Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Благовествование коренным жителям АмерикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Небольшая группа сторонников Эдвардса из числа его прихожан пыталась убедить своего бывшего пастора основать в этом же городе новую церковь. Имея на своем попечении большую семью и испытывая недостаток средств на ее содержание, Джонатан наверняка раздумывал над этим предложением. Однако, будучи в гораздо большей степени обеспокоенным делами Царства Божьего, чем личными нуждами, он посчитал, что это может привести к еще большему расколу в рядах христиан Нортхэмптона, и потому отказался. Нет никаких свидетельств того, что сердце Джонатана наполнила горечь. Он продолжал ко всем относиться с братской добротой и благосклонностью. Спустя год после увольнения он получил предложение продолжить служение в Индейской миссии в Стокбридже, в шестидесяти милях от Нортхэмптона. И хотя эта должность явно не соответствовала его положению, Джонатан смиренно принял приглашение служить американским индейцам. Время служения в миссии характеризовалось простым образом жизни с большим количеством свободного времени для усвоения новых знаний. Долгие часы Джонатан проводил в комнатушке размером четыре на шесть футов, сидя у камина. Эти шесть лет в Стокбридже оказались в итоге самым настоящим даром Божьим, поскольку там он написал свое лучшее теологическое сочинение, слава которого не угасла и спустя несколько столетий. В связи с недостатком писчей бумаги Джонатан сам сшивал записные книжки из кусочков бумаги, которые он выискивал везде, где только мог: чистые газетные поля, неисписанная часть полученных писем и т.д.
Джонатан был горячим сторонником пересказа библейских историй для детей понятным для них языком.
Джонатан и Сара сердечно заботились об индейцах, несмотря на Их Дикие нравы (например, те зачастую приходили в церковь, вымазанными с головы до пят медвежьим жиром, чтобы отпугивать насекомых). На новом месте пастор смог, наконец, организовать богослужения так, как хотел этого еще в Нортхэмптоне, - заменить псалмы гимнами Уэсли. Он всячески поощрял гармоническое пение, которое сам страстно любил, и был горячим сторонником пересказа библей- ских историй для детей понятным для них языком. Для Эдвардса этот период стал также временем восстановления один из тех, кто возглавлял гонения на пастора, публично обратился к Джонатану с пространными извинениями, раскаиваясь в содеяц_ ном. Хотя странно, что сам Джонатан смог ознакомиться с этим письмом лишь тогда, когда оно было опубликовано в одной из бостонских газет. К тому времени началась война с французами и индейцами, и вся семья Эдвардс была весьма занята раздачей пищи многочисленным беженцам, искавшим прибежище в близлежащей крепости. Но очередной поворот событий уже готов был направить жизнь Джонатана в совершенно иное русло. В сентябре 1757 года до Джонатана дошли новости о том, что его зять, Аарон Бурр, умер от малярии в возрасте сорока одного года, Бурр женился на третьей по старшинству дочери Эдвардсов, Эстер, 29 июня 1752 года, всего лишь после пяти дней ухаживаний и помолвки, длившейся менее месяца. Они жили в Нью-Джерси, где Бурр занимал должность президента колледжа Нью-Джерси, ныне известного как Принстонский университет. Новость о скоропостижной смерти Бурра была ошеломляющей и неожиданной, но в письме также сообщалось об избрании новым президентом колледжа Эдвардса. Последний попытался - как однажды Моисей перед Господом - убедить избравших его людей в недостойности своей кандидатуры, сославшись на слабое здоровье и недостаток знаний в некоторых областях науки, таких как греческий язык и математика. Однако главная причина его отказа заключалась в том, что Джонатан был полностью поглощен наукой и написанием теологических трудов, больше всего на свете желая и далее оставаться в Стокбридже. Ежедневный стресс, с которым сопряжено руководство колледжем, совершенно не привлекал Джонатана, но после длительных размышлений он согласился обсудить это предложение с наиболее близкими друзьями. После того как его советники выразили свою убежденность в том, что принять назначение - это его обязанность и ответственность, из глаз Джонатана тут же заструились слезы. Он немедленно отбыл навстречу новому призванию.
