Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание

Поиск

Поскольку многие больше склонны говорить, чем слушать, можете представить себе, какие неограниченные возможности открываются для нерефлексивного слушания. И действительно, некоторые люди пользуются приемами нерефлексивного слуша­ния постоянно. Но нерефлексивное слушание уместно далеко не всегда. Однако определить это заранее трудно, поскольку все зависит главным образом от конкретной ситуации, личности, положения говорящего и слушающего и цели их общения. Об­щее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или же просто говорит о том, что требует лишь минимального ответа. Нерефлексивное слушание может быть полезным, например, в следующих ситуациях:

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. Именно поэтому многие психотерапевты в начале беседы применяют прием не­рефлексивного слушания.

Нерефлексивное слушание подходит также при проведении интервью. Особенно полезно применять этот прием в ходе собе­седования при приеме на работу, когда о заявителе хотят узнать как можно больше. Если Вам придется проводить такие беседы, можно начать разговор открытым вопросом: «Что в Вашей рабо­те нравится Вам больше всего?» или «Почему Вы хотите рабо­тать у нас?» Затем, в моменты, когда это будет удобным, можно использовать нейтральные реплики, чтобы помочь собеседнику в самовыражении. Нерефлексивное слушание также полезно для понимания точки зрения говорящего или выяснения того, что скрывается за его предложением или жалобой. Это особен­но полезно при проведении коммерческих переговоров, а также в сфере торговли и услуг при выяснении потребностей клиен­тов, когда в кратком диалоге требуется точное взаимопонима­ние. Иначе можно поступить опрометчиво, прийти к ложным выводам, высказать людям то, что их не интересует, или отве­тить на вопросы, которые они и не задают.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Это как раз тот случай, когда рекомендуется применить прием именно нерефлексивного слушания. В противном случае сдер­живаемые чувства помешают любой попытке установить нор­мальный двусторонний разговор. Когда человек бьется над ре­шением какой-либо проблемы или чувствует себя обиженным, он испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в речь собеседника, предоставить ему возмож­ность высказаться и выразить любое свое чувство. Нерефлек­сивное слушание более всего подходит для напряженных си­туаций.

3. Собеседник испытывает трудности в выражении своих за­бот и проблем. В этом случае нерефлексивное слушание позво­ляет минимально вмешиваться в разговор, тем самым облегчая самовыражение говорящего.

Участников одного эксперимента попросили записать на маг­нитофон свою речь на любую тему. За это предлагалась оплата, размер которой был поставлен в зависимость от продолжитель­ности разговора. Некоторые из участников эксперимента гово­рили по 5 дней подряд. Многие почувствовали себя лучше только потому, что им представилась возможность выговориться, а у других сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собе­седника.

Однако при сравнении магнитофонных записей с записями собеседований с реальными людьми оказалось, что их трудно отличить друг от друга.

В другом эксперименте участникам предлагался полуоткры­тый вопрос вроде: «Вас что-нибудь беспокоит?» или «Вы чем-то опечалены?» Если следовал ответ «да», то их приглашали расска­зать о своих чувствах записывающему устройству. По ходу рас­сказа перед участниками эксперимента на табло появлялась над­пись: «Хорошо! Мы слушаем все, что Вы говорите». Общей эмо­циональной проблемой было чувство печали. Другой общей трудностью — ее испытывала примерно половина участников — оказалась трудность в самовыражении.

Ненужное вмешательство в разговор и субъективные замеча­ния — вот что закрывает путь к взаимопониманию.

4. Сдерживание эмоций в беседе с человеком, занимающим более высокое положение. Люди часто не решаются высказы­ваться перед своим начальством из-за боязни испортить отно­шения или подвергнуть опасности работу.

Как говорилось ранее, многое зависит от конкретной ситуа­ции, личности говорящего и слушающего, цели их общения. Но обычно люди, занимающие более высокое положение, чувству­ют себя свободнее в ходе разговора, часто перебивают собесед­ника по существу, т. е. проявляют своего рода власть. В резуль­тате общение становится односторонним, а люди, занимающие более высокое положение, слышат лишь то, что им хочется" услышать, а не то, что им необходимо слушать. Поэтому «подпе­валы», как выразился один руководитель, значительно опаснее, чем те, кто постоянно задает вопросы или возражает.

Понимая, как негативно превосходство влияет на общение, каждый, будь то руководитель, учитель, психотерапевт, обще­ственный деятель или родитель, может стимулировать более эффективное общение, используя приемы нерефлексивного слушания. Эти приемы показывают собеседнику, что им инте­ресуются, хотят знать его мнение и чувства.

