Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джордж пытался достичь примирения с Богом, скудно питаясь и одеваясь скромно и непритязательно.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приблизительно в 1735 году Джордж узнал о том, что какая-то женщина из работного дома пыталась свести счеты с жизнью, перерезав себе горло. Зная, что Джон и Чарльз обязательно захотят помочь ей, Уайтфилд передал им записку через продавщицу яблок, попросив ее ничего не рассказывать о нем. Женщина, однако, не прислушалась к его просьбе и сообщила Чарльзу о том, кто именно просил передать ему записку. Узнав, что речь идет об Уайтфилде, Чарльз тут же отправился на его поиски, чтобы пригласить к завтраку. Как писал сам Джордж: Я с благодарностью принял его предложение. Моя душа в то время жаждала духовных друзей, которые поддержали бы мои опустившиеся руки и укрепили дрожащие колени. Чарльзу, преподавателю колледжа, который был на шесть лет старше Уайтфилда, понравился Джордж, и он предложил ему присоединиться к "Святому клубу". Их знакомство очень скоро переросло в крепкую мужскую дружбу. Чарльз дал прочитать Джорджу несколько своих любимых душеспасительных книг, из которых наибольшее впечатление на Джорджа произвела "Жизнь Бога в душе человеческой" (Life of God in the Soul of Man) Генри Скоугала, молодого шотландского профессора богословия, скончавшегося в 1657 году в возрасте двадцати семи лет. Прочитав эту книгу, Джордж понял, что больше никогда не будет прежним. Я с удивлением размышлял о том, что имел в виду автор, когда писал: "Некоторые ошибочно считают верой в Бога посещение церкви, воздержание от какого-либо зла, последовательность в исполнении своих обязанностей и периодическую помощь бедным и обездоленным". Если это не является верой в Бога, думал я, то что же тогда можно ею назвать? И Бог скоро открыл это мне; ибо в последующих строках было сказано буквально следующее: "Истинная вера в Бога есть союзом человеческой души с Творцом, когда внутри каждого из нас поселяется Христос". Этот луч Божественного света неожиданно и резко вспыхнул в глубине моей души, и с этого момента я вдруг осознал, что являюсь новым творением. Через эти слова, как отметил сам Джордж: Иисус Христос впервые явил Себя мне и дал мне рождение свыше. Я понял, что человек может ходить в церковь, молиться, участвовать в таинствах и при этом не являться христианином. Как же трепетало в тот момент мое сердце; я чувствовал себя человеком, боявшимся заглянуть в свой кошелек, чтобы не осознать себя полным банкротом*. * Из проповеди, с которой Уайтфилд выступил в 1769 году, цитированной в Henry Scougali The Life of God in the Soul of Man (London: InterVarsity Fellowship, 1961), 12. Уайтфилд, не теряя времени понапрасну, все глубже погружался в Евангелие Иисуса Христа, в то время как братья Уэсли все еще "блуждали в лабиринтах обусловленного поведением спасения". Джону и Чарльзу потребовалось еще целых три года, чтобы ощутить в своей жизни спасительную Божью милость и родиться свыше. "Ученик первый стал настоящим учителем; он знал, что представляла собой, "свобода сыновей Божьих", тогда как братья Уэсли все еще оставались в разорванных им ранее цепях". Но Джордж все-таки позволил заковать себя снова, пытаясь придерживаться строгих правил, установленных методистами, - они неправильно понимали милость и все еще пытались делами заслужить себе место на небесах. Только после того, как Джон и Чарльз пережили рождение свыше, методизм превратился в инструмент приближения к Богу, перестав быть средством приобретения спасения добрыми делами. Джордж попал в эту ловушку, ибо, несмотря на рождение свыше, он никак не мог осознать, что получил спасение по вере, а не по делам. Амбициозный и переполняемый духом соперничества, он стремился во всем превосходить окружающих - например, регулярно постился, истощая себя настолько, что подвергал опасности свое здоровье. Джордж Уайтфилд вел крайне аскетическую жизнь: питался лишь хлебом и водой, мало спал, не жалея сил посещал - едва появлялось свободное время - больных и заключенных. Кроме того, он носил серую, потрепанную одежду и выглядел зачастую как самый настоящий бедняк или даже нищий - ошибочный признак посвящения Богу. Из-за всего этого студенты часто насмехались над ним, отказывались оплачивать его услуги и даже бросались в проходившего мимо Уайтфилда комьями грязи. К тому же директор колледжа грозился исключить Джорджа. Однако тот оставался непоколебим и тверд