Пеленгование — метод нахождения правильного пути 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пеленгование — метод нахождения правильного пути



Для того чтобы судно вблизи берега не натолкнулось на мели, острова и другие препятствия, штурман, как было уже сказано, использует метод наземной навигации. При этом для определения местонахождения судна он пользуется приведенными в морских картах и лоциях

морскими и сухопутными навигационными знаками.
Надежным способом определения местонахождения судна является
пеленгование по меньшей степени двух ориентиров с помощью пеленгатора.
Рис. 11. Пеленгаторная рамка. 1 — пеленг точки А; 2 — пеленг точки В; 3 — точка положения.

Простейший пеленгатор представляет собой изображенный на рис.11 диск: он состоит из визирной части и шайбы с картушкой в 360 ْ. Для того чтобы, например, взять пеленг купола церкви (точка А на рис.), картушка пеленгатора приводится в соответствие с картушкой компаса таким образом, что каждая картушка показывает север в одинаковом направлении. Затем с помощью визирной части пеленгуется купол церкви. Пеленг на картушке диска пеленгатора в угловых градусах наносится на картушку морской карты в виде прямой линии, проходящей через ее центральную точку, и с помощью параллельной линейки проводится через точку А. Тот же способ используется и для точки В (маяк). Местонахождение судна по времени пеленгования определяется как точка пересечения обеих линий на морской карте. Для морских судов используют компасы, специально сконструированные для пеленгования. Однако пеленгаторы могут работать только в условиях достаточной видимости, при плохой видимости находят применение современные методы радиолокации.

Радиопеленгатор используется для наземной навигации независимо от условий освещенности и видимости. По принципу действия радиопеленгатор аналогичен диску пеленгатора. Штурман поворачивает антенну радиопеленгатора таким образом, чтобы радиосигналы обозначенного на морской карте передатчика были минимальны, т. е. едва уловимы. При этом направление антенны пеленгатора является пеленгом передатчика в угловых градусах, величина его определяется на картушке компаса прибора и переносится на морскую карту.

Рис. 12. Радиопеленгатор

Таким же образом на другой длине волны ведется поиск радиосигналов следующего передатчика и пеленгуется его местонахождение. Кроме того, радиопеленгаторы могут использоваться для определения местонахождения судов, самолетов, спасательных шлюпок и плотов, оснащенных передатчиками, а также для движения к аварийному объекту на радиочастоте бедствия 2182 кГц. Существуют различные типы радиопеленгаторных установок; в соответствии с дальностью действия передатчиков и способностью к приему радиопеленгатора определение местонахождения объекта может производиться на расстоянии до 1500 миль от передатчиков.

Радиолокационные станции (РЛС) служат не только для предупреждения столкновений в ночное время и при плохой видимости на загруженных судоходных линиях, но и в навигации — в качестве дальномеров и пеленгаторов. Принцип действия РЛС основывается на использовании высокочастотных электромагнитных волн частотой 100 МГц и выше. Отличительной особенностью этих волн является то, что в направлении распространения они по-разному отражаются от препятствий в зависимости от их материала и площади поверхности. От передатчика посредством направленной антенны происходит излучение высокочастотного импульса энергии. Часть этой энергии отражается от препятствия и принимается приемником, измеряющим время прохождения импульса. На электроннолучевой трубке этот импульс становится видимым. Благодаря вращению антенны РЛС с помощью электромагнитных волн через определенные промежутки времени ощупывается все окружение судна и в качестве панорамного изображения воспроизводится на электронно-лучевой трубке. Таким образом на экране возникают изображения судов, айсбергов, очертания побережий, входов в порты, бакенов и т. д. независимо от времени суток и погодных условий. С помощью РЛС можно даже охватить зоны плохой погоды. Радары имеют несколько переключаемых диапазонов наблюдения, представляющих собой кольцевые площади от 0,25 миль (примерно 0,5 км) до 50 (около 90 км).

Рис. 13. Радиолокационная установка

Эхолот является прибором для измерения расстояния с помощью звуковых импульсов. Передатчиком излучаются очень короткие ультразвуковые импульсы, имеющие точную направленность. Если звуковой импульс встречает препятствие, как, например, морское дно, происходит его отражение, а затем этот импульс принимается с помощью установленного на борту судна приемника ультразвука и преобразуется в электрические импульсы. Эти импульсы усиливаются и вызывают загорание вращающейся неоновой газосветной лампочки на шкале времени, на которой снимается непосредственное показание расстояния по временному промежутку между импульсом передатчика и отраженным импульсом. Получаемая величина является, таким образом, расстоянием от днища судна до морского дна. Поскольку на морских картах обозначены также глубины вод, штурман по показаниям глубины на эхолоте может получить информацию о местонахождении судна. Чем больше неровностей имеет морское дно, т. е. чем больше колебаний рельефа в глубине, тем надежнее определяется местонахождение судна.

Рис. 14. Эхолот

ТЕМА 18. ЛОЦИЯ

 

Морская лоция родилась вместе с мореплаванием. В отличие от навигации или мореходной астрономии, основанных на математическом анализе, лоция носит описательный характер. Поэтому описание каждого конкретного океана, моря или их бассейнов также называется "лоцией". В России первая лоция под названием "Книга морская, зело потребная, явно показывающая правдивое мореплавание на Балтийском море" была издана в 1721 г. в Петербурге по указанию Петра I.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЛОЦИИ -

помочь мореплавателю избрать наиболее безопасный и выгодный путь для перехода морем.
Для этого она дает штурману сведения об опасностях в море, системах ограждения
этих опасностей, знакомит его с метеорологическими условиями в районе плавания, дает
описание побережья и находящихся на нем портов, гаваней и бухт, указывает наиболее
удобные курсы для переходов из порта в порт. Кроме того, лоция содержит все
необходимые гидрологические и океанографические данные, характерные для описываемого района.
 
 

Обеспечение безопасности мореплавания возлагается на органы гидрографии.

 

1.ТЕРМИНОЛОГИЯ МОРСКОЙ ЛОЦИИ .

Как и любая другая наука, лоция имеет свою ТЕРМИНОЛОГИЮ. Ниже приводятся основные термины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)