Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для шестивесельного яла количество шпангоутов сокращается с 25 до 12.
Пластмассовый корпус шестивесельного яла, изготовленный из жгутовой стеклоткани в сочетании с полиэфирными смолами, шпангоутов не имеет, а толщина его наружных стенок 6 мм. Прочность корпуса усиливается флорами, которые находятся под бортовыми сиденьями, расположенными по всей длине шлюпки, и образуют внутренние объемы плавучести, заполненные пластиком ТПК-Н.
Ял из алюминиево-марганцевого сплава АМГ-5В конструктивно аналогичен пластмассовому. Весла, мачта, реек, румпели тоже изготовляются из легкого сплава. Весла и парусное вооружение на шпоновом и пластмассовом ялах такие же, как на яле с корпусом из дерева.
Тема 4. ПРЕДМЕТЫ СНАБЖЕНИЯ И ПАРУСНОЕ
ВООРУЖЕНИЕ ШЕСТИВЕСЕЛЬНОГО ЯЛА.
І. СНАБЖЕНИЕ ЯЛ-6
Cнабжение шлюпки вырабатывалось веками, все предметы в определенных условиях необходимы. Поэтому их надо хорошо знать и уметь ими правильно пользоваться, бережно хранить.
Нет необходимости загружать в шлюпку все предметы снабжения при каждом использовании шлюпки. Это нецелесообразно, так как приведет к более быстрому их износу. Особое внимание всегда уделяется к мерам безопасности при пользовании предметами снабжения. Так небрежная загрузка весел может стать причиной серьезной травмы, неправильное пользование отпорным крюком также может привести к травмам. Неправильно одетый спасательный нагрудник может стать причиной трагедии.
Рис. 1. Предметы снабжения Ял-6
|
1. Весла. В шлюпках их надлежит держать по числу гребцов плюс 2 запасных. Весла бывают:
а)
| вальковые, применяемые на баркасах, катерах, шестерках, четверках и двойках
|
б)
| распашные, ими гребут на вельботах и специальных шлюпках;
|
в)
| парные (они могут быть вальковые и безвальковые) и применяются на двойках и тузиках.
|
У весла различают: рукоять, валек, веретено, лопасть.
С одной стороны лопасть делается гладкая, с другой для прочности имеет грань. Во время
|
гребли грань должна быть обращена к носу шлюпки. Для предохранения от раскалывания лопасть
|
имеет медную или железную оковку.
|
Часть веретена, которая трется об уключину, иногда обшивается кожей.
|
2. Уключины. Их надо иметь по числу гребцов плюс одну запасную.
3. Отпорные крюки. Нужны для протягивания или отталкивания шлюпки. На шестерках их
полагается иметь два - длинный и короткий. Хранятся они на банках по бортам шлюпки.
|
|
4. Два румпеля: прямой и изогнутый. Они вставляются в отверстие в головке руля и
служат для управления им. Первый при движении под парусами, второй - на веслах.
|
Чтобы румпель не выскакивал из головки руля, он закрепляется чекой.
|
|
5. Нагели – болты с продолговатой фигурной головкой. Служат для крепления снастей.
6. Шлюпочный якорь адмиралтейской системы. В сложенном состоянии вместе с тросом
Укладывается под среднюю банку.
|
7. Анкерки – дубовые бочонки для хранения питьевой воды. На 4 человека – один анкерок.
Анкерки укладываются на рыбины или люки, на специальных подставках.
|
|
8. Ведра парусиновые или деревянные. 2
|
9.Одна деревянная воронка для наполнения анкерков водой
|
10. Две деревянные лейки для отливания воды
|
11. Маты для вытирания ног - один на бак, другой на корму
|
12. Радиоприемник и передатчик УКВ для связи в дальних похода х
|
13. Подвесной мотор (только для четверок и шестерок).
|
14. Кранцы для предохранения бортов при швартовке, стоянке у причалов и т. д. — 4 шт.
|
15. Фалинь: носовой и кормовой. Для крепления и буксировки шлюпки.
|
16. Дождевое платье с зюйдвестками по числу штатной команды шлюпки. Свертывается и подвешивается под банками.
|
17. Кормовой флаг с флагштоком и парусиновым чехлом.
|
18. Ответный вымпел и семафорные флажки в парусиновом чехле для обеспечения связи с берегом и кораблем.
|
19. Киса - парусиновый мешок, в котором хранятся материалы и инструменты для ремонта парусов и такелажа, нагели, чеки, уключины, такелажный нож и пр.
|
20. Рангоут, паруса и такелаж в рангоутном чехле.
21. Два фонаря: трехцветный и белый, как это предписано Правилами для предупреждения столкновения судов в море.
|
22. Шлюпочный компас для движения ночью, в тумане и во время дальних походов. Своим кронштейном компас крепится к заспинной доске.
|
23. Шлюпочная сигнальная книга в парусиновом чехле с лямкой
|
24. Руль.
|
25. Топор.
|
26. Сходни.
|
Кроме перечисленных предметов снабжения, на шлюпку могут браться и другие, если в них есть нужда: карты, прокладочные инструменты и т. д. В комплект шлюпки входят предметы, необходимые для ее эксплуатации. Перечень всех предметов приведен в формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения (рис. 2).