в своих убеждениях. В конце концов, постоянное истощение сказалось на его здоровье - тело начало подводить его. Все закончилось тем, что Уайтфилд слег в постель более чем на семь недель. До полного восстановления Джордж был отправлен в родной Глочестер. Все, что его привлекало ранее в учении Скоугала, померкло, а вместе с этим из его сердца ушли радость и надежда. Позже Джордж так описывал чувства, которые он испытывал в тот момент: Вся моя душа была подобна иссохшей пустыне, и я мог развлекаться не более человека, с ног до головы закованного в доспехи. Каждый раз, преклоняя колени, я чувствовал огромную тяжесть во всем своем теле и часто так вот молился, пока не становился мокрым от пота. В то время сатана постоянно меня пугал, грозясь наказать, если я вдруг забуду о его ухищрениях. В период выздоровления Уайтфилд не только отдыхал, но и продолжал искать Господа, служить страждущим и строить свою жизнь в соответствии с принципами методизма, читая труды Уильяма Лоу и других богословов. Освободившись на время от своих обязанностей студента и мальчика на побегушках, а также от требований "Святого клуба" и постоянных притеснений, являвшихся следствием клубной принадлежности, он впервые за долгие годы ощутил в сердце удивительное спокойствие и Божий мир. В своем дневнике Уайтфилд писал: После того как я претерпел бесчисленные сатанинские нападки и невыразимые многомесячные испытания, не дававшие мне покоя ни днем, ни ночью, Бог помиловал меня и снял с моих плеч тяжкое бремя, чтобы я смог воздать должное Его дорогому Сыну своей живой верой. Также Господь дал мне дух усыновления, чтобы запечатлеть меня, и я смиренно надеюсь, что этот дух не оставит меня вплоть до дня долгожданного искупления. Но какая же радость, невообразимая, неописуемая, исполненная славы, наполнила мою душу, когда бремя греха спало с моих плеч, и ощущение всепрощающей Божьей любви, уверенность в дарованной мне вере излились в мое непокорное сердце! Безусловно, это был день моего посвящения Господу - день, навсегда запечатленный в моей памяти. Сначала наполнявшая меня радость была подобна сизигийному приливу, полноводной реке, выступающей из берегов. Куда бы я ни направлялся, я едва сдерживался, чтобы не запеть во всеуслышание псалмы, - вскоре, правда, я немного утихомирился, но, слава Богу, радость продолжала пышно цвести в моем сердце. Вновь открыв для себя радость спасения, Уайтфилд ощутил прилив новых сил и твердо решил посвятить жизнь проповеди Евангельской Вести каждому, кто будет готов его слушать. Он начал организовывать по домам группы по изучению Библии, наставлять верующих в местном приходе, с огромным рвением помогать бедным, посещать заключенных и заботиться о больных. Уайтфилд стал основателем самого первого методистского общества в Глочестере, в котором учил и наставлял небольшую группу новообращенных. Уже тогда он начал подчеркивать исключительную важность "оправдания верой", о котором Павел писал в своем Послании к Римлянам: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа..." (Римлянам 5:1). Личный опыт обращения к Богу ("рождение свыше") руководил всем, что Джордж делал и чему учил, - без этого ничего не имело смысла. Он вернулся в Оксфорд, чтобы закончить учебу и принять руководство "Святым клубом" в отсутствие Джона и Чарльза, которые отправились в миссионерское путешествие в Саванну, штат Джорджия. Братья покинули Англию в тот самый год, когда Джордж пережил рождение свыше, доверив "Святой клуб" его попечительству. Он возглавлял домашнюю группу, продолжая при этом нести служение в местных приходах и тюрьмах. Люди, которым служил Уайтфилд, не сомневались в его особом призвании и убеждали его стать священником. Но юноша, которому был двадцать один год, колебался, не желая совершать никаких поспешных шагов. Однажды, когда Джордж возвращался с молитвы в соборе, епископ пригласил его к себе и сказал: "Несмотря на то, что я заявил во всеуслышание о том, что не буду помазывать тех, кому еще не исполнилось двадцати трех, я считаю своим долгом помазать тебя, как только ты этого пожелаешь". Проведя немало времени в посте и молитвах, Джордж ощутил, что больше не может противиться своему призванию. Церемония рукоположения его в духовный сан прошла 20 июня 1736 года. Неделю спустя в Оксфорде ему была присвоена также степень бакалавра искусств. Так началась новая эра в истории церкви - новый путь, благодаря которому послание Христа и коснулось сердец людей по обе стороны Атлантики.
