Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава



Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для шестивесельного яла количество шпангоутов сокращается с 25 до 12.

Пластмассовый корпус шестивесельного яла, изготовленный из жгутовой стеклоткани в сочетании с полиэфирными смолами, шпангоутов не имеет, а толщина его наружных стенок 6 мм. Прочность корпуса усиливается флорами, которые находятся под бортовыми сиденьями, расположенными по всей длине шлюпки, и образуют внутренние объемы плавучести, заполненные пластиком ТПК-Н.

Ял из алюминиево-марганцевого сплава АМГ-5В конструктивно аналогичен пластмассовому. Весла, мачта, реек, румпели тоже изготовляются из легкого сплава. Весла и парусное вооружение на шпоновом и пластмассовом ялах такие же, как на яле с корпусом из дерева.

Тема 4. ПРЕДМЕТЫ СНАБЖЕНИЯ И ПАРУСНОЕ

ВООРУЖЕНИЕ ШЕСТИВЕСЕЛЬНОГО ЯЛА.

І. СНАБЖЕНИЕ ЯЛ-6

Cнабжение шлюпки вырабатывалось веками, все предметы в определенных условиях необходимы. Поэтому их надо хорошо знать и уметь ими правильно пользоваться, бережно хранить.

Нет необходимости загружать в шлюпку все предметы снабжения при каждом использовании шлюпки. Это нецелесообразно, так как приведет к более быстрому их износу. Особое внимание всегда уделяется к мерам безопасности при пользовании предметами снабжения. Так небрежная загрузка весел может стать причиной серьезной травмы, неправильное пользование отпорным крюком также может привести к травмам. Неправильно одетый спасательный нагрудник может стать причиной трагедии.

Рис. 1. Предметы снабжения Ял-6

1. Весла. В шлюпках их надлежит держать по числу гребцов плюс 2 запасных. Весла бывают:

а) вальковые, применяемые на баркасах, катерах, шестерках, четверках и двойках  
б) распашные, ими гребут на вельботах и специальных шлюпках;  
в) парные (они могут быть вальковые и безвальковые) и применяются на двойках и тузиках.  

У весла различают: рукоять, валек, веретено, лопасть.

С одной стороны лопасть делается гладкая, с другой для прочности имеет грань. Во время
гребли грань должна быть обращена к носу шлюпки. Для предохранения от раскалывания лопасть
имеет медную или железную оковку.
Часть веретена, которая трется об уключину, иногда обшивается кожей.

2. Уключины. Их надо иметь по числу гребцов плюс одну запасную.

 

3. Отпорные крюки. Нужны для протягивания или отталкивания шлюпки. На шестерках их

полагается иметь два - длинный и короткий. Хранятся они на банках по бортам шлюпки.
 

4. Два румпеля: прямой и изогнутый. Они вставляются в отверстие в головке руля и

служат для управления им. Первый при движении под парусами, второй - на веслах.
Чтобы румпель не выскакивал из головки руля, он закрепляется чекой.
 

5. Нагели – болты с продолговатой фигурной головкой. Служат для крепления снастей.

 

6. Шлюпочный якорь адмиралтейской системы. В сложенном состоянии вместе с тросом

Укладывается под среднюю банку.

7. Анкерки – дубовые бочонки для хранения питьевой воды. На 4 человека – один анкерок.

Анкерки укладываются на рыбины или люки, на специальных подставках.
 
8. Ведра парусиновые или деревянные. 2
9.Одна деревянная воронка для наполнения анкерков водой
10. Две деревянные лейки для отливания воды
11. Маты для вытирания ног - один на бак, другой на корму
12. Радиоприемник и передатчик УКВ для связи в дальних похода х
13. Подвесной мотор (только для четверок и шестерок).
14. Кранцы для предохранения бортов при швартовке, стоянке у причалов и т. д. — 4 шт.
15. Фалинь: носовой и кормовой. Для крепления и буксировки шлюпки.
16. Дождевое платье с зюйдвестками по числу штатной команды шлюпки. Свертывается и подвешивается под банками.
17. Кормовой флаг с флагштоком и парусиновым чехлом.
18. Ответный вымпел и семафорные флажки в парусиновом чехле для обеспечения связи с берегом и кораблем.
19. Киса - парусиновый мешок, в котором хранятся материалы и инструменты для ремонта парусов и такелажа, нагели, чеки, уключины, такелажный нож и пр.
20. Рангоут, паруса и такелаж в рангоутном чехле. 21. Два фонаря: трехцветный и белый, как это предписано Правилами для предупреждения столкновения судов в море.
22. Шлюпочный компас для движения ночью, в тумане и во время дальних походов. Своим кронштейном компас крепится к заспинной доске.
23. Шлюпочная сигнальная книга в парусиновом чехле с лямкой
24. Руль.
25. Топор.
26. Сходни.

