b):
| 1 — фальшборт;
| 2 — леерное ограждение;
| 3 — планширь
| 4 — стойка фальшборта
| 5 — шпигат;
| 6 — сплошной вырез для стока воды;
| 7 — штормовой портик с поворотной крышкой
| 8 — штормовой портик с защитной решеткой.
|
|
|
|
|
| палуба юта
|
| палуба бака
|
| бимсы
|
| главная палуба (палуба переборок и палуба надводного борта)
|
| третья палуба
|
| карлингс
|
| вторая палуба
|
| настил второго дна
|
| ромбовидный лист
|
| туннель гребного вала
|
| швы
|
| рамные бимсы
|
| навигационный мостин
|
| грузовые люки
|
| люковые стрингеры
|
| командный мостик
|
| стык
|
| настил палубы (рядом с бортом и люками палубные и люковые стрингеры)
|
| шлюпочная палуба
|
| подкрепления люка
|
| настил между люками
|
| палуба средней надстройки
|
| машинная шахта
|
| продольные подпалубные балки
|
| днищевая обшивка
|
| палубный стрингер
|
| рамный бимс
| | |
| гофрированная переборка.
| | | | | | | | | |
ПЕРЕБОРКИ И ТАНКИ
Переборка - водо- и пыленепроницаемую вертикальную стенку, установленную в корпусе судна.
| По положению относительно ДП судна различают продольные и поперечные переборки.
| Количество водонепроницаемых переборок зависит от длины и типа судна. На каждом судне позади форштевня предусматривают аварийную таранную переборку. У винтовых судов в кормовой оконечности устанавливают ахтерпиковую переборку, которая обычно ограничивает ахтерпик. У пароходов и теплоходов в концах машинного и котельного отделений имеется по одной поперечной переборке. Остальной корпус в соответствии с длиной судна разделяется другими поперечными переборками, расстояние между которыми не превышает 30 м. Таранная переборка у судов со сплошной надстройкой или баком проходит от днища до палубы надстройки или бака, в то время как ахтерпиковая переборка обычно доходит только до водонепроницаемой палубы выше летней грузовой ватерлинии.
| Рис. 25. Водонепроницаемые поперечные переборки: а — расположение переборок у грузового судна (полнонаборное судно); b — поперечная переборка; с — гофрированная переборка; d — таранная переборка.
|
| ют
|
| ахтерпик
|
| ахтерпиковая переборка
|
| трюмы
|
| средняя надстройка
|
| палуба переборок
|
| машинное отделение
|
| нижняя палуба
|
| бак
|
| цепной ящик
|
| форпик
|
| таранная переборка
|
| двойное дно
|
| туннель гребного вала
|
| кницы
|
| поясья обшивки переборок
| Водонепроницаемые переборки состоят из полотнищ листов и приваренных к ним ребер
жесткости. Вместо плоских могут устанавливаться гофрированные переборки. У поперечных
| переборок гофры проходят горизонтально или вертикально, у продольных переборок танкеров они
| обычно горизонтальные. По сравнению с плоскими гофрированные переборки при равной прочности
| имеют меньшую массу и дешевле в изготовлении. При большой длине гофрированных переборок для
| подкрепления их отдельных элементов перпендикулярно к направлению гофров приваривают балки и
| на концах укрепляют их кницами.
| Вырезы двери или лазы, устраивают в водонепроницаемых переборках только тогда, когда они
| совершенно необходимы из соображений эксплуатации судна и не могут нанести ущерб
| безопасности судна. Так, в таранной переборке ниже палубы переборок нет дверей или лазов; в
| переборках между трюмами водонепроницаемые двери делают только выше летней грузовой
| ватерлинии.
| Опорные переборки служат на грузовых судах для подкрепления палубы и поперечных комингсов
| люков, а также в качестве продольных полупереборок для сыпучих грузов (шифтинг-бордсы) в
| промежутке между люком и переборкой. Шифтинг-бордсы предназначены для того, чтобы
| предотвратить перемещение зерна или других навалочных грузов при волнении на море (что опасно
| для остойчивости судна). Шифтинг-бордсы состоят из брусьев, размещенных в направляющих.