"Доверьтесь Богу!" - последние слова Эдвардса Сара с детьми осталась в Стокбридже, планируя перебраться к мужу ближайшей весной. Сам же Джонатан отправился в путь с дочерью Люси и прибыл в Нью-Джерси в январе 1758 года. К своему удивлению, он улучил огромное удовольствие от выступления перед студентами и преподавателями колледжа и был тепло принят ими. Более того, у него оказалось больше времени для самостоятельных занятий, чем он изначально предполагал. Переезд выглядел многообещающим. Однако в это же время Новую Англию охватила эпидемия оспы, жертвами которой стали многие колонисты. Готовый ко всяким неожиданностям, Джонатан заранее тщательно продумал свои действия на случай, если ему потребуется сделать прививку. Прекрасно разбираясь в научных тенденциях своего времени, он еще много лет назад принял твердое решение в случае необходимости привиться. Но, несмотря на это, он обсудил этот вопрос с квалифицированными людьми из колледжа, потому что успех этой процедуры по тем временам оставался еще весьма сомнительным. В результате все единогласно решили, что Джонатану следовало привиться. Его недавно овдовевшая дочь Эстер также решила сделать прививку, что было запланировано на 13 февраля 1758 года. Вначале у Джонатана проявились лишь легкие симптомы болезни. Но несколько недель спустя его охватила страшная лихорадка, и 22 марта 1758 года в возрасте пятидесяти пяти лет он умер. За несколько дней до смерти, чувствуя приближение вечности, он попросил дочь Люси записать его последние слова. Как и можно было ожидать, он выразил огромную любовь к любимой жене и детям, назвав свои отношения с Сарой "необыкновенным союзом". Он попросил, чтобы его похороны были скромны, а сэкономленные на этом средства были отданы бедным. Когда же люди, стоявшие у смертного одра Джонатана, решили было, что он не способен больше слышать или говорить, тот удивил их своими последними словами: "Доверьтесь Богу, и вам нечего будет бояться". Врач, констатировавший смерть Джонатана, отметил, что Бог позволил ему отойти в вечность "при полном отсутствии какой-либо боли или страданий... он просто заснул". Спустя неполных два месяца после утверждения в должности президента университета и всего лишь шесть месяцев после смерти Аарона Бурра, Джонатан Эдвардс был похоронен в Принстоне рядом со своим предшественником. Не прошло и двух недель после этого печального события, как умерла Эстер Эдвардс. Одни люди говорили, что виновата прививка, другие во всем обвиняли лихорадку. Эстер оставила двух маленьких детей: четырехлетнюю Сэлли и двухлетнего Аарона Бурра-младшего который в будущем едва не стал президентом Соединенных Штатов (По итогам голосования в Палате представителей ему не хватило одного-единственного голоса. В 1800 году, во время президентства Томаса Джефферсона, он исполнял обязанности вице-президента.). Осенью Сара Эдвардс отправилась в Филадельфию, чтобы забрать к себе детей Эстер. Вскоре после своего приезда туда она тяжело заболела дизентерией. 2 октября 1758 года, в возрасте сорока восьми лет, она присоединилась к своему мужу, дожидавшемуся ее на небесах, а ее тело было погребено рядом с его телом на кладбище в Принстоне.