Кроме перечисленных предметов снабжения, на шлюпку могут браться и другие, если в них есть нужда: карты, прокладочные инструменты и т. д. В комплект шлюпки входят предметы, необходимые для ее эксплуатации. Перечень всех предметов приведен в формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения (рис. 2).

Весло – вальковое (1).

Изготовляется из ясеня, бука или клееной сосны. Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть
с латунной оковкой. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора
весла в уключине обшито кожей. Длина весла - 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла
укладываются на банки по бортам лопастями на нос.  

Рис. 2. Предметы снабжения шестивесельного яла:

  весло вальковое   - якорь;   - ответный вымпел;
а - рукоять;   - якорный канат;   - семафорные флажки;
б - валек;   - анкерок с ковшиком и пробкой;   - рангоутный чехол в сборе;
в - кожа;   - воронка к анкеркам;   - шлюпочный компас;
г - веретено;   - ведро парусиновое;   - двухцветный фонарь;
д - лопасть   - лейка деревянная;   - белый аккумуляторный фонарь;
е - оковка   - кранец;
  - весло распашное;   - мат шпигованный; 30 - спасательный жилет  
  - уключина;   - топор;
  - румпели   - киса с такелажным ножом и свайкой;
  - Военно-морской флаг в чехле;   - Шлюпочная сигнальная книга в чехле;
  - отпорные крюки   - гоночный номер;
а - крюк;   - ввертывающаяся пробка;
б - шток;   - дождевое платье (комплект);
в - клот   - фонарная стойка;
  - нагель;   - фалинь

Весло – вальковое (1). Изготовляется из ясеня, бука или клееной сосны.

Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оковкой.
Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в
уключине обшито кожей. Длина весла - 3,9 м.
Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.

Уключина – металлическая развилка для упора весел при гребле.

6 уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертам и к
подлегарсам или шпангоутам. 1 уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим
предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.
 

Отпорный крюк — металлический крюк на деревянном шток е для задержки шлюпки при

швартовке и отталкивания при отходе. Утолщение штока называется клотом. Шток изготовляется из
дуба. Отпорный крюк должен иметь положительную плавучесть. На шлюпке 2 крюка: 1 длиной 2,5 м,
другой -1,5 м. Шток длинного крюка через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет для
измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный -
справа, короткий - слева), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий -
крюком в корму, длинный - крюком в нос).
 

Нагель – металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит

для крепления наметки, другой - фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки.
Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.

Якорь служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся

шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя
штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Масса
якоря 20 кг.

Якорный канат – пеньковый смоленый трос окружностью 50 мм. Свернутый в бухту

и связанный в четырех местах штертами хранится под носовым решетчатым люком.
Длина якорного каната 60 м.

Анкерок – дубовый бочонок емкостью 25 л. Предназначается для хранения пресной воды.

К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. На яле два анкерка. Устанавливаются в
диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках и крепятся штертами
к рыбинам.
При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. Для этого их нужно
остропить - взять 2 линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя
скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.

Воронка служит для наполнения анкерков водой.

Парусиновое ведро и деревянная лейка служат для удаления воды из шлюпки.

Ведро хранится под носовым решетчатым люком, 2 лейки - под кормовым сиденьем.

Мат шпигованный 300X500 мм изготовляется из пеньки или манильского троса.

Служит для вытирания ног. В шлюпке укладываются: один мат — в носу на рыбине, другой
— в корме на люке.  

Топор служит для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.

Хранится прихваченным штертом к подлегарсу под носовым решетчатым люком.

Кранец мягкий 0, 125 мм служит для предохранения борта от повреждения при швартовке.

4 кранца (по 2 на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.

Фалинь — бельный растительный трос окружностью 50 мм. Носовой фалинь (12 м),

ввязываемый в рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке, кормовой фалинь (8 м),
ввязываемый в рым ахтерштевня, — на кормовом сиденье (в свернутом виде).  

Фонарь двухцветный (2) с красным слева и зеленым справа стеклами. Источником света служит

керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый - аккумуляторный.
Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток.
Двухцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки,
устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в ящике под загребной банкой, фонарная стойка
- на банках с левого борта.

Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагдуха), флагшток — из

дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается
в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с
флагом вставляется в обойму на транце и гнездо на кормовом сиденье шлюпки (рис. 15).

Гоночный номер — фанерная доска размером 40X40 см на деревянном штоке длиной 130 см.

На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки.
Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер
устанавливается на место фонарной стойки.  

Румпель – рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется

изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хранятся
между заспинной и транцевой досками, прихваченные штертами к пиллерсу кницы.

