Молли несколько раз оставляла Джона, но каждый раз возвращалась в ответ на его мольбы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молли несколько раз оставляла Джона, но каждый раз возвращалась в ответ на его мольбы.



 

На протяжении всего этого времени Джон не прекращал своих миссионерских поездок, стараясь ежедневно проповедовать и управлять делами своего растущего международного служения. Раз в три месяца он посещал большую часть своих обществ, действовавших в крупнейших городах Англии, Шотландии и Ирландии.

 

"Особый талант, данный мне Богом"

В течение пяти десятилетий Джон Уэсли ездил по стране, пропове­дуя, наставляя, помогая советом и молясь за торговцев, рабочих, кре­стьян и самых разных простолюдинов. После себя он оставил группы христиан, которые еженедельно собирались, чтобы исповедовать свои грехи, ободрять друг друга в молитве и укреплять веру через сов­местное изучение Библии. Он также учил людей придерживаться ус­тановленных норм нравственности. Джон часто проповедовал: "Человек состоит из души и тела; христианин же - из духа и дисцип­лины". Уэсли подходил методично не только к составлению собст­венных задач и расписания, но также к написанию проповедей, обра­щению людей к Христу и наставничеству. К каждой группе своих слушателей он обращался по-разному, в зависимости от ситуации, взывая напрямую к их совести, провозглашая именно те истины, ко­торые им в тот момент были наиболее необходимы, и приводя их прямиком к престолу Божьей милости и благодати. После каждой проповеди он оставлял отпечатанные материалы и четкие инструк­ции, касавшиеся того, как далее люди должны трудиться, чтобы воз­растать в спасении. Подобно Павлу, наставлявшему филиппийцев, Джон также наставлял тех, кто с верой следовал за ним:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не толь­ко в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благо­волению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть не­укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, з котором вы сияете, как све­тила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Филиппийцам 2:12-16

В результате этого к Богу начало приходить так много людей и с та­ким огромным количеством нужд, что Уэсли назначил "светских про­поведников", которые продолжали его дело, провозглашая Благую Весть и служа в новых обществах. "Светские проповедники" не явля­лись представителями образованного священства. Это были простые люди, хорошо знавшие Библию и показавшие себя достойными это­го служения. Сам Уэсли много времени посвящал наблюдению за со­стоянием их сердец и образом жизни. Он публиковал вдохновляю­щие и наставляющие материалы, чтобы взращивать служителей ц указывать им верное направление, требуя при этом соблюдения две­надцати официальных и еще нескольких "неофициальных" правил. Он давал ценные указания, касавшиеся манер, привычек и управле­ния временем, призывая своих последователей проводить за чтением полезных книг не меньше пяти часов в день. Уэсли настаивал на том, что проповедь Евангелия должна быть подчинена четырем основным целям: (1) приглашать, (2) убеждать, (3) приводить к Христу и (4) со­зидать. Он писал, что люди, призванные к служению, должны "избе-

гать во взгляде, жестах, словах или тоне всего, что несло бы в себе се­мена гордыни и самонадеянности". Ниже приведены отрывки из двенадцати правил поведения, которые должны были определять по­ведение каждого из "светских проповедников":

1) Будьте усердны. Не теряйте даром ни минуты.

2) Будьте серьезны. Избегайте легкомыслия и насмешек.

3) С женщинами - в особенности молодыми - не разговаривайте много.

4) Не делайте никаких шагов в направлении брака, не посовето­вавшись прежде с братьями.

5) Не думайте злого ни об одном человеке.

6) Ни о ком не говорите злого.

7) Каждому говорите о том, что видите в нем плохого, "делая это прямо и открыто; в противном случае, оно изъязвит ваше серд­це. Делайте все, чтобы это пламя не охватило вас изнутри".

8) Не тщеславьтесь.

9) Не стыдитесь ничего, кроме греха: ни того, чтобы принести дров... ни того, чтобы набрать воды.

10) Будьте пунктуальны. Все делайте вовремя.

11) Ваша задача заключается не в том, чтобы проповедовать столь­ко-то и столько-то раз либо же заботиться о том или ином обще­стве, а в том, чтобы спасти как можно больше человеческих душ.

