Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молли несколько раз оставляла Джона, но каждый раз возвращалась в ответ на его мольбы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении всего этого времени Джон не прекращал своих миссионерских поездок, стараясь ежедневно проповедовать и управлять делами своего растущего международного служения. Раз в три месяца он посещал большую часть своих обществ, действовавших в крупнейших городах Англии, Шотландии и Ирландии.
"Особый талант, данный мне Богом" В течение пяти десятилетий Джон Уэсли ездил по стране, проповедуя, наставляя, помогая советом и молясь за торговцев, рабочих, крестьян и самых разных простолюдинов. После себя он оставил группы христиан, которые еженедельно собирались, чтобы исповедовать свои грехи, ободрять друг друга в молитве и укреплять веру через совместное изучение Библии. Он также учил людей придерживаться установленных норм нравственности. Джон часто проповедовал: "Человек состоит из души и тела; христианин же - из духа и дисциплины". Уэсли подходил методично не только к составлению собственных задач и расписания, но также к написанию проповедей, обращению людей к Христу и наставничеству. К каждой группе своих слушателей он обращался по-разному, в зависимости от ситуации, взывая напрямую к их совести, провозглашая именно те истины, которые им в тот момент были наиболее необходимы, и приводя их прямиком к престолу Божьей милости и благодати. После каждой проповеди он оставлял отпечатанные материалы и четкие инструкции, касавшиеся того, как далее люди должны трудиться, чтобы возрастать в спасении. Подобно Павлу, наставлявшему филиппийцев, Джон также наставлял тех, кто с верой следовал за ним: Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, з котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Филиппийцам 2:12-16 В результате этого к Богу начало приходить так много людей и с таким огромным количеством нужд, что Уэсли назначил "светских проповедников", которые продолжали его дело, провозглашая Благую Весть и служа в новых обществах. "Светские проповедники" не являлись представителями образованного священства. Это были простые люди, хорошо знавшие Библию и показавшие себя достойными этого служения. Сам Уэсли много времени посвящал наблюдению за состоянием их сердец и образом жизни. Он публиковал вдохновляющие и наставляющие материалы, чтобы взращивать служителей ц указывать им верное направление, требуя при этом соблюдения двенадцати официальных и еще нескольких "неофициальных" правил. Он давал ценные указания, касавшиеся манер, привычек и управления временем, призывая своих последователей проводить за чтением полезных книг не меньше пяти часов в день. Уэсли настаивал на том, что проповедь Евангелия должна быть подчинена четырем основным целям: (1) приглашать, (2) убеждать, (3) приводить к Христу и (4) созидать. Он писал, что люди, призванные к служению, должны "избе- гать во взгляде, жестах, словах или тоне всего, что несло бы в себе семена гордыни и самонадеянности". Ниже приведены отрывки из двенадцати правил поведения, которые должны были определять поведение каждого из "светских проповедников": 1) Будьте усердны. Не теряйте даром ни минуты. 2) Будьте серьезны. Избегайте легкомыслия и насмешек. 3) С женщинами - в особенности молодыми - не разговаривайте много. 4) Не делайте никаких шагов в направлении брака, не посоветовавшись прежде с братьями. 5) Не думайте злого ни об одном человеке. 6) Ни о ком не говорите злого. 7) Каждому говорите о том, что видите в нем плохого, "делая это прямо и открыто; в противном случае, оно изъязвит ваше сердце. Делайте все, чтобы это пламя не охватило вас изнутри". 8) Не тщеславьтесь. 9) Не стыдитесь ничего, кроме греха: ни того, чтобы принести дров... ни того, чтобы набрать воды. 10) Будьте пунктуальны. Все делайте вовремя. 11) Ваша задача заключается не в том, чтобы проповедовать столько-то и столько-то раз либо же заботиться о том или ином обществе, а в том, чтобы спасти как можно больше человеческих душ. 12) Всегда поступайте сообразно не своей собственной воле, но как сын в Евангелии79. Но, что наиболее важно, Джон постоянно подчеркивал необходимость того, чтобы любовь являлась главным и неотъемлемым мотивом всех наставлений, обличений и дисциплины. Цитируя написанный братом гимн, он писал:
Любви под силу склонить головы упрямцев, И камень сделать плотью; Смягчить и растопить, пронзить, Разбить упорные сердца.