Не вызывают поэтому удивления результаты одного из ис­следований, указывающие на то, что дисциплина и «моральный дух» выше в тех коллективах, где руководитель (мастер) чаще выслушивает жалобы и горести подчиненных. Это не означа­ет, что такой руководитель меньше внимания уделяет произ­водству, нет, он просто более «ориентирован на работников». Опыт показывает, что работники в таких коллективах добива­ются более высокой производительности труда, чем те, руко­водители которых «ориентированы главным образом на произ­водство».

Есть и другие ситуации, в которых нерефлексивное слуша­ние может быть также уместным. Застенчивым и неуверенным в себе людям легче общаться с выдержанными и скромными со­беседниками. Я давно обнаружил, что студенты, которые на за­нятиях в классе или в групповом обсуждении постоянно мол­чат, не обязательно менее способны. Подчас, наоборот, они про­являют исключительно высокие способности, но более других сдержанны в групповой беседе. К этому следует добавить так­же то, что некоторые люди чувствуют себя более свободно с ве­щами, чем с людьми. Люди, работающие с цифрами, с техникой, в лабораториях или научно-исследовательских организациях, не всегда умеют легко общаться. Более того, люди, пережившие эмоциональные кризисы, часто ищут в собеседнике «резонато­ра», а не советчика.

В подобных случаях нерефлексивное слушание, иногда со­провождаемое соответствующими приемами невербального об­щения, например, прикосновением руки, выражает понимание и сочувствие лучше, чем поток слов.

 

Кэррол Е. Изард

ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИИ [55]

Гнев, отвращение и презрение — различные фундментальные эмоции. Существуют также различия переживаний. Человек мо­жет чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глу­бокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и от­страненным при презрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызы­вают и другие. В первом разделе этой главы гнев, отвращение и презрение будут рассмотрены как раздельные фундаментальные эмоции. Далее будет рассмотрено отношение этих эмоций к враж­дебности и агрессии.

 

Отличительные характеристики гнева, отвращения и презрения

Гнев

Как возникает гнев — его причины и активация. Весьма обычной, хотя, возможно, и не универсальной, причиной гнева является чувство физического или психологического препят­ствия чему-то, что мы очень хотим сделать. Этим препятствием могут быть физические помехи, правила, законы или собствен­ная неспособность. Если препятствия незначительны или нео­чевидны, непосредственная реакция может в гневе не выра­жаться. Однако если какой-то барьер действительно мешает до­стижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вре­дом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева.

Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Хотя перечисленные причины вызывают гнев у многих людей, существуют, конечно, индивидуальные и зависящие от уровня развития причины гнева. Вместе с тем некоторые из этих причин могут способствовать возникновению и иных эмоций помимо гнева.

 

Как выглядит разгневанный человек. На рис. 2.9 показано большинство компонентов проявления сильного гнева. При врожденном проявлении гнева мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, создавая нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева. Ноздри расширяются, и кры­лья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы. Лицо часто краснеет. Дети постепенно обучаются частич­но скрывать или маскировать выражение гнева. На рис. 3.5 пока­зано, как шутливая попытка сестры прервать сосание пальца вы­зывает открытое выражение гнева у маленького ребенка, а 10-летний мальчик выражает гнев при плотно сжатых губах, что скрывает оскал зубов. Индивидуальные выражения гнева могут значительно варьировать, но на лице индивида в состоянии гне­ва почти всегда можно видеть хотя бы некоторые из врожден­ных естественных компонентов проявления гнева.

Что чувствует разгневанный человек. При гневе кровь «ки­пит», лицо горит, мышцы напряжены. Человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем боль­ше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Исследование Бартлетта—Изарда (рис. 3.6) показало, что гнев заставляет испытывать сильное напряжение, которое ус­тупает по интенсивности только напряжению при страхе, а так­же значительно более высокий уровень уверенности в себе, чем при любой другой отрицательной эмоции. Чувство физической силы и уверенности позволяет индивиду считать себя смелым и отважным. Мы не всегда связываем гнев с отвагой, поскольку во многих случаях гнев быстро уступает место чувству страха или вины в связи с возможными последствиями гнева.

На рис. 3.6 показано, что переживание гнева сопровождает­ся сильным чувством импульсивности. Показатель параметра контроля, не показанный на графике, при гневе ниже, чем при любой другой эмоции (хотя это различие и недостоверно). Ком­бинация высокой импульсивности и низкоко уровня контроля помогает понять, почему проявления гнева снижаются при со­циализации. Комбинация Напряжения мышц (силы), уверенно­сти и импульсивности позволяет объяснить готовность индиви­да к нападению или другой двигательной активности. Гнев — относительно неприятное чувство, показатель параметра удо­вольствия при гневе ниже, чем при страхе, страдании или чув­стве вины (различия незначительны).

