Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание партнера — залог успехаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные темы и понятия раздела • Неумение слушать. • От слышать — к слушать. • Рефлексивное слушание. • Эмпатическое слушание. • Передача информации. • Нерефлексивное слушание. • Негативные эмоции. • Нейтрализация замечаний собеседника. Задумываясь о том, как повлиять на человека, мы представляем, что, собственно, мы хотим получить в итоге: какие выводы должен сделать человек, как поступить в определенной ситуации. Это кажется достаточным основанием для того, чтобы убеждать в своей правоте, изменять взгляды человека. Цель необходима, но совершенно недостаточна. Наблюдения за дискуссиями показывают, что самыми внимательными слушателями оказываются те, кто согласен с высказываемой точкой зрения. То есть как раз те люди, которых и не надо ни в чем убеждать. Их внимание вызвано желанием почувствовать причастность, убедиться в «правильности» своих взглядов. Эффект такого убеждения незначителен. Мы, в лучшем случае, укрепляем свои позиции, но не вносим изменений в позицию другого. Для того чтобы общение было эффективным, усилия должны быть направлены на устранение разногласий. А для этого самое важное — понимать суть этих разногласий: было бы глупо убеждать человека сразу во всем на свете. Пока вы не понимаете, чем позиция другого человека отличается от вашей, вы не знаете, на чем надо сосредоточить свои усилия. Таким образом, одним из важнейших условий эффективного воздействия становится понимание позиции собеседника по обсуждаемым вопросам. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в этом нет: выслушал, что человек говорит, вот и полная ясность его позиции. Это действительно так, но на практике выясняется, что слушать тоже не всегда получается (И. Атватер. Неумение слушать). Причины различные — и объективные помехи, и отсутствие контакта, и просто неумение слушать. Первым шагом в обучении слушать станет понимание разницы между пассивным слышанием и активным слушанием (И. Атватер. От слышать — к слушать). Проанализировав то, как вы слушаете других, вы без труда обнаружите возможные ошибки и сможете четко понять, чему вам следует научиться. Чтобы не оказаться в ситуации, когда приходится выслушивать «все на свете», с одной стороны, и не упустить относящихся к делу деталей, с другой стороны, необходимо «удерживать» собеседника в рамках обсуждаемой темы с помощью обратной связи. Одним из способов обеспечить хорошую обратную связь в общении является рефлексивное слушание (И. Атватер. Рефлексивное слушание). Правила такого слушания могут показаться простыми, но их польза в беседе от этого не уменьшается. Реальный смысл фразы во многом зависит и от того, с какой интонацией произносит ее собеседник. Обычное «здравствуйте» может обозначать приветствие, пожелание здоровья или удивление. Кроме собственно содержания, мы вкладываем в слова свои эмоции, которые порой важнее самих слов. Точное представление о сути сообщения можно получить только если мы понимаем состояние собеседника, его настрой и отношение к своим словам (И. Атватер. Эмпатическое слушание). Кроме того, партнеру будет легче понять вас, если вы сами скажете о том, что вы чувствуете, как вы воспринимаете беседу, самого собеседника. Если вернуться к идее влияния через общение, то стоит вспомнить о том, что влияющая сторона — это более активная и более ответственная сторона. То есть если вы ставите важные цели, которые могут быть реализованы через общение, вы должны контролировать весь процесс общения. Другими словами, мало того, чтобы вы сами активно слушали, надо добиться, чтобы собеседник тоже активно включился во взаимодействие, чтобы он тоже смог разобраться в вашей позиции. Такой двусторонний процесс обеспечивает эффективный обмен информацией (П. Мицич. Передача информации). Нахождение общего в позициях будет способствовать благожелательной атмосфере беседы. И кроме того, во мнении другого человека могут обнаружиться идеи, более эффективно реализующие ваше решение. Но что делать, если собеседник увлекся своими идеями или слишком эмоционален и не дает нам возможности вмешаться в диалог? Можно его остановить, оборвать. Если вы хотите прекратить обсуждение или «испортить» отношения, то так и следует поступить. Если же важно закончить беседу, сохранить отношения или укрепить их, надо дать возможность собеседнику выговориться, не перебивая, не оценивая и не комментируя (И. Атватер. Нерефлексивное слушание). Когда человек «захвачен» эмоциями, ему очень трудно остановиться, до тех пор пока он не выразит своих чувств. Нерефлексивное слушание поможет человеку «излить» на вас свою радость и позволит истощить гнев (если вы не даете повода для недовольства). Очень часто человек пытается отстраниться от негативных реакций партнера,.