Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип объективации (осознания) поведения

Поиск

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные

средства объективации поведения. Одним из них является ви­деозапись поведения участников группы в тех или иных ситуа­циях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учиты­вать, что видеозапись является очень сильным средством воз­действия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу бе­зопасности, доверия, открытости, которая позволяет участни­кам группы экспериментировать со своим поведением, не стес­няясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творче­ской, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологи­ческого тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тре­нера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренин­га, планируя работу на день, непосредственно в процессе рабо­ты — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики яв­ляются:

— содержательный план работы;

— уровень развития и сплоченности группы, характер отноше­ний, складывающихся между ее участниками;

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относят­ся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее моди­фикации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конк­ретного средства в рамках этого приема определяется следую­щими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.

Далее мы более подробно рассмотрим каждый из факторов в непосредственной связи с предметом нашего обсуждения — психогимнастическими упражнениями и выбором того или ино­го упражнения в ходе тренинга.

 

II. Психогимнастика в тренинге

В работе тренинговой группы всегда присутствуют два пла­на, две стороны: содержательная и личностная. Содержатель­ный план соответствует основной содержательной цели тренин­га. Он изменяется в зависимости от того, что является объектом воздействия: установки, умения, когнитивные структуры, — а также от программы тренинга: например, в тренинге креативно­сти, тренинге партнерского общения или ведения деловых пе­реговоров содержание будет разным, хотя уровень объектов воздействия один и тот же — установки и умения.

Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне кото­рой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности (в некоторых ви­дах тренинга эти состояния и отношения участников становят­ся содержанием работы группы).

В результате психогимнастических упражнений могут про­исходить изменения в состоянии группы как целого, отдельных ее участников, а также может быть получен материал, осозна­ние и обсуждение которого позволяют продвигаться вперед в содержательном плане.

Мы осознаем некоторую условность понятия «психогимнас­тика». Этим понятием обозначают очень широкий круг упраж­нений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе[70], быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например, память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализован­ное воздействие. Они позволяют подключать для осознания од­ного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психо­гимнастические упражнения: двигательные, предполагающие рисование и т. д.

Иногда под психогимнастическими упражнениями подразу­мевают только такие, которые направлены на изменение состо­яния группы как целого или каждого участника в отдельности. Признавая целесообразность таких упражнений, мы в то же вре­мя обозначаем понятием «психогимнастика» и те, которые на­правлены на получение опыта, соответствующего содержатель­ной цели тренинга. Кроме того, мы не сторонники применения в тренинге таких упражнений, которые совсем не включают содержательного компонента. Например, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать фи­зическую зарядку (это возможный вариант работы), но можно поступить и так: предложить участникам группы встать, оста­ваясь на месте, и на счет «раз» сделать какое-либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может ме­няться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате такого упражнения, с одной стороны, решается задача активизации группы, снижения усталости, по­вышения настроения, с другой — участники получают опыт, ко­торый позволяет поговорить о том, как вырабатывалось общее ре­шение, какой тактики придерживался каждый и т. д. Идеи, кото­рые могут появиться в ходе такого обсуждения, будут полезны в тренинге партнерского общения, деловых переговоров и др.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд момен­тов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения. Раскроем более подробно каждый из этих вопросов.

Выбор упражнения

Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, тре­нер ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его проведения:

— изменится состояние группы как целого;

— изменится состояние каждого из участников группы в от­дельности;

— в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников;

— будет получен материал для продвижения вперед в содержа­тельном плане.

2. На каком этапе развития находится группа: чем она спло­ченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее уча­стники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним преж­де всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глаза­ми. Несвоевременное использование подобных упражнений

приводит к повышению напряженности, возникновению дис­комфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характери­стики (пол, возраст и т. д.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упраж­нения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бы­вает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.

Во второй половине дня следует проводить упражнения, по­могающие снять усталость, создающие условия для эмоцио­нальной разрядки. Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы ситуаций.

5. Содержание дальнейшей работы.

Инструкция

Эффективность упражнения во многом зависит от четкос­ти, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содер­жать достаточную и необходимую информацию. Не следует пе­регружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инст­руктирует дольше, чем длится выполнение самого упраж­нения.

Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструк­ции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно долж­но выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очере­ди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым ви­зуальный контакт. Это повышает уровень внимания участни­ков группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и заканчивая инструкцию вопросом: «Может быть, что-то неясно и тре­буются уточнения?» — задерживает взгляд именно на этих участниках группы.

