Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования слуха, основанные на условнорефлекторных ответах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная группа методов основана на использовании и оценке условнорефлек торных реакций. Для этого необходимо предварительно выработать ориенти ровочный рефлекс не только на звук, но и на другой раздражитель, подкреп ляющий звуковой. Так, если сочетать кормление с сильным звуком (например, звонком), то через 10—12 дней сосательный рефлекс будет возникать уже в ответ на звук. Существуют многочисленные методики, основанные на этой закономерно сти, меняется лишь характер подкрепления. Иногда с этой целью используют болевые раздражители, например звук сочетается с уколом или направлением
Болезни уха
О
сильной воздушной струи в лицо. Такие подкрепляющие звук раздражители вызывают оборонительную реакцию (довольно устойчивую) и используются главным образом для выявления аггравации у взрослых, но из гуманных сооб ражений не применимы у детей. В связи с этим у детей используют такие модификации методики, которые основаны не на оборонительной условнорефлекторной реакции, а наоборот, на положительных эмоциях и естественном интересе ребенка. Иногда в каче стве подкрепления используется пища (конфеты, орехи), но это не безвредно, особенно при множестве повторений, когда нужно выработать рефлексы на звуки разных частот. Основным методом, который сейчас применяется в клинике, является игро вая аудиометрия (рис. 2.30). При проведении исследования в качестве подкрепления используется есте ственная любознательность ребенка. Звуковое раздражение сочетают с пока зом картинок, слайдов, видеофильмов, движущихся игрушек (например, же лезной дороги) и т.д. Схема проведения исследования следующая. Ребенка помещают в звуко изолированную камеру, на исследуемое ухо надевают наушник, соединенный с каким-либо источником звука (аудиометром). Врач и записывающая аппа ратура находятся вне камеры. В начале исследования в ухо подают звуки высокой интенсивности, которые ребенок заведомо должен услышать, руку ребенка кладут на кнопку, которую при восприятия звукового сигнала он нажимает с помощью мамы или медсестры. Через несколько упражнений ребенок обычно усваивает, что сочетание услы шанного звука с нажатием на кнопку приводит либо к смене картинок, либо к продолжению демонстрации видеофильма, иначе говоря, к продолжению игры, и нажимает кнопку самостоятельно при восприятии звука. Постепенно ин тенсивность подаваемых звуков снижают. Таким образом, условнорефлекторные методики дают возможность выявить одностороннюю тугоухость, определить пороги восприятия, дать частотную характеристику расстройств слуховой функции. Исследование слуха этими методиками требует определенного уровня ин теллекта у ребенка. Многое зависит и от умения наладить контакт с родителя-
Рис. 2.30. Исследование слуха. Игровая аудиометрия.
·
ЛЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
о
Глава 2
ми, от квалификации врача и умелого подхода к ребенку. Однако все усилия вознаграждаются тем, что уже у 3-летнего ребенка во многих случаях удается провести исследование слуха и получить его полноценную характеристику. Объективные методы исследования и регистрации состояния слуховой функ ции. Это измерение акустического импеданса, т.е. сопротивления, которое ока зывает звукопроводящий аппарат звуковой волне. В нормальных условиях оно минимально, на частотах 800—1000 Гц практи чески вся звуковая энергия достигает внутреннего уха, а акустический импе данс равен нулю. При патологии, связанной с уменьшением подвижности барабанной перепон ки, слуховых косточек, окон лабиринта и т.д., часть звуковой энергии отражается. Отражаемая энергия является критерием изменения акустического импеданса. Данное исследование заключается в следующем: в наружный слуховой проход герметично вводят датчик импедансометра, в замкнутую полость подают «зонди рующий» звук постоянной частоты и интенсивности. Данные акустической им- педансометрии регистрируются в виде различных кривых на тимпанограммах. Проводят 3 теста: — тимпанометрию (дает представление о подвижности барабанной пере понки и давлении в полостях среднего уха); — статический комплианс (дает возможность установить тугоподвижность слуховых косточек); — определение порога акустического рефлекса. Понятно, что величина аку стического импеданса зависит и от рефлекторного сокращения в ответ на зву ковую стимуляцию стременной мышцы и м ы ш ц ы, напрягающей барабанную перепонку. Доказано, что для изменения акустического импеданса эта мышца играет гораздо меньшую роль. В связи с этим на практике изучается только подвижность рефлекса, связанного со стременной мышцей. Отклонения от нормы его параметров свидетельствуют о нарушении подвижности звукопро водящего аппарата среднего уха. Существует ряд особенностей, которые следует учитывать при проведении акустической импедансометрии у детей (рис. 2.31). У детей 1-го месяца жизни исследование не представляет больших затруд нений, так как его можно проводить во время достаточно глубокого сна, на-
Рис. 2.31. Исследование слу ха. Акустическая импедансо- метрия.