Славное наследие Джон Пайпер, наверное, наилучшим образом охарактеризовал вклад Джонатана Эдвардса в Божье дело: Величайшей и главной целью всех трудов Эдвардса было возвеличивание Бога. И величайшая вещь, которой я научился от Эдвардса, думаю, заключалась в том, что больше всего Господь бывает прославлен не тогда, когда мы Его глубже познаем или верно следуем Его заповедям. Больше всего Он бывает прославлен в те моменты, когда мы наслаждаемся Им. Великое пробуждение, несомненно, привело к тому, что Божья слава засияла новым, более ярким светом. В Новой Англии к Христу обратилось не менее пятидесяти тысяч человек. Эта цифра выглядит поистине феноменальной, если вспомнить, что население колоний в те дни составляло всего около трех миллионов человек. Кроме того, было основано сто пятьдесят новых церквей. Джонатан Эдвардс также вдохновил целые поколения миссионеров, опубликовав книгу "Жизнь и дневники Дэвида Брэйнерда" (Life and Diary of David Brainerd). Хотя Брэйнерд прожил короткую жизнь, его влияние оказалось просто неизмеримым. И сегодня его дневники продолжают затрагивать сердца бесчисленного множества людей, которые, подобное ему, желают приносить Богу величайшую жертву, идя миссионерами в народы. Что же касается самого Джонатана, то можно сказать, что как никто другой за всю историю христианства, он любил Бога всем своим разумом, сердцем, душой и силами. Яркий эрудит, он был одновременно человеком слова, и человеком Духа, дисциплинированным до фанатизма методичным в своем стремлении к истине до одержимости. Его теологические труды до сего дня считаются в Америке одними из наиболее глубоких и значительных, а пробуждение, у истоков которого он стоял, объединило колонии в единую страну, которая вскоре после его смерти получила название Соединенные Штаты Америки. Он также многое сделал для того, чтобы Америка стала христианской нацией. Эдвардс подготовил почву для следующих пробуждений, тщательно задокументировав Великое пробуждение с самого его начала. Джонатан Эдвардс был Бескомпромиссно честный человеком, и его труды я рекомендую каждому христианскому служителю, и прежде всего тем, кто стремится и в XXI веке обращать сердца людей к Богу.
Глава 4 Френсис Эсбери (1745 -1816)
"Пророк долгого пути"
"ПРОРОК ДОЛГОГО ПУТИ"
Мы должны трудиться так, словно могли бы спастись лишь одними делами; и полагаться на Иисуса Христа так, словно не сделали ничего. — Френсис Эсбери
Последовав за первым Великим пробуждением 1740-х и Американской революцией (1775-1783), волна возрождения накрыла новорожденные Соединенные Штаты, которые не были похожи ни на одно государство, когда-либо существовавшее на политической карте мира. Колонии (ныне штаты) стремительно расширялись в западном направлении, поскольку широкие просторы и бесплатная земля непреодолимо влекли к себе поселенцев. Во времена, когда не было еще телеграфа, а население Нью-Йорка не превышало 20 тысяч человек, американские города были разбросаны по территории штатов, словно звезды по небу. Тогда как пробуждение Эдвардса в основном было ограничено рамками большого города, а проповеди Уайтфилда привлекали отовсюду тысячи и даже десятки тысяч человек, новое возрождение принесло веру людям туда, где они жили. В приграничье, где редкие, отдаленные друг от друга фермы и небольшие городки цепочкой соединяли крупные прибрежные поселения с рекой Миссисипи, где новости были редки и скудны, церкви попадались очень редко. До Американской революции христианские служители трудились в основном в больших городах, но такие люди, как Френсис Эсбери, видели важность и необходимость возвращения заведенного еще первыми апостолами порядка, когда Иисус отправлял их в путь по двое. Вместо того чтобы обращаться к огромным толпам в городах, странствующие проповедники-методисты - ярким примером которых был Френсис Эсбери - принесли огонь пробуждения в самые отдаленные уголки приграничья, став теми нитям, которые в итоге соединили американцев в единую нацию. Методизме его строгой дисциплиной молитвенных собраний, изучения Библии и объединенными обществами, стал гравитационной силой, объединившей в общины независимых и достаточно обособленных друг °т друга жителей западного