Приступать к выполнению упражнения следует только то­гда, когда тренер убедился в том, что все поняли-инструкцию и знают, что надо делать. Однако даже в том случае, когда потра­чено достаточно времени на то, чтобы проверить, все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обна­ружиться недопонимание или неоднозначность ее понимания разными членами группы. В этом случае стоит остановить вы­полнение упражнения и внести коррективы.

Следует ли тренеру самому принимать участие в выполне­нии упражнений? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Не пре­тендуя на точное решение этого вопроса, наметим лишь некото­рые ориентиры.

Самая общая идея — тренер по возможности принимает уча­стие в психогимнастических упражнениях, особенно в тех, с ко­торых начинается день. Это можно принять как правило. То же самое можно сказать об упражнениях, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной об­ратной связи.

Если выполняются упражнения, требующие четного или на­оборот нечетного числа участников, тренер, исходя из числен­ности группы, своим включением или невключением регулиру­ет число участников упражнения.

Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют руководства со стороны тренера в процессе их выпол­нения. Тренер не участвует и в тех случаях, когда, оставаясь «за кадром», он обеспечивает безопасность членов группы, на­пример, при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

 

Упражнения

Упражнение 3

Все участники группы садятся по кругу.

Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну за­дачу: как можно быстрее всем одновременно, не договарива­ясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количе­ство пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, трии на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти. В любом случае уп­ражнение дает богатый материал для обсуждения, который мо­жет использоваться в ходе тренинга, а также в различных соци­ально-психологических практикумах.

В практикуме по психологии управления и социальной пси­хологии можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как общественное мнение, групповое давление, ав­торитет, групповое настроение.

Упражнение 4

Все участники садятся в круг.

Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное коли­чество пальцев. Иногда — на одной руке, иногдана двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), долж­ны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку (и)».

Тренер несколько раз показывает группе то или иное коли­чество пальцев. Вначале лучше показывать 5-7 пальцев, в кон­це — 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько во­просов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентирова­лись, когда принимали решение встать?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность за­ранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состояниях других людей, согласовы­вать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициа­тивы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение 5

Участники становятся в круг.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас ока­залась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте нач­нем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены по­парно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом во время «распутывания» активного участия в по­исках вариантов не принимает. Во время выполнения упраж­нения в группе достаточно часто возникает идея невозможно­сти решения поставленной задачи. В этом случае тренер дол­жен спокойно сказать, что задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое груп­пами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопро­сами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее спра­виться с поставленной задачей?» (этот вариант является более предпочтительной, с нашей точки зрения, модификацией во-

проса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей?»). В ходе обсуждения участники группы обычно при­ходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совме­стной деятельности помогает доброжелательное, бережное от­ношение друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мне­ния каждого, появление оригинальных новых идей и т. д. Этот материал может быть полезен в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения воз­растет напряженность, стоит воздержаться от его проведения.

Упражнение 7

Упражнение выполняется в парах. Тренер предлагает каж­дому выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных (наименее знакомого члена группы).

Инструкция: «Данное упражнение включает несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное вре­мя. Я буду говорить, что надо делать, буду следить за вре­менем и сообщать вам, когда оно закончится.

Задание 1.В течение четырех мину т молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается четыре минуты, в те­чение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой...» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особен­ностях человека, например: добрые глаза, умный взгляд и т. п. Сначала один говорит четыре мину ты, другой слуша­ет, потом наоборот. Я скажу вам, когда надо будет поме­няться ролями.

Задание 3. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собе­седник) был, с вашей точки зрения, когда ему было пять лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера».

После того как первая пятиминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение одной минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так.

Далее пять минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает одну минуту для обратной связи.

Задание 4. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точ­ки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соот­ветствует ответу на вопрос: «Какой человек мой собе­седник?»

После выполнения всех четырех заданий участники садятся в круг, и каждому дается одна минута, в течение которой надо представить своего партнера группе как человека, с которым всем вместе предстоит провести пять дней.

Данное упражнение дает самые разные возможности для его обсуждения. После его завершения группе можно задать вопро­сы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Вы­полнение какого из четырех заданий у вас вызвало наибольшие трудности?», «Какие впечатления возникли у вас в ходе выпол­нения упражнения?» и т. д.

В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, существенно сокращается дистанция между участниками группы. В то же время рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет об­судить 1) значение контакта глаз в ходе общения; 2) трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личностные особенности; 3) стремление перенести свой опыт на другого человека, приписывая ему то, что свойственно преж­де всего нам самим и т. д.

Упражнение 12

Все участники садятся в круг.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому друго­му, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

При обсуждении выполнения упражнения можно пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поставив вопрос: «Расскажите, что вы чув­ствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и ка­кие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?» При обсуждении может быть выдвину­та идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудниче­ства, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт воз­никает в том случае, когда обращение к человеку не соответ­ствует его потребностям, интересам.