прервать контакт, остановить общение. Есть другой путь — научиться лучше понимать природу отрицательных эмоций (Кэррол Е. Изард. Негативные эмоции), обнаруживать их по незначительным проявлениям. Человек, испытывающий гнев, презрение, враждебность, не является конструктивным собеседником. До тех пор, пока его состояние не изменится, бесполезно приводить какие-либо аргументы. Мы можем либо прервать процесс взаимодействия, либо постараться скорректировать эмоциональное состояние собеседника. Во втором случае мы получаем реальный шанс оказать влияние. Одним из показателей неконструктивности партнера являются «замечания», то есть высказывания, не относящиеся к сути обсуждаемого вопроса, а, скорее, комментирующие беседу, утверждения, позиции. Поскольку такие замечания свидетельствуют об отношении собеседника, на них необходимо реагировать. Но аргументы и контраргументы оказываются неэффективными против них. Существует набор приемов (П. Мицич. Нейтрализация замечаний собеседника), который необходим именно в таких случаях. Научившись понимать позицию другого, его состояние, отношение к беседе, к вам, вы сможете более эффективно аргументировать свою позицию, направлять свои усилия на самые важные моменты общения.
И. Атватер НЕУМЕНИЕ СЛУШАТЬ [40] Известный французский романист и философ Андре Жид однажды начал свою лекцию словами: «Все это было сказано раньше, но, поскольку никто не слушал, сказанное следует повторить». Как это часто правильно! Результаты обследований множества людей, включая коммерческих работников и других специалистов, указывают на то, что достаточными навыками слушать обладают немногие. Прослушав десятиминутное устное сообщение, человек понимает и запоминает из сказанного всего лишь половину. Через два дня он забывает из того, что запомнил, еще половину. Другими словами, следует иметь в виду, что память может удержать всего лишь четвертую часть того, что было сказано всего несколько дней назад[41]. Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Иногда это может оказаться опасным и даже роковым. Вот почему книга об умении слушать начинается главой о неумении. Чтобы каждый узнал о своих привычках слушания, начнем с простого упражнения.
Как вы слушаете? Внимательно ли Вы слушаете, читатель? Или часто просите собеседника повторить сказанное? Часто ли неправильно понимаете то, что слышите? Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо Вы слушаете, сделайте следующее упражнение. В конкретном разговоре мысленно спросите себя: «Действительно ли я слушаю собеседника или я просто жду своей очереди высказаться?» Попробуйте ответить на следующие вопросы: • Легко ли я отвлекаюсь? • Не делаю ли я вид, что слушаю? Может, я слушаю просто из вежливости? • Реагирую ли я на слова с эмоциональной окраской? • Часто ли перебиваю собеседника? • Как я слушаю, если слушать совсем неинтересно? • Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно? • Как отношусь к ошибкам в поведении собеседника? • Не делаю ли поспешных выводов? • Может, я не слушаю, а обдумываю свой ответ? Как Вы вели себя? Удивляет ли это Вас? Чем больше из описанных выше действий Вы обнаружите в своем поведении, тем меньше по существу Вы слушаете. Если Вам трудно проделать это упражнение во время беседы, попытайтесь ответить на вопросы сразу же после разговора, пока все еще свежо в памяти. Для начала даже лучше проанализировать телефонный разговор, когда Вас не отвлекает визуальный контакт с собеседником — его мимика и жесты. Это упражнение даст Вам возможность лучше узнать о своих привычках слушать. Как Вы оцениваете свое умение слушать? Как Вас оценивают другие? Спросите у своей супруги (супруга), узнайте мнение друзей, руководителя, подчиненных.
