Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Широкое судно, таким образом, более остойчиво, чем узкое.

Поиск

Рис. 4. Поперечная остойчивость судна на волнении. а - судно на спокойной воде, b - судно на вершине волны, с - судно на подошве волны

Рис. 5. Аварийное судно. 1 - затопленный отсек, C и CΨ - центр величины, FA - сила поддержания, FG - вес судна, G -центр тяжести судна
 
 

КАЧКА СУДНА. НАГРУЗКИ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ СУДНОМ. Cудно (корабль), плавающее в состоянии равновесия, имеет 6 возможностей движения, которые называются степенями свободы, т. е. оно может перемещаться в направлении 3-х осей и поворачиваться вокруг них. При параллельном перемещении в вертикальном направлении равновесие устойчиво. При более глубоком погружении увеличивается выталкивающая сила, а при всплытии - сила веса судна по сравнению с уменьшившейся выталкивающей силой возвращают корпус судна в первоначальное положение равновесия. Поэтому движения в вертикальном направлении - всплытие и погружение - в общем не опасны для судна и почти не заметны, за исключением штормовых условий. Параллельное перемещение в направлении продольной и поперечной осей и вращение вокруг вертикальной оси не создают опасных ситуаций для судна.
При вращении вокруг продольной оси (крен, бортовая качка) и поперечной оси (килевая качка) возникает устойчивое, неустойчивое или безразличное равновесие, причем судно все время стремится занять устойчивое положение равновесия. Колебания судна появляются тогда, когда

плывущее судно выводится из положения равновесия внешними силами, например ветром,
шквалами и волнами, и затем оказывается предоставленным самому себе.

Оно, как маятник, колеблется вокруг положения покоя; при этом угол колебаний становится все меньше, до тех пор пока энергия движения судна не будет уничтожена сопротивлением воды. Продольные колебания судно совершает тогда, когда

волны набегают с носа и с кормы.

Если, например, гребень идущей сзади волны давит на корму, то судно получает ускорение и скорость его увеличивается. При дальнейшем прохождении вдоль корпуса судна гребень волны затормаживает его движение. Таким образом, у движущегося судна при волнах, набегающих сзади, скорость увеличивается или уменьшается. При движении судна против волн снижение скорости может быть особенно значительным.
Поперечные колебания возникают тогда, когда

гребни волн набегают на судно с правого или с левого борта.

Например, волны идут с левого борта; в этом случае они кладут судно на правый борт и разворачивают его. Попадая затем на подошву волны, судно возвращается в исходное положение. На ходу эти колебания почти незаметны, и их невозможно измерить.
Движения погружения судно выполняет при нахождении попеременно на гребне и на подошве волны. На гребне судно движется (колеблется) вверх, а на подошве – вниз.

Бортовая (боковая) качка -
это вращательное движение судна вокруг его продольной оси с одного борта на другой.
Оно вызывается волнами, набегающими с борта, и порывами ветра. Способность судна
выпрямляться при колебательных движениях вокруг продольной оси называют
поперечной остойчивостью
Килевая качка - нос и корма
то вращательное движение судна вокруг поперечной оси, при котором
попеременно поднимаются и опускаются.

Способность судна выпрямляться при наклонах вокруг поперечной оси называют продольной остойчивостью. Сильная килевая качка может быть опасна для судна и для груза. Чем больше волны, против которых идет судно, тем сильнее килевая качка. При особенно бурном море волны на судне в полном грузу могут перекатываться от носа до кормы.

Рыскание это вращательное движение судна вокруг вертикальной оси на левый или на правый борт, когда волны набегают под углом. Если гребень волны, идущей наискось с носа, поворачивает судно на правый борт, то затем на подошве волны оно поворачивается на левый борт.
Различные типы колебаний редко встречаются в отдельности. Обычно судно выполняет на волнении сложные движения, которые заставляют его в большей или меньшей степени изменять положение и угрожают его безопасности. Однако наиболее выражены бортовые и килевые движения. Силы ускорения, возникающие при этих колебаниях, являются иногда причинами аварий и повреждений, таких как соскальзывание или перемещение груза, потеря палубного груза, повреждения ударами волн (например, деформация обшивки) и течи. Ускорения неблагоприятно сказываются на экипаже и пассажирах. Бортовая и килевая качка вызывает особенно сильную морскую болезнь (тошноту и рвоту) и ухудшает условия труда (службы) на судах (кораблях).

На корпус судна (корабля), идущего по спокойной воде, действуют гидростатические силы давления, которые возрастают с увеличением глубины. С другой стороны, судно является «свободной балкой», которая при изменении дифферента и крена всегда стремится занять такое положение, чтобы ее центр тяжести и точка приложения выталкивающей силы находились на одной вертикали. Судно подвержено поперечным нагрузкам вследствие давления забортной воды, а также нагрузкам от собственного веса и выталкивающей силы, действующим в противоположных направлениях. Величина этих нагрузок изменяется с изменением состояния нагрузки и положения судна относительно поверхности воды. По типу внешних сил, действующих на корпус судна, выделяют различные нагрузки, которые действуют на него более или менее одновременно.

Рис.9. Нагрузка на корпус судна от действия гидростатического давления воды и веса груза 1 - давление на корпус судна (сила поддержания), 2 - давление воды на борт судна Крутящие моменты создают в судовых конструктивных связях напряжения сдвига (напряжения кручения), а в палубном настиле рядом с люками и между ними дополнительные напряжения на растяжение, сжатие и изгиб.

Значительны крутящие моменты у крупных судов с большей шириной люков и у судов с большим «раскрытием» палубы, таких как контейнерные суда. Здесь скручивание судна очень важно учитывать при укладке контейнеров плотными штабелями, которые во время погрузки и разгрузки, а также при движении судна не должны заклиниваться.

Рис.11. Скручивающая нагрузка на судно при косом курсе относительно волн . Наряду с продольными, поперечными и крутящими нагрузками вследствие распределения веса и выталкивающей силы, а также вследствие бортовых гидростатических давлений возникают еще нагрузки из-за качки судна, особенно килевой. При этих колебаниях вокруг поперечной оси действуют как силы инерции массы, так и гидродинамические силы. Наряду с названными выше нагрузками на корпус судна действуют изгибающие нагрузки уже при спуске со стапеля. При ремонте в доке давление на кильблоки (опоры) вызывает существенные нагрузки на поперечные связи корпуса судна. Эти нагрузки учитываются уже при проектировании судов.
Рис. 12. Скручивающая нагрузка при неравномерном распределении груза по ширине и длине судна. Столкновение двух судов или соприкосновение идущего судна с морским дном создает нагрузки, которые приводят обычно к большему или меньшему повреждению корпуса судна, а иногда и к его гибели.
Рис.14. Гидродинамические силы, возникающие при килевой качке: а - тангенциальная скорость при проходе через положение равновесия, b - гидродинамическое давление на днище судна, 1 - всплытие, 2 - погружение, Ψ - наибольший угол дифферента при килевой качке, ВЛ - центр тяжести площади действующей ватерлинии - точка вращения при килевой качке.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.008 с.)