Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным
|
вооружением.
|
|
Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.
Спасательные шлюпки - бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и
|
в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На
|
скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам - спасательные леера с поплавками, за которые
|
могут держаться находящиеся в воде люди. Этой же цели служат расположенные по бортам
|
спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное
|
Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 — моторными
|
или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек —
|
только моторными.
|
Примечания: 1) Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют; 2) В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.
УСТРОЙСТВО ШЛЮПОК
Конструктивно шлюпка состоит из:
| Вооружение шлюпки состоит из:
|
Набора шлюпки
| Весельного вооружения
|
Обшивки
| Парусного вооружения
|
Деревянных элементов
| Элементы снабжения
|
Металлических элементов
|
|
Набор шлюпки – это представляет собой систему продольных и поперечных деревянных деталей
|
корпуса шлюпки предназначенные для создания жесткости каркаса и придания формы.
|
Обшивка шлюпки - представляет собой систему соприкасающихся досок обшивки,
обеспечивающую герметичность борта шлюпки, форму борта и его прочность.
|
|
Деревянные элементы – конструкции шлюпки представляют собой систему деревянных деталей
конструкций, продольного и поперечного усиления прочности корпуса шлюпки, создания
|
соединений.
|
|
|
Металлические элементы - конструкции шлюпки представляют собой систему металлических
деталей предназначенных для создания соединений и элементов креплений парусного, весельного
|
и другого вооружения шлюпки.
|
Основные части, из которых состоит шлюпка, можно найти почти на любом корабле. Знакомясь с
|
устройством шлюпок, мы одновременно получаем представление и об устройстве их дальних
|
родственников - больших морских кораблей. Правда, там другие масштабы, другие материалы, однако
|
основные элементы конструкции - киль, форштевень, шпангоуты, руль - сходны со шлюпочными не
|
только по названию, но и по своему назначению.
|
Шлюпки обычно делаются из качественной древесины (дуб, ясень, сосна). Сначала изготавливается каркас. Потом он обшивается досками. Совокупность продольных брусьев, из которых состоит каркас, называется набором (см. рис. 1).
Киль (1)- Основа шлюпки, состоящая из дубового бруса
|
Форштевень (2) - криволинейный брус в носовой части киля, который крепится вертикально
|
Ахтерштевень (3) – крепится в кормовой части к килю
|
Транцевая доска (4) - На всех шлюпках, кроме вельботов, к ахтерштевню присоединяется плоская транцевая доска
|
Килевая оковка (5) - железная полоса, прикрепляемая для предохранения от повреждений на форштевень и киль
|
Шпангоуты (6) - К килю на расстоянии 25–30 см один от другого крепятся изогнутые дубовые брусья, выгнутые в строгом соответствии с обводами шлюпки. Держатся шпангоуты на медных или оцинкованных гвоздях, которые не ржавеют в воде.
|
Обшивка шлюпки бывает двух видов:
Первая делается на баркасах и катерах, вторая- на остальных
|
Обшивка производится снизу вверх, начиная от киля. Самый нижний пояс обшивки называется
|
шпунтовым поясом или шпунтом; самый верхний - ширстреком (7).
|
Линии соединения между соседними поясами обшивки - пазы (8).
|
Чтобы придать шлюпке запас продольной прочности, сверху вдоль ширстрека ставят ясеневый брус - планширь(9) Для его защиты от повреждений к нему с наружной стороны крепится полукруглый дубовый буртик. С внутренней стороны шпангоутов на уровне скамей накладываются дубовые полосы - привальные брусья(10), которые скрепляют между собой все шпангоуты и придают каркасу необходимую прочность. Чуть выше ватерлинии устанавливается вторая система продольных брусьев – подлегарс ыНа них и привальных брусьях держатсябанки (11) и кормовое сиден ь.Снизу банки поддерживаются стойками. Задняя банка называется загребн о, передняя – баково й.В носу привальные брусья и подлегарсы прочно скрепляются с форштевнем и между собой, в корме - с транцевой доской или с ахтерштевнем (на вельботах и спасательных шлюпках). В продольном направлении обеспечивают прочность шлюпки:
|
Рисунок 1.
| Киль, обшивка, привальный брус
планширь, буртик и подлегарс
|
планширь, буртик и подлегарс
|
В поперечном - шпангоуты, транцевая доска и банки
|
Кильсон (12) –
съемная доска, которая кладется поверх киля на дно шлюпки, укрепляется при помощи штырей с чеками. На нем крепятся степсы для установки мачт и гнезда для стоек, поддерживающих банки снизу.
|
Рыбины -съемные щиты, ложатся на дно шлюпки, чтобы предохранить обшивку и шпангоуты от
повреждений. Рыбины снабжены деревянными упорками для ног гребцов. В носу и корме имеются
решетчатые люки.
|
Заспанная доска – устанавливается на всех шлюпках, кроме спасательных и баркасов, параллельно транцевой доске в 30–45 см от нее
|
Рис. 2 Классический Ял-6.
| |
В днище шлюпки в районе загребной банки для спуска скопляющейся воды делается отверстие, которое завинчивается пробкой. Если шлюпка поднимается с правого борта корабля, то пробка вделывается с правого борта шлюпки, и наоборот. Это делается для того, чтобы при подъеме шлюпки струя вытекающей из нее воды не попадала на корабль. На транцевой доске или на ахтерштевне укрепляются крюк и петля, служащие для навески руля. Петля сверху, а крюк снизу. Таким образом крюк руля вдевается в петлю на шлюпке, а крюк шлюпки - в петлю руля. На шлюпках новой постройки все сделано гораздо проще и удобней. На транце (ахтерштевне) имеется вертикальный стержень, нижний конец которого опирается на пятку. Достаточно накинуть на стержень петли, имеющиеся на руле, и можно отправляться в путь. На носу по бортам и на транцевой доске по сторонам от руля на шлюпках накрашивается флюгарка - так называется особого рисунка и расцветки флажок, присвоенный всем шлюпкам данного корабля.
СУДОВЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