"Светские проповедники" Уэсли известны своей высокой нравственностью, честностью и усердностью на ниве Божьей. Они сформировали многочисленную армию духовных руководителей, целью которых было искоренение общественных пороков Божьими милостью и благодатью. В первые пять лет проповеднической деятельности Уэсли, с 1739 по 1744 год, сорок пять проповедников, включая несколько представителей клира, присоединились к братьям Уэсли и их методистскому движению. К 1745 году в одном только Лондоне насчитывалось две тысячи прихожан, регулярно посещавших методистские собрания. "Каждое собрание было тщательно продуманно, правила Объединенных обществ - отпечатаны и распространены для исполнения; кроме того, было установлено ежеквартальное посещение занятий, введена должность "светского проповедника", оборудованы места для поклонения и проведения богослужений, где верующие могли принять участие в святых таинствах". В 1744 году, после того как братья Уэсли основали в Англии несколько сотен своих Обществ, в Лондоне была проведена первая Ежегодная методистская конференция. Все "светские проповедники" и руководители собрались вместе, чтобы принять наставление непосредственно из уст Джона Уэсли, получить ободрение и увидеть свои недостатки, обсудить важные проблемы и предложить пути их решения. Эта конференция была частью плана Джона, стремившегося удовлетворить духовные и интеллектуальные нужды своих странствующих проповедников и местных руководителей. Помимо этого, он публиковал книги по всевозможным вопросам, наставляя через>них всевозрастающее количество учителей. Свои лучшие проповеди и прочие классические теологические труды Уэсли издавал в виде недорогих книг, используя полученные от их реализации доходы для основания школ, которые готовили учителей Библии. Уэсли горячо поддерживал интеллектуальное развитие, которому придавал не меньшее значение, чем социальным и эмоциональным аспектам христианской жизни - причем это касалось и тех верующих, которые не были призваны к служению на полное время. Успех Джона Уэсли вряд ли был бы столь ошеломляющим, если бы не взращенные им "светские проповедники" и учителя, численность которых с каждым годом возрастала. Требования и методы становились все более формальными. Джон опубликовал четыре вопроса, которые все руководители должны были задавать своим ученикам, дабы направлять их и поддерживать среди них должную дисциплину. Вот эти вопросы:
1) Какие грехи вы совершили? 2) Какие искушения пришлось вам преодолеть? 3) Каким образом Бог вас освободил? 4) Что из того, что вы думали, говорили или делали, могло иметь греховную природу?