Пробка с резьбой закрывает отверстие в днище шлюпки.

Цепочкой пробка крепится к кильсону.

Киса — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски п арусины,

такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная
уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса хранится под кормовым
сиденьем и крепится к рыму кормового цепного подъема.

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в

Носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки).
Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта
заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и
ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а
в корме - за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится
к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол оставляется на корабле (берегу).

Рангоутный чехол сшит из той же парусины, хранится вместе с парусом на банках

в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решетчатом люке.

Компас шлюпочный служит для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью

или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в ящике.

Ответный вымпел — трапецеидальный красный флаг с белым кружком посредине на

деревянном штоке. Вместе с двумя красными семафорным и флажкам и служит для
сигналопроизводства. Порядок пользования ими изложен в Шлюпочной сигнальной книге.

Шлюпочная сигнальная книга (ШСК) используется при переговорах шлюпки с

кораблями, постами наблюдения и связи (НиС) и другими шлюпками, а также является пособием
по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.

В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации.

Рис.3. Предметы снабжения (на примере ЯЛ-6)

1. Флажки семафорные и ответный вымпел в чехле(Ответный вымпел представляет
собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань - флагтух, шток - деревянный
Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок
. пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге);
 
 
 
2. Киса (Парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины,
такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная
уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового
цепного подъема);
 
3. Кормовой флаг в чехле (Изготовляется из специальной шерстяной ткани, флагтуха, флагшток
.— из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в
парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах
флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо
на кормовом сиденье шлюпки);
  Мат шпигованный (Размером 300×500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса.
Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине,
другой — в корме на люке);
 
5. Нож со свайкой;
6. Прямой румпель (рычаг для перекладки руля. Используется при управлении под парусами
Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу
деревянной кницы);
7. Изогнутый румпель (Используется при управлении шлюпкой на веслах. Хранится между
заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
 
8. Шлюпочный компас (Необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане,
  ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике);  
9. Отпорный крюк длинный со штертом (Служит для задержки шлюпки при швартовке и
Отталкивания при отходе.
Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение - клот. Шток
изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке
Два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в
Черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не
окрашивается. Хранится крюк у бортов на веслах — слева, а после отхода шлюпки от борта
корабля кладутся на рангоут — крюком в корму);
   
 
  Вёсла (Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны);
12. Уключина со штертом (Металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин
вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам.
Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения
изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.);
 
13. Воронка (Используется для наполнения анкерков водой);
14. Сорлинь с кнопом для руля;
15. Кранец мягкий (Служит для предохранения борта от повреждения при швартовке).
  Диаметр – 12 5 мм.4 штуки - по 2 на борт - хранятся на рыбинах в районе уто к;
16. Спасательный жилет;
17. Штормовое платье (Комплект состоит из куртки, брюк и головного убора. Платье аккуратно
свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы - по
комплекту на каждого. Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки);
 
18. Носовой фалинь (12 м, конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Ввязываемый в  
рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке);
19. Кормовой фалинь (8 м, ввязываемый в рым ахтерштевня, хранится на кормовом сиденье в
свернутом виде);
20. Рангуот с парусом в чехле;  
21. Якорный канат (дректов) в бухте (Изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50
мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась,
ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.);
 
22. Адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком (Служит для удерживания шлюпки на месте.  
Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде между
мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.);
 
23. Топор со штертом (Предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.  
Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу);
24. Свайка;
25. Фонарь аккумуляторный;  
26. Гоночный номер (Фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На  
черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер
соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в
отверстие для фонарной стойки);
27. Лейка (Служит для удаления воды из шлюпки. Две лейки хранятся под кормовым сиденьем);  
28. Парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой (Чехол изготовлен из специальной
парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам
— пришитые куски парусины, «ушки»). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия —
люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не
скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с
помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный
чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле или берегу. Сигнальная книга
используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими
шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится
в парусиновом чехле с лямкой);
 
29. Трёхцветный фонарь (Имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа —  
зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый —
аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное
время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной
фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под
загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта);
 
 
30. Остропленный анкер на ростр-блоке (Дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для  
хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка
(каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на
специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами. При авариях
анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить —
взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя
скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в
воде);
 
31. Парусиновое ведро (Служит для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым  
решетчатым люком);
32. Нагель (Металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит  
для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты
нагелей прихватываются к пиллерсу банки);
 
33. Фонарная стойка с кронштейном.

Рис. 4. Размещение комплекта (на примере ЯЛ-6)
 
 

.

На рис.4 показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.194.25 (0.018 с.)