Юный проповедник Став дьяконом, свою первую проповедь Джордж произнес с кафедры церкви Сент-Мэри-де-Крипт в Глочестере. Недалеко от этой церкви, в которой Уайтфилд был крещен, стояла таверна, где еще каких-то пять лет назад он работал барменом. Возможно, движимая прежде всего человеческим любопытством, собралась огромная толпа, чтобы услышать его проповедь на тему "Значение и польза религиозного общества". Джордж смело говорил о необходимости религиозной подотчетности, поддержки и наставления, которые можно обрести лишь в подобного рода регулярных собраниях. Он также говорил о пагубности нерелигиозных обществ, которые в последнее время стали пользоваться все большей и большей популярностью. После его выступления, как сообщала пресса того времени, пятнадцать человек "сошли с ума" от осознания всей тяжести совершенных ими грехов. Несомненно, именно сильное ощущение сверхъестественного присутствия Святого Духа стало главной причиной того, что люди стали выглядеть "умалишенными". Что же касается епископа, то он поделился своей надеждой на то, что "безумие не забудется до наступления следующего воскресенья". С самого начала в проповедях Джорджа отчетливо было видно его сердце, наполненное горячей любовью к Господу. Кроме того, на его манеру выступления наложили отпечаток годы увлечения театром. Он использовал весь свой интеллект и талант, чтобы как можно убедительнее донести до слушателей смысл своей проповеди. Известный актер того времени Дэвид Гэррик однажды воскликнул: "Я готов отдать сотню гиней за то, чтобы кто-нибудь научил меня произносить "О!" подобно мистеру Уайтфилду". Именно Джордж Уайтфилд был тем, кто научил страстному обращению со слушателями американских проповедников и политиков на заре Американской революции. На его примере они учились тому, как побуждать народные массы к действию. К концу лета Уайтфилд получил приглашение стать заместителем куратора в знаменитом лондонском Тауэре, выполняя его обязанности в периоды отсутствия руководителя. Первую проповедь после своего прибытия в Лондон Джордж произнес в большой церкви Бишопгейт-стрит. Вначале прихожане недоверчиво отнеслись к молодому служителю, но стоило ему только начать говорить, все тут же замерли в изумлении. Реакцию собравшихся Джордж описал в своем дневнике: Когда я поднимался вверх по лестнице, практически все присутствующие, казалось, посмеивались надо мной из-за моей молодости. Но вскоре они стали абсолютно серьезны и чрезвычайно внимательны, и после того как я закончил и спустился обратно, они вовсю выказывали мне свое уважение, благословляли меня, когда я проходил мимо, и с удивлением расспрашивали, кто я такой. Уже совсем скоро весь Лондон знал имя Джорджа Уайтфилда, которого ласково называли "юным проповедником". Толпы, собиравшиеся для того чтобы услышать о "рождении свыше", значительно превосходили вместимость Тауэра. С самого начала Джордж проповедовал в переполненных залах; простые люди искренне тянулись к нему. Он получил приглашение стать викарием в Даммере, маленькой деревушке в графстве Хэпшир, где его популярность продолжала стремительно расти. В скором времени Уайтфилду предложили престижную должность куратора18 в одной из наиболее известных лондонских церквей.
Зов Америки Однажды во время своего служения в Даммере Джордж получил письмо от Джона Уэсли, в котором тот звал своего давнего друга в Америку, "где урожай так обилен, а тружеников так мало. Что, если вы также призваны, мистер Уайтфилд?". "Прочитав это, - писал Джордж, - я почувствовал, как мое сердце бешено забилось, будто мое призвание отразилось в нем эхом!" В том же году, когда Джордж ответил на Божий призыв и стал священнослужителем, он почувствовал, что его призвание связано также с миссионерской работой. Несмотря на то, что в тихом Даммере он провел лишь два месяца, это время оказалось весьма продуктивным в плане подготовки к грядущей волне евангелического успеха, которая захлестнет его еще до того, как он покинет Англию. Он учился, молился, читал, размышлял - и вел дневник. Он писал: "Я всегда замечал, что по мере укрепления моих внутренних сил пропорционально возрастала моя внешняя сфера деятельности".