Но, наверное, самым удивительным был план Уэсли, касающийся непрестанного духовного возмужания и ученичества. Он считал этот план важнейшим ингредиентом успеха каждого отдельно взятого верующего - будь тот новообращенным или духовно зрелым. После своего возвращения из Уэльса в 1763 году Джон поделился одним Удивительным наблюдением: Проповедуя подобно апостолам, но не объединяя вместе тех, кто был пробужден, не наставляя их на пути Божьи, мы лишь оставляем детей на растерзание безжалостным убийцам. Сколько проповедей было произнесено за последние двадцать лет! Но при этом - никаких регулярных собраний, никакой дисциплины, никакого порядка или близости. В результате этого девять из десяти пробужденных спят сегодня крепче, чем когда-либо прежде. Ежегодные конференции собирали вместе методистских руководителей различного уровня, с годами становясь все более и более представительными. Участвующие в них проповедники съезжались издалека. Начиная с 1767 года, во время конференций звучал вопрос: "Существуют ли вещи, с которыми кто-либо из собравшихся не согласен?". Каждого из проповедников называли по имени, после чего следовало несколько мгновений тишины. Никто не мог избежать подотчетности, которая стала неотъемлемой частью внутренней культуры растущей организации. Точно так же и проповедники приезжали с абсолютной уверенностью в том, что их нужды будут услышаны. Кроме подотчетности, на конференциях проводились также и форумы, во время которых обсуждались нужды местных руководителей и их семей, которыми занимался специально созданный исполнительный комитет. Среди возможных путей решения возникавших проблем рассматривались стипендии для странствующих проповедников и их жен, а также такие базовые гарантии, как обеспечение их детей необходимым образованием. В результате этого повсеместно начали открываться школы специально для детей странствующих проповедников и местных духовных руководителей. Удивительный организационный гений Уэсли был виден во всем - от методистских обществ до классов, групп и районов; от странствующих проповедников до руководителей, учителей и делегатов. Джон прекрасно осознавал свою одаренность, о чем свидетельствуют строки из его письма к сестре Марте: "Я знаю, что обладаю особым талантом, данным мне Самим Богом". Будучи прирожденным лидером, он старался извлечь пользу из советов и предложений окружающих, а также из собственного жизненного опыта. Уэсли внимательно изучал различные стратегии духовного роста и вплетал их в методистскую практику. В октябре 1768 года методистская церковь была открыта в Нью-Йорке. В 1771 году Френсис Эсбери был послан в Америку курировать проводимую там работу. В сентябре 1784 года Уэсли назначил своего верного помощника, доктора Томаса Коука, епископом, дав ему указание помазать Эсбери, дабы тот мог совершать таинства. Подобно Уэсли, Эсбери также был известен как "странствующий проповедник", верность которого колониям, даже в годы Войны за независимость, стала одним из основных факторов, способствовавших тому, что методизм пустил в Америке прочные корни. Эсбери взрастил новое поколение американских странствующих проповедников, включая Питера Картрайта, одного из вдохновителей второго Великого пробуждения, всколыхнувшего Америку в первой половине XIX века. По мере того как методизм распространялся в Старом и Новом Свете, бремя управления разросшейся организацией ложились практически полностью на плечи Джона. К 1770 году он начал активно искать последователя, который мог бы возглавить служение в будущем. Самые большие надежды он возлагал на служителя Джона Флетчера, которого считал равным себе. Флетчер неизменно сопровождал его в многочисленных миссионерских путешествиях, после того как в 1750 году Чарльз решил удалиться от дел, и потому был наиболее близким и доверенным лицом Джона. Однако Флетчер покинул этот мир в 1785 году; сам Джон пережил своего друга на три года. Уэсли беспокоило будущее методистского движения. Он прекрасно понимал, что поддержание чистоты учения напрямую зависело от хрупкого равновесия между пониманием Слова, ощущением Духа, дисциплиной мысли и достойным христианина поведением. Все это, вместе взятое, как ему казалось, служило единой цели очищения человеческого сердца и обеспечения неустанного возрастания в вере, чтобы достичь "вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Филиппийцам 3:14). Один из современников Уэсли, бывший в то время корреспондентом New York Evangelist, писал: Впервые оказавшись в обществе преподобного Джона Уэсли, я спросил его, что необходимо сделать, чтобы после его смерти методизм также не умер. На что он дал незамедлительный ответ: "Методисты должны внимательно следовать своему учению, наблюдать за своим опытом, практикой и дисциплиной... лишенные дисциплины, они уподобятся людям, которые, потратив много сил на культивирование собственного сада, не позаботились о заборе, охраняющем его от диких обитателей леса". Джон был глубоко убежден в том, что строгий контроль над собственной душой был жизненно необходим для окончательной победы во Христе. Все аспекты человеческой жизни должны быть приведены "в послушание Христу" (2-е Коринфянам 10:5). "Стоит ли тогда удивляться тому, - вопрошал Уэсли, - что в мире так мало христиан? Где вы видите христианскую дисциплину? В какой части Англии христианская дисциплина является неотъемлемой частью христианской доктрины?" Уэсли понимал, что церковь нуждается в дисциплине, он был глубоко убежден в том, что "там, где доктрина проповедуется без должной дисциплины, она никогда не произведет желаемого влияния на слушателей".