приграничья. Насколько же важной была эта связующая сила? Биограф Эсбери, дзриус Солтер, писал следующее: Национальная комиссия по историческим публикациям при правительстве Соединенных Штатов назвала 66 американцев, чьи труды считаются исключительно важными для понимания развития американской нации и ее стратегического места в мировой истории. Эсбери вошел в их число. Несмотря на то, что Эсбери не был ни политическим лидером, ни коренным жителем Соединенных Штатов, он был назван — вместе с Джорджем Вашингтоном, Томасом Джефферсоном, Джоном Адамсом и Авраамом Линкольном - одним из основателей демократической республики, которая сегодня является примером для всего мира. Его вклад настолько значим, что памятник Эсбери в виде всадника на лошади, и по сей день стоит в Вашингтоне, глядя с 16-й авеню на юг, в сторону Белого дома. На постаменте высечены следующие слова: "Если вы ищете результаты его трудов, вы найдете их в нашей христианской цивилизации" и "Его длительные путешествия по городам, деревням и поселениям в период с 1771 по 1817 годы в немалой степени способствовали распространению в Американской республике патриотизма, образования, нравственности и религии". Вместо того чтобы проповедовать за массивной кафедрой в большой церкви многолюдного города, Френсис Эсбери сотни тысяч миль проскакал верхом на лошади, принеся Слово Божье в места, где о Христе раньше никто не слышал. Вместо того чтобы выступать перед огромными массами людей, он часто служил лишь нескольким семьям, собиравшимся в простых деревенских домах, или просто одинокому путнику, встреченному им случайно. Все люди согрешили, считал Эсбери, и все они одинаково нуждаются в Спасителе. Френсис был глубоко убежден в своем призвании нести дар спасающей Божьей милости всем, кто готов о ней услышать, и со своей стороны старался сделать все возможное, чтобы донести Благую Весть до каждого человека.
Ранние годы в Англии Френсис Эсбери, или просто Фрэнки, как его иногда называли, появился на свет 20 августа 1745 года, в Хэмстед-Бридж, Стаффордшир, Англия, недалеко от Бирмингема. Он был единственным выжившим ребенком Джозефа и Элизабет Эсбери, которые стали активными методистами после смерти своей маленькой дочери Сары незадолго до появления на свет Френсиса. Элизабет Эсбери была угрюмой, но очень преданной Богу женщиной. Ее муж, как писал в своем дневнике много лет спустя сам Френсис Эсбери, работал садовником в поместьях живших неподалеку богатых семей. Профессия Джозефа не делала его влиятельным человеком в достаточно грубом местном сообществе, которое специализировалось преимущественно на производстве металлических изделий. Методистское вероисповедание семьи Эсбери отнюдь не добавляло им популярности. Жители Бирмингема противились любой религии, особенно призыву к личной святости, звучащему из уст братьев Уэсли. Когда Джон и Чарльз Уэсли пытались там проповедовать, Джона прогнала прочь разъяренная толпа, а Чарльза закидали камнями и гнилыми овощами, а какофонический звон колоколов местной церкви часто использовался для того, чтобы заглушить его голос. Даже местные органы власти, казалось, возмутились против методистских проповедников. Один из членов городского магистрата даже предложил заплатить тому, кто прогонит их из города. Соратник братьев Уэсли, Джон Нельсон, был "закидан яйцами и камнями, получил восемь ударов ногой... протащен за волосы по камням мостовой двадцать ярдов, в то время как другие люди в этот момент без устали пинали его ногами. Беременная жена Нельсона была избита настолько сильно, что у нее случился выкидыш". Даже после того как братья Уэсли направились дальше, толпы продолжили терроризировать новообращенных методистов, подвергая их физическим нападкам, а также грабя и разрушая их дома. О раннем детстве Эсбери - или "малыша Френки" - до нас дошло лишь одно-единственное свидетельство. Оно было рассказано Джоном Уэсли Бондом, последним товарищем Френсиса по его странствиям: Отец епископа, бывший по профессии садовником, складывал свой рабочий инвентарь, который состоял из больших садовых ножниц, пил, мотыг, граблей и тому подобного, в [прилегавшей к дому пристройке]... Однажды Френсис забрался в это помещение. Никто не задумывался