Почему мы не слушаем? Часто мы не слушаем по довольно простым причинам: когда чем-либо расстроены или когда то, что нам говорят, не представляет для нас никакого интереса. Иногда мы просто ленимся или устали. Ведь слушать — трудное занятие. Однако тому, что мы не можем слушать, есть ряд причин, которые не всегда очевидны. Мы не слушаем потому, что чрезмерно заняты собственной речью. Когда на улице или на работе встречаются два друга, которые горят желанием поделиться своими новостями, то они, как правило, начинают говорить одновременно, вместо того чтобы слушать и отвечать. Как удачно выразился один психолог, «разговор — это соревнование, в котором первого, кто задержит дыхание, объявляют собеседником»[42]. Добавим, собеседником упорным и безнадежным, т. е. собеседником, который по существу не слушает совсем. Молодая женщина, узнавшая о том, что большинство людей не слушают друг друга, решила проверить это на практике. Во время коктейля она сказала своей собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, на самом деле! — последовал ответ. — Кактебе повезло, дорогая!» Подобное случается часто в нашем повседневном общении. Именно поэтому, возможно, нас нисколько не удивляет, когда кто-то ничего не помнит из того, о чем мы говорили ему в официальной обстановке. Сказанное тут же забывается как разговор по пустякам. Как приятно мы бываем удивлены, когда кто-либо выполняет нашу просьбу, высказанную во время такой встречи. Это означает, что собеседник действительно нас слушал. Мы не слушаем потому, что ошибочно думаем, что слушать — значит просто не говорить. Это далеко не так. От высказываний воздерживаются по многим причинам. Собеседник, возможно, вежливо ждет своей очереди или обдумывает предстоящее высказывание. Например, студентов колледжа попросили записать мысли, которые возникают в ходе занятий. Результаты оказались следующими: • 20 % слушали внимательно, хотя только 12 % слушали активно; • 20 % думали о предстоящем свидании; • 20 % предавались воспоминаниям; • остальные мечтали, переживали, беспокоились, размышляли на произвольные темы. Слушание — активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Поэтому оно требует постоянных усилий и сосредоточенности на предмете беседы. В то же время слушание не исключает активного участие в беседе. Иначе как бы было возможно двустороннее общение? В самом деле, и очень разговорчивый человек может быть хорошим слушателем, особенно если он действительно заинтересовался тем, о чем говорят, умеет слушать внимательно и знает, как правильно обработать информацию. Мы не слушаем потому, что поглощены сами собой, своими переживаниями, заботами или проблемами. Озабоченные своим здоровьем, мы часто неверно понимаем предупреждения врача. Покупатель, предъявляющий претензию к качеству товара, может слушать только то, что ему хочется услышать, по крайней мере до тех пор, пока не утихнет раздражение. Характерно, что вступающие в брак игнорируют предупреждения и советы других, какими бы ни были их побуждения. Деловые люди, воодушевленные своими планами разработки нового продукта или реализации программы, часто совершенно не реагируют на потенциально ценную критику и отбрасывают все предложения, поскольку они могут помешать выполнению их планов. В общем, люди часто не слушают, при этом не слушают как раз в критические моменты жизни, когда им особенно надо было бы прислушаться. Мы не слушаем просто потому, что не хотим. Такое чувство у меня возникло однажды, когда я попал к начальнику полиции, у которого в кабинете висел плакат «Не сбивайте меня фактами — решение уже принято». Как и следовало ожидать, начальник полиции оказался самоуверенным человеком, который один только и говорил. Я был несказанно рад, что попал к нему не по случаю коллизии с законом. В отдельные моменты каждый может отвлекаться от разговора. Едва ли Вы будете слушать внимательно в возбужденном состоянии или когда у Вас уже сложилось определенное мнение по обсуждаемому вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности может возникнуть боязнь услышать то, о чем Вы меньше всего хотели бы узнать. Едва ли Вас будет внимательно слушать и тот, кто считает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет готовые ответы на все вопросы. Продавец горит желанием продать новому клиенту любую вещь и поэтому готов выслушивать все, что бы тот ему ни говорил, лишь бы узнать то, что ему нужно. И еще, все мы резко реагируем на персональную критику в наш адрес, хотя это — как-раз именно то, из чего можно извлечь