Уайтфилд стал "носителем Евангелия ", не привязанным к какому-либо одному приходу, городу или континенту.
В Джорджию Уайтфилд смог отправиться лишь спустя долгих двенадцать месяцев, но, готовясь к путешествию, он заранее уволился с Должностей, занимаемых им в Даммере и Оксфорде. Теперь он мог использовать каждую представлявшуюся ему возможность для проповеди, и количество таких возможностей неуклонно росло. Растущая популярность не давала Уайтфилду проповедовать в каком-либо одном Месте, и уже очень скоро он стал известен как "носитель Евангелия", не привязанный к какому-либо одному приходу, городу или континенту. В каждое новое собрание он врывался словно буря, и вскоре слава о нем распространилась по всей Англии. Принадлежность Уайтфилда к методистам делала его фигуру еще более любопытной — на Англиканскую церковь он производил весьма неоднозначное впечатление. Один из слушателей Джорджа говорил, что он "проповедовал подобно льву". Уайтфилд сочетал в себе артистизм и страстную убежденность, которые никого не могли оставить равнодушным. Его проповеди были не только убедительны, но также чрезвычайно динамичны. Его низкий голос звучал властно, подавляя даже звуки труб и барабанов, которыми неоднократно пытались заглушить его недоброжелатели. Проповедник был неудержим; он не обращал ни малейшего внимания на посторонние шумы. Его голос мог быть мягким и нежным, не теряя при этом своей выразительности. Иногда слушатели погружались в полную тишину, безмолвно вытирая слезы, в то время как сам проповедник плакал за кафедрой, подробно описывая Христовы страдания или Божью печаль, которую тот испытывал по отношению к потерянным и заблудшим человеческим душам. Пока Уэсли был глубоко разочарован своей миссией в Джорджии, молодой Уайтфилд "своим золотым голосом" "закладывал фундамент той популярности методизма и его проповеднической репутации, которая вскоре станет одним из выдающихся символов столетия". После своего последнего путешествия в Бристоль, где братья Уэсли впервые в своей жизни ощутили радостный трепет служения под открытым небом, Джордж записал в своем дневнике, что "множество людей приходило пешком, а многие приезжали в повозках к тому месту - в миле от городской окраины, - где должен был выступить я, и практически все приветствовали и благословляли меня, когда я шел по улице". В написанной в 1786 году биографии Уайтфилда преподобный Люк Тайерман писал о том, что проповеди молодого евангелиста отличались "трогательным милосердиемг искренностью убеждения, льющейся через край всеобъемлющей любовью"22. Продолжая свою мысль, Тайерман писал: "Мы можем вполне обоснованно утверждать, что проповедническая деятельность Уэсли в 1739 году вряд ли привлекла бы к себе столь значительное внимание, если бы в 1737 году ему не предшествовал Уайтфилд". Вот что произошло, когда Джордж сообщил собравшимся в Бристоле о своем скором отбытии в Джорджию (об этом он несколько позже сделал запись в дневнике): "После проповеди толпы людей плача последовали к моему дому, и на следующий день с семи утра и до полуночи я общался и снабжал духовными советами пробужденные души". В августе 1737 года он вернулся в Лондон, собираясь как можно скорее отплыть в Джорджию. Прошел год с тех пор, как Уайтфилд впервые оказался в Лондоне и начал свой ураганный проповеднический тур в качестве только что помазанного на служение дьякона, но его популярность продолжала расти даже в то время, когда он готовился покинуть страну. Умение Джорджа обрести широкую известность не уступало его умению вести себя на публике, благодаря чему он с успехом публиковал свои проповеди в английских и американских газетах. По обе стороны океана не нашлось церквей, достаточно просторных для того, чтобы принять всех желающих услышать "юного проповедника". В то время как население Лондона не превышало 700 тысяч жителей, Джордж собирал аудитории в 20 тысяч внимательных слушателей. Публика замирала, когда его голос обращался к ней с пламенными увещеваниями, подобными приведенному ниже: Устремите свои сердца к чертогам вечного блаженства и своим исполненными веры взглядом, подобно святому Стефану, узрите распахнутые небеса и Сына Человеческого, окруженного славной свитой из покинувших земной мир святых, сидящих