Влияние братьев Уэсли В 1770 году в возрасте пятидесяти шести лет скончался Джордж Уайтфилд. Когда Джона спросили о том, надеется ли он увидеть Уайтфилда на небесах, тот ответил: "Нет... Не поймите меня превратно, Джордж Уайтфилд был ярчайшей звездой в деснице Божьей славы и будет находиться столь близко от престола, что человек, подобный мне, низший из низших, вряд ли сможет хоть краем глаза увидеть его в этом сиянии". В 1775 году Джон опубликовал "Смиренное обращение к нашим американским колониям", открытое письмо, призывающее колонии сохранить свою верность Англии. Он был нетерпим к любого рода гражданским волнениям. Это письмо привело к разрыву между Уэсли и американскими колонистами, и если бы не колоссальные усилия таких английских миссионеров, как Джордж Уайтфилд и Френсис Эсбери, сегодня в Америке могло бы и не быть никаких методистов. 1780-е годы стали для Джона трудным десятилетием. Как уже было упомянуто выше, его жена покинула этот мир в 1781 году. В 1785 году неожиданно умер Джон Флетчер, его избранный преемник. Затем в 1788 году его возлюбленный брат и сотрудник Чарльз также отправился к Господу. В том же году Джон тщательнейшим образом проанализировал всю свою жизнь, желая понять причины своего физического и профессионального долголетия. В возрасте восьмидесяти пяти лет Джон сохранял крепкое здоровье, объясняя это следующими факторами, которые он записал в своем журнале: 1) Постоянные физические упражнения и регулярное проветривание помещения. 2) Ночной сон, которого я никогда не лишал себя - ни в болезни, ни в здравии; ни на земле, ни на море — с того момента, как появился на свет. 3) Крепкий сон, который я призывал в те моменты, когда был истощен - будь то день или ночь. 4) Постоянный — на протяжении шестидесяти лет — подъем в четыре часа утра. 5) Постоянное - на протяжении более пятидесяти лет — проповедование в пять часов утра. 6) Малое количество боли, печали, тревог и переживаний в моей жизни. В возрасте восьмидесяти шести лет, во время своей девятинедельной миссионерской поездки по Ирландии, Джон Уэсли сто раз выступил с проповедями в шестидесяти городах и деревнях (шесть из этих проповедей он произнес под открытым небом). 28 июня 1790 года в своем дневнике он написал следующее: Понедельник, 28 июня. В этот день мне исполнилось восемьдесят восемь лет. На протяжении восьмидесяти шести лет я не испытывал никаких возрастных проблем: мой взгляд не затуманился, и силы не истощились. Но прошлым летом, в августе, все практически мгновенно и неожиданно переменилось. Мое зрение так сильно ослабело, что никакие очки не могли мне помочь. Мои силы подобным же образом оставили меня и, скорее всего, уже не вернутся ко мне в этом мире. Но при этом я не испытываю никакой боли с головы и до самых пят; лишь естественную усталость, которая, как представляется, будет становиться все большей и большей, пока жизнь окончательно не покинет мое тело. За два дня до своего следующего дня рождения он проповедовал перед двумя большими аудиториями верующих, собравшихся для того, чтобы почтить преподобного Джона Уэсли. 7 октября 1790 года он выступил со своей последней проповедью под открытым небом, которую произнес, стоя под ясенем во дворе церкви, расположенной в Кенте, в городке Рай. Со слезами на глазах он воскликнул: "Покайтесь!". 