об опасности, которая подстерегала там малыша, пока его отец не поинтересовался у матери: "Где же наш парень? Я слышу, как он плачет". Его мать забежала в пристройку и обнаружила, что мальчик провалился в зиявшую в по лу дыру. Но по доброму провидению Божьему инструменты незадолго до того были убраны, а на их место поставлен огромный бойлер, наполненный пеплом, в который ребенок и упал. Если бы не это, мир, наверное, так никогда и не увидел бы славных дел епископа Эсбери. Ранние годы жизни Френсиса не были отмечены материальным благополучием, однако Бог благословил его родителями, которые с малых лет заботились о воспитании характера и духовном росте сына. О школьном образовании Эсбери нечего и говорить. Устав от побоев учителя и нападок одноклассников, называвших его "отвратительнейшим из отвратительнейших", в десятилетнем возрасте Эсбери принял самостоятельное решение (без видимого участия родителей) оставить школу и зарабатывать себе на жизнь подработкой в богатых поместьях. Научившись читать и писать, он начал самостоятельно изучать Библию, посвящая этому занятию много времени. Небольшой четырехкомнатный домишко Джозефа и Элизабет Эсбери был постоянно открыт для проповедей, занятий библейских групп и собраний поклонения, поэтому религиозное образование молодого Эсбери неустанно продолжалось. Френсис сам затруднялся назвать точную дату своего обращения к Богу; более того, в своем дневнике он практически не оставил записей, касавшихся его первых лет пребывания в Америке. Тем не менее, на его жизненном пути Бог использовал многих людей и наставников, чтобы направить молодого человека и подготовить к будущему призванию. Святой Дух начал серьезно влиять на будущего проповедника, когда тому еще не исполнилось и двенадцати лет, однако вскоре в дело вмешались его сверстники. Замедление своего духовного роста Френсис также связывал с тем, что большинство встречавшихся ему в начале жизненного пути христианских служителей сами были весьма не образованы в духовных вопросах. Когда Френсису исполнилось тринадцать лет, неподалеку от его дома начал проводить молитвенные собрания странствующий сапожник. Несмотря на то, что мужчина был баптистом, Элизабет Эсбери увидела его искренность и пригласила к себе домой выступить на собрании методистов. Слова этого человека о спасении коснулись сердца молодого Френсиса. Вскоре после этого Александр Мэтер странствующий методистский проповедник, получил назначение служить в окрестностях Бирмингема. Когда молодой Эсбери услышал Мэтера, объяснявшего, как можно обрести свободу от греха, его сердце вновь затрепетало, и юноша во что бы то ни стало захотел до стичь такой важной и необходимой личной святости. Собрания методистского общества произвели неизгладимое впечатление на взрослеющего Френсиса, с интересом наблюдавшего за мужчинами и женщинами, которые с искренней верой прославляли Бога. Ему нравились исполняемые этими людьми гимны, но особенно его восхищала та свобода, с которой выступали и молились проповедники. Традиционные священнослужители тех дней нечасто побуждали простых верующих думать - они говорили скучно и монотонно, а свои молитвы читали из книг. В них не было заметно никакого огня, никакого вдохновения. Мэтер же всегда молился так, словно Бог действительно находился рядом с ним. Он проповедовал от сердца, не полагаясь ни на какие записи. И это стало моделью того типа американского методизма, который Френсис стал впоследствии распространять везде, куда бы ни шел. Взрослея и неустанно пребывая в поисках Бога, Френсис разработал специальные системы поддержки, обеспечивавшие ему непрерывный духовный рост. Он подружился со сверстниками, которые также были серьезны в вере, и каждое воскресенье они вместе посещали по четыре богослужения, проводившихся в двух разных церквах. Френсис был глубоко убежден в том, что большую роль в процессе его духовного становления сыграла его мать, которая привила сынудисциплину, так сильно пригодившуюся ему в жизни. К примеру, Элизабет Эсбери каждый день будила сына в четыре часа утра, чтобы тот мог как можно раньше справиться со своими обязанностями ученика кузнеца и днем быть свободным для проповедования в методистских группах или