Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые комплексы аффектовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Две или несколько фундаментальных эмоций, комплекс которых может вызываться относительно стабильно и часто, определяют такую эмоциональную характеристику субъекта, которая может рассматриваться как эмоциональная черта. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. Понимание таких комплексов как изменяющихся комбинаций фундаментальных эмоций и других аффективных процессов имеет важное значение для психологии личности, для психодиагностики и психотерапии. Тревожность. Теоретические представления и экспериментальные исследования тревожности исходят из несогласующихся друг с другом и часто неадекватных определений этого понятия. Тревожность часто рассматривается как явление, обладающее только одним измерением, несмотря на тот факт, что клинический опыт этому противоречит, и даже авторы, говорящие о тревожности как о единичном феномене, включают в свои описания различные ее компоненты, относительно независимые друг от друга. Теория дифференциальных эмоций определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение (Izard, 1972). Относительная важность этих эмоций в синдроме тревожности зависит от индивида и от конкретных особенностей его жизненной ситуации, поскольку индивидуальные вариации в синдроме тревожности являются функцией как врожденных, так и приобретенных детерминант. Депрессия. Первое психодинамическое объяснение депрессии было дано Карлом Абрахамом, который рассматривал тревожность и депрессию как аналоги страха и печали и анализировал эти явления в традициях психоанализа. В теории дифференциальных эмоций было показано, что депрессия является даже более сложным синдромом, чем тревожность. Фундаментальные эмоции, включенные в депрессию, — горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне-направленная враждебность) и к другим (внешне-направленная враждебность). Хотя фундаментальные эмоции считаются основными и наиболее важными элементами депрессии, в нее включены и другие аффективные факторы — плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость (Izard, 1972). Эти особенности, возможно, правильнее рассматривать как побочные продукты депрессии, тем не менее они обладают мотивационными качествами и, следовательно, влияют на другие компоненты депрессии и ее источники. Любовь. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека. Родительская любовь, любовь матери ощущаются в раннем детстве и сопровождают человека на протяжении многих лет его жизни. Источниками обогащения и радости может быть любовь брата или сестры, любовь друзей. Когда юношеские мечты заменяют место детских радостей и печалей, появляется романтическая любовь, в которой доминируют интерес, радость и сексуальное влечение. * Каждый из этих типов любви имеет неповторимые признаки, каждый — особый комплекс аффектов. Но несмотря на различия, в них есть и нечто общее. Любовь связывает людей друг с другом, и эта аффективная связь имеет эволюционно-биологи-ческое, социокультурное и личностное значение. Взаимная любовь образует особое взаимоотношение, которое изменяет все другие аффективные пороги и влияет на все когнитивные процессы человека. Враждебность. Враждебность определяется как основание агрессии (Izard, 1975), но так же, как и мотивация, не всегда приводит к соответствующему внешнему поведению, враждебность не обязательно ведет к агрессии. Во враждебности взаимодействуют фундаментальные эмоции гнева, отвращения и презрения, и относительная сила этих трех эмоций (вместе с когнитивными и ситуационными факторами), возможно, определяет вероятность и природу агрессии. Например, сильный гнев увеличивает вероятность импульсивных агрессивных актов. Доминирование отвращения во враждебной триаде приводит к избеганию объекта враждебных чувств, а презрение вкладывает в агрессивные акты оттенки, характерные, например, расовым предрассудкам. Враждебность имеет характеристики, состояния и черты. Враждебность с ярко выраженным гневом является состоянием, а предрассудки — проявлением враждебности как черты. В сочетании с конкретным набором знаний враждебность может перерасти в аффективно-когнитивную ориентацию, которая называется ненавистью.
Дж. Ниренберг, Г. Калеро НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЖЕСТОВ [39] Для того чтобы понимать значение жестов и движений и определить, согласованы ли их компоненты, давайте сначала рассмотрим некоторые типы неречевого общения, которые легко распознаваемы и часто встречаются.