12) Всегда поступайте сообразно не своей собственной воле, но как сын в Евангелии79.

Но, что наиболее важно, Джон постоянно подчеркивал необходи­мость того, чтобы любовь являлась главным и неотъемлемым моти­вом всех наставлений, обличений и дисциплины. Цитируя написан­ный братом гимн, он писал:

 

Любви под силу склонить головы упрямцев,

И камень сделать плотью;

Смягчить и растопить, пронзить,

Разбить упорные сердца.

 

"Светские проповедники" Уэсли известны своей высокой нравст­венностью, честностью и усердностью на ниве Божьей. Они сформи­ровали многочисленную армию духовных руководителей, целью ко­торых было искоренение общественных пороков Божьими милостью и благодатью. В первые пять лет проповеднической деятельности Уэсли, с 1739 по 1744 год, сорок пять проповедников, включая не­сколько представителей клира, присоединились к братьям Уэсли и их методистскому движению. К 1745 году в одном только Лондоне на­считывалось две тысячи прихожан, регулярно посещавших методист­ские собрания. "Каждое собрание было тщательно продуманно, пра­вила Объединенных обществ - отпечатаны и распространены для ис­полнения; кроме того, было установлено ежеквартальное посещение занятий, введена должность "светского проповедника", оборудованы места для поклонения и проведения богослужений, где верующие могли принять участие в святых таинствах".

В 1744 году, после того как братья Уэсли основали в Англии не­сколько сотен своих Обществ, в Лондоне была проведена первая Ежегодная методистская конференция. Все "светские проповедники" и руководители собрались вместе, чтобы принять наставление непо­средственно из уст Джона Уэсли, получить ободрение и увидеть свои недостатки, обсудить важные проблемы и предложить пути их реше­ния. Эта конференция была частью плана Джона, стремившегося удовлетворить духовные и интеллектуальные нужды своих странству­ющих проповедников и местных руководителей. Помимо этого, он публиковал книги по всевозможным вопросам, наставляя через>них всевозрастающее количество учителей. Свои лучшие проповеди и прочие классические теологические труды Уэсли издавал в виде не­дорогих книг, используя полученные от их реализации доходы для ос­нования школ, которые готовили учителей Библии. Уэсли горячо поддерживал интеллектуальное развитие, которому придавал не меньшее значение, чем социальным и эмоциональным аспектам хри­стианской жизни - причем это касалось и тех верующих, которые не были призваны к служению на полное время.

Успех Джона Уэсли вряд ли был бы столь ошеломляющим, если бы не взращенные им "светские проповедники" и учителя, численность которых с каждым годом возрастала. Требования и методы станови­лись все более формальными. Джон опубликовал четыре вопроса, ко­торые все руководители должны были задавать своим ученикам, да­бы направлять их и поддерживать среди них должную дисциплину. Вот эти вопросы:

 

1) Какие грехи вы совершили?

2) Какие искушения пришлось вам преодолеть?

3) Каким образом Бог вас освободил?

4) Что из того, что вы думали, говорили или делали, могло иметь греховную природу?

 

Но, наверное, самым удивительным был план Уэсли, касающийся непрестанного духовного возмужания и ученичества. Он считал этот план важнейшим ингредиентом успеха каждого отдельно взятого ве­рующего - будь тот новообращенным или духовно зрелым. После своего возвращения из Уэльса в 1763 году Джон поделился одним Удивительным наблюдением:

Проповедуя подобно апостолам, но не объединяя вместе тех, кто был пробужден, не наставляя их на пути Божьи, мы лишь остав­ляем детей на растерзание безжалостным убийцам. Сколько про­поведей было произнесено за последние двадцать лет! Но при этом - никаких регулярных собраний, никакой дисциплины, ни­какого порядка или близости. В результате этого девять из десяти пробужденных спят сегодня крепче, чем когда-либо прежде.