же на религиозных собраниях, организованных ею. В последующие годы своей жизни, просыпаясь даже в шесть часов утра, Френсис уже чувствовал себя виноватым и слишком ленив. фл неоднократно говорил о том, что научился упорству и настойчивости еще в раннем возрасте, наблюдая за тем, как его мать в темное время суток стояла с Библией у самого окна, ловя тусклые отблески света, чтобы изучать Божьи истины. Она горела желанием во что бы то ни стало понять эту Книгу, даже когда рядом не было человека, который мог бы ей все объяснить. Глядя на мать, на то, как она заботилась о других верующих, Френсис впервые узнал, что такое любовь на деле. Вне всякого сомнения, решительность Элизабет Эсбери в деле распространения Евангельской Вести оказала серьезное и неизгладимое влияние на ее сына. На протяжении всей своей жизни Френсис поддерживал достаточно близкие отношения с родителями, каждый месяц поддерживая их деньгами и посылая им письма. Его неослабевающая любовь к ним и сильная привязанность отчетливо видны в письме, которое он написал, узнав, что отец с матерью находятся в нужде: "Я продал свои часы и свою библиотеку и продам даже последнюю рубашку, если вам потребуются деньги''. И потому становится особенно грустно от осознания того, что, отправившись в 1771 году в Америку, Френсис никогда больше с ними не увиделся. Много лет спустя, уже после смерти мужа, Элизабет Эсбери приняла несколько чрезвычайно неблагоразумных финансовых решений, которые впоследствии серьезно подорвали ее материальное положение. Это лишь усилило непрекращающееся чувство вины Френсиса, вызванное необходимостью оставить родителей за океаном, даже несмотря на его уверенность в своем призвании и самоотречении ради Евангелия.
Становление проповедника Френсис начал публично проповедовать, когда ему еще не исполнилось и пятнадцати лет, - он просто громко читал отрывки из Священного Писания на организованных его матерью собраниях и затем пояснял их собравшимся. Вскоре после этого его стали приглашать к Себе и другие методисты. Александр Мэтер обратил на него внимание и назначил местным проповедником-мирянином, возложив на него также обязанности молодежного руководителя. С семнадцати до Двадцати лет Френсис неустанно путешествовал по окрестностям Бирмингема, проповедуя несколько раз в неделю там, куда его приглашали. Сам он писал о том, что направлялся "практически в каждое место, куда только мог, ради спасения драгоценных душ, проповедуя! как правило, три, четыре и даже пять раз в неделю и в то же самое время следуя своему призванию свыше". Когда Френсису исполнилось двадцать два года, Методистская конференция в Англии выдала ему испытательную лицензию на проповедование. Год спустя он стал лицензированным служителем и получил уже свой собственный округ. Но при этом Эсбери оставался скромен и не считал себя великим служителем, признаваясь: "Иногда я удивляюсь тому, как люди могут сидеть и слушать меня, но Господь покрывает мои слабости Своей силой". Проповедническая заурядность, однако, не была таким уж негативным качеством, поскольку евангелизационный пыл Уэсли также был направлен не столько на сильные проповеди и основание постоянных церквей, сколько на достижение людских сердец. Сам Уэсли писал: "Дайте мне лишь одну сотню проповедников, которые не боялись бы ничего, кроме греха, и не желали бы ничего, кроме Бога, и меня совершенно не беспокоит то, мирянами они будут или представителями духовенства, ибо они поколеблют врата ада и установят на земле Царство Небесное". Горячее желание Френсиса проповедовать наверняка полностью соответствовало этим критериям бесстрашия. На протяжении некоторого времени братья Уэсли получали письма от американских пасторов, просивших прислать им опытных и мудрых мужей, которые могли бы помочь новообращенным, принявшим в свое сердце Христа во время возрождений, возглавленных Джорджем Уайтфилдом и его последователями. Джон Уэсли не знал, как это следовало сделать наилучшим образом, но регулярно молился об этом вопросе. Вскоре из американских колоний вернулся лютеранский миссионер, который предупредил Джона о том, что без соответствующего руководства новые церкви вскоре могут зачахнуть. Таким образом, во время