Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Друзья, враги и неистовые поклонники

Поиск

1741 год стал для Джорджа Уайтфилда судьбоносным. Он получил приглашение из Шотландии, где вскоре возглавил пробуждение, рав­ных которому в своей жизни еще ни разу не видел. В этот период Уайтфилд женился на вдове Элизабет Бернелл Джеймс, но этот брак принес ему больше домашнего уюта, чем сердечного утешения, пото­му что Джордж вступил в брак из чувства долга, а не искреннего ро­мантического чувства.

Этот год также ознаменовался его разрывом с братьями Уэсли, вызванным разногласиями из-за доктрины предопределения, - Разрыв, который повлиял на него гораздо глубже, чем какое-либо иное событие в его жизни. Жаркие публичные дебаты, длившиеся около года, разделили методистов на два непримиримых лагеря: сторонников братьев Уэсли и "свободной благодати" - с одной сто­роны, и сторонников Уайтфилда и кальвинистской доктрины — с другой. Обе группы переживали период бурного роста, и вскоре как Уайтфилд, так и братья Уэсли осознали опасность раскола - Неприязнь, которую они испытывали по отношению друг к другу, нельзя было сравнить с неприязнью, существовавшей между их сторонниками.

Более того, Уайтфилд никогда не стремился создать свое собственное религиозное движение, тогда как Джон Уэсли был склонен к админист­ративному руководству и созданию организации. Кроме того, никто из них не мог долгое время находиться в состоянии "духовной разлуки". Тем не менее, хотя их дружба, в конце концов, и была восстановлена, оба движения - "кальвинистский методизм" Уайтфилда и "объединенные общества" Уэсли — так никогда и не слились в единое русло*.

* Больше информации по этому вопросу вы найдете в подразделе первой главы этой книги, озаглавленном "Разделение в среде верующих".

Покорив Англию и Северную Америку, Джордж направил все силы на пробуждение Шотландии. Шотландские пресвитериане возлагали на приезд Уайтфилда большие надежды. Дело в том, что кальвинисты, американцы и шотландцы, были в XVIII веке родст­венными душами. Обе страны стремились к независимости и пыта­лись создать свою собственную национальную культуру. Джордж Уайтфилд посещал