Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование состояния слуховой трубыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Такое исследование имеет важное значение в диагностике и прогнозе боль шинства заболеваний среднего уха у детей. Широкая, «зияющая» труба облегчает инфицирование барабанной полости со стороны носоглотки. Возникновению острого среднего отита, стойкой ту гоухости у ребенка способствуют различные патологические изменения в об ласти носоглотки, влияющие на состояние слуховой трубы. Это гипертрофия глоточной миндалины (аденоиды), увеличенные задние концы средних и ниж них носовых раковин, острые и хронические воспалительные заболевания носоглотки, приводящие к нарушению вентиляции барабанной полости вслед ствие уменьшения просвета слуховой трубы. Помимо механического закрытия просвета слуховой трубы, нарушение вен тиляции и эвакуации из барабанной полости может быть связано и с ее дис функцией, т.е. нарушением клиренса мерцательного эпителия. Из этого сле дует, что педиатру исключительно важно иметь представление о проходимости слуховой трубы и причинах, вызывающих ее обструкцию. Методы исследования проходимости слуховой трубы. Самым простым для вра ча общей практики способом определения проходимости слуховой трубы явля ется опыт Тойнби. Для его проведения у ребенка прижимают крылья носа к носовой перегородке («зажимают» нос) и предлагают ему сделать глотательные движения. При хорошей проходимости возникает ощущение «треска» в ушах. Таким же доступным является и опыт Вальсальвы. Ребенок делает глубокий вдох, закрывает нос и рот и как бы пытается сделать энергичный выдох, во время которого воздух попадает в слуховые трубы. При их хорошей проходи мости возникают такие же ощущения, как в предыдущей пробе. Естественно, что эти простые методы можно использовать только у детей старшего возраста. Часто используется и вполне доступно педиатру определение проходимости слуховых труб с помощью баллона Политцера. Он представляет собой обыч-
·
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
·
Глава 2
ную резиновую грушу с трубкой, имеющей наконечник в виде оливы. Нако нечник вводят в преддверие носа, другое крыло прижимают к перегородке носа. Ребенок произносит некоторые слова («пароход», «ку-ку»), при артику ляции мягкое небо поднимается кверху и разобщает носоглотку и ротоглотку. В этот момент энергично сдавливают грушу, и воздух попадает в носоглотку и слуховые трубы. Проходимость слуховой трубы при выполнении опытов Тойнби, Вальсальвы и при продувании по Политцеру (рис. 2.22) определяется на основании ощущений больного, но для этой цели можно использовать резиновую или пластмассовую трубку с двумя оливообразными наконечниками (рис. 2.23). Одну из олив вво дят в наружный слуховой проход больного, другую — врача; при хорошей про ходимости врач слышит звук или шум, а ребенок ощущает толчок в ухо. Более сложен способ определения проходимости слуховой трубы с помо щью ушного катетера. Такой способ применяется в случаях, когда необходи мо одностороннее исследование.Катетер представляет собой металлическую трубочку (разных размеров), на одном конце она загнута в виде клюва, другой имеет воронкообразное расширение. В плоскости клюва на проксимальном конце имеется колечко для контроля положения дистального отдела катетера. После местной анестезии клювообразный конец катетера осторожно вводят в полость носа и продвигают по его дну до задней стенки носоглотки, пока не ощущается препятствие. Затем конец катетера поворачивают кнутри и подтя гивают кнаружи до ощущения контакта с сошником. В этом положении про изводят ротацию катетера кнаружи и его клюв оказывается в проекции гло точного отверстия слуховой трубы. На проксимальный конец катетера надевают резиновую грушу, после чего производят продувание. Контроль за эффектив ностью процедуры осуществляют так же, как и при продувании по Политцеру. Оценка результатов, полученных с помощью описанных методов исследо вания проходимости слуховой трубы, основана на субъективных ответах боль ного, что является их значительным недостатком при обследовании малень-
Рис. 2.22. Продувание слуховой трубы (по Политцеру).
Рис. 2.23. Резиновая трубка для выслушивания прохождения воздуха через слуховую трубу.
Болезни уха
·
ких детей. Эти методы можно использовать лишь у детей 4—5-летнего возраста и старше. Объективная регистрация проходимости слуховых труб возможна с помо щью ушной манометрии. В наружный слуховой проход герметически вводят резиновый колпачок- пробку, в центре которой помещается тонкая стеклянная трубка с делениями. В трубке имеется окрашенная капля спирта, которая приходит в движение при удачном продувании. В последние годы этот метод значительно развивался. Появились новые разработки, позволяющие получить точные качественные и количественные показатели проходимости слуховой трубы и величины давления в барабанной полости. Пневмофонометрия основана на определении давления в герметически за крытом наружном слуховом проходе в момент, когда ребенок воспринимает звук лучшего всего. Для этого аудиометр комбинируется с компрессором, по зволяющим менять параметры звука и давления. Обтурировать наружный слу ховой проход можно воронкой Зигле, тогда создается возможность определить положение барабанной перепонки. Пневмотубометрия используется для исследования проходимости слуховой трубы. В ее глоточное устье вводят катетер, через компрессор подают воздух; давление, необходимое для открытия трубы, определяется водным манометром. Звуковая манометрия является модификацией предыдущего исследования, когда одновременно с поступлением воздуха в слуховую трубу через катетер подается и звук. С помощью плетизмографа одновременно измеряют давле ние во время открытия трубы и уровень звукового давления в наружном слу ховом проходе. Контрастная рентгенография применяется в диагностически сложных ситу ациях. Контрастное вещество вводят ретроградно через глоточное устье слухо вой трубы через катетер или через барабанную полость при перфорации бара банной перепонки. На основании оценки полученных данных часто определяют показания или способ тимпанопластики. Более сложным, но зато вполне объективным методом определения прохо димости слуховой трубы у ребенка являются исследование акустического им педанса среднего уха и особенно тимпанометрия, результаты которой достаточ но постоянны уже с первых месяцев жизни. Конечно, и в этом случае требуется участие матери в процедуре исследования, которое проводят у ребенка в со стоянии естественного сна, в промежутках между кормлениями, с подбором специальных ушных вкладышей и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.007 с.) |