Ежегодные конференции собирали вместе методистских руково­дителей различного уровня, с годами становясь все более и более представительными. Участвующие в них проповедники съезжались издалека. Начиная с 1767 года, во время конференций звучал вопрос: "Существуют ли вещи, с которыми кто-либо из собравшихся не со­гласен?". Каждого из проповедников называли по имени, после чего следовало несколько мгновений тишины. Никто не мог избежать по­дотчетности, которая стала неотъемлемой частью внутренней культу­ры растущей организации.

Точно так же и проповедники приезжали с абсолютной уверенно­стью в том, что их нужды будут услышаны. Кроме подотчетности, на конференциях проводились также и форумы, во время которых об­суждались нужды местных руководителей и их семей, которыми за­нимался специально созданный исполнительный комитет. Среди возможных путей решения возникавших проблем рассматривались стипендии для странствующих проповедников и их жен, а также та­кие базовые гарантии, как обеспечение их детей необходимым обра­зованием. В результате этого повсеместно начали открываться шко­лы специально для детей странствующих проповедников и местных духовных руководителей.

Удивительный организационный гений Уэсли был виден во всем - от методистских обществ до классов, групп и районов; от странствую­щих проповедников до руководителей, учителей и делегатов. Джон прекрасно осознавал свою одаренность, о чем свидетельствуют строки из его письма к сестре Марте: "Я знаю, что обладаю особым талантом, данным мне Самим Богом". Будучи прирожденным лидером, он ста­рался извлечь пользу из советов и предложений окружающих, а также из собственного жизненного опыта. Уэсли внимательно изучал различ­ные стратегии духовного роста и вплетал их в методистскую практику.

В октябре 1768 года методистская церковь была открыта в Нью-Йорке. В 1771 году Френсис Эсбери был послан в Америку курировать проводимую там работу. В сентябре 1784 года Уэсли назначил своего верного помощника, доктора Томаса Коука, епископом, дав ему указа­ние помазать Эсбери, дабы тот мог совершать таинства. Подобно Уэс­ли, Эсбери также был известен как "странствующий проповедник", верность которого колониям, даже в годы Войны за независимость, стала одним из основных факторов, способствовавших тому, что мето­дизм пустил в Америке прочные корни. Эсбери взрастил новое поко­ление американских странствующих проповедников, включая Питера Картрайта, одного из вдохновителей второго Великого пробуждения, всколыхнувшего Америку в первой половине XIX века.

По мере того как методизм распространялся в Старом и Новом Свете, бремя управления разросшейся организацией ложились прак­тически полностью на плечи Джона. К 1770 году он начал активно искать последователя, который мог бы возглавить служение в буду­щем. Самые большие надежды он возлагал на служителя Джона Флетчера, которого считал равным себе. Флетчер неизменно сопро­вождал его в многочисленных миссионерских путешествиях, после того как в 1750 году Чарльз решил удалиться от дел, и потому был на­иболее близким и доверенным лицом Джона. Однако Флетчер поки­нул этот мир в 1785 году; сам Джон пережил своего друга на три года.

Уэсли беспокоило будущее методистского движения. Он прекрасно понимал, что поддержание чистоты учения напрямую зависело от хруп­кого равновесия между пониманием Слова, ощущением Духа, дисцип­линой мысли и достойным христианина поведением. Все это, вместе взятое, как ему казалось, служило единой цели очищения человеческо­го сердца и обеспечения неустанного возрастания в вере, чтобы достичь "вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Филиппийцам 3:14).

Один из современников Уэсли, бывший в то время корреспонден­том New York Evangelist, писал:

Впервые оказавшись в обществе преподобного Джона Уэсли, я спросил его, что необходимо сделать, чтобы после его смерти методизм также не умер. На что он дал незамедлительный ответ: "Методисты должны внимательно следовать своему учению, на­блюдать за своим опытом, практикой и дисциплиной... лишен­ные дисциплины, они уподобятся людям, которые, потратив много сил на культивирование собственного сада, не позаботи­лись о заборе, охраняющем его от диких обитателей леса".

