Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум Твой. Во всех путях твоих познавай его, и он направит стези твои.

Поиск

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла...

Величайшие возрожденцы, как мы увидим, поступали именно так. В любой ситуации они стремились не поддаваться искушению дове­риться личному пониманию, но всегда и во всем полагались на Бога, признавая Его абсолютную власть над собой. Они боролись с соблаз­ном быть мудрыми в собственных глазах и глазах своих верных по­следователей, доверившись лишь водительству Святого Духа. То была битва за то, чтобы многие и многие научились слышать этот мягкий, едва слышимый голос и, проявив настойчивость, в конце концов, обрели Господа.

Каждому из этих величайших отцов пробуждения приходилось преодолевать темную сторону собственной души — пересекать внут­реннюю пустыню, не видя временами правильного направления, страдая от потери смысла и иногда даже надежды. Каждому из них доводилось сомневаться в своей вере, а временами - и в собственном спасении. Но благодаря молитве, движимые неутолимой жаждой ис­тины, все они рано или поздно обретали столь желанную и необходи­мую уверенность. И стоило этим героям веры пережить подобного рода возрождение, как из их сердец тут же сыпались мириады искр, воспламенявших целые народы на многие поколения вперед.

Как мы вскоре увидим, познакомившись с каждой из этих удиви­тельных судеб, личное возрождение наших героев неизменно приво­дило к возрождению в национальных масштабах. Все всегда начина­лось с полного и абсолютного доверия Богу, с трепетного благогове­ния перед Ним, с решимости победить социальные недуги, которые не давали покоя их народам. Возрожденцы так влияли на жизни ок­ружавших их людей, что через это радикальные перемены приходили также в жизни целых общин и народов. Эти величайшие генералы Божьи раз и навсегда провели четкую границу между праведностью и нечестивостью. И теперь мы с вами можем пойти их следами, по­черпнуть для себя много полезного, глядя на выигранные ими битвы и преодоленные препятствия. Отправляйтесь вместе со мной в путь протяженностью в два с половиной столетия по полям сражений Бо­жьих генералов - отцов пробуждения.

 

Глава 1

Джон и Чарльз Уэсли

(1707 - 1791) (1707 - 1788)


"Голова и сердце возрождения"

 

"ГОЛОВА И СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ"

Наши пути с праздностью разошлись. Раз и навсегда!

— Джон Уэсли

Пусть тысячи уст поют хвалу моему величайшему Искупителю!

— Чарльз Уэсли

Когда Джон и Чарльз Уэсли появились на свет, Англией правила королева Анна, а на французском престоле восседал Луи XIV. Исаак Ньютон был еще жив, а философ Джон Локк лишь недавно покинул этот мир, Америка представляла собой разобщенную группу колоний, а до наступления эры паровой машины и индустриальной революции оставалось еще несколько десятилетий. Англия, а осо­бенно родной городок братьев Уэсли — Эпуорт, была в ту пору пре­имущественно сельскохозяйственным и провинциальным государст­вом. За предшествовавшие этому полвека Англия пережила целую серию гражданских войн, самой известной из которых стала послед­няя, сделавшая Оливера Кромвеля лордом-протектором страны (1653-1659). На протяжении целого десятилетия (1649-1659) государ­ство было лишено монаршей власти. Когда же монархия была вос­становлена, корона обладала уже куда меньшей властью, деля ее с парламентом. А после того, как лордом-протектором стал пурита­нин, Англиканская церковь лишилась абсолютной монополии на ре­лигиозную жизнь в стране.

Начало XVIII века ознаменовало также начало эпохи Просвеще­ния, наступившей сразу же после века Разума, когда рационализм и наука ценились выше нравственной, духовной и библейской истин. Открытия Галилея и Ньютона послужили источником вдохновения и дали толчок научной революции, заставившей человека поверить в силу интеллекта, которая якобы выше мудрости Божьей. Гуманизм распространялся все шире, а вместе с ним и нравственное разложе­ние. Библия перестала считаться единственным критерием, на кото­ром люди должны были основывать свою жизнь.

Кроме того, Англия ощутила на себе железную хватку "века джи­на". В те времена джин приготовляли в каждой четвертой лондонской семье, и его можно было легко купить прямо на улице. Пьянство и развращенность коснулись всех уровней общества. Даже парламенту нередко приходилось откладывать свои заседания, потому что его подвыпившие члены оказывались неспособными заниматься госу­дарственными делами.

