Понятие социальной перцепции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальной перцепции



Как уже было установлено, в процессе общения должно при­сутствовать взаимопонимание между участниками этого про­цесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт­нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязатель­ная составная часть общения и условно может быть назван пер­цептивной стороной общения.

Прежде чем раскрывать в содержательном плане характери­стики этой стороны общения, необходимо уточнить употребля­емые здесь термины. Весьма часто восприятие человека челове­ком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «соци­альная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понима­лась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, при­дали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых соци­альных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологи­ческой литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не ис­черпывает ее.

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 1.5). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом вос­приятия выступает индивид (И), то он может воспринимать дру­гого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не вклю­чать в перечень большие социальные общности, которые в прин­ципе также могут восприниматься, то и в этом случае получа­ются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню про­цессов социальной перцепции следует еще добавить: восприя­тие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению (Андреева, 1981).

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприя­тии человека человеком). Именно эти процессы непосредствен­но включены в общение в том его значении, в каком оно рас­сматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочис­ленными специфическими чертами, что само употребление сло­ва «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традици­онное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие по­знавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «соп-naissanse d'autrui», что означает не столько «восприятие друго­го», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого челове­ка» (Бодалев, 1982).

Это более широкое понимание термина обусловлено специ­фическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоци­ях, установках и т. д. Кроме того, в содержание этого же поня­тия включается формирование представления о тех отношени­ях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при вос­приятии физических объектов. Так, например, такая характер­ная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процесс се­лекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т. д. Тот факт, что новые впечатления об объек­те восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области вос­приятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.

Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии, отдельные положения которой бы­ли уже рассмотрены в предыдущей главе. Здесь особенно под­черкнута мысль о том, что активное участие субъекта восприя­тия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детер­минант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установ­ления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Все «сказанное означает, что термин «социальная перцеп­ция», или, в более узком смысле слова, «межличнцстная пер­цепция», «восприятие другого человека» употребляется в лите­ратуре в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприя­тия характеризуются известным сближением восприятия и дру­гих познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными харак­теристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.01 с.)