22 февраля 1791 года он произнес свою последнюю проповедь в лондонской церкви Сити-Роуд. Назавтра же в доме своего друга он проповедовал последний раз на этой земле, начав со слов: "Ищите Господа, пока Его еще можно найти". На следующий день, 24 февраля 1791 года, Джон Уэсли написал свое знаменитое письмо Уильяму Уилберфорсу — члену парламента, который всю свою жизнь посвятил борьбе за отмену рабства в Британской империи, — призывая его не останавливаться и не отступать в борьбе с работорговлей. Несмотря на то, что Джон не мог больше проповедовать Евангельскую Весть, он писал Уилберфорсу: Но если Бог будет с вами, кто будет против вас? Неужели все они вместе смогут оказаться сильнее Самого Бога? И не уставайте от совершения добрых дел! Дерзайте во имя Божье, полагаясь на Его силу, пока даже американское рабство (самое чудовищное из всех) не исчезнет с лица этой земли. Свое письмо он подписал следующими словами: "Ваш преданный слуга Джон Уэсли". 25 февраля, ощутив сильную слабость, Джон вернулся в Сити-Роуд, где отсыпался в течение последующих двух дней. 27 февраля он почувствовал себя немного лучше и даже отобедал вместе со всеми. В тот вечер Уэсли вернулся в свою комнату сильно уставший. Больше с кровати он не поднимался. 2 марта 1791 года в окружении близких ему людей Джон Уэсли сделал свой последний вздох. За время своего служения Джон Уэсли проехал верхом на лошади более 250 тысяч миль (приблизительно по 5 тысяч миль в год) - расстояние, сравнимое с десятью окружностями Земли. Он произнес более сорока тысяч проповедей, опубликовал более пяти тысяч проповедей, памфлетов и всевозможных книг. К моменту смерти Уэсли у него было 79 тысяч последователей. Сегодня в одной только Англии насчитывается 800 тысяч членов методистской церкви; во всем же мире их число превышает семьдесят миллионов человек. Джон Уэсли принес свежее дыхание в жизнь Англиканской церкви, потерявшей к тому времени из виду Христа как единственного Искупителя. Проповедуя оправдание верой, Джон и Чарльз Уэсли помогли тысячам заблудших душ в Англии подняться над жизненными неурядицами и дурными привычками, вселив в них надежду на обретение праведности и спасения. Страстные усилия Джона, направленные на то, чтобы принести человечеству столь необходимое знание об искуплении, принесли плоды не только в Англии, но также в континентальной Европе и развивающихся странах - прежде всего, в Америке. Как заметил Ригг: Складывалось впечатление, что он обладал твердой и непоколебимой убежденностью в необходимости совершения великих дел на благо Церкви и мира; не столько даже для настоящего, сколько для будущего; дел, к которым призвал его Сам Бог. Вокруг он видел необходимость в таких делах - пустой и бессердечный мир, полный пороков, тщеславия и смятения; а также бездеятельную, лишенную всяческой дисциплины, равнодушную церковь. Глядя на все это, он чувствовал внутри колоссальную силу и призвание пробудить и организовать Церковь, зажечь и обратить к Богу сердца всех людей земли. И, действительно, мир ощутил на себе влияние братьев Уэсли, когда уже в следующем веке методизм начал триумфально шествовать по планете, пробуждая человеческие сердца.