Дети особенно сильно страдали от жестокого обращения со сторо­ны взрослых; около 75 процентов из них умирали, не дожив до свое­го пятого дня рождения. Виной тому были не только ужасные усло­вия жизни, но и алкоголики-родители, часто бросавшие или же — что еще хуже! — продававшие своих малышей, чтобы те не мешали их пьяному разгулу. Некоторые из них сознательно уродовали своих де­тей, чтобы те, демонстрируя прохожим свои увечья, зарабатывали по­прошайничеством больше денег. Петиция, адресованная парламенту в 1739 году, авторы которой призывали создавать приюты для бро­шенных детей, красноречиво указывает на ужасающее положении английских детей, которые были "оставлены умирать на улицах" или же "ослеплены и изуродованы для того, чтобы вызывать жалость".

Подобно Франции, Англия была готова к восстанию, но револю­ция на Британских островах получилась иной. Английская револю­ция стала возрождением, получившим название "методизм", которое, прежде всего, вдохновлялось Джоном и Чарльзом Уэсли. Как отметил один из историков:

Методизм и Французская революция представляют собой два на­иболее удивительных феномена [XVIII] столетия. [Джон] Уэсли разбавил застоявшийся воздух все очищающим озоном. Для тысяч мужчин и женщин проповедуемое им Евангелие открыло новые небеса и новую землю; оно принесло веру в бездушные жизни, восстановив ее в роли утешителя, источника вдохновения и судьи. Никто из живших в те времена не был в достаточной степени бед­ным, смиренным или униженным для того, чтобы заново родить­ся и обрести привилегию беспрепятственно черпать Божью ми­лость и Божьи благословения, служить одному Господу Христу и наслаждаться благословенными благами мира Божьего.

Широкая сеть методистских обществ, основанная братьями Уэсли, дала людям уверенность в Божьей милости и любви, столь необходи­мую во времена всеобщей неопределенности, экономических труд­ностей и короткой продолжительности жизни. Эти "домашние груп­пы" — сегодня многие назвали бы их "ячеечными группами", — на­правляемые братьями Уэсли, давали верующим такие нужные на­ставления, возможность совместно молиться, быть подотчетными друг другу, вместе возрастать в Господе, без чего невозможен никакой духовный рост. Что еще важнее, Джон и Чарльз Уэсли принесли весть о "свободной благодати", которая ранее была недоступна широким массам. Их главными слушателями стали люди, "сокрушенные серд­цем и духом", которые с готовностью распахнули свои сердца на­встречу льющейся с избытком Божьей милости и благодати.

Страсть чистоты

Джон и Чарльз Уэсли появились на свет, соответственно, 17 июня 1703 года и 18 декабря 1707 года в английском городке Эпуорте, расположенном чуть менее чем в 190 милях к северу от Лондона и приблизительно в восьми милях к востоку от Манчестера, в самом сердце Англии. Братья были пятнадцатым и восемнадцатым из девят­надцати детей, из которых лишь десять достигли зрелого по тем вре­менам возраста. На самом деле Джон Бенджамин Уэсли был назван так в память о двух своих братьях, скончавшихся еще до его появле­ния на свет. Несмотря на то, что Джон был пятнадцатым ребенком в семье, лишь шесть из них были живы в момент его рождения — во­семь его старших братьев и сестер к этому времени уже умерли.

Ниже я перечислю всех детей, появившихся на свет в семье Уэсли: Сэмюэл (1690-1739), Сусанна (1691, умерла в младенчестве), Эмилия (1692-1771), близнецы Эннесли и Джедидайя (1864, умерли в младен­честве), Сусанна "Сюки" (1695-1763), Мэри "Молли" (1696-1734), Мехитавель "Хетти" (1697-1750), безымянный ребенок (1698, умер в младенчестве), Джон (1699, умер в младенчестве), Бенджамин (1700, умер в младенчестве), еще одна пара близнецов, не успевших полу­чить имя (1701, умерли в младенчестве), Анна (1702-1742(?)), Джон (1703-1791), еще один безымянный сын ((?) умер в младенчестве), Марта (1706-1791), Чарльз (1707-1788) и Кезайя "Кези" (1709-1741).

Эпуорт того времени был знаменит прежде всего своим рынком. Население города на протяжении последних двух столетий составля­ло приблизительно две тысячи человек. Его жители были заняты пре­имущественно плетением канатов и веревок, а также других продук­тов из конопли и льна. Дом приходского священника, в котором по­явились на свет братья Уэсли, представлял собой трехэтажное здание из оштукатуренного дерева с соломенной крышей. Оно стояло на участке площадью три акра, где также находились покрытый соло­мой сарай, голубятня и маленький сад.