Джон был глубоко убежден в том, что строгий контроль над собст­венной душой был жизненно необходим для окончательной победы во Христе. Все аспекты человеческой жизни должны быть приведены "в послушание Христу" (2-е Коринфянам 10:5). "Стоит ли тогда удив­ляться тому, - вопрошал Уэсли, - что в мире так мало христиан? Где вы видите христианскую дисциплину? В какой части Англии христианская дисциплина является неотъемлемой частью христианской доктрины?" Уэсли понимал, что церковь нуждается в дисциплине, он был глубоко убежден в том, что "там, где доктрина проповедуется без должной дисциплины, она никогда не произведет желаемого влия­ния на слушателей".

 

Влияние братьев Уэсли

В 1770 году в возрасте пятидесяти шести лет скончался Джордж Уайтфилд. Когда Джона спросили о том, надеется ли он увидеть Уайтфилда на небесах, тот ответил: "Нет... Не поймите меня преврат­но, Джордж Уайтфилд был ярчайшей звездой в деснице Божьей сла­вы и будет находиться столь близко от престола, что человек, подоб­ный мне, низший из низших, вряд ли сможет хоть краем глаза уви­деть его в этом сиянии".

В 1775 году Джон опубликовал "Смиренное обращение к нашим аме­риканским колониям", открытое письмо, призывающее колонии сохранить свою верность Англии. Он был нетерпим к любого рода гражданским волнениям. Это письмо привело к разрыву между Уэсли и американскими колонистами, и если бы не колоссальные усилия таких английских миссионеров, как Джордж Уайтфилд и Френсис Эсбери, сегодня в Америке могло бы и не быть никаких методистов.

1780-е годы стали для Джона трудным десятилетием. Как уже было упомянуто выше, его жена покинула этот мир в 1781 году. В 1785 году неожиданно умер Джон Флетчер, его избранный преемник. Затем в 1788 году его возлюбленный брат и сотрудник Чарльз также отправил­ся к Господу. В том же году Джон тщательнейшим образом проанали­зировал всю свою жизнь, желая понять причины своего физического и профессионального долголетия. В возрасте восьмидесяти пяти лет Джон сохранял крепкое здоровье, объясняя это следующими фактора­ми, которые он записал в своем журнале:

1) Постоянные физические упражнения и регулярное проветривание помещения.

2) Ночной сон, которого я никогда не лишал себя - ни в болезни, ни в здравии; ни на земле, ни на море — с того момента, как появился на свет.

3) Крепкий сон, который я призывал в те моменты, когда был истощен - будь то день или ночь.

4) Постоянный — на протяжении шестидесяти лет — подъем в четыре часа утра.

5) Постоянное - на протяжении более пятидесяти лет — проповедование в пять часов утра.

6) Малое количество боли, печали, тревог и переживаний в моей жизни.

В возрасте восьмидесяти шести лет, во время своей девятинедель­ной миссионерской поездки по Ирландии, Джон Уэсли сто раз вы­ступил с проповедями в шестидесяти городах и деревнях (шесть из этих проповедей он произнес под открытым небом). 28 июня 1790 го­да в своем дневнике он написал следующее:

Понедельник, 28 июня. В этот день мне исполнилось восемьдесят восемь лет. На протяжении восьмидесяти шести лет я не испыты­вал никаких возрастных проблем: мой взгляд не затуманился, и силы не истощились. Но прошлым летом, в августе, все практи­чески мгновенно и неожиданно переменилось. Мое зрение так сильно ослабело, что никакие очки не могли мне помочь. Мои силы подобным же образом оставили меня и, скорее всего, уже не вернутся ко мне в этом мире. Но при этом я не испытываю ника­кой боли с головы и до самых пят; лишь естественную усталость, которая, как представляется, будет становиться все большей и большей, пока жизнь окончательно не покинет мое тело.

За два дня до своего следующего дня рождения он проповедовал перед двумя большими аудиториями верующих, собравшихся для то­го, чтобы почтить преподобного Джона Уэсли.

7 октября 1790 года он выступил со своей последней проповедью под открытым небом, которую произнес, стоя под ясенем во дворе церкви, расположенной в Кенте, в городке Рай. Со слезами на глазах он воскликнул: "Покайтесь!". 22 февраля 1791 года он произнес свою последнюю проповедь в лондонской церкви Сити-Роуд. Назавтра же в доме своего друга он проповедовал последний раз на этой земле, на­чав со слов: "Ищите Господа, пока Его еще можно найти".