Весло – вальковое (1).
Изготовляется из ясеня, бука или клееной сосны. Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть
|
с латунной оковкой. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора
|
весла в уключине обшито кожей. Длина весла - 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла
|
укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
|
Рис. 2. Предметы снабжения шестивесельного яла:
| весло вальковое
|
| - якорь;
|
| - ответный вымпел;
|
а
| - рукоять;
|
| - якорный канат;
|
| - семафорные флажки;
|
б
| - валек;
|
| - анкерок с ковшиком и пробкой;
|
| - рангоутный чехол в сборе;
|
в
| - кожа;
|
| - воронка к анкеркам;
|
| - шлюпочный компас;
|
г
| - веретено;
|
| - ведро парусиновое;
|
| - двухцветный фонарь;
|
д
| - лопасть
|
| - лейка деревянная;
|
| - белый аккумуляторный фонарь;
|
е
| - оковка
|
| - кранец;
|
| - весло распашное;
|
| - мат шпигованный;
| 30 -
| спасательный жилет
|
| - уключина;
|
| - топор;
|
|
| - румпели
|
| - киса с такелажным ножом и свайкой;
|
| - Военно-морской флаг в чехле;
|
| - Шлюпочная сигнальная книга в чехле;
|
| - отпорные крюки
|
| - гоночный номер;
|
а
| - крюк;
|
| - ввертывающаяся пробка;
|
б
| - шток;
|
| - дождевое платье (комплект);
|
в
| - клот
|
| - фонарная стойка;
|
| - нагель;
|
| - фалинь
|
Весло – вальковое (1). Изготовляется из ясеня, бука или клееной сосны.
Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оковкой.
|
Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в
|
уключине обшито кожей. Длина весла - 3,9 м.
|
Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
|
Уключина – металлическая развилка для упора весел при гребле.
6 уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертам и к
|
подлегарсам или шпангоутам. 1 уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим
|
предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.
|
|
Отпорный крюк — металлический крюк на деревянном шток е для задержки шлюпки при
швартовке и отталкивания при отходе. Утолщение штока называется клотом. Шток изготовляется из
|
дуба. Отпорный крюк должен иметь положительную плавучесть. На шлюпке 2 крюка: 1 длиной 2,5 м,
|
другой -1,5 м. Шток длинного крюка через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет для
|
измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный -
|
справа, короткий - слева), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий -
|
крюком в корму, длинный - крюком в нос).
|
|
Нагель – металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит
для крепления наметки, другой - фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки.
|
Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.
|
Якорь служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся
шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя
|
штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Масса
|
якоря 20 кг.
|
Якорный канат – пеньковый смоленый трос окружностью 50 мм. Свернутый в бухту
и связанный в четырех местах штертами хранится под носовым решетчатым люком.
|
Длина якорного каната 60 м.
|
Анкерок – дубовый бочонок емкостью 25 л. Предназначается для хранения пресной воды.
К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. На яле два анкерка. Устанавливаются в
|
диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках и крепятся штертами
|
к рыбинам.
|
При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. Для этого их нужно
|
остропить - взять 2 линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя
|
скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.
|
Воронка служит для наполнения анкерков водой.
Парусиновое ведро и деревянная лейка служат для удаления воды из шлюпки.
Ведро хранится под носовым решетчатым люком, 2 лейки - под кормовым сиденьем.
|
Мат шпигованный 300X500 мм изготовляется из пеньки или манильского троса.
Служит для вытирания ног. В шлюпке укладываются: один мат — в носу на рыбине, другой
|
— в корме на люке.
|
Топор служит для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.
Хранится прихваченным штертом к подлегарсу под носовым решетчатым люком.
|
Кранец мягкий 0, 125 мм служит для предохранения борта от повреждения при швартовке.
4 кранца (по 2 на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.
|
Фалинь — бельный растительный трос окружностью 50 мм. Носовой фалинь (12 м),
ввязываемый в рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке, кормовой фалинь (8 м),
|
ввязываемый в рым ахтерштевня, — на кормовом сиденье (в свернутом виде).
|
Фонарь двухцветный (2) с красным слева и зеленым справа стеклами. Источником света служит
керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый - аккумуляторный.
|
Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток.
|
Двухцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки,
|
устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в ящике под загребной банкой, фонарная стойка
|
- на банках с левого борта.
|
Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагдуха), флагшток — из
дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается
|
в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с
|
флагом вставляется в обойму на транце и гнездо на кормовом сиденье шлюпки (рис. 15).
|
Гоночный номер — фанерная доска размером 40X40 см на деревянном штоке длиной 130 см.
На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки.
|
Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер
|
устанавливается на место фонарной стойки.
|
Румпель – рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется
изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хранятся
|
между заспинной и транцевой досками, прихваченные штертами к пиллерсу кницы.
|
Пробка с резьбой закрывает отверстие в днище шлюпки.
