ТОП 10:

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В МИРОВОМ СУДОХОДСТВЕ



В связи с сохранившейся до нашего времени важной ролью англоязычных стран в судостроении и судоходстве, на практике и в специальной литературе, наряду с международной системой единиц, пока используются также англосаксонские основные единицы. Одновременно с навигационной милей в судоходстве при определении местонахождения судна в море и для измерения скорости применяется морская миля:

1 морская миля= 1/60 градуса меридиана = 1852,01 м.

Эта единица получится, если взять 2 прямые, выходящие из центра Земли с углом раскрытия в 1 минуту =1/60 градуса, и измерить расстояние между ними по периметру Земли (большой круг). Так как окружность содержит 360 градусов =21600 минутам, то, следовательно, морская миля равна 1/21600 части окружности Земли, которая составляет примерно 40000 км. Из единицы длины 1 м.миля путем соотнесения ее с единицей времени 1 ч выводится скорость в узлах (уз): 1 узел=1 м.миля/ч = 1,852 км/ч.
Из этих единиц длины выводятся единицы площади и объема. 1 регистровая тонна является основной единицей и служит для измерения вместимости судна.
Значительную роль при определении количества груза играют единицы массы; в международном товарообмене, помимо общепринятых, употребляются также следующие английские единицы массы:

1 длинная тонна = 20 длинных центнеров = 80 длинных квортеров = 160 стон = 2240фунтов= = 1016,047 038 кг

1 фнт (фунт) - 0,454 кг; 1 стон = 6,350 кг ; 1 длинный квортер = 12,701 кг;

1 длинный центнер = 50,802 кг

Наряду с английскими единицами массы применяются американские единицы, которые совпадают с английскими. Однако при заключении фрахтовых договоров различают:


— метрическую тонну (т) = 1000 кг

при морских перевозках между немецкими, скандинавскими, голландскими, бельгийскими, французскими
и другими портами, т. е. между странами, в которых принята метрическая система;
 

— английскую тонну

длинную тонну (long ton) = 1016 кг — при морских перевозках из Великобритании и в Великобританию
(применяются, однако, и метрические тонны);

— североамериканскую тонну

короткую тонну (short ton) = 907 кг, — если речь идет о североамериканском регионе.

Полная грузоподъемность (дедвейт) получается

из полного водоизмещения судна за вычетом массы порожнего, готового к эксплуатации судна.

Грузоподъемность судна выражается, таким образом,

массой груза, которую может принять на борт порожнее готовое
к эксплуатации судно до летней грузовой марки.

Полезный груз судна получается

путем вычитания из полной грузоподъемности (дедвейта) масс таких составляющих, как:
— экипаж и пассажиры с вещами или багажом;
— запасы топлива и смазочных материалов;
— провиант и пресная вода (вода для питания котлов, мытьевая и питьевая вода);
— боцманские запасы, машинные запасы и упаковочные материалы.

Таким образом, полезный груз является

величиной, зависящей от массы производственных материалов (топливо и вода),
т. е. от дальности плавания судна.

У грузовых судов полезный груз составляет примерно 90% . грузоподъемности (дедвейта).

Грузовместимость судна - это
объем всех трюмов в кубических метрах, кубических футах или в «бочках» по 40 кубических футов.
Говоря о вместимости трюмов, различают
вместимость по штучному (тюки) и сыпучему (зерно) грузу.

Рис. 1. Дедвейт и собственный вес порожнего готового к эксплуатации судна.
1 - полезный груз; 2 - дедвейт; 3 - водоизмещение дедвейда; 4 - осадка судна в полном грузу; 5 - осадка порожнего судна; 6 - водоизмещение порожнего судна
.

Это различие вытекает из того, что в одном трюме из-за флоров, шпангоутов, ребер жесткости, переборок и т. д. сыпучего груза можно разместить больше, чем штучного груза. Трюм для генерального груза составляет примерно 92% . трюма для сыпучего груза. Расчет вместимости судна производит судостроительная верфь; вместимость указывается на эпюре емкости, причем она не имеет ничего общего с официальным обмером судна, речь о котором пойдет в следующем разделе.

Удельная грузовместимость -
это отношение вместимости трюмов к массе полезного груза.

Так как масса полезного груза определяется массой необходимых эксплуатационных материалов, то удельная грузовместимость подвержена незначительным колебаниям. У грузовых судов для генерального груза удельная грузовместимость составляет примерно от 1,6 до 1,7 м3/т (или от 58 до 61 куб. футов).