На следующий день, 24 февраля 1791 года, Джон Уэсли написал свое знаменитое письмо Уильяму Уилберфорсу — члену парламента, который всю свою жизнь посвятил борьбе за отмену рабства в Бри­танской империи, — призывая его не останавливаться и не отступать в борьбе с работорговлей. Несмотря на то, что Джон не мог больше проповедовать Евангельскую Весть, он писал Уилберфорсу:

Но если Бог будет с вами, кто будет против вас? Неужели все они вместе смогут оказаться сильнее Самого Бога? И не уставайте от совершения добрых дел! Дерзайте во имя Божье, полагаясь на Его силу, пока даже американское рабство (самое чудовищное из всех) не исчезнет с лица этой земли.

Свое письмо он подписал следующими словами: "Ваш преданный слуга Джон Уэсли".

25 февраля, ощутив сильную слабость, Джон вернулся в Сити-Роуд, где отсыпался в течение последующих двух дней. 27 февраля он почувствовал себя немного лучше и даже отобедал вместе со всеми. В тот вечер Уэсли вернулся в свою комнату сильно уставший. Больше с кровати он не поднимался. 2 марта 1791 года в окружении близких ему людей Джон Уэсли сделал свой последний вздох.

За время своего служения Джон Уэсли проехал верхом на лошади более 250 тысяч миль (приблизительно по 5 тысяч миль в год) - рас­стояние, сравнимое с десятью окружностями Земли. Он произнес бо­лее сорока тысяч проповедей, опубликовал более пяти тысяч пропо­ведей, памфлетов и всевозможных книг. К моменту смерти Уэсли у него было 79 тысяч последователей. Сегодня в одной только Англии насчитывается 800 тысяч членов методистской церкви; во всем же мире их число превышает семьдесят миллионов человек.

Джон Уэсли принес свежее дыхание в жизнь Англиканской церк­ви, потерявшей к тому времени из виду Христа как единственного Искупителя. Проповедуя оправдание верой, Джон и Чарльз Уэсли помогли тысячам заблудших душ в Англии подняться над жизненны­ми неурядицами и дурными привычками, вселив в них надежду на обретение праведности и спасения. Страстные усилия Джона, на­правленные на то, чтобы принести человечеству столь необходимое знание об искуплении, принесли плоды не только в Англии, но так­же в континентальной Европе и развивающихся странах - прежде всего, в Америке. Как заметил Ригг:

Складывалось впечатление, что он обладал твердой и непоколе­бимой убежденностью в необходимости совершения великих дел на благо Церкви и мира; не столько даже для настоящего, сколько для будущего; дел, к которым призвал его Сам Бог. Во­круг он видел необходимость в таких делах - пустой и бессер­дечный мир, полный пороков, тщеславия и смятения; а также бездеятельную, лишенную всяческой дисциплины, равнодуш­ную церковь. Глядя на все это, он чувствовал внутри колоссаль­ную силу и призвание пробудить и организовать Церковь, за­жечь и обратить к Богу сердца всех людей земли.

И, действительно, мир ощутил на себе влияние братьев Уэсли, ког­да уже в следующем веке методизм начал триумфально шествовать по планете, пробуждая человеческие сердца.

 

 

Глава 2

Джордж Уайтфилд

(1714-1770)

 

Божественный драматург"

 

"БОЖЕСТВЕННЫЙ ДРАМАТУРГ"

Я могу призвать в свидетели небеса и землю в подтверждение того, что, как только епископ возложил на меня руки, в своем сердце я твердо решил сделаться мучеником за Того, Кто пострадал за меня на кресте... Ни секунды не раздумывая и не колеблясь, я бросился в Его распростертые объятия1.

