ТОП 10:

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО, ГЛАВНЫЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.



ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО

судовые средства, предназначенные для постановки судна или другого плавучего объекта на
якорь и закрепления (удержания) его в заданном районе акватории за счет собственных средств.
 
 

В истории не сохранилось точных данных о времени появления первых якорных устройств, однако археологи полагают, что предшественником якорного устройства был массивный якорный камень с гибким канатом. СОВРЕМЕННОЕ ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО -

одно из корабельных устройств; совокупность технических средств, назначением которых
является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при
стоянке его на рейде, в гавани или в открытом море.
 

В составе якорного устройства имеются:

якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи,
подъёма, крепления и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы
, шпили, брашпили, стопора).
 

На боевом надводном корабле по штату должно находиться :

2 становых якоря, каждый из которых должен иметь свою якорную цепь, и один запасной одинаковой
с ними массы.
 
 

На катерах водоизмещением до 35 тоннимеется лишь один становой якорь . Помимо становых якорей на корабле (в корме) размещаются вспомогательные якоря .

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДОЛЖНО:

• обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;  
• удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
• служить одним из средств снятия судна с мели;
• способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.

Якорь

позволяет удерживать судно в определенном положении, противодействуя в открытом море внешним
силам, таким как ветер, морское волнение, течение и т. д.
 

Рис. 1. Типы якорей.

В основном суда стоят на якоре, когда они

находятся на рейде и ждут входа в гавань, а также в аварийных ситуациях, когда, например, судну
угрожает посадка на мель.
 

К якорному устройству относятся:

якорь, якорная цепь и якорный шпиль, или якорная лебедка.
а шток-анкер; f якорь Шпека;
b шток-анкер; g клипперский якорь со штоком и поворотными лапами (якорь Мартина);
с якорь Тротмана; h грибовидный «мертвый» якорь;
d якорь Холла; i — дрек, кошка, верт;
е якорь Грузона; j плавучий якорь

Цифрами на рис.1 указаны:

1 — откидной шток; 4 — шпрюйт
2 — неподвижный шток; 5 — якорный трос;
3 — буй; 6 — сорлинь.

Первые 3 типа относятся к группе штоковых якорей (шток-анкеров . Они применялись на судах в XIX в. В настоящее время их можно встретить на спортивных и парусных учебных судах. На современных судах и боевых кораблях устанавливают

якоря патентованной системы (рис. d—g). Они не имеют штока, и их лапы могут поворачиваться в
обе стороны.
при длит применяют на небольших судах. ельной стоянке судна (например, на противопожарных с.).

Приведенный на рис. i якорь

Изображенный на рис. h якорь используют
На рис. j показан плавучий якорь. Он представляет собой приспособление из парусины, которое в воде оказывает
большое сопротивление. Якорь выбрасывается с носовой части корабля,
когда корабль (например, из-за повреждений двигателя) теряет свою маневренность или когда он
должен находиться носом к волне и ветру.
Трос 5 соединяет плавучий якорь с судном, а трос 6 служит для выбирания
плавучего якоря.
 

На рис. 2 показаны этапы постановки на якорь (отдачи) и поднятия якоря.

Рис. 2. Постановка на якорь и снятие с якоря:
а якорь скользит по грунту;
b якорь зацепляется;
с якорь зарывается;
d якорная цепь натягивается;
е якорная цепь вырывает якорь из грунта
f якорь поднимается.

При отдаче якорь падает на дно (рис. 2а) и буксируется движущимся судно м (рис.2 b). При этом за счет действия штока (шток-анкер) или за счет своей формы (якорь патентованной системы) якорь поворачивается лапами к морскому дну . Если он буксируется дальше, то его лапы зарываются в землю и якорь «зацепляется» (рис. 2с). При подъеме якоря сначала выбирают якорную цеп ь (рис. 2d), которая постепенно принимает вертикальное положении е (рис. 2е). В этот момент якорь отрывается от грунта, а якорная цепь испытывает большую нагрузку . После того как якорь поднят с грунта,

его начинают выбирать якорной лебедкой до тех пор,
пока он не окажется в якорном клюзе.
Якорная цепь соединяет погруженный на морское дно якорь с судном, поэтому она должна воспринимать все
внешние силы (давление ветра, удары волн и т. д.), воздействующие на судно. Длина цепи зависит от
типа и длины судна. Она намного больше глубины моря в месте стоянки, так как цепь должна так
соединять судно с якорем, чтобы сила, воздействующая на якорь, имела горизонтальное направление.
Благодаря этому лапы якоря зарываются в грунт.
 

Рис. 3. Якорная цепь: е — длинное звено;  
а — смычка якорной цепи (с якорной скобой); f — большое звено;  
b — промежуточная смычка; g — обыкновенное звено;  
с — коренная смычка; h — звено с распоркой;  
d — вертлюг; i — концевая скоба.  
Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку.
 
Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев.
Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи
вращаться вокруг своей оси.
Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий
самопроизвольному вытраливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки.
Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством
скобы.
       

Рис.4. Носовое якорное устройство.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)