Бристольской конференции, состоявшейся в августе 1771 года, Джон Уэсли решил призвать добровольцев в Америку. Он сказал: "Наши [американские] братья громко взывают о помощи. Кто желает отправиться за океан и помочь им?". Этот призыв глубоко тронул сердце Френсиса, и он вместе с Ричардом Райтом согласился отправиться в путь. Они покинули Англию 4 сентября 1771 года, взяв с собой лишь два одеяла, немного одежды и десять фунтов, собранных друзьями для Френсиса. Свою миссию он выразил следующими несколькими словами: Куда я направляюсь? В Новый Свет. Для чего? Для поиска почестей и славы? Нет, насколько я знаю свое сердце. Заработать денег? Нет. Я направляюсь туда, чтобы жить ради Бога и научить этому других людей". "Когда я увидел американский берег" Путешествие показалось Френсису очень долгим, к тому же его часто мучила морская болезнь. Но он оставался верным своему призванию - каждый полдень старался проповедовать на верхней палубе, даже если для этого требовалось привязать себя к мачте носимого по волнам корабля. Когда в воскресенье, 27 октября 1771 года, корабль, наконец, бросил якорь в порту Филадельфии, Френсис и Райт направились прямиком в церковь Святого Георгия, штаб-квартиру местных методистов. Несколько строчек из дневника Френсиса наглядно демонстрируют нам, с каким трепетом и рвением он относился к своему призванию: Люди с радостью смотрели на нас, не зная, как им выразить переполнявшую их любовь, искренне и горячо приветствуя нас и принимая нас, словно Божьих ангелов. О, если бы мы могли всегда быть достойными своего призвания! Когда наш корабль приблизился к американскому берегу, сердце буквально расплавилось у меня в груди, стоило мне лишь подумать о том, откуда я прибыл, куда направляюсь и чем собираюсь заняться. Выступая в течение месяца с проповедями в крупнейших церквах Филадельфии и Нью-Йорка, Эсбери ощутил в душе растущее беспокойство: "Наши остановки для проповеди были весьма приятными, но почему наше евангелизационное рвение не было направлено также на тех, кто жил в сельской местности, на более отдаленных членов общества?"'. Он никак не мог понять, почему ответственные лица совершенно не заботились о том, чтобы распространять Евангельскую Весть за пределами Нью-Йорка и Филадельфии, не говоря уже о том, чтобы способствовать в этом деле горевшему служить людям Френсису. В Англии Френсис был обвинен в узурпации власти другого странствующего проповедника. Как свидетельствуют сохранившиеся до наших дней документы, знакомый пастор попросил Эсбери временно, на время своей болезни, занять его место. И хотя мы не знаем в точности, чем были вызваны подобного рода обвинения, проповедник отправил Френсису письмо, в котором четко и ясно заявил, что тот пытался захватить власть над его округом. Можно было подумать что Эсбери испугается навлечь на себя такие же обвинения и в Америке, однако он не показал и тени неуверенности, горячо обличая недостатки американской миссии. Местные миссионеры оказались неспособными достичь сердец поселенцев, живших за пределами Нью-Йорка и Филадельфии, и, по большому счету, не очень-то и стремились. Да и работу, проводимую в этих двух городах, Френсис считал вялой и непрофессиональной - что мало соответствовало духу методизма, какой исповедовали братья Уэсли. В отличие от своих английских компаньонов, Френсис не собирался довольствоваться малым, самодовольно засиживаясь на одном месте, как это делали многие миссионеры-методисты в Америке. Это недовольство не способствовало его теплым отношениям с руководством американских методистов, но, даже несмотря на это, он не желал идти ни на какие компромиссы в этом вопросе. Вскоре Френсис убедил двух местных священнослужителей отправиться с ним в Вестчестер, Нью-Йорк, где уговорил местного судью позволить ему использовать здание суда в качестве кафедры. Дела пошли настолько успешно, что две недели спустя он вернулся и, хотя здание суда уже было занято, открыл церковь в доме хозяина таверны. Ночь Френсис провел в доме одной семьи, члены которой, после того как он пригласил их помолиться вместе с ним после ужина, тоже стали методистами. Такой вид евангелизации Френсис использовал на протяжении последующих сорока с небольшим