Выражение лица Это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же происходит это общение. На семинарах мы пользовались слайдом с изображением лиц двух групп людей на переговорах. По выражениям лиц (рис. 2.14) видно, что сидящие справа удовлетворены, открыты, уверены в себе, а сидящие слева — несчастны, озлоблены, и явно занимают оборону. Участники семинара быстро соглашались, что перед ними — два противоположных лагеря. Затем мы спрашивали, откуда они это узнали? Некоторые не могли сказать ничего большего, чем «по выражению лица», другие, более наблюдательные, отмечали складки на лбу, положение бровей, открытость глаз, раздувшиеся ноздри и т. д. Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе — агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, глаза его широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра — некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из-под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он — способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество — это динамичный процесс.
Джейн Темплтон, психолог, опубликовала статью, которая называлась: «Как продавец может узнать, что у покупателя на уме». Она, в частности, отмечает: «Если глаза возможного покупателя смотрят вниз, а лицо он отворачивает в сторону — вам откажут. Напротив, если клиент искренне, а не механически улыбается, а его подбородок выставлен вперед, то он, вероятно, обдумывает ваше предложение. Если его взгляд встречается на несколько секунд с вашим и он одновременно улыбается легкой улыбкой, то он склоняется принять ваше предложение. И, наконец, если он чуть опускает голову и по лицу скользит улыбка, будьте уверены — покупка действительно будет сделана». Многие из нас, без сомнения, считают, что люди, которые не смотрят нам в глаза, что-то скрывают. И. Эргель в книге «Психология межличностного общения» подсчитал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения. Он также заметил, что если два человека во время разговора смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, вероятно, больше заинтересованы в собеседнике, чем в том, о чем он говорит. Крайности в этом спектре — влюбленные, с обожанием смотрящие друг на друга, и два разгневанных человека, готовых к драке. Эргель также полагает, что те, кто мыслит абстрактными категориями, стремятся к большему количеству контактов глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями, потому что у первых больше способности к интегрированию данных и их труднее отвлечь. Мы обнаружили также, что люди склонны к зрительному контакту в большей степени когда они слушают, чем когда они говорят. Обычно человек отводит глаза также тогда, когда задает вопросы, от которых он чувствует себя неудобно, ощущает вину. С другой стороны, когда человек агрессивен, озлоблен или защищается, контакты глаз резко возрастают, взгляд становится напряженным, силовым.
Походка В общем, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего повышенно критичны и скрытны. Так, как правило, им нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто ходят руки в карманы, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль края тротуара, он как бы рассматривает, что там лежит под ногами (рис. 2.15). Человек, держащий руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции (рис. 2.16). Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за минимальное время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий — явно решающий — ход. Типичный образец — Уинстон Черчилль. Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто так и ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной (рис. 2.17). У них очень медленная походка, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, повертеть его и отбросить снова. Они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон». Самодовольные, несколько заносчивые люди могут сообщать о таких свойствах походкой, которую «прославил» Бенито Муссолини (рис. 2.18). У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги — словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое «вышагивание» подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, — как утята за уткой. Это простое наблюдение помогало кремленологам почти безошибочно устанавливать, кто есть кто среди советских лидеров, а ФБР — среди мафии. Оно поможет и вам, если вы хотите иметь дело с руководителем — «главным» — в какой-либо организации. Рукопожатия Мужчина может сказать своему приятелю: «Сейчас я покажу тебе, как пожимают руки настоящие мужчины». То есть существуют некоторые неписаные правила того, как нужно брать руку другого, сжимать и отпускать ее Но как пожимают руку настоящие женщины? Это важно, например, для женщины-бизнесмена, чья работа связана с людьми. Но никто не учит их этому. И им приходится вырабатывать твердое рукопожатие, в том числе и для защиты от мужчин, по привычке демонстрирующих им «мужское рукопожатие». Женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно в момент тяжелого испытания, не пожимает рук. Она мягко берет руки подруги в свои и с соответствующим выражением лица выражает свою симпатию (рис. 2.19). Типично американский тип рукопожатия — «рукопожатие политика», обычная его форма — взять руку собеседника правой и накрыть сверху левой рукой. Другая форма — пожимая руку правой, похлопать по плечу левой рукой. Этот прием еще более или менее допустим между двумя близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствуют себя при этом крайне неудобно, тем не менее многие политики упорно поступают именно так.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.011 с.) |