В состав буксирного устройства транспортных судов входят:
| буксирные тросы;
|
| буксирные кнехты;
|
| буксирные клюзы;
|
| вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов.
|
Помимо вышеперечисленного используются элементы
якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т.п.).
|
Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является
В этом случае суда
соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего
|
судна на нос буксируемого.
|
Портовые буксировки часто производятся
лагом, когда буксир несколькими швартовными концами закрепляют у борта. При
|
таком способе буксировки достигается хорошая управляемость,
|
что очень важно в условиях ограниченной акватории порта.
|
Случайные буксировочные операции по спасению аварийных судов выполняются
транспортными судами или буксирами-спасателями. В этом случае капитан
|
буксирующего судна на месте решает все вопросы организации и проведения буксировки,
|
а также проводит необходимые расчеты.
|
|
Требования к буксирным устройствам судов указаны в «Правилах классификации и постройки морских судов», Том 1, Раздел 5. Основные детали буксирного устройства специальных судов буксировщиков показаны на рис. 1.Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являются буксирный трос и га к. В качестве буксирных тросов применяют
как растительный, так и стальной трос. Растительным обычно пользуются
|
при портовых буксировках. Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос.
|
Недостаток стального троса — его малая эластичность. Поэтому морские буксировки
|
производят при большой длине буксира (400 — 500 м) или в трос включают
|
две-три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и
|
смягчает рывки. Большой эластичностью отличаются тросы из синтетического волокна.
|
Поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.
|
|
Рис. 1. Буксирное устройство судна – буксировщика.
Экспликация:
| буксирный трос;
|
| буксирная лебедка;
|
| мягкий кранец;
|
| буксирный гак;
|
| буксирный клюз;
|
| погон;
|
| буксирная арка;
|
| буксирная дуга
|
| битенг;
|
Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки
необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать
|
буксирный трос.
|
Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Простой гак
неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но
|
часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда
|
он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен буксира,
|
что может привести к опрокидыванию последнего.
|
Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением
автоматических и полуавтоматических гаков.
|
те и другие имеют откидную часть, которая удерживается в рабочем положении,
|
упираясь в специальную щеколду. При сдвиге щеколды поворотная часть освобождается,
|
гак открывается и буксирный трос соскальзывает с него.
|
У полуавтоматического гака щеколда
сдвигается вручную при помощи спускового тросика, проведенного на мостик.
|
Щеколда автоматического гака удерживается от сдвига специальной пружиной,
|
отрегулированной на определенное усилие.
|
В том случае, когда натяжение буксирного троса превышает расчетное усилие,
щеколда сдвигается и гак автоматически открывается.
|
Гак закрепляют на
буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге
|
часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу.
|
Гак к буксирной дуге крепят
через пружинные амортизаторы.
|
Рис. 2. Буксирные гаки.
а)
| простой;
| б)
| полуавтоматический;
| в)
| Автоматический
|
Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает
место установки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна
|
на высоте 1 — 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хорошую
|
поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но
|
при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна.
|
Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос,
|
идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос
|
раскрепляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.
|
Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько
буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения буксирного гака.
|
|
Многие морские буксиры имеют автоматическую
буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки.
|
Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение троса.
|
В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка
|
потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков.
|
При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается.
|
|
К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг
чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов.
|
Установка вдоль каждого борта двух трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает
|
надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы,
|
расположенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин наружной обшивки судна
|
при подходе буксира к борту.
|
В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, на всех судах должны быть
линеметательные устройства для передачи спасательного линя с одного судна на другое, который
|
может также использоваться при передаче буксирного троса в качестве проводника.
|
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (АНГЛИЙСКАЯ) ТЕРМИНОЛОГИЯ (Буксирное устройство - Towing arrangement)
|
|
Русское наименование
| Английский перевод
|
|
|
Буксировка
| Towing, tow, tugging, tuggage, towage
|
Буксировка тросом
| Cable towing, line towing
|
| |
I. Буксировка на буксирной браге
| Tow on the towing bridle
|
II. Буксировка методом толкания
| Push towing
|
III. Буксировка борт о борт
| Alongside towing
|
IV. Буксировка на буксирной лебедке
| Tow on the towing winch
|
V. Буксировка на буксирном кнехте
| Tow on the towing bitt
|
VI. Буксировка на буксирном гаке
| Tow on the towing hook
|
| |
1. Буксируемое судно
| Tow, towed vessel, tugee
|
2. Буксирная брага
| Towing bridle, thick cable
|
3. Буксирный трос, буксир
| Towline, towrope, towing hawser, towing cable
|
4. Буксирующее судно Буксирное судно Буксир
| Towing vessel Tugboat Tug
|
5. Буксир-толкач Толкающее буксирное судно Толкающий буксир
| Pusher, pusher tug Pushboat Pusher tug
|
6. Носовой упор
| Towknee
|
7. Буксирная арка Буксирная дуга
| Towing beam, towing arch Tow rail, towing rail
|
8. Тросовый тормоз
| Wire stopper
|
9. Барабан буксирной лебедки
| Reel of the towing winch
|
10. Буксирная лебедка Автоматическая буксирная лебедка
| Towing winch, towing machine, towing engine Automatic towing winch
|
11. Буксирный кнехт, битенг
| Towing bitt
|
12. Тросовый кранец
| Rope fender
|
13. Буксирный клюз
| Towing chock, towing pipe, towing port
|
14. Огон
| Eye, eye slice, loop
|
15. Буксирный гак Откидной буксирный гак с дистанционным управлением
| Tow hook, towing hook Slip tow hook with remote control
|
16. Устройство для защиты гака от перегрузки
| Device for protection of the tow hook against overloading
|
17. Буксирный бугель
| Tow hoop
|
ТЕМА 12. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