лет: он находил место для проповеди, останавливался у местных жителей и молился вместе с ними о том, чтобы Христос коснулся их сердец. Зачастую после этого возникали новые методистские общества. Первое десятилетие пребывания Френсиса в Америке было отмечено, однако, лишь несколькими подобными успехами. Много времени уходило на борьбу с другими методистами за лидерство в миссии. Френсис оказался втянут в конфликт между тремя главными конкурирующими силами: государственной системой Англиканской церкви; демократическим и независимым мышлением американцев, не желавших ориентироваться в управлении своими церквами на какие-либо европейские модели подобного рода; а также противостоянием своего собственного "эго" амбициям других методистских лидеров. В это же время методистская миссия боролась еще с двумя серьезными трудностями. Первая из них была непосредственным образом связана с тем фактом, что методистское движение имело английские корни, а напряжение в отношениях между Америкой и Англией росло в геометрической прогрессии. Все методистские лидеры прибывали прямиком из-за океана, а местные методистские общества создавались по английскому образцу, причем их члены по-прежнему принадлежали к Англиканской церкви. Что еще хуже, Джон Уэсли принял необдуманное решение вмешаться в политику и призвал колонии к примирению с короной. Вторая проблема заключалась в том, что методизму было нелегко найти свое место в плюралистическом протестантизме тринадцати американских колоний. Зачем человеку нужно было становиться именно методистом, если местные баптистская и конгрегационная церкви имели схожие собрания по воскресеньям? В Англии формализм англиканства оставлял обществам много свободного времени для встреч в другие дни недели. В Америке же церкви, наоборот, были гораздо более открытыми, и в них упор делался на индивидуальное изучение Библии и молитву, а не на ритуалы и таинства. Методисты не могли работать в одной связке с конгрегационалистами, пресвитерианами или баптистами так, как они делали это с англиканцами. И потому, прежде чем набрать скорость, методизму следовало громко заявить о себе как о новой христианской деноминации. До начала Войны за независимость Френсис был лишь одним из многих методистских проповедников, непрестанно выяснявших между собой отношения в попытках выдвинуть методизм на ведущие позиции в религиозной жизни Америки того времени. И успех не пришел к нему до тех пор, пока он не оставил все амбиции далеко позади и не стал для американцев своим.
"Я полон решимости ни за что не оставлять их" По мере того как напряжение в отношениях между Великобританией и Америкой продолжало расти (что привело в конце концов к провозглашению Декларации о независимости), крепла также и преданность Френсиса колониям. Этот процесс весьма заметен при ближайшем рассмотрении записей в его дневнике. В 1773 году он писал о том, что колонисты слишком неверны своей метрополии; в 1775 году из-под его пера вышли уже следующие слова: "Вне всякого сомнения, Господь возьмет эту ситуацию под Свой контроль и поставит все эти вещи на службу духовному благополучию Своей Церкви"; к июлю 1776 года он смело провозгласил, что британцы имеют лишь мизерные шансы на успех; и наконец в 1779 году он молился о том, чтобы Бог "милостиво вмешался для избавления нашей страны". К весне 1780 года Френсис стал признанным гражданином штата Делавэр. В августе 1775 года Френсис получил от Томаса Рэнкина, с которым он одно время делил лидерские обязанности, письмо, в котором сообщалось, что все английские миссионеры-методисты в связи с нараставшим напряжением отзываются в Англию. Ответ Френсиса был твердым: Я никак не могу согласиться с необходимостью оставить такое замечательное поле для сбора человеческих душ Господу нашему Иисусу Христу, каким является сегодня Америка. Для методистов это станет вечным позором, если мы просто так оставим три тысячи душ, желающих получить нашу заботу. И вряд ли можно назвать добрым того пастыря, который в минуту опасности бросает свое стадо: следовательно, я полон решимости, по милости Божьей, ни за что не оставлять их, чем бы мне это ни грозило.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.017 с.) |