Джон и Чарльз были потомками старинного рода служителей. Их родители, преподобные Сэмюэл и Сусанна Уэсли, растили сыновей с надеждой, что однажды они станут руководителями Англиканской церкви. Сэмюэл и Сусанна происходили из семей диссентеров (от ла­тинского dissentire и английского to disagree — "не согласные", члены Нонконформистской церкви в Англии. — прим. редактора), но ради зарплаты, дома, а также желания обеспечить свой городок и прилега­ющие к нему земли верующим служителем, Сэмюэл заключил дого­вор с англиканцами, получив взамен столь желанное назначение. Тем не менее, религиозное воспитание отца в традициях пуритан и дис­сентеров давало о себе знать: жизнь в доме Уэсли регулировалась строгими нравственными принципами, а также жесткой дисципли­ной, касавшейся, в первую очередь, поведения, изучения Слова Бо­жьего и молитвы.

Сэмюэл Уэсли, на протяжении тридцати пяти лет служивший ректором* небольшого прихода в Эпуорте, трудился не покладая рук, стремясь удовлетворить духовные нужды жи­телей нескольких расположенных рядом городков. С этой целью он усердно изучал Библию, часто надолго закрываясь в своем кабинете и посвящая долгие часы подготовке проповедей, сочинению стихов и гимнов. В такие дни он присоединялся к семье лишь во время трапезы, которая всегда проходила в полной тишине.

* Англиканский эквивалент пастора.

Сусанна тем временем использовала лю­бую возможность для того, чтобы воспиты­вать и обучать растущую семью разнообразным предметам и дисцип­линам. Под ее чутким руководством дети изучали историю, литерату­ру, классические языки, музыку и, что наиболее важно, Священное Писание. Они заучивали наизусть псалмы, притчи и длинные отрыв­ки из Нового Завета. Каждая минута их жизни, от рассвета и до зака­ та, была расписана, наполнена какой-либо деятельностью, а каждый день неизменно начинался с молитвы и чтения Библии. Все дети без исключения должны были с одинаковым усердием относиться к уче­бе и к поклонению Богу. Розги не висели без дела: детей учили при­личным манерам и умению вести себя в обществе, требуя от них бес­прекословного послушания.

С годовалого возраста они учились бояться розги, плакать мало и тихо. В результате такого воспитания в доме, несмотря на большое количество детей, всегда была тишина и порядок. Философия Сусан­ны была предельно простой и целенаправленной:

Я глубоко убеждена в том, что волю ребенка необходимо поко­рить как можно раньше, потому что это является единственным прочным и рациональным основанием религиозного воспита­ния, без которого и установленные правила, и личный пример всегда будут неэффективны.

Хотя сегодня такой подход может показаться кому-то излишне же­стким, нетрудно заметить, как подобное воспитание помогло Джону каждый день упорно, дисциплинированно и систематически стре­миться к познанию Бога, что является характерной чертой методиз­ма. Сусанне удалось дать сыну внутреннюю стабильность и умение ставить перед собой цели, что сделало его твердым и настойчивым в вере, а также достаточно смиренным для того, чтобы постоянно быть открытым истине. Привычка интеллектуально трудиться, четко пла­нировать время и во всем быть воздержанным оставалась с Джоном и Чарльзом до конца их дней.

Каждый ребенок, которому удавалось дожить до совершенноле­тия, покидал дом Уэсли с пытливым умом, чистым сердцем и искрен­ней, страстной любовью к Господу. Несмотря на то, что большинство из них, за исключением Сэмюэла-младшего, Чарльза и, возможно, Анны, не были счастливы в браке, все дети Сэмюэла и Сусанны про­шли через испытания с непоколебимой верой. Все они с неослабева­ющим интересом впитывали новые знания, писали и учили других, а некоторые — в особенности Сэмюэл, Хетти и Чарльз — унаследовали от отца любовь к поэзии. Вне всякого сомнения, серьезная подготов­ка и мудрые советы матери, а также влияние семи старших сестер ос­тавили в жизни Джона и Чарльза неизгладимый след.

Испытание огнем

В то время как дети взрослели, на чету Уэсли одно за другим обру­шились непростые испытания. Иногда Сэмюэлу приходилось подол­гу оставаться в Лондоне, и его семье в отсутствие главного кормиль­ца приходилось с огромным трудом сводить концы с концами. Кро­ме того, Сэмюэл часто был обременен большими долгами; несколько раз его семья даже оказывалась на краю полного финансового краха. Однажды, когда Джону исполнилось всего два года, его отец был да­же ненадолго заключен в долговую тюрьму.

Находясь дома, Сэмюэл держал домочадцев в ежовых рукавицах и был скор на расправу. Тем не менее Сусанна хранила к мужу непоколе­бимое уважение. Даже когда трудности приобретали трагические крас­ки, даже несмотря на то, что девять из девятнадцати детей умерли, едва появившись на свет, Сусанна оставалась тверда в вере. Несомненно, та­кое сильное свидетельство не могло не повлиять на Джона и Чарльза, и позже все трудности и испытания они встречали с таким же порази­тельным самообладанием, непоколебимым благоговением и верой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.009 с.)