пользу, слушая внимательно. Мы не слушаем также и потому, что просто не умеем слушать. Это нисколько не удивительно, если вспомнить, что человек приобретает любые навыки, в том числе и умение слушать, следуя примеру или подражая другим в период формирования личности. Те, кто воспитывается в семье с низкой культурой общения, склонны копировать дурные привычки, как, например, стремление переговорить собеседника, истолковать молчание другого как слушание, высказать скоропалительные выводы. Многие начинают учиться слушать только тогда, когда это становится необходимо или когда они понимают, что это в их интересах. Например, супруги при изучении советов по семейной жизни впервые могут узнать о том, что одним из путей улучшения из взаимоотношений является умение слушать, без чего нельзя понять чувства друг друга. Умение слушать и необходимость учиться слушать без предубеждений могут оказаться откровением для родителей, обращающихся за советами к специалистам по проблемам воспитания детей. Деятельный руководитель может также научиться эффективно слушать для того, чтобы стимулировать своих работников и решать любые проблемы труда. Обучение умению слушать ведется в настоящее время организованно. Этим занимаются различные курсы повышения эффективности делового общения. Мы не слушаем еще и потому, что судим. В результате многолетней клинической практики психологи пришли к такому выводу: одной из главных причин неэффективного слушания является «наша склонность к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлений других». Мы склонны судить все и вся, что видим или слышим, в основном потому, что это касается нас лично. Другими словами, наша первая реакция — это суждение о явлениях со своих личных позиций. Очень часто, однако, реакция, основанная на личных убеждениях, является серьезной помехой эффективного слушания.
Барьеры общения В результате многолетней практики обучения искусству общения доктор Томас Гордон разделил наши ответные суждения на двенадцать категорий. Эти суждения, названные им «барьерами общения», приводятся ниже. Каждый раз, когда мы высказываем эти или подобные суждения, мы создаем трудности в общении. По мере знакомства с некоторыми из них попробуйте вспомнить ситуации, в которых Вы сами или Ваши собеседники сказали нечто подобное, и что Вы чувствовали при этом. 1. Приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!» «Говорите медленнее». «Не говорите со мной подобным образом!» 2. Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится — и с вами все кончено». «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю». «Вы пожалеете, если сделаете это». 3. Поучение,указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым». «Это неправильно». «Вам не следует так поступать». 4. Совет, рекомендация или решение: «Почему бы Вам не сказать так?» «Я бы предложил Вам обжаловать это!» «Попробуйте поступить так». 5. Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе». «Вам это поручено, значит — это Ваша проблема». «В Вашем возрасте я и такого не имел». 6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо». «Теперь Вы на верном пути». «Я больше не могу спорить с Вами». «Я ведь предупреждал Вас, что это случится». 7. Похвала, согласие: - «Я считаю, что Вы правы». «Это было замечательно». «Мы гордимся Вами». 8. Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну, хорошо, господин Всезнайка!» «Все женщины одинаковы». 9. Интерпретация,анализ,диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?» «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня». «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали». 10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «В следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше». «Я тоже испытывал такое чувство». «Все делают ошибки». «Мы все поддерживаем Вас». 11. Выяснение, допрос: «Кто Вас надоумил?» «Что же Вы сделаете в следующий раз?» 12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы?» «Давайте поговорим о чем-нибудь другом». «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?» Эти виды реакции из-за их разрушительного воздействия на общение иногда называют барьерами слушания. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей собеседника или переделать его самого. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли и чувства, вместо того чтобы раскрыть их перед Вами. Ирония заключается в том, что эти помехи мы чаще всего создаем в силу привычки, а не сознательно. Но эффект один и тот же: мы не слышим то что нам говорят.