Если во время выполнения упражнения тренер замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после за­вершения упражнения можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?» Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напря­жение, возникшее в ходе упражнения; с другой стороны, отве­ты на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счет мнений других участников. Осознание своего опыта в данном случае — это осознание тех барьеров, которые меша­ют людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать других людей, их истинные потребности.

Модификация 1

Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.

Инструкция: «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть ко­ротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это поже­лание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побы­вал у всех, и постараемся никого не пропустить*.

Модификация 2

Участники садятся в круг. Видеоаппаратура подготовлена к съемке.

Инструкция: «Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелания группе на сегодняшний день».

Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участ­никам предлагается сесть так, чтобы им было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитив­ный эмоциональный фон в группе. Это связано со взаимной ин­дукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро (каждый ждет свое­го появления на экране и затем сравнивает себя с остальными).

Упражнение 14

Все участники становятся в круг.

Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двига­ются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет опреде­ляться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем бы­стро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участни­ками группы показывает, как выглядит молекула: они сто­ят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечь­ями)».

Во время выполнения упражнения, в котором тренер уча­ствует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например, 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.

Когда упражнение завершено и все заняли свои места, тре­нер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чув­ствуете?» или «Можем ли мы приступать к работе?» и т. д.

Упражнение 19

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Яраздам вам карточки, на которых напи­сано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей кар­точке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждогонайти свою пару. При этом можно пользоваться любыми вырази­тельными средствами, нельзя только ничего говорить и из­давать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но про­должайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тре­нер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть вни­мательными к действиям других, а с другой — искать такие сред­ства самовыражения, которые будут понятны другим.

После завершения упражнения можно предложить поде­литься впечатлениями, рассказать о том, как участники находи­ли свою пару.

Упражнение 20

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-ни­будь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и надо потратить доста­точно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыду­щие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопро­вождать выполнение упражнения».

Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два уда­ра ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет пер­вым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего жи­вотного: например, "волк-волк", а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя вы­биваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его вы­полнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого мо­мента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, созда­ет хороший фон для продолжения работы.

Упражнение 22

Участники встают. Тренер предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

Инструкция: «Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а два край­них участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — "запутыва­ется". Давайте и мы "запутаемся"». (Тренер помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые Руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.)

Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, на­ходившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост». Процесс распутывания «змеи» иногда занимает немало време­ни, участник, который пытается это сделать, может ссылаться на то, что задача эта невыполнима. В этом случае тренер побуж­дает его к продолжению работы, утверждая, что решить эту за­дачу можно, предлагая попробовать еще. Данное упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сбли­жению группы. Кроме того, при обсуждении результатов упраж­нения могут появляться идеи о необходимости ориентации в си­туации, постоянной включенности в процесс ее разрешения, что способствует продвижению группы в содержательном плане.

Упражнение 25

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захо­чется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».

После того как тренер убедится, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать» картину, он «берет» вообра­жаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и передает будущую картину участнице, си­дящей слева. Тренер внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал(а) я...» И даль­ше тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в этот момент. На­пример, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисо-вал(а) я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный берег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, ко­торый нарисовал ты, Андрей, и...»

В результате проведения этого упражнения в группе возни­кает позитивный эмоциональный настрой, создается эмоциональное единство. Иногда чувства, эмоции, образы настолько сильны, что затрудняют переход к более реалистическим, раци­ональным моментам работы. В этом случае надо дать возмож­ность участникам группы отреагировать их чувства и эмоции, задав им вопрос: «Как вы себя чувствуете?» или: «Может быть, у вас возникли чувства, переживания, идеи, которыми вы хоте­ли бы поделиться с другими?»

Это упражнение дает лучшие результаты, если проводится на 3-4 день работы группы, когда участники уже достаточно хо­рошо чувствуют друг друга и проявившиеся в ходе работы груп­повые ценности.

Упражнение 27

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названи­ями цветов, которые повторяются дважды, т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано "крас­ный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же кар­точка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответ­ствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у них цвет.

Психогимнастические упражнения содержательного плана

В этот подраздел вошли психогимнастические упражнения, в ходе которых участники тренинга приобретают опыт, позво­ляющий двигаться к содержательной цели тренинга. Кроме того, эти упражнения дают возможность тренировки тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, кото­рые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие.

В первую часть каталога включены упражнения по следую­щим темам:

— установление контакта в общении; понимание своего состо­яния и его презентация, а также понимание состояния дру­гих людей, сопереживание;

— передача и прием информации;

— умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказыва­ний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.013 с.)