Глава 2 Джордж Уайтфилд (1714-1770)
Божественный драматург"
"БОЖЕСТВЕННЫЙ ДРАМАТУРГ" Я могу призвать в свидетели небеса и землю в подтверждение того, что, как только епископ возложил на меня руки, в своем сердце я твердо решил сделаться мучеником за Того, Кто пострадал за меня на кресте... Ни секунды не раздумывая и не колеблясь, я бросился в Его распростертые объятия1. — Джордж Уайтфилд В момент своего помазания
Несмотря на то, что Джордж Уайтфилд, вероятно, был наиболее яркой личностью своего времени в американских колониях (приблизительно четверо из пяти колонистов, как минимум, единожды слышали его проповеди), лишь немногие из нас сегодня знакомы с корнями "опытного проповедования", которое он первым начал практиковать. Своими яркими и глубокими проповедями Уайтфилд потряс два континента, изменив духовный климат обоих миров - Британских островов и новообразованных американских поселений. Новую Англию он покорил в возрасте двадцати пяти лет в течение одного года, неустанно странствуя и произнося проповеди. После этого он возвращался на Американский континент еще шесть раз, продолжая будоражить сердца бесчисленных тысяч слушателей, собиравшихся для того, чтобы услышать его горячие проповеди. Когда население Бостона составляло приблизительно шестнадцать тысяч человек, Уайтфилд выступил со своим прощальным обращением перед двадцатью тремя тысячами слушателей - возможно, установив на то время своеобразный рекорд. Кроме того, он, скорее всего, являлся единственным человеком своего времени, за исключением членов королевской семьи, которого узнавали в лицо все американские колонисты. До этого еще ни разу ни один человек не собирал такого огромного количества слушателей и не приобретал такой известности, имея в качестве инструмента воздействия только голос, в качестве средства передвижения только лошадь, в качестве кафедры - ящик, а в качестве слова мудрости - дар спасения. Хотя братья Уэсли долгое время являлись наставниками Уайтфилда, слава последнего превзошла славу его учителей. Джон Уэсли впервые выступил с проповедью под открытым небом, когда ему было уже тридцать шесть лет, обращаясь на окраине Бристоля к трем тысячам слуша телей. Уайтфилд же выступал перед тридцатитысячной толпой, когда ему было чуть больше двадцати. В то время как количество слушателей Джона Уэсли достигло шести тысяч, Уайтфилд проповедовал перед невероятной в то время шестидесятитысячной аудиторией. Джордж Уайтфилд прославился как Великий оратор, Божественный драматург и Небесная комета. Он обращался напрямую к чувствам людей, используя при этом все свои способности, чтобы донести до их сердец весть о "рождении свыше". Несомненно, он позаимствовал этот термин у Джона Уэсли, который, возможно, был первым, кто использовал его в отношении новообращенных христиан. Эта формулировка была взята из Евангелия от Иоанна 3:3, где Иисус сказал следующее: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Несмотря на то, что своей театральностью Уайтфилд порой провоцировал шквал критики, его сердце всегда было искренним и праведным перед Богом. Его намерения были чисты, а любовь к слушателям - искренна и неподдельна. Уайтфилд был евангельским пионером. Движимый глубочайшим состраданием к заблудшим душам, он был первым, кто прямо на улице проповедовал Евангелие шахтерам и работникам верфей, шедшим на работу и возвращавшимся домой. Эти несчастные не имели никакой иной возможности услышать спасительную весть о Христе. Он нес надежду искупительной Божьей милости не только рабочему люду, но также высшим сословиям — посещал встречи известных лордов и леди, удивляя их своим драматическим посланием. Харизма и сострадание Уайтфилда делали его частым гостем не только в дорогих салонах, но и в сырых темницах Англии; не только в роскошных особняках политиков, но и в индейских хижинах Нового Света. Больше всего его беспокоило положение в новых колониях вдов и сирот, а также африканских Рабов, которых он встречал там в огромном количестве. Уайтфилд стал катализатором Великого пробуждения, которое, охватив Америку и Британию, широко распространило среди населения этих стран учение евангелического протестантизма; нового Божьего движения, отличительными чертами которого стали авторитет