— Джордж Уайтфилд

В момент своего помазания

 

Несмотря на то, что Джордж Уайтфилд, вероятно, был наиболее яркой личностью своего времени в американских колониях (приблизительно четверо из пяти колонистов, как минимум, еди­ножды слышали его проповеди), лишь немногие из нас сегодня знакомы с корнями "опытного проповедования", которое он пер­вым начал практиковать. Своими яркими и глубокими проповедя­ми Уайтфилд потряс два континента, изменив духовный климат обоих миров - Британских островов и новообразованных амери­канских поселений. Новую Англию он покорил в возрасте двадца­ти пяти лет в течение одного года, неустанно странствуя и произно­ся проповеди. После этого он возвращался на Американский континент еще шесть раз, продолжая будоражить сердца бесчис­ленных тысяч слушателей, собиравшихся для того, чтобы услышать его горячие проповеди.

Когда население Бостона составляло приблизительно шестнадцать тысяч человек, Уайтфилд выступил со своим прощальным обраще­нием перед двадцатью тремя тысячами слушателей - возможно, уста­новив на то время своеобразный рекорд. Кроме того, он, скорее всего, являлся единственным человеком своего времени, за исключе­нием членов королевской семьи, которого узнавали в лицо все аме­риканские колонисты. До этого еще ни разу ни один человек не со­бирал такого огромного количества слушателей и не приобретал та­кой известности, имея в качестве инструмента воздействия только голос, в качестве средства передвижения только лошадь, в качестве кафедры - ящик, а в качестве слова мудрости - дар спасения.

Хотя братья Уэсли долгое время являлись наставниками Уайтфилда, слава последнего превзошла славу его учителей. Джон Уэсли впервые выступил с проповедью под открытым небом, когда ему было уже трид­цать шесть лет, обращаясь на окраине Бристоля к трем тысячам слуша­ телей. Уайтфилд же выступал перед тридцатитысячной толпой, когда ему было чуть больше двадцати. В то время как количество слушателей Джона Уэсли достигло шести тысяч, Уайтфилд проповедовал перед не­вероятной в то время шестидесятитысячной аудиторией.

Джордж Уайтфилд прославился как Великий оратор, Божественный драматург и Небесная комета. Он обращался напрямую к чувствам лю­дей, используя при этом все свои способности, чтобы донести до их сердец весть о "рождении свыше". Несомненно, он позаимствовал этот термин у Джона Уэсли, который, возможно, был первым, кто использо­вал его в отношении новообращенных христиан. Эта формулировка была взята из Евангелия от Иоанна 3:3, где Иисус сказал следующее: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Несмотря на то, что своей театральностью Уайтфилд порой провоцировал шквал критики, его сердце всегда было искренним и праведным перед Богом. Его намерения были чисты, а любовь к слушателям - искренна и неподдельна.

Уайтфилд был евангельским пионером. Движимый глубочайшим со­страданием к заблудшим душам, он был первым, кто прямо на улице проповедовал Евангелие шахтерам и работникам верфей, шедшим на работу и возвращавшимся домой. Эти несчастные не имели никакой иной возможности услышать спасительную весть о Христе. Он нес на­дежду искупительной Божьей милости не только рабочему люду, но также высшим сословиям — посещал встречи известных лордов и леди, удивляя их своим драматическим посланием. Харизма и сострадание Уайтфилда делали его частым гостем не только в дорогих салонах, но и в сырых темницах Англии; не только в роскошных особняках полити­ков, но и в индейских хижинах Нового Света. Больше всего его беспо­коило положение в новых колониях вдов и сирот, а также африканских Рабов, которых он встречал там в огромном количестве.

Уайтфилд стал катализатором Великого пробуждения, которое, ох­ватив Америку и Британию, широко распространило среди населе­ния этих стран учение евангелического протестантизма; нового Бо­жьего движения, отличительными чертами которого стали авторитет Библии и требование, чтобы каждый человек сделал Иисуса Христа Своим личным Господом и Спасителем. Великое пробуждение принесло массам не только весть об искуплении, но также послание о со­циальном равенстве. Первые же волны пробуждения привели к за­метным изменениям в ценностях того времени, что самым непосред­ственным образом повлияло на политику, торговлю, традиционную религиозную иерархию, да и повседневную жизнь тоже. Оно помог­ло простым людям ощутить собственную ценность. Представители всех классов и сословий стали принимать более активное участие в жизни церкви, а также самостоятельно изучать Писание.