Цепочкой пробка крепится к кильсону.
|
Киса — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски п арусины,
такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная
|
уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса хранится под кормовым
|
сиденьем и крепится к рыму кормового цепного подъема.
|
Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в
Носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки).
|
Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта
|
заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и
|
ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а
|
в корме - за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится
|
к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол оставляется на корабле (берегу).
|
Рангоутный чехол сшит из той же парусины, хранится вместе с парусом на банках
в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решетчатом люке.
|
Компас шлюпочный служит для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью
или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в ящике.
|
Ответный вымпел — трапецеидальный красный флаг с белым кружком посредине на
деревянном штоке. Вместе с двумя красными семафорным и флажкам и служит для
|
сигналопроизводства. Порядок пользования ими изложен в Шлюпочной сигнальной книге.
|
Шлюпочная сигнальная книга (ШСК) используется при переговорах шлюпки с
кораблями, постами наблюдения и связи (НиС) и другими шлюпками, а также является пособием
|
по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.
|
В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации.
Рис.3. Предметы снабжения (на примере ЯЛ-6)
1.
| Флажки семафорные и ответный вымпел в чехле(Ответный вымпел представляет
|
собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань - флагтух, шток - деревянный
|
Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок
|
. пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге);
|
|
|
|
2.
| Киса (Парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины,
|
такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная
|
уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового
|
цепного подъема);
|
|
3.
| Кормовой флаг в чехле (Изготовляется из специальной шерстяной ткани, флагтуха, флагшток
|
.— из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в
|
парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах
|
флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо
|
на кормовом сиденье шлюпки);
|
| Мат шпигованный (Размером 300×500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса.
|
Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине,
|
другой — в корме на люке);
|
|
5.
| Нож со свайкой;
|
6.
| Прямой румпель (рычаг для перекладки руля. Используется при управлении под парусами
|
Хранится между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу
|
деревянной кницы);
|
7.
| Изогнутый румпель (Используется при управлении шлюпкой на веслах. Хранится между
|
заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы);
|
|
8.
| Шлюпочный компас (Необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане,
|
| ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике);
|
9.
| Отпорный крюк длинный со штертом (Служит для задержки шлюпки при швартовке и
|
Отталкивания при отходе.
|
Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение - клот. Шток
|
изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке
|
Два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в
|
Черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не
|
окрашивается. Хранится крюк у бортов на веслах — слева, а после отхода шлюпки от борта
|
корабля кладутся на рангоут — крюком в корму);
|
|
|
|
| Вёсла (Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны);
|
12.
| Уключина со штертом (Металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин
|
вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам.
|
Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения
|
изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.);
|
|
13.
| Воронка (Используется для наполнения анкерков водой);
|
14.
| Сорлинь с кнопом для руля;
|
15.
| Кранец мягкий (Служит для предохранения борта от повреждения при швартовке).
|
| Диаметр – 12 5 мм.4 штуки - по 2 на борт - хранятся на рыбинах в районе уто к;
|
16.
| Спасательный жилет;
|
17.
| Штормовое платье (Комплект состоит из куртки, брюк и головного убора. Платье аккуратно
|
свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы - по
|
комплекту на каждого. Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки);
|
|
18.
| Носовой фалинь (12 м, конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Ввязываемый в
|
рым форштевня, хранится на носовом решетчатом люке);
|
19.
| Кормовой фалинь (8 м, ввязываемый в рым ахтерштевня, хранится на кормовом сиденье в
|
свернутом виде);
|
20.
| Рангуот с парусом в чехле;
|
21.
| Якорный канат (дректов) в бухте (Изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50
|
мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась,
|
ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.);
|
|
22.
| Адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком (Служит для удерживания шлюпки на месте.
|
Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде между
|
мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.);
|
|
23.
| Топор со штертом (Предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки.
|
Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу);
|
24.
| Свайка;
|
25.
| Фонарь аккумуляторный;
|
26.
| Гоночный номер (Фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На
|
черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер
|
соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в
|
отверстие для фонарной стойки);
|
27.
| Лейка (Служит для удаления воды из шлюпки. Две лейки хранятся под кормовым сиденьем);
|
28.
| Парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой (Чехол изготовлен из специальной
|
парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам
|
— пришитые куски парусины, «ушки»). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия —
|
люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не
|
скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с
|
помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный
|
чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле или берегу. Сигнальная книга
|
используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими
|
шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится
|
в парусиновом чехле с лямкой);
|
|
29.
| Трёхцветный фонарь (Имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа —
|
зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый —
|
аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное
|
время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной
|
фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под
|
загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта);
|
|
|
30.
| Остропленный анкер на ростр-блоке (Дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для
|
хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка
|
(каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на
|
специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами. При авариях
|
анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить —
|
взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя
|
скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в
|
воде);
|
|
31.
| Парусиновое ведро (Служит для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым
|
решетчатым люком);
|
32.
| Нагель (Металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит
|
для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты
|
нагелей прихватываются к пиллерсу банки);
|
|
33.
| Фонарная стойка с кронштейном.
|
Рис. 4. Размещение комплекта (на примере ЯЛ-6)
.
На рис.4 показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения: