Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выражение эмоции и ощущения прикосновенияХотя некоторые исследователи (например, Shaffer, Emerson, 1964) утверждают, что тактильная стимуляция не является решающим фактором в социальной привязанности человека, почти нет эмпирических исследований функций прикосновения как средства передачи эмоции. Однако есть все же некоторые возможности обсуждения роли ощущения прикосновения в выражении и передаче эмоций. Работа Харлоу (Harlow, 1971) с макаками-резус привела его к выводу, что прикосновение или телесный контакт является биологической потребностью, интегральной по отношению к привязанности и любви. Монтегью (Montague, 1972) в обзоре литературы по ощущению прикосновения заключил, что само касание представляет эмоциональный ответ. Важность ощущения прикосновения в эмоциональной коммуникации (и, следовательно, в эмоциональном контроле) может быть выявлена и в эволюционно-биологической перспективе. Прикосновение или сенсорные впечатления, исходящие из телесного контакта, связаны с разными поведенческими комплексами, которые, по крайней мере у отдельных видов, оказываются устойчивыми. У некоторых видов определенные типы прикосновений выполняют важные биологические и социальные функции. Не установлено точно, выполняет ли тактильный контакт подобные функции у человека, но несомненно, что прикосновение, как и выражение лица, — предмет социальных норм и систем табу, которые изменяются от культуры к культуре. Социальные феномены, относящиеся к понятию личностного пространства (например, дистанция, обычно устанавливаемая между индивидами при общении), возможно, имеют в своей основе культурные нормы, регулирующие тактильные контакты. Ощущение прикосновения очень сложно. Гелдард (Gelldard, 1972) доказал независимый статус следующих характеристик прикосновения: контактное давление, подкожное давление, колющая боль, резкая боль, подкожная боль, тепло, холод, жар и мышечное давление. Особая важность кожи лица основана на анатомии мозга. В сенсорном гомункулусе (схеме, показывающей количество коркового вещества, отнесенного к различным частям тела) зона лица, включая рот и язык, занимает непропорционально большую часть коры. Важность прикосновения к лицу, как нежного, так и враждебного (пощечина), является хорошо известным межкультурным феноменом. Анализ речи также доказывает важность кожи и ощущения прикосновения. Такие выражения, как «трения», «толстокожий», «почувствуй это на своей шкуре», обычно связаны с эмоциями. У большинства млекопитающих, за исключением высших человекообразных обезьян и человека, матери стимулируют кожу своих новорожденных детенышей, вылизывая их. Такая стимуляция кожи новорожденного животного важна для выживания, потому что у некоторых видов мочеполовая система не функционирует при отсутствии кожной стимуляции (Montague, 1972). Исследования, проведенные на животных, показывают, что вылизывание, поглаживание и ласка ведут к улучшению здоровья растущих животных. Монтегью пришел к выводу, что существует эволюционная последовательность от вылизывания у низших млекопитающих, вычесывания зубами у низших приматов, почесывания пальцами у обезьян и высших человекообразных к поглаживанию у человека. Монтегью считает, что эволюционная перспектива показывает важность для ребенка кожной стимуляции. Он пишет: «Мы совершенно обоснованно называем ее фундаментальной и существенной частью аффекта и важным элементом в здоровом развитии каждого организма» (Montague, 1972).
Фундаментальные эмоции Каждая из фундаментальных эмоций обладает свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными качествами, исключительно важными и для каждого индивида и для всего вида. Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: (а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, (б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы и (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество. Ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самостоятельно. Целостная эмоция (или полный эмоциональный процесс) требует всех трех компонентов, хотя в одном из них — выразительном комплексе — и продолжительность и интенсивность ослабляются социализацией. В сущности, каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной этими тремя компонентами и их взаимодействиями. Эмпирически идентифицированы и описаны десять фундаментальных эмоций (Darwin, 1872; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; Izard, 1971; Tomkins, 1962). Два рода явлений делают трудным изучение фундаментальных эмоций. Во-первых, эмоции обычно активируют весь организм, а не остаются процессом, ограниченным единичной системой. Например, активация симпатических механизмов, которая сопровождает одну эмоцию, может активировать другие симпатические механизмы, обслуживающие другие эмоции. Во-вторых, эмоции склонны появляться в определенных комбинациях, или комплексах. Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких периодов времени — до того как активируются другие эмоции. Хотя фундаментальные эмоции считаются врожденными и межкультурными феноменами, признается, что социокультурные факторы играют значимую роль в определении эмоциональной экспрессии. Какдоказал Экман (Ekman, 1972), каждая культура обладает своими собственными «правилами проявления» эмоций, и их нарушение может иметь более или менее серьезные последствия для индивида. Это культуральные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других. Представители западной цивилизации часто улыбаются при непри ятностях, а японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе. И культурные и половые различия определяют ситуации, в которых надо смеяться и в которых надо плакать. Аналогично правилам проявления эмоций в разных культурах различаются и социальные установки по отношению к эмоциональным переживаниям (Izard, 1971). Поскольку каждая фундаментальная эмоция будет подробно рассмотрена в последующих главах, здесь будет дано их краткое описание, в основном на феноменологическом уровне. 1. Интерес—волнение (рис. 2.5), наиболее часто переживаемая положительная эмоция, мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии инте реса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Поскольку человек — наиболее меняющийся и непредсказуемый объект нашего мира, интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных уз между индивидами. 2. Радость (рис. 2.6) — максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Она представляется, скорее, побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить его. Активное состояние радости характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим. С позиций Томкинса (Tomkins, 1962), радость возникает в результате сильного снижения градиента нервной стимуляции. 3. Удивление (рис. 2.7) имеет некоторые черты эмоции, но это не эмоция в полном смысле этого слова. В отличие от других эмоций, удивление — всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызывавший удивление, все когнитивные процессы. 4. Горе—страдание (рис. 2.8) — эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе. 5. Гнев (рис. 2.9) — это фундаментальная эмоция, контролю над выражением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Внешнее проявление гнева легко различимо: при гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть. Быстро мобилизующаяся энергия напрягает мышцы и вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе. Хотя гнев играл важную роль в процессе эволюции, его функции у современного человека невелики. 6. Отвращение (рис. 2.10) часто возникает вместе с гневом, но имеет некоторые свои собственные отличительные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Физическая или психологическая изнашиваемость («что-нибудь портится») склонна вызывать отвращение. Отвращение в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение, так как гнев мотивирует «нападение», а отвращение — желание «избавиться от кого-либо или чего-либо». 7. Презрение (рис. 2.11) также часто появляется вместе с гневом, или с отвращением, или с тем и другим вместе. Эти три эмоции называются «враждебной триадой» (Izard, 1972). В эволюционной перспективе презрение может развиваться как средство подготовки к встрече опасного противника. По сей день желание чувствовать превосходство (более сильный, более интеллигентный, более цивилизованный) может вести к некоторой степени презрения. Одна из опасностей презрения в том, что оно — «холодная» эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому эта эмоция может помочь, например, мотивировать «хладнокровное убийство». В современной жизни трудно найти какую-нибудь полезную или продуктивную функцию презрения. 8. Страх (рис. 2.12) испытывал в своей жизни каждый индивид. Переживание этой эмоции исключительно вредно для человека: реальна возможность «испугаться до смерти». Страх вызывается за счет быстрого повышения плотности нервной стимуляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. За исключением редких случаев, когда страх парализует, обычно эта эмоция мобилизует энергию. 9. Стыд (рис. 2.13) мог появиться в ходе эволюции как проявление потребности человека в социальных связях. Стыд мотивирует желание спрятаться исчезнуть. Стыд может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, но если эмоциональные связи индивида направлены «извне группы», тогда стыд может, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию целостности человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения. 10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, и Томкинс (Tomkins, 1963) рассматривал стыд, робость и вину как различные аспекты одной и той же эмоции. Тем не менее между виной и стыдом есть серьезные различия. Стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.003 с.) |