Подобные перемены положили начало равенству и независимос­ти, подготовив благоприятную почву для Американской революции. Когда свобода была провозглашена в колониях через Декларацию о независимости, ее понесли людям и странствующие проповедники, в том числе Уайтфилд, который стал первым человеком, провозгласив­шим всеобщее равенство и свободу во Христе.

Малое начало

Джордж Уайтфилд появился на свет в семье трактирщика в космо­политическом английском Глочестере 16 декабря 1714 года. Он был самым младшим из семи детей Томаса и Элизабет. С малых лет он сво­ими собственными глазами видел грубую и порочную жизнь завсегда­таев городской таверны. Семья Уайтфилд владела преуспевающей та­верной Bell Inn, расположенной на Уэстгейт-стрит, в самом центре Глочестера. Через два года после рождения Джорджа его отец умер, в результате чего вся ответственность за семейный бизнес и большую се­мью целиком и полностью легла на хрупкие плечи матери.

Воспитание Джорджа резко контрастировало со строгой и высоко­нравственной атмосферой, царившей в доме приходского священни­ка, где Джон и Чарльз Уэсли воспитывались под неусыпным контро­лем заботливой матери. Уайтфилд же, наоборот, был воспитан матерью, одиночкой, которая делала все для того, чтобы семейный бизнес оставался на плаву, - начиная от продажи пива и заканчивая уборкой помещения после особенно буйных клиентов. В результате этого Джордж постоянно сталкивался с наиболее распутными искателями удовольствий, слышал самые грубые из всех возможных слов и, есте­ственно, лицезрел обитателей дна современного ему общества. Впос­ледствии о своем детстве Уайтфилд писал так:

Я легко могу вспомнить некоторые из своих ранних грехов.

Ложь, сквернословие, глупые кривляния - с малых лет я зло­употреблял всем этим. Иногда я даже сыпал самыми настоящими проклятиями. Воровство у своей собственной матери я вовсе не считал преступлением, и потому без зазрения совести таскал деньги у нее из кармана, пока она спала.

Всеми силами пытаясь сохранить свой бизнес, мать Джорджа по­вторно вышла замуж, когда мальчику было десять лет. Брак оказался несчастливым и закончился разводом, оставившим Элизабет и ее де­тей в едва ли не худшем положении, чем до его заключения. Вскоре после этого старший брат Уайтфилда женился и покинул родитель­ский дом, начав самостоятельную жизнь, а сам Джордж отправился в школу, расположенную в Сент-Мэри-де-Крипт, где проявилась его любовь к театру. Несмотря на заметные успехи Уайтфилда в изучении классических предметов, его настоящей страстью стало исполнение ведущих ролей в школьных спектаклях. Нередко он даже пропускал занятия, чтобы выучить свои реплики и как можно лучше отрепетировать роль. Кроме того, благодаря своим признанным ораторским способностям Джордж периодически выступал с речью, когда школу посещали важные персоны.

Его мать всегда обожала театр, и молодой, впечатлительный Уайт­филд унаследовал ее стремление "быть кем-то". Когда повторный брак Элизабет распался, Джорджу было пятнадцать лет. Юноша уго­ворил мать позволить ему оставить школу, чтобы помочь управляться с таверной. Джордж понимал, что у них нет достаточно средств, что­бы и далее оплачивать его обучение, которое, как он считал, "испор­тит во мне торговца". В результате, препоясавшись синим передни­ком, полтора года он "мыл полы... прибирал комнаты, стоял за при­лавком" - словом, делал все, что полагается делать бармену обыкно­венной английской таверны.

Уайтфилд всегда имел весьма близкие отношения с матерью. По­сле появления мальчика на свет в течение четырнадцати недель она боролась с тяжким недугом, из чего заключила, что Джордж принесет ей в жизни больше утешения, чем другие дети. Благодаря этому маль­чик был окружен особой материнской заботой, получая все необхо­димое для того, чтобы стать интеллектуально развитым и образован­ным человеком. Понимая, какое место он занимал в сердце матери, а также зная ее амбициозную натуру, Уайтфилд позже писал:

Это, а также то, что я был рожден в таверне, сослужило мне в жизни добрую службу, вдохновляя делать все необходимое для того, чтобы соответствовать ожиданиям матери и следовать при­меру моего дорогого Спасителя, рожденного в хлеву, который также принадлежал таверне.