ОБМЕР СУДОВ

Для определения величины судно обмеряют. В 1854 г. после введения метода обмера Мурсома (D. Moorsom) в Англии величину судна стали определять с помощью меры внутреннего пространства. Мера в 100 куб. футов называется «тонной» (бочкой); отсюда, поскольку результаты обмера вносятся в судовой регистр, возникла регистровая тонна: 1 рег. т = 100 куб. футам = 2,83 м3.
Тонна в качестве меры объема используется со времен торгового союза Ганзы, когда величину судна (грузовместимость) определяли количеством вмещающихся в трюмы бочек. Грузоподъемность или водоизмещение в то время не считали подходящими мерами для определения величины судна.
Метод обмера по Мурсому (иногда со значительными отклонениями) с тех пор является основой при составлении Правил обмера для многих государств и акционерных обществ, эксплуатирующих каналы, через которые осуществляются морские перевозки, а также при составлении международных/ Правил обмера судов. Обмер судна является

административным актом, который проводится особыми государственными органами и
оформляется составлением официального документа - мерительного свидетельства,
в котором указываются брутто-вместимость (валовая), нетто-вместимость (чистая)
и размеры идентичности судна.

Результаты обмера служат коммерческим и статистическим целям. В соответствии с ними устанавливаются законы об уплате портовых и лоцманских пошлин, пошлин за прохождение каналов и об уплате других налогов, производится набор команды на суда и статистический учет брутто-регистрового тоннажа торгового флота соответствующей страны. Кроме того, данные обмера важны для

технического оборудования судна аварийным инвентарем, рулевыми и другими устройствами,
противопожарными средствами, телеграфными, радио- и пеленгаторными установками и др.
 
 

Брутто-регистровый тоннаж флотов отдельных стран учитывается при определении состава участников международных конференций, принимающих различные конвенции, и т. д. В ряде стран применяются международные Правила обмера морских судов согласно Соглашению о единой системе обмера судов, заключенному 10 июня 1947 г. в г. Осло. В результате этого обмера составляется

международное мерительное свидетельство, которое признается всеми странами - участниками
соглашения без дополнительной проверки.

Наряду с международным мерительным свидетельством существуют еще национальные мерительные свидетельства и мерительные свидетельства для прохода через Суэцкий и Панамский каналы. По международной системе обмера определяют валовую вместимость и путем определенных вычетов - чистую вместимость.

Валовая вместимость (ВRТ) - это общая вместимость всех водонепроницаемо-закрытых помещений; таким образом, она указывает общий внутренний объем судна, в который входят следующие составляющие:
— объем помещений под обмерной палубой (объем трюма под палубой);
— объем помещений между обмерной и верхней палубами;
— объем закрытых помещений, расположенных на верхней палубе и над ней (надстройки);
— объем пространства между комингсами люков.
Обмерной палубой на судах, имеющих не более двух палуб, считается самая верхняя палуба, а на судах с тремя или более палубами - вторая снизу. В валовую вместимость не включаются следующие закрытые помещения, если они предназначены и пригодны исключительно для названных целей и применяются только для этого:
— помещения, в которых находятся энергетическая и электроэнергетическая установки, а также воздухоприем-ные системы;
— помещения вспомогательных механизмов, которые не обслуживают главные двигатели (например, помещения холодильных установок, распределительных подстанций, лифтов, рулевых машин, насосов, обрабатывающих машин на промысловых судах, цепных ящиков и т. д.);
— помещения для защиты людей у штурвала;
— помещения камбузов и пекарен;
— световые люки, световые шахты и шахты, которые подводят свет и воздух к лежащим под ними помещениям;
— сходы и тамбуры, которые защищают трапы, трапо-вые коридоры или трапы, ведущие к расположенным ниже помещениям;
— санузлы для команды и пассажиров;
— цистерны водяного балласта.

Рис. 2. Обмер судна: а — полнонаборное судно; b — шельтердечное судно.

1 — румпельное отделение; — штурманская и радиорубки;
2 — ахтерпик (балластная вода); — санузел;
3 — трюм; — световые и воздушные шахты;
4 — туннель гребного вала; — пассажирские каюты;
5 — машинное отделение; — камбуз;
6 — двойное дно; — грузовая канцелярия;
7 — форпик (балластная вода); — каюты команды;
8 — тросовая кладовая; — пространство под шельтердечной палубой (твиндек);
9 — боцманские помещения (кладовые); — обмерный люк;
10 — цепной ящик; — открытый бак.
11 — пространство между комингсами люков;  
12 — каюты офицеров и команды;
13 — рулевая рубка;