| Противопожарные переборки устанавливают на жилых палубах пассажирских судов на
| расстоянии не свыше 40 м одну от другой. Толщина листов не превышает 5 мм, потому что
| назначение переборки — помешать возникшему пожару выйти за пределы горящего отсека.
| Противопожарные переборки выполняют и изолируют таким образом, чтобы они, во-первых, в
| течение 1 ч при температуре выше 900СС могли предотвратить проникновение дыма и пламени в
| соседние отсеки и, во-вторых, не нагревались намного более 100°С.
| Пыленепроницаемые переборки устанавливают на судах для изоляции от угольных бункеров и между котельным и машинным отделениями при котлах с угловым отоплением. Они легче, чем водонепроницаемые переборки.
| Рис. 26. Опорная полупереборка.
|
| опорная полупереборка в твиндеке
|
| лаз
|
| опорная полупереборка
|
| направляющие для шифтинг-бордсов
|
| палуба нижняя
|
Рис. 27. Танки.
|
| топливные танки за пределами двойного дна
|
| палуба танков
|
| поперечная переборка
|
| продольная переборка
|
| отбойная переборка
|
| двойное дно
|
| продольная бортовая балка (бортовой стрингер).
|
НАДСТРОЙКИ И РУБКИ
Надстройки - все сооружения на главной палубе, которые идут от борта до борта. С корпусом
| судна надстройки прочно связаны наружной обшивкой, а также внутренними выгородками и
| Носовая переборка называется фронтальной,, кормовая – концевой.. Надстройки разделяют также на длинные, участвующие в обеспечении общей продольной прочности, и короткие, легкие надстройки.
Длинные надстройки размещены в средней части или в районе от оконечностей до средней части судна. Переход от главной палубы к надстройке подкреплен особо, так как из-за концентрации напряжений в нем существует опасность возникновения трещин. Наружная обшивка корпуса судна и наружная обшивка надстройки в районе перехода также подкреплены. Усиление составляет для ширстрека 30—50 м, а для бортовой обшивки 20—25%. Легкими надстройками могут быть короткие бак, средняя надстройка или ют. Поскольку они воспринимают только местные нагрузки, их толщина меньше, чем толщина палубы и наружной обшивки длинных средних надстроек. В средней части судна в зависимости от положения конца надстройки ширстрек утолщен на 20—25%, а бортовая обшивка надстройки в районе перехода - примерно на 10%.
| Рис. 28. Надстройки и рубки: а — средняя надстройка и кормовая оконечность грузового судна и разрез в районе машинной шахты; b — средняя надстройка танкера; с — квартердек с переходом от главной палубы к квартереку.
| Рубки - сооружения, расположенные на главной палубе или на надстройках. Они не идут от
| | борта до борта и обособлены. В них расположены помещения, необходимые для эксплуатации
| | судна. Часто рубки размещают одну над другой.
| | По назначению различают:
- лебедочные рубки, на которые устанавливают лебедки; благодаря высокому расположению
| лебедок оператор при погрузке и разгрузке имеет хороший обзор; в лебедочных рубках размещают
| шкиперское снаряжение, вилочные погрузчики, грузовое бюро или установки для тушения пожара (СО2);
| - рулевые рубки или помещения рулевой машиныдля
| поста управления (на небольших судах) или для размещения рулевых машин;
| - палубные рубки для жилых или хозяйственных помещений, а также для оборудования;
| - рубки на мостике для центрального поста управления судном.
| Палубные рубки обычно не включены в продольный набор судна. Стенки палубных рубок - боковые, фронтальные и задние, а также их палубы, подкрепленные ребрами жесткости или палубными бимсами, рассчитаны только на местные нагрузки и на давление, возникающее при попадании волны на палубу. Высота помещений палубных рубок составляет 2— 2,5 м. м.