Таким образом, Джордж рос, разнося постоянным клиентам пи­тейного заведения пиво и еду, а также прибирая за мертвецки пьяны­ми посетителями. Он был одновременно и посудомойкой и горнич­ной. Но поздними вечерами, когда шум разнузданного веселья зати­хал, Уайтфилд с упоением читал пьесы, отрабатывая каждую свою реплику и каждый жест. Выступления проповедников в те времена он посещал лишь для того, чтобы, вернувшись домой, пародировать их перед сестрами. Но, посмеиваясь над их молитвами, Джордж не заме­тил, как их слова начали проникать глубоко в его сердце. Вскоре он начал самостоятельно исследовать Библию, читая при этом и прочую христианскую литературу. Однажды он ощутил сильное желание про­жить драматичную и исполненную смысла жизнь в роли священника Англиканской церкви. Мечтая стать одним из них, Уайтфилд пони­мал, что ему необходимо получить образование, пробившись каким- то образом в Оксфордский университет.

В это время старший брат Джорджа вместе с женой вернулся в ро­дительский дом, чтобы помогать стареющей матери вести дела и при­сматривать за таверной. Юноше не было никакой нужды более оста­ваться там, и, прежде чем вернуться в Глочестер, он некоторое время провел в Бристоле. Джордж сохранил верность своим увлечениям, продолжая декламировать пьесы не только для развлечения окружа­ющих, но и для собственного удовольствия. Как-то утром, выступая перед сестрой, он сказал ей следующее:

Бог приготовил мне что-то такое, о чем я даже еще не подозре­ваю. Я усердно занимался своим делом и считаю, что многие хо­тели бы видеть меня своим помощником, но все это кажется мне чуждым, поэтому, думаю, тем или иным образом Бог обяза­тельно укажет мне мой единственный путь.

Вскоре его мать услышала от одного из своих посетителей, что сту­денты Оксфордского университета могут работать прислугой - фактически мальчиками на побегушках — у более обеспеченных студентов, получая за это необходимую стипендию. Она сообщила об этом Уайт- филду, поинтересовавшись о его желании воспользоваться подвернув­шейся возможностью. Тот согласился "с огромной радостью". В то вре­мя как Уайтфилд вернулся к своему старому наставнику, чтобы выпол­нить все академические требования, его мать договорилась о принятии его на упомянутых выше условиях в оксфордский колледж Пемброук.

 

Начало великой судьбы

Джорджу Уайтфилду было восемнадцать лет, когда в ноябре 1732 го­да он поступил в Пемброук. Его навыки, обретенные за время работы в таверне, вскоре оказались весьма востребованными - студентам нра­вилось его усердие, а также умение не только качественно обслужить, но и очаровать своих клиентов. Уайтфилд имел хорошую репутацию благодаря своей вежливости, дружелюбию и, прежде всего, смирению. Однако первый его год в стенах учебного заведения был отмечен печа­тью сильного одиночества, что было вызвано стремлением Джорджа преуспеть как в учебе, так и в исполнении своих обязанностей. Кроме того, Уайтфилд старался достичь успеха в поисках Бога и определении своей собственной судьбы. Временами он ощущал глубоко внутри призыв проповедовать, а в иные моменты чувствовал себя недостой­ным этого призвания.

Он пытался достичь примирения с Богом, скудно питаясь и одева­ясь скромно и непритязательно. Он молился и постился, регулярно посещал публичные богослужения, лишал себя даже самых малых светских удовольствий. Молодой Джордж был одним из кандидатов на вступление в "Святой клуб", и, несмотря на то, что требования клиентов и занятия оставляли ему совсем мало времени для общения с методистами, к концу года он, наконец, сумел познакомиться с од­ним из лидеров клуба - Чарльзом Уэсли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.062 с.)