В чем опасность не слушать? Как часто о человеке, попавшем в беду, говорят: «Он никогда не слушает». На ум приходит прежде всего трагический пример с подростком, который из-за непослушания и упрямства убегает из дому и попадает в «плохую компанию». Однако в таких ситуациях не всегда отказывается слушать именно молодежь. Потери от неумения слушать «хозяйственной деятельности огромны. Только представьте себе — письма должно быть перепечатаны, время встреч пересмотрено, отгрузки переадресованы, и все потому, что кто-то что-то не сумел правильно услышать. Дорого обходятся крупным корпорациям потери, вызванные неумением их работников слушать друг друга. Информация, передаваясь от работника к работнику по служебной лестнице, искажается. Служащие чувствуют себя отрезанными от управления и т. д. Мне пришлось быть в компании, которая находилась в трудном положении, и слышать, как только что назначенный руководитель поставил перед работниками задачи, определил пути их решения и поинтересовался ответной реакцией. После неловкого молчания один из руководителей сказал: «Я полагаю, что Вы по необходимости собираетесь просить нашей помощи в достижении этих целей. Но мнргие из нас потеряли всякий интерес к делам компании, поскольку Ваш предшественник никогда не прислушивался к нашим мнениям». Чувствуя отпор, новый руководитель разумно заметил: «Согласен с Вами, поэтому я попытаюсь работать лучше и прислушиваться к Вашим мнениям». Отказ слушать критику и претензии имеет особенно разрушительный эффект. Один незадачливый руководитель похвастал, что завел по претензиям клиентов специальное дело с заголовком «Досадная переписка» и не беспокоил себя ответами. Он объяснил это тем, что большинство клиентов — люди с причудами. Угодить всем невозможно. Видимо, Вы не удивитесь тому, что этот руководитель был в конце концов уволен ввиду полного служебного несоответствия. И наоборот, один из опытных руководителей однажды сказал мне: «Ваши критики могут раньше указать Вам, где Вы неправы, чем это сделают Ваши друзья». Очевидно, он усвоил мудрость, приписываемую известному философу Лейбницу: «Я прошел бы двадцать миль, чтобы выслушать моего худшего врага, если бы я мог что-либо узнать у него». Слушая критику, можно подчас обесценить свое «я», но не слушать ее совсем может стоить дороже.
И. Атватер ОТ СЛЫШАТЬ К СЛУШАТЬ [43] «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». Зенон из Катиона (Стоик), Греческий философ Человеческое общение на три четверти состоит из общения речевого (речь и слушание)[44]. И все же, как отмечалось выше, устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Поэтому прибегают к записям для памяти. Ведь подчас важна мельчайшая подробность! Умение слушать особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие чувства и установки[45]. Это можно увидеть в общении «снизу вверх» в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации «сверху вниз», однако средства передачи информации «снизу вверх» малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Рабочий говорит мастеру, который в свою очередь говорит начальнику цеха, и так информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня и, как это часто бывает, уже в отрывочном и искаженном виде. Испытав неоднократно разочарование в попытке высказать свои жалобы и предложения, подчиненные избегают пользоваться таким каналом двусторонней связи, предложенным руководителем. В этой главе рассматриваются характерные черты процесса слушания, различные аспекты умения слушать. Дается описание элементарного, но часто игнорируемого умения, связанного с необходимостью физического внимания к собеседнику. В заключение рассматриваются различные стили слушания с учетом различий служебного и ролевого статуса собеседников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.016 с.) |