Болезни уха
·
ступающего после очередного кормления. У детей 1-го месяца часто отсут ствует акустический рефлекс. Тимпанометрические кривые регистрируются достаточно четко, хотя и с большим разбросом амплитуды тимпанограмм, которые иногда имеют двух- пиковую конфигурацию. Акустический рефлекс можно определять у ребенка с 1,5—3 мес. Однако даже в состоянии глубокого сна ребенок делает частые глотательные движе ния, и запись может искажаться артефактами. Для достаточной достоверности результатов исследования должны быть многократными. Следует учитывать также возможность ошибок при акустической импедан- сометрии из-за податливости стенок наружного слухового прохода и измене ния размеров слуховой трубы во время крика или плача. Конечно, можно применить в этих случаях наркоз, но он приводит к повышению порогов аку стического рефлекса. Можно считать, что тимпанограммы становятся досто верными начиная с возраста 7 мес и дают надежное представление о функции слуховой трубы. В целом акустическая импедансометрия является ценным методом объек тивного исследования слуха у детей грудного и раннего возраста. Метод объективного определения слуховых вызванных потенциалов с помо щью компьютерной аудиометрии стал настоящей революцией в исследовании слуха у детей раннего возраста. Уже в начале века с открытием электроэнцефалографии было понятно, что на звуковое раздражение (стимуляцию) в различных отделах звукового анали затора (улитка, спиральный ганглий, ядра ствола и кора большого мозга) воз никают электрические ответы (вызванные слуховые потенциалы). Однако за регистрировать их не удавалось в связи с очень малой амплитудой волны, которая была меньше амплитуды постоянной электрической активности моз га (а-, р- и у-волны). С внедрением в медицинскую практику электронно-вычислительной тех ники стало возможным накапливать в памяти машины отдельные незначи тельные по величине ответы на серию звуковых стимулов, а затем суммиро вать их (суммационный потенциал). Подобный п р и н ц и п используется при проведении объективной компью терной аудиометрии. Многократные звуковые стимулы в виде щелчков пода ются в ухо, машина запоминает и суммирует ответы (если, конечно, ребенок слышит), а затем представляет общий результат в виде кривой. Объективная компьютерная аудиометрия позволяет исследовать слух в лю бом возрасте и даже у плода, начиная с 20-й недели гестации. Для того чтобы получить представление о месте поражения звукового анализатора, от которо го зависит снижение слуха (топическая диагностика), применяют различные методы определения электрической активности (рис. 2.32). Электрокохлеография (ЭКОГ) используется для измерения электрической активности улитки и спирального узла. Электрод, с помощью которого отво дятся электрические ответы, устанавливают в области стенки наружного слу хового прохода или на барабанную перепонку. Процедура довольно простая и безопасная, но отводимые потенциалы очень слабые, так как улитка находит ся довольно далеко от электрода.
·
ЛЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
·
Глава 2
Рис. 2.32. Исследование слу ха. Объективная компьютер ная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам.
В необходимых случаях электродом прокалывают барабанную перепонку и его помещают непосредственно на медиальную (лабиринтную) стенку бара банной полости вблизи улитки, т.е. места генерации потенциалов. В этом слу чае измерить их гораздо проще, но в детской практике такая транстимпаналь ная Э К О Г большого распространения не получила. Спонтанная перфорация барабанной перепонки значительно облегчает ситуацию. Э К О Г — метод довольно точный и дает представление о порогах слуха, помогает дифференцировать кондуктивную и нейросенсорную тугоухость. У детей до 7—8 лет ее проводят под наркозом, в более старшем возрасте — под местной анестезией. Э К О Г дает представление о состоянии волоскового аппа рата улитки и спирального узла. Определение коротко-, средне- и длиннолатентных слуховых вызванных по тенциалов (К С В П, С С В П и ДСВП) проводится для исследования состояния более глубоких отделов звукового анализатора. При звуковой стимуляции реакция из каждого отдела наступает несколько позднее, т.е. имеет свой, более или менее продолжительный латентный пери од. Естественно, что реакция коры большого мозга возникает последней, и, таким образом, Д С В П являются именно ее характеристикой. Эти потенциалы воспроизводятся в ответ на звуковые сигналы достаточной длительности и различаются даже по тональности. Латентный период К С В П составляет 1,5—10 мс, С С В П — от 10 до 50 мс, Д С В П — от 50 до 300 мс. Источник звука — звуковые щелчки или короткие тональные посылки, не имеющие тональной окраски, которые подаются через наушники. Возможно также исследование с помощью динамиков в свободном звуковом поле. Активные электроды устанавливают на сосцевидный отросток, прикрепля ют к мочке уха или фиксируют в какой-либо точке черепа. Исследование проводят в звукозаглушенной и экранированной камере, у де тей до 3 лет в состоянии медикаментозного сна после введения реланиума или 2% раствора хлоралгидрата ректально в дозе, соответствующей массе тела ребен ка. Исследование продолжается в среднем 30—60 мин в положении ребенка лежа. При исследованиях записывают кривую, имеющую до 7 положительных и от рицательных пиков. Считается, что каждый из них отражает состояние опреде-
Болезни уха
·
ленного отдела звукового анализатора: I — преддверно-улиткового нерва, II—III — кохлеарных ядер, трапециевидного тела, верхних олив, IV—V — латеральной пет ли и верхних бугров четверохолмия, VI—VII — внутреннего коленчатого тела. Отмечается большая вариабельность К С В П при исследовании слуха не только у взрослых, но и в каждой возрастной группе, то же относится и к С С В П и ДСВП. Следует учитывать многие факторы, чтобы составить точное представ ление о состоянии слуховой функции ребенка и локализации поражения. В последнее время в практику исследования слуховой функции в педиатрии начинает внедряться новый метод — регистрация задержанной вызванной аку стической эмиссии улитки. Чрезвычайно слабые звуковые колебания, генери руемые улиткой, можно зарегистрировать в наружном слуховом проходе с по мощью высокочувствительного и малошумящего микрофона. По существу это как бы эхо подаваемого в ухо звука. Акустическая эмиссия отражает функциональную способность наружных волосковых клеток кортиева органа. Метод прост, может быть использован для массовых исследований слуха, пригоден начиная с 3—4-го дня жизни ре бенка. Исследование занимает несколько минут, чувствительность метода до статочна высока. Электрофизиологические методы определения слуховой функции остаются самым важным, а иногда и единственным способом подобного исследования слуха у новорожденных, детей грудного и раннего возраста и получают в на стоящее время все большее распространение в медицинских учреждениях.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.013 с.) |