На рис. 3.7 показан комплекс эмоций при воображаемой ситу­ации гнева. Как можно видеть из графика, доминирует то, что было названо триадой враждебности: гнев—отвращение—пре­зрение (Izard, 1972).

Средние показатели центральной эмоции гнева выше, чем для любой другой центральной эмоции в ситуациях отрицатель­ных эмоций. Динамически связанные эмоции отвращения и пре­зрения, занимающие второе и третье места в ситуации гнева, также выражены очень сильно.

Большинство эмоций, входящих в комплекс гнева, гармони­чески взаимодействуют между собой и поддерживают высокий уровень четко сформированной, направленной активации. Труд­нее всего с этой точки зрения объяснить присутствие в синдро­ме гнева эмоции страдания. Как уже отмечено, гнев и страда­ние, согласно Томкинсу (Tomkins, 1963), активируются сходны­ми сдвигами нейронной активности. Это помогает объяснить присутствие страдания в этом комплексе, но не его роль. Мож­но лишь предположить, что роль страдания заключается в уменьшении интенсивности гнева и связанных с ним эмоций отвращения и презрения. Если гнев приводит к агрессии, стра­дание должно служить основой сочувствия жертве, чем-то вро­де предохранительного клапана. Весьма вероятно также, что в результате социального опыта и обучения индивиды могут чув­ствовать в ситуации гнева некоторое огорчение (печаль, разочарование), поскольку гнев в нашем обществе редко приводит к положительным результатам и поскольку он часто возникает вследствие разочарования. Следует отметить, что в ситуации гнева страх как по абсолютным значениям, так и по рангу ниже, чем в любой другой отрицательно-эмоциональной ситуации. Гнев подавляет страх. Возможная роль страха в ситуации гне­ва, как и роль страдания, может заключаться в ослабляющем влиянии на потенциально опасную «триаду враждебности».

Значение гнева. В эволюции человека гнев имел важное зна­чение для выживания. Он объясняется способностью мобилизовать энергию индивида и сделать его готовым к активной са­мозащите. При развитии цивилизации необходимость этой фун­кции гнева стала столь редкой, что большинством ученых она рассматривается как помеха, а не преимущество. Это можно считать примером общественной эволюции, перекрывающей эволюцию биологическую. Теперь, за исключением редких слу­чаев самозащиты или защиты близких, нападение в гневе почти всегда является нарушением юридического и этического кодек­сов и не только причиняет ущерб жертве, но и создает серьез­ные неприятности для агрессора.

В ряде случаев небольшой, регулируемый гнев может быть источником известной психологической силы (веры в себя), ко­торая необходима, если приходится, например, говорить в свою защиту. Существуют клинические и экспериментальные дан­ные, которые показывают, что неспособность выразить соответ­ствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психосомати­ческим расстройствам (см., например, Holt, 1970).

Результаты исследования причин и последствий гнева пока­заны в табл. 3.2.

 

Отвращение—возмущение

В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гне­вом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не столь опасно, как гнев.

Как возникает отвращение. Вещи, разложившиеся или ис­порченные в физическом или психологическом смысле, вызыва­ют отвращение. Некоторые теории утверждают, что отвраще­ние развилось из голода и связанного с ним поведения. Когда

индивид сталкивается с чем-то вызывающим отвращение, он мо­жет сказать: «Это отвратительно на вкус».

Как выглядит человек, испытывающий отвращение. На рис. 2.10 (с. 228) приведено довольно хорошее изображение от­вращения. При крайнем выражении отвращения человек выг­лядит так, как будто он подавился или сплевывает. Выражение отвращения включает также подтягивание верхней губы вверх и наморщивание носа. Это создает впечатление, как будто гла­за косят. Более детальное описание и иллюстрации отвращения можно найти у Экмана и Фрайзена (Ekman, Freisen, 1975).

Что чувствует человек, испытывающий отвращение. Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и сквер­ного вкуса во рту. Человек хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него. Если отвращение очень интенсивно, оно действительно может вызвать рвоту.

Как можно видеть при сравнении рис. 3.7 и 3.8, про­фили эмоций для гнева и от­вращения очень близки, но между ними есть некоторые существенные различия. В ситуации гнева интерес зна­чительно выше, а страдание несколько ниже, чем в си­туации отвращения. Можно предполагать, что объект гнева захватывает внима­ние сильнее,чем объект от­вращения, который должен, скорее, способствовать пе­реключению внимания на что-либо другое.