Библии и требование, чтобы каждый человек сделал Иисуса Христа Своим личным Господом и Спасителем. Великое пробуждение принесло массам не только весть об искуплении, но также послание о социальном равенстве. Первые же волны пробуждения привели к заметным изменениям в ценностях того времени, что самым непосредственным образом повлияло на политику, торговлю, традиционную религиозную иерархию, да и повседневную жизнь тоже. Оно помогло простым людям ощутить собственную ценность. Представители всех классов и сословий стали принимать более активное участие в жизни церкви, а также самостоятельно изучать Писание. Подобные перемены положили начало равенству и независимости, подготовив благоприятную почву для Американской революции. Когда свобода была провозглашена в колониях через Декларацию о независимости, ее понесли людям и странствующие проповедники, в том числе Уайтфилд, который стал первым человеком, провозгласившим всеобщее равенство и свободу во Христе. Малое начало Джордж Уайтфилд появился на свет в семье трактирщика в космополитическом английском Глочестере 16 декабря 1714 года. Он был самым младшим из семи детей Томаса и Элизабет. С малых лет он своими собственными глазами видел грубую и порочную жизнь завсегдатаев городской таверны. Семья Уайтфилд владела преуспевающей таверной Bell Inn, расположенной на Уэстгейт-стрит, в самом центре Глочестера. Через два года после рождения Джорджа его отец умер, в результате чего вся ответственность за семейный бизнес и большую семью целиком и полностью легла на хрупкие плечи матери. Воспитание Джорджа резко контрастировало со строгой и высоконравственной атмосферой, царившей в доме приходского священника, где Джон и Чарльз Уэсли воспитывались под неусыпным контролем заботливой матери. Уайтфилд же, наоборот, был воспитан матерью, одиночкой, которая делала все для того, чтобы семейный бизнес оставался на плаву, - начиная от продажи пива и заканчивая уборкой помещения после особенно буйных клиентов. В результате этого Джордж постоянно сталкивался с наиболее распутными искателями удовольствий, слышал самые грубые из всех возможных слов и, естественно, лицезрел обитателей дна современного ему общества. Впоследствии о своем детстве Уайтфилд писал так: Я легко могу вспомнить некоторые из своих ранних грехов. Ложь, сквернословие, глупые кривляния - с малых лет я злоупотреблял всем этим. Иногда я даже сыпал самыми настоящими проклятиями. Воровство у своей собственной матери я вовсе не считал преступлением, и потому без зазрения совести таскал деньги у нее из кармана, пока она спала. Всеми силами пытаясь сохранить свой бизнес, мать Джорджа повторно вышла замуж, когда мальчику было десять лет. Брак оказался несчастливым и закончился разводом, оставившим Элизабет и ее детей в едва ли не худшем положении, чем до его заключения. Вскоре после этого старший брат Уайтфилда женился и покинул родительский дом, начав самостоятельную жизнь, а сам Джордж отправился в школу, расположенную в Сент-Мэри-де-Крипт, где проявилась его любовь к театру. Несмотря на заметные успехи Уайтфилда в изучении классических предметов, его настоящей страстью стало исполнение ведущих ролей в школьных спектаклях. Нередко он даже пропускал занятия, чтобы выучить свои реплики и как можно лучше отрепетировать роль. Кроме того, благодаря своим признанным ораторским способностям Джордж периодически выступал с речью, когда школу посещали важные персоны. Его мать всегда обожала театр, и молодой, впечатлительный Уайтфилд унаследовал ее стремление "быть кем-то". Когда повторный брак Элизабет распался, Джорджу было пятнадцать лет. Юноша уговорил мать позволить ему оставить школу, чтобы помочь управляться с таверной. Джордж понимал, что у них нет достаточно средств, чтобы и далее оплачивать его обучение, которое, как он считал, "испортит во мне торговца". В результате, препоясавшись синим передником, полтора года он "мыл полы... прибирал комнаты, стоял за прилавком" - словом, делал все, что полагается делать бармену обыкновенной английской таверны. Уайтфилд всегда имел весьма близкие отношения с матерью. После появления мальчика на свет в течение четырнадцати недель она боролась с тяжким недугом, из чего заключила, что Джордж принесет ей