Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расспрос и физические методы обследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
БОЛЬНОГО
Анамнез заболевания составляют на основании данных, сообщаемых ребен ком (старше 3—4 лет), родителями, бабушкой, дедушкой, воспитателями яс лей, детского сада или школьным учителем, а также наблюдающими ребенка врачами, педиатром и отоларингологом поликлиники. Сведения последних при поступлении ребенка в стационар иногда особенно ценны. Уделяют внимание общим симптомам заболевания уха (температура тела, головная боль, озноб, обильное потоотделение, ухудшение общего состояния, интоксикация) и специфическим признакам (боль в ухе спонтанная или болез-
Болезни уха
Ф
ненность при пальпации, шум, головокружение, нарушение координации, одно- или двустороннее снижение слуха, выделения из наружного слухового прохо да, ощущение заложенности в ухе). Все эти симптомы трактуют по-разному в зависимости от разных факторов (возраст ребенка, предшествовавшее заболевание и т.д.). Например, выделе ния из уха могут быть связаны с воспалением как наружного, так и среднего уха, шум бывает при среднем отите и поражении слухового нерва и т.д. Для полного сбора анамнеза предлагается примерная схема-вопросник. Когда впервые появились симптомы заболевания уха? Какие это были симптомы: боль, выделения из уха, снижение слуха, голо вокружение? Что предшествовало заболеванию уха (грипп, респираторная инфекция, корь, скарлатина, дифтерия, острый насморк)? Обращались ли к врачу, какой диагноз был поставлен, какое лечение про водилось? Отмечалось ли полное выздоровление: исчезновение болей, выделений из уха, восстановление слуха? Каково было состояние носа до заболевания уха, страдал ли ребенок частыми насморками, рецидивирующими респираторными заболеваниями, частыми дет скими инфекциями, не переносил ли эпидемический паротит, травму уха? Каким были выделения из уха: слизистые, гнойные, кровянистые, с запа хом или без него, были ли они обильными или незначительными? Проводилось ли ребенку когда-либо исследование слуховой функции, каким методом (шепотная речь, камертоны, аудиометр, в каких условиях, учреждениях)? Все эти сведения, естественно, легче получить у детей старшего возраста. В раннем и грудном возрасте об этих симптомах заболевания уха можно судить в основном по косвенным признакам. Так, ребенок при остром среднем отите старается лежать на больном ухе, при кормлении охотнее берет грудь, противоположную заболевшему уху, и лишь в возрасте 3 мес он начинает ло кализовать болевые ощущения, хватает и трет больное ухо. Наружный осмотр. Определяют форму ушной раковины, ее размеры, нали чие или отсутствие деформации и неправильного роста, величину, цвет и наличие припухлости, свободен ли вход в наружный слуховой проход, имеется ли оттопыренность. П р и этом необходимо сравнивать обе стороны. Следует внимательно осмотреть область перед козелком, так как там до вольно часто можно обнаружить одно или несколько точечных отверстий (пре- аурикулярная фистула). Очень важное значение имеет осмотр заушной области: состояние переход ной заушной складки, ее выраженность или сглаженность, цвет, припухлость кожи, отсутствие или наличие свища (при субпериостальном абсцессе). Осматривают боковую поверхность шеи, грудино-ключично-сосцевидные мышцы и кожный покров над сосудисто-нервным пучком (иногда припух лость распространяется и в область над ухом, например, при зигоматицитах). Рекомендуется не ограничиваться только осмотром уха, а обязательно ис следовать функцию черепных нервов и прежде всего лицевого. Пальпация. Определяют главным образом болезненность и пастозность тка ней, что бывает при околоушных регионарных лимфаденитах и мастоидите.
·
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
·
Глава 2
Начинать пальпацию следует с козелка, делать это щадяще, так как даже прикосновение иногда вызывает бурную реакцию ребенка, ложно трактуемую как результат воспалительного процесса. Не нужно забывать пальпировать и область перед грудино-ключично-сосцевид- ной мышцей, так как при некоторых заболеваниях уха развивается флебит наруж ной яремной вены в составе сосудисто-нервного пучка, проходящего в этом месте.
ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
После сбора анамнеза, наружного осмотра и пальпации переходят к осмотру наружного слухового прохода, барабанной перепонки, а при ее перфорации и барабанной полости. Этот осмотр носит название отоскопии (один из эндоско пических методов исследования). Для того чтобы провести простейшую отоско пию, нужно иметь источник света, лобный рефлектор и ушную воронку. В качестве источника света (рис. 2.15) можно использовать обычную на стольную лампу мощностью 40—60 Вт, хотя удобнее специальные лампы на гибком штативе. Лампу располагают около правого уха ребенка. Осмотр луч ше проводить в затемненном помещении. Для получения отраженного луча обычно применяют лобный рефлектор (рис. 2.16). Он представляет собой слегка вогнутое зеркало (стеклянное или хорошо отполированное металлическое) с фокусным расстоянием примерно 30 см. При отоскопии не следует очень приближать или отдалять ухо исследуемого, так к а к фокусная точка размывается. Рефлектор имеет отверстие посредине, поскольку для стереоскопичности восприятия необходим бинокулярный ос мотр. Это не всегда сразу получается у начинающих, и в начале практики с целью самоконтроля можно ладонью прикрыть свободный глаз. Лобный рефлектор обычно имеет специальную повязку (матерчатую или пла стмассовую) связанную с зеркалом шаровым, легко регулируемым шарниром, позволяющим быстро перемещать зеркало. Интересно, что первые изобретенные реф лекторы вместо повязки имели ручку, а иногда специальную пластину, которую врач держал в зубах. Конечно, это было очень неудобно, особенно при проведении манипуляций. В последнее время более широко приме няется отоскопия с помощью простых ос ветительных приборов, объединенных со съемными ушными воронками (рис. 2.17). Это так называемые отоскопы (рис. 2.18). Они легки, удобны, имеют автономное освеще ние (на батарейках) и весьма полезны для врачей общей практики, особенно в домаш них и амбулаторных условиях. Некоторые отоскопы снабжены увеличительными лин зами, что также облегчает детальный осмотр Рис. 2.15. Схема отоскопии. барабанной перепонки.
Рис. 2.16. Лобный рефлектор и основные инструменты для осмотра ЛОР-органов.
Рис. 2.17. Отоскопия с помо щью пневматической воронки.
Рис. 2.18. Отоскоп.
Болезни уха
·
39
·
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
·
Глава 2
Такие отоскопы очень близки по конструкции к пневматической воронке Зигле. К пневматической воронке Зигле через боковое отверстие можно под ключить резиновую трубку с баллоном. При герметизации воронкой наружно го слухового прохода введение в него воздуха в норме сопровождается колеба ниями барабанной перепонки. Воронка служит для определения подвижности барабанной перепонки или отдельных ее участков. Использование пневмати ческой воронки является простым и довольно полезным для диагностики ме тодом, например при слипчивых, рубцовых процессах в среднем ухе. В современных клиниках применяют бинокулярные лупы, объединенные с источником света, ш и р о к о используют гибкую оптику, галогеновые лампы. В повседневной практике применяют специальные (смотровые) микроскопы, позволяющие проводить микроотоскопию (рис. 2.19). Оториноларингологи ста ли пионерами разработки операционных микроскопов в нашей стране, которые позволили создать совершенно новое направление: слухоулучшающую микро хирургию при отосклерозе, адгезивных средних отитах, разработать тимпа- нопластику и т.д. Для педиатра главным и необходимым методом остается обычная общепри нятая отоскопия, которая проводится с помощью дешевых и доступных при боров: отоскопа и лобного рефлектора. Овладеть этим методом не очень про сто, но это умение окажет молодому врачу неоценимую пользу в трудных ситуациях. Пользоваться бинокулярным зрением совершенно обязательно при осмотре уха (отоскопия), особенно при каких-либо манипуляциях в наружном слухо вом проходе. Неправильный осмотр приводит к неточному определению рас стояния до барабанной перепонки и возможности ее травмы. Для расширения наружного слухового прохода используют ушные воронки (рис. 2.20), иногда они для автоматического расширения снабжены винтом. Однако прежде чем ввести воронку в наружный слуховой проход, нужно ос мотреть его, пальцем оттеснить козелок кпереди и определить примерно нуж ный размер воронки. Затем при осмотре уха для выпрямления изгиба наруж-
Рис. 2.19. Операционный мик роскоп.