ШТЕВНИ
Форштевень - это продолжение киля вперед и вверх.
| Он образует носовую водонепроницаемую оконечность корпуса, на нем заканчиваются пояса наружной обшивки, все непрерывные палубы и продольные связи. Штевень обычно переходит в киль плавно, с небольшим закруглением или изломом. Кроме того, форма форштевня зависит от назначения судна и от его формы, которую выбирают на основании результатов буксировочных испытаний и исходя из опыта. Существует 3 варианта исполнения форштевня. Брусковый штевень-
- старейшая конструкция штевня. Применяется в наше время
| только на малых судах (буксирах, рыболовных судах), которые имеют, как правило, брусковый киль.
| С брусковым килем брусковый штевень обычно сваривается встык. У судов с ледовыми
| подкреплениями листы наружной обшивки вводят в выемку на штевне (шпунт), чтобы.
| предотвратить разгерметизацию вследствие повреждения передних кромок листов
| Литой штевень по сравнению с брусковым имеет то преимущество, что по форме поперечного сечения при круглой передней кромке он может подгоняться к форме ватерлиний. Поэтому, а также благодаря почти гладкому соединению листов уменьшается образование вихрей у форштевня. Для повышения прочности литой форштевень снабжают продольными и поперечными ребрами жесткости. Для соединения с горизонтальным килем литой форштевень имеет хвостовик. Листовой форштевень, называемый также сварным штевнем, состоит из отдельных листов, которые ниже грузовой ватерлинии имеют небольшой радиус кривизны и с увеличением радиуса кривизны подгоняются к форме ватерлиний. Листовые штевни имеют,
как правило, все крупные, полностью сварные суда и суда с бульбовым носом.
| Для предотвращения деформаций листовой штевень подкреплен горизонтальными распорными листами, так называемыми носовыми брештуками; они перекрывают соединительный стык форштевня с наружной обшивкой и доходят до ближайшего шпангоута или соединены со стрингерами. Бульбовый нос
у меньшает сопротивление движению судна, изменяя условия обтекания носовой оконечности и тем
| самым уменьшая носовую волну. При килевой качке он подвержен большим гидродинамическим
| воздействиям. Поэтому его подкрепляют продольными и поперечными ребрами жесткости и
| усиливают средним листом.
| Ахтерштевень - кормовая водонепроницаемая оконечность корпуса судна, которая представляет
| собой продолжение киля в корме и на которой заканчиваются нижние поясья листов наружной
| обшивки.
| ______ Рис. 29. ФОР- И АХТЕРШТЕВНИ: _________________________________________________________________________________.
а — брусковый форштевень; b — литой форштевень (ледокол); с — листовой (сварной) форштевень; d — ахтерштевень двухвинтового судна; е — ахтерштевень одновинтового судна. 1 — хвостовик; 2 — башмак форштевня; 3 — продольное вертикальное ребро; 4 — поперечные ребра; 5 — носовые брештуки; 6 — рудерпост; 7 — старн-пост; 8 — яблоко ахтерштевня; 9 — подошва ахтерштевня; 10 — окно ахтерштевня; 11 — баллер руля.
| Ахтерштевень служит
| опорой для руля, а на одновинтовых судах и для гребного вала.
| Является
| связью, обеспечивающей прочность судна, и подвержен сильным нагрузкам от возникающих
| на руле усилий и от вибрации при вращении судового гребного винта.
| Форма ахтерштевня зависит
| от типа судна (количество винтов) и руля.
|
ОБЩАЯ ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКОГО СУДНА
На судне кроме машинного отделения и грузовых трюмов находятся также помещения для членов команды, а на пассажирских - помещения для пассажиров. К помещениям для членов команды относятся: жилые, хозяйственные (камбуз, кладовые и т. д.), общественные (кают-компании, комнаты отдыха, читальные залы и т. д.) и, наконец, санитарно-гигиенические (помещения для мытья, туалеты, душевые комнаты, бани).
|
| Рис. 32. Помещения для членов экипажа: слева — каюта; справа — кают-компания для командного состава
| Раньше каюты предназначались для нескольких членов экипажа, а в последнее время все чаще строят одноместные и двухместные каюты.
|
|
|
| Рис. 33. Помещения для пассажиров:
а - каюта-люкс для пассажиров (жилое помещение);
b - прогулочная палуба;
с - танцевальный салон с баром;
d - вестибюль и внутренний трап;
е - закрытый плавательный бассейн;
f - медицинский кабинет.
| | рис. 34. Камбуз
| | | | | | Кроме жилых и бытовых помещений имеются также служебные - навигационный мостик, штурманская рубка, радиотелеграфная рубка и т. д. Важную функцию выполняют все коридоры и трапы.
рис. 35 . Продольный разрез пассажирского судна
|
|