в жизни больше утешения, чем другие дети. Благодаря этому мальчик был окружен особой материнской заботой, получая все необходимое для того, чтобы стать интеллектуально развитым и образованным человеком. Понимая, какое место он занимал в сердце матери, а также зная ее амбициозную натуру, Уайтфилд позже писал: Это, а также то, что я был рожден в таверне, сослужило мне в жизни добрую службу, вдохновляя делать все необходимое для того, чтобы соответствовать ожиданиям матери и следовать примеру моего дорогого Спасителя, рожденного в хлеву, который также принадлежал таверне. Таким образом, Джордж рос, разнося постоянным клиентам питейного заведения пиво и еду, а также прибирая за мертвецки пьяными посетителями. Он был одновременно и посудомойкой и горничной. Но поздними вечерами, когда шум разнузданного веселья затихал, Уайтфилд с упоением читал пьесы, отрабатывая каждую свою реплику и каждый жест. Выступления проповедников в те времена он посещал лишь для того, чтобы, вернувшись домой, пародировать их перед сестрами. Но, посмеиваясь над их молитвами, Джордж не заметил, как их слова начали проникать глубоко в его сердце. Вскоре он начал самостоятельно исследовать Библию, читая при этом и прочую христианскую литературу. Однажды он ощутил сильное желание прожить драматичную и исполненную смысла жизнь в роли священника Англиканской церкви. Мечтая стать одним из них, Уайтфилд понимал, что ему необходимо получить образование, пробившись каким- то образом в Оксфордский университет. В это время старший брат Джорджа вместе с женой вернулся в родительский дом, чтобы помогать стареющей матери вести дела и присматривать за таверной. Юноше не было никакой нужды более оставаться там, и, прежде чем вернуться в Глочестер, он некоторое время провел в Бристоле. Джордж сохранил верность своим увлечениям, продолжая декламировать пьесы не только для развлечения окружающих, но и для собственного удовольствия. Как-то утром, выступая перед сестрой, он сказал ей следующее: Бог приготовил мне что-то такое, о чем я даже еще не подозреваю. Я усердно занимался своим делом и считаю, что многие хотели бы видеть меня своим помощником, но все это кажется мне чуждым, поэтому, думаю, тем или иным образом Бог обязательно укажет мне мой единственный путь. Вскоре его мать услышала от одного из своих посетителей, что студенты Оксфордского университета могут работать прислугой - фактически мальчиками на побегушках — у более обеспеченных студентов, получая за это необходимую стипендию. Она сообщила об этом Уайт- филду, поинтересовавшись о его желании воспользоваться подвернувшейся возможностью. Тот согласился "с огромной радостью". В то время как Уайтфилд вернулся к своему старому наставнику, чтобы выполнить все академические требования, его мать договорилась о принятии его на упомянутых выше условиях в оксфордский колледж Пемброук.
Начало великой судьбы Джорджу Уайтфилду было восемнадцать лет, когда в ноябре 1732 года он поступил в Пемброук. Его навыки, обретенные за время работы в таверне, вскоре оказались весьма востребованными - студентам нравилось его усердие, а также умение не только качественно обслужить, но и очаровать своих клиентов. Уайтфилд имел хорошую репутацию благодаря своей вежливости, дружелюбию и, прежде всего, смирению. Однако первый его год в стенах учебного заведения был отмечен печатью сильного одиночества, что было вызвано стремлением Джорджа преуспеть как в учебе, так и в исполнении своих обязанностей. Кроме того, Уайтфилд старался достичь успеха в поисках Бога и определении своей собственной судьбы. Временами он ощущал глубоко внутри призыв проповедовать, а в иные моменты чувствовал себя недостойным этого призвания. Он пытался достичь примирения с Богом, скудно питаясь и одеваясь скромно и непритязательно. Он молился и постился, регулярно посещал публичные богослужения, лишал себя даже самых малых светских удовольствий. Молодой Джордж был одним из кандидатов на вступление в "Святой клуб", и, несмотря на то, что требования клиентов и занятия оставляли ему совсем мало времени для общения с методистами, к концу года он, наконец, сумел познакомиться с одним из лидеров клуба - Чарльзом Уэсли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.013 с.) |