Чтобы ограничить валовую вместимость двух- и многопалубных судов, все так называемые открытые помещения не включаются в валовую вместимость. Сюда могут относиться пространства между верхней и шельтердечной палубами («шельтердечное пространство») и прочие надстройки, если они делаются открытыми благодаря обмерным люкам в верхней палубе или обмерным отверстиям в переборках. Чтобы можно было исключить из обмера помещения ниже верхней непрерывной палубы, необходимо посредством обмерного люка создать так называемое обмерное пространство, из которого с помощью обмерных отверстий могут быть сделаны открытыми соседние отсеки. В качестве закрытий для обмерных люков можно использовать только свободно уложенные деревянные брусья, в качестве закрытия для обмерных отверстий в переборках допускается использовать U-образные металлические планки или листы, удерживаемые Г-образными болтами.
Судно, которое в верхней палубе имеет отверстия без прочных водонепроницаемых закрытий (обмерные люки и отверстия), называется шель-тердечным судном или судном с навесной палубой; оно имеет из-за таких отверстий меньшую регистровую вместимость. Закрытые внутренние объемы в открытых помещениях, которые имеют прочные водонепроницаемые закрытия, включаются в обмер. Условием для исключения из обмера открытых помещений является то, что они не служат для размещения или обслуживания команды и пассажиров. Если верхняя палуба двух- или многопалубных судов и переборки надстроек снабжены прочными водонепроницаемыми закрытиями, то межпалубное пространство под верхней палубой и помещения надстроек включаются в валовую вместимость. Такие суда называются полнонаборными и имеют максимальную допустимую осадку.


ЧИСТАЯ ВМЕСТИМОСТЬ (NRT) - это полезный объем для размещения пассажиров и грузов, т. е. коммерческий объем. Он образуется путем вычета из валовой вместимости следующих составляющих:
— помещений для экипажа и судоводителей;
— навигационных помещений;
— помещений для шкиперских запасов;
— цистерн водяного балласта;
— машинного отделения (помещения энергетической установки).
Вычеты из валовой вместимости производятся по определенным правилам, в абсолютных величинах или в процентах. Условием для вычета является то, что все эти помещения сначала включаются в валовую вместимость.Чтобы можно было проверить, является ли мерительное свидетельство подлинным и принадлежит ли оно именно этому судну, в нем указываются размеры идентичности (опознавательные размеры) судна, которые легко проверить.


ДЛИНА РАСЧЕТНАЯ (идентичная) - это длина по самой верхней непрерывной палубе от задней кромки форштевня до середины баллера, а у судов с навесным рулем - до задней кромки ахтерштевня.


ШИРИНА РАСЧЕТНАЯ (ширина идентичности) - ширина судна в самой широкой части.


ОСАДКА РАСЧЕТНАЯ (осадка идентичности) - расстояние между нижней кромкой самой верхней непрерывной палубы и верхней кромкой настила второго дна или флорами на середине расчетной длины.

Экономические соображения привели к созданию шельтердечного судна, так как «открытые» помещения, как было сказано выше, не включаются в валовую вместимость. Но поскольку предписанные правилами закрытия обмерных отверстий шельтердека или других «открытых» помещений уменьшают надежность судов, такие объемы по Правилам о грузовой марке не должны учитываться при расчете надводного борта - запаса плавучести судна. До введения международной единой системы обмера судов в Правилах обмера, действующих в настоящее время по рекомендации Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) от 18 октября 1963 г., путем введения тоннажной марки должно сохраняться преимущество открытых помещений, несмотря на водонепроницаемые закрытия шельтердечных и других помещений.

Принцип, который лежит в основе рекомендаций по введению тоннажной марки, заключается в том, что определенныепомещения в твиндеке, которые считаются открытыми и поэтому не включаются в валовую вместимость, могут быть какое-то время закрытыми, причем такие помещения считаются обособленными, если тоннажная марка, расположенная ниже второй палубы на бортах судна, при загруженном судне лежит не ниже ватерлинии. Помещения, которые пригодны для выделения и находятся в свободно стоящих надстройках или рубках на верхней сплошной палубе или над ней, должны, несмотря на прочные водонепроницаемые закрытия, исключаться из валовой вместимости, независимо от того, погружена тоннажная марка или нет.\

ТОННАЖНАЯ (ОБМЕРНАЯ) МАРКА наносится на каждом борту судна в корму от марки надводного борта. Ни в коем случае тоннажная марка не должна наноситься выше грузовой марки - марки надводного борта. Дополнительная линия для пресной воды в тропических водах дается, как правило, за вычетом 1/48 осадки над верхней кромкой киля до обмерной марки. В случае, если тоннажная марка (верхняя кромка горизонтальной линии) не погружена, для коммерческих целей используются валовая и чистая вместимости помещений, расположенных внутри верхнего твиндека и пригодных для выделения

Рис. 3. Грузовые марки: 1 - тоннажная марка, 2 - грузовая марка
 
 

 

Тема 17. НАВИГАЦИЯ - НАУКА ПОМОГАЮЩАЯ НАХОДИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ В ОКЕАНЕ. КОРАБЕЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ПРИБОРЫ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.008 с.)