ТОП 10:

ПРИ РАБОТЕ С ЯКОРЯМИ НА СУДАХ НЕОБХОДИМО



довольно точно знать, сколько якорной цепи вытравлено за борт. Об этом находящийся на
баке помощник капитана сообщает на мостик.
 

Кроме ленточных стопоров, имеющихся у шпилей и брашпилей для крепления якорных цепей, на палубе устанавливают постоянные и переносные стопоры . Постоянные стопоры располагают

между брашпилем и якорным клюзом, причем наиболее распространенным типом такого стопора
является винтовой.

К переносным палубным стопорам относятся

цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за
кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную
цепь.

Для цепей калибром более 70 мм применяется

закладной стопор, который имеет только одну, подвижную деталь — закладной пал. Все палубные
стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы.
 

Удержание якорной цепи при отданном якоре осуществляется

при помощи ленточного стопора.

Постановкой на якорь и снятием с него руководят:

· на мостике — капитан судна или его старший помощник,
· на баке — третий помощник капитана

 

ЯКОРЯ

ЯКОРЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА СУДАХ, ПО КОНСТРУКЦИИ РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 3 БОЛЬШИЕ ГРУППЫ:

I группа – якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского
типа.
II группа – якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах
наибольшее применение имеют якоря Холла, Грузона, Болдта.
III группа - якоря повышенной держащей силы.
 

К судовым якорям относятся:

становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.

Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якор ь.

Запасные якоря

по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе
или трюме.

Стоп-анкерыслужат

для удержания судна в определенном направлении, а также для снятия его с мели; для этих целей
их завозят на катерах или шлюпках. Они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3
станового якоря.

Верпы

малые судовые якоря, применяемые для различных работ. На транспортных судах в качестве стоп-
анкеров и верпов обычно применяют адмиралтейские якоря. Верпы служат для тех же целей, что и
стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.

Дреки

небольшие шлюпочные якоря.

Кошки

малые якоря массой в несколько килограммов, имеющие 3 или 4 лапы. Они служат для отыскания
затонувших или вылавливания плавающих предметов.
 

Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якор я, которые

обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с
грунтом.

По Правилам становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения, которая рассчитывается согласно следующей формулы:

Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A

где Δ — массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т (м3); В — ширина судна, м; h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;A —площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2 учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В.

Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен

обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в
грунт после срывов; сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной
цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в
изготовлении и дешевым.
 

В качестве становых якорей по Правилам Регистра допускаются

якоря Холла или Грузона, а также адмиралтейские.

Допускается снабжение судов якорями повышенной держащей сил ы, но этот вопрос в каждом случае рассматривает Регистр. В качестве стоп-анкера могут применяться якоря одного из одобренных типов. Держащей силой якоря называется

наименьшее усилие, которое нужно приложить в направлении веретена, чтобы сорвать его с грунта.
Это усилие обычно относят к его весу. Если говорится, что держащая сила якоря равна трем, то это
означает, что фактически его способность оказывать сопротивление силам, стремящимся сместить
судно, будет равна его утроенному весу.
Рис. 6. Якорь Холла удобен в эксплуатации. При уборке он втягивается в клюз, имеет большую держащую силу и малое число деталей. К якорям втяжного типа относятся якоря повышенной держащей силы, в их числе якоря инженера Матросова и катерный инженера Шелдинга.

Для этих якорей характерно следующее:

их лапы имеют большую площадь и расположены ближе к веретену, кроме того, в нижней части
тренда, в плоскости лап, имеется шток, предохраняющий якорь от опрокидывания, но не
препятствующий втягиванию его в клюз. Недостатком является то, что шток делает их очень
громоздкими и по этой причине ограничивается их масса.
 

Якоря Матросова изготовляются массой: литой — от 25 до 1500 кг, сварной — от 5 до 100 к г.

Рис. 7.

 

СТОПОРЫ

Каждая якорная цепь должна иметь не менее трех стопоров . Стопоры разделяются на стационарные и переносные .Ленточный стопор относится

к стационарным и располагается на брашпиле.

Палубные стопоры бывают двух типов: винтовые и с накидным пало м. Винтовые стопоры

применяются для якорных цепей, калибр которых не превышает 72 мм. Для цепей большего
диаметра – стопоры с накидным палом.

К переносным палубным стопорам относятся

цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за
кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную
цепь.

Все палубные стопоры предназначены

для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы. Удержание якорной цепи
при отданном якоре осуществляется при помощи ленточного стопора.
рис.8

Якорные и палубные клюзы служат для







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.082 с.)