Болезни уха
·
Рис. 2.20. Методика отоскопии.
ного слухового прохода в его хрящевом отделе ушную раковину оттягивают левой рукой кверху и назад (у детей грудного и раннего возраста — книзу и назад) (см. рис. 2.20). Ушную воронку, взятую за край большим и указательным пальцами правой руки, вводят в наружный слуховой проход легкими вращательными движени ями. Иногда такое введение сопровождается небольшим рефлекторным каш лем вследствие раздражения веточек блуждающего нерва. Иногда на пути светового луча к барабанной перепонке встречаются пре пятствия в виде эпидермальных и серных масс, которые удаляют либо зондом с накрученной на его резьбу ватой, либо с помощью промывания. Хотя главной целью отоскопии является осмотр барабанной перепонки, сначала нужно составить представление о наружном слуховом проходе: его ши рине на всем протяжении, имеющемся сужении в хрящевом или костном от деле, характере сужения (концентрическом или за счет какой-то из стенок), упругости стенозированного отдела и т.д. В самом начале слухового прохода у старших детей уже встречаются воло сы, которые так же, как и сера, выполняют защитную функцию. Иногда при отоскопии в слуховом проходе обнаруживаются выделения, которые следует тщательно удалить. Эти выделения могут быть следствием воспалительного процесса в наружном слуховом проходе и препятствовать полноценному осмотру барабанной перепонки. Осмотр барабанной перепонки в большинстве случаев становится решающим для уточнения диагноза заболевания среднего уха. При нарушении вентиляции или образовании рубцов отмечается втяжение барабанной перепонки. При образовании воспалительного экссудата опреде ляют гиперемию и выпячивание. При транссудате барабанная перепонка мут ная, лишенная зеркального перламутрового блеска, иногда можно даже опре делить уровень жидкости и т.д. Таким образом, барабанная перепонка (рис. 2.21) является как бы зеркалом процессов, происходящих за ней и имеющих довольно типичную в каждом случае отоскопическую картину, на которой во многом и основывается диаг ностика. При обширных прободениях и дефектах барабанной перепонки по является дополнительная возможность осмотра самой барабанной полости.
·
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
·
Глава 2
Рис. 2.21. Отоскопическая картина нормальной барабан ной перепонки. 1 - ненатянутая часть; 2 - на тянутая часть; 3 - короткий отросток; 4 - рукоятка молоточ ка; 5 - передняя складка; 6 - задняя складка; 7 - пупок; 8 - световой рефлекс.
Нормальная барабанная перепонка при отоскопии имеет перламутрово-се- рый цвет, состоит из двух частей: натянутой и ненатянутой. На ней определяет ся ряд типичных пунктов — опознавательных знаков. Это короткий отросток и рукоятка молоточка, передняя и задняя складки, пупок и световой рефлекс. Для удобства описания барабанную перепонку мысленно делят двумя ли ниями (первая проводится по рукоятке молоточка и ее продолжению, вторая — перпендикулярно через пупок) на 4 квадранта: передневерхний, переднениж- ний, задневерхний, задненижний. П р и описании каких-либо деталей, например рубца или перфорации, обычно указывают, в каком квадранте они находятся. Очень важное значение имеет характеристика опознавательных пунктов, что детально представлено в разделах по отдельным нозологическим формам.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.011 с.) |