Значение отвращения. Когда что-либо вызывает на­ше отвращение, мы стремим­ся устранить этот объект или изменить его таким об­разом, чтобы он перестал быть отвратительным. В процессе эволюции отвращение, Вероят­но, способствовало поддержанию санитарного состояния;среды и предотвращало употребление испорченной пищи и зараженной воды. Возможно также, что отвращение играет роль в поддержа­нии гигиены тела: запах грязного тела и грязный вид могут быть отвратительными для себя и других.

 

Отвращение может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. Отвращение, сопряженное с гне­вом, может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать «нападение», а отвращение — желание «отделаться». Отвраще­ние, как и гнев, может быть направленным на себя, понижая самооценку и вызывая самоосуждение. Сравнение здоровых ис­пытуемых и пациентов, страдающих депрессией, показало, что последних характеризуют направленные на себя гнев и отвра­щение.

Результаты исследования причин и последствий отвращения представлены в табл. 3.3.

 

Презрение—неуважение

Довольно трудно анализировать роль презрения в эволюции и выяснить его адаптивные или конструктивные функции в совре­менной жизни. Тем не менее следует попытаться сделать это.

Как возникает презрение. В эволюционной перспективе пре­зрение могло возникнуть как средство подготовки индивида или группы к встрече с опасным соперником. Например, молодой человек может готовить себя к самозащите посредством таких мыслей: «Я сильнее его, я лучше». Такое заявление может стать объединяющим сигналом для всех мужчин, готовящихся к обо­роне или нападению. Возможно, что тот, кто был в этом убеж­ден, обнаруживал больше смелости и меньше сострадания к вра­гу и был более удачлив в преодолении опасностей охоты и борь­бы. Ситуации, вызывающие презрение, — это те, в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, куль­турнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву, питающую презрение.

Как выглядит презирающий человек. Рис. 2.11 (с. 229) хо­рошо изображает презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята, как будто человек смотрит на кого-то сверху вниз. В то же время презираю­щий человек как бы отстраня­ется, создает расстояние между собой и другими.

Что ощущает презираю­щий человек. Как указано выше, чувство презрения — это чувство превосходства над каким-то человеком, группой или предметом. Презрение, как гнев и отвращение, в изве­стной мере является чувством враждебности. Человек враж­дебно относится к тому, кого (или что) он презирает.

Профиль эмоций в ситуации презрения показан на рис. 3.9.

Значение презрения. В эво­люции презрение могло играть конструктивную роль в разви­тии самообороны. Однако ког­да презрение обращено на дру­гих людей (или на себя), труд­но обнаружить в этой эмоции что-либо положительное или адаптивное. Возможно, что презрение умеренной силы служит конструктивным целям, если оно направлено против тех, кто заслуживает его, например тех, кто повинен в бессмысленных расходах, загрязнении среды, аморальности, угнетении, пре­ступлении или войне.

-

Легко понять отрицательные функции этой эмоции. Презре­ние — основная эмоция во всех видах предрассудков, включая расовые. Из трех эмоций триады враждебности — гнева, отвра­щения и презрения — презрение является наиболее холодной эмоцией. Презрение — это отстраненное переживание, побуж­дающее к агрессии, проявляющейся в хитрости и обмане. Пре­зрение к людям пытается деперсонализировать определенного индивида, заставить воспринимать это лицо как нечто, не за­служивающее быть человеком. Из-за этих характеристик презрение может стать мотивом убийства и массового уничтожения; людей —«хладнокровного убийства». Причины и последствия презрения перечислены в табл. 3.4.

 

Таблица 3.2

Причины и следствия гнева (N — приблизительно 130 студентов колледжа]

  Ответы Процент испытуемых, давших ответы
  Предшественники  
  Чувства  
1. Обманутый, преданный, разочарованный, обиженный другими 40,8
2. Симптомы гнева-ярости 17,7
3. Ненависть, неприязнь, осуждение других, разрушительные мысли 12,0
4. Агрессивные, мстительные, желание напасть на других 8,0
5. Ощущение провала, разочарования в себе, самоосуждение, неадекватность 5,6
6. Чувство несправедливости мира 3,2
7. Синонимы страдания ,8
8. Другие чувства 12,0
  Мысли  
1. Мысли о ненависти, неприятии, осуждении других, разрушительные мысли 31,2
2. Мысли об обмане, предательстве, унижении, обиде со стороны других 19,2
3. Мысли о провале, разочаровании в себе, осуждении себя, неспособности 10,4
4. Мысли о всеобщей несправедливости, о мировых проблемах 10,4
5. Мысли о разрушении, мести 14,4
6. Раздражающие мысли, мысли о том, что все плохо 8,0
7. Другие мысли 6,4
  Действия  
1. Неправильные, глупые действия 34,4
2. Насильственные, необдуманные действия 16,8
3. Действия, не нравящиеся другим 12,0
4. Отсутствие действия 8,8
5. Агрессия, возмездие 8,0
6. Действия, юридически или морально неправильные или опасные 7,2
7. Другие действия 12,8
Следствия  
Чувства  
1. Синонимы гнева 28,8
2. Разочарование, напряжение и т. д. 24,2
3. Мстительные, разрушительные чувства, желание напасть на других 24,2
4. Ненависть, неприязнь, осуждение других 6,8
5. Синонимы страдания 2,3
6. Злоба 1,5
7. Справедливость 1,5
8. Другие чувства 10,6
Мысли  
1. Мысли о мщении, разрушении, нападении на других 43,9
2. Мысли о способах восстановить, удержать контроль над собой, ситуацией или об изменении ситуации 13,6
3. Ненависть, неприязнь, осуждение других 12,1
4. Мысли о выражении гнева в словах или действиях 7,6
5. Отрицательные, враждебные мысли (вообще) 7,6
6. Мысли о событии, которое вызвало гнев 4,5
7. Злые, разрушительные мысли о себе 4,5
8. Другие мысли 6,1
Действия  
1. Действия, направленные на приобретение или удержание контроля над собой или ситуацией 35,6
2. Словесное или физическое нападение на объект гнева 24,2
3. Действия против объекта или ситуации, вызывающей гнев 18,9
4. Импульсивные и иррациональные действия 11,4
5. Другие действия 9,8

Таблица 3.3

Причины и следствия отвращения (N — приблизительно 130 студентов колледжа)

Ответы Процент испытуемых, давших ответы
Причины  
Чувства  
1. «Тошнит от чего-то», усталость 27,7
2. Чувство провала, разочарования в себе, гнева по отношению к себе, некомпетентности 26,8
3. Неудовольствия, осуждения действия других 17,7
4. Синонимы отвращения 11,5
5. Синонимы страдания 6,9
6. Синонимы гнева 3,8
7. Синонимы презрения 3,1
8. Другие чувства 4,6
Мысли  
1. Ненависть, неприязнь, осуждение действий других 24,6
2. Мысли о провале, разочаровании в себе, злости на себя, некомпетентности 22,3
3. Мысли о войне, политике, расизме 20,8
4. Мысли о дурно пахнущих, неприятных вещах 14,6
5. Грязные мысли 4,6
6. Мысли об одиночестве, изоляции, отверженности 3,8
7. Другие мысли 5,4
Действия  
1. Проклятия, адресованные себе 30,8
2. Неправильные, глупые действия 25,4
3. Вынужденные действия 15,4
4. Действия, осуждаемые другими 12,3
5. Действия, юридически или морально неправильные или опасные 10,8
6. Другие действия 5,4
Следствия ,
Чувства  
1. Физическое отвращение: тошнота, утомление, болезнь и т. п. 25,5
2. Синонимы отвращения 18,8
3. Синонимы гнева 15,0
4. Синонимы презрения 14,3
5. Чувство апатии 7,5
6. Ощущение обмана, введения в заблуждение, обиды со стороны других 3,8
7. Чувство провала, самоосуждения и т. д. 3,8
8. Чувство, что все плохо, ужасно 3,0
9. Другие чувства 8,3
  Мысли  
1. Мысли о сложившейся ситуации 30,8
2. Мысли о событии, которое вызвало отвращение 15,0
3. Мысли о других, попытки забыть, избежать ситуации 15,0
4. Мысли о провале, самоосуждении и т. д. 11,5
5. Ненависть, неприязнь, осуждение других 10,5
6. Мысли о решении проблемы 9,8
7. Синонимы презрения 3,0
8. Другие мысли ' 11,3
  Действия  
1. Действия, направленные на избегание ситуации 39,8
2. Решение проблемы 21,1
3. Словесное или физическое выражение враждебности 12,8
4. Действия, направленные на оценку отношений, попытки стать лучше 4,5
5. Действия, направленные на сокрытие своих чувств 3,0
6. Действия, влекущие за собой крайнее раздражение 3,0
7. Высокомерные действия 2,3
8. Разговоры, установления контакта с друзьями 2,3
9. Другие действия 11,3

Таблица 3.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.017 с.)