и купающихся в лучах вечной, неземной радости... Слушайте же! Мне кажется, я могу слышать их голоса, поющие вечное аллилуйя, голоса людей, целую вечность поющих триумфальные гимны радости. И разве вы, братья мои, не желаете присоединиться к этому небесному хору? Огорченные грядущим отплытием Джорджа, многие люди предлагали ему большие деньги за то, чтобы он остался в Лондоне или в каком- либо из английских городов. И в том, что Джордж покинул Англию на заре своей славы, несомненно, сказалось Божье вмешательство. В то время как судно "Уитэйкер" с Джорджем направлялось в сторону Америки, Джон Уэсли приближался к английским берегам. Сам того не ведая, Уайтфилд подготовил английскую почву для братьев Уэсли куда лучше, чем те подготовили для него почву Джорджии. Благодаря проповедям Джорджа Уайтфилда Джон и Чарльз Уэсли вскоре собрали богатейший урожай Великого пробуждения. Оказавшись на борту судна, Джордж немедленно начал проповедовать морякам, солдатам и другим пассажирам. На первых порах от него лишь отмахивались из-за его молодости, но вскоре Джордж снискал уважение своей искренней заботой о больных, пением псалмов во времена шторма и, конечно, пламенными речами. Как только пассажиры услышали его проповеди и увидели приверженность молодого человека дисциплине и самозабвенному служению, их сердца смягчились, и они с интересом начали внимать его ежедневным увещеваниям. Вместе с "Уитэйкером" плыли два меньших судна. Прошло совсем немного времени, и они начал подплывать к своему флагману едва ли не вплотную, чтобы их пассажиры также могли слышать проповеди Уайтфилда. Просто представьте себе - даже в открытом море, посреди Атлантического океана, Джордж Уайтфилд горячо проповедовал, невзирая на волны и ветер, внимательным слушателям, собравшимся на палубах трех кораблей. Когда корабли бросили якорь у берегов Джорджии, юный служитель выступил с прощальной проповедью, несмотря на то, что был в тот момент не здоров. Печаль застыла на лицах пассажиров, когда на берегу они расставались с Уайтфилдом, чтобы далее следовать своим собственным путем.
Утро в Новом Свете "Уитэйкер" прибыл в Америку 7 мая 1738 года. На следующее утро, в пять часов Джордж приступил к своему служению в Новом Свете. Он обратился к собранию, состоявшему из семнадцати взрослых и двадцати пяти детей. В отличие от братьев Уэсли, Джордж привез в колонию подарки и прочие необходимые поселенцам вещи. Он прибыл с сердцем, желающим удовлетворять не только духовные, но и материальные потребности людей. Вместо бремени правил и ритуалов, что в те времена повсеместно ассоциировалось с духовными пастырями, он принес весть о свободе во Христе. Свобода, которую Уайтфилд обрел через рождение свыше, произвела неизгладимое впечатление на его слушателей, и хотя при Джоне Уэсли церковь Саванны уменьшилась числом, при Джордже количество прихожан заметно выросло. К июню стены церкви уже не могли вместить всех желающих, а новость о прибытии нового пастора облетела все окрестные селения. С самого начала Джордж был обеспокоен условиями жизни бедняков - особенно растущим количеством сирот. Спустя месяц после сво его прибытия он начал обучение детей из соседних деревень, одновременно договорившись с местными властями о строительстве школы в Саванне. Кроме того, он испытывал сильное побуждение построить в городе сиротский приют. Несмотря на то, что во время первого визита Уайтфилд не собирался останавливаться в Джорджии надолго, теперь он проникся необходимостью возвращения в Англию для сбора финансовых средств, необходимых для заботы в колониях о вдовах и сиротах. Кроме того, он должен был завершить свое духовное образование. "Более всего мое сердце расположено, - писал он, - к построению сиротского приюта, для чего, уверен, мне необходимо на некоторое время вернуться в Англию. Пока же я занимаюсь созданием маленьких школ в самой Саванне и ее окрестностях, в которых подрастающее поколение могло бы быть вскормлено и воспитано в вере и почтении к Господу". Уайтфилд покинул Джорджию с желанием возвратиться туда как можно скорее. Оставив свою паству в глубокой печали, он отправился в Англию, пообещав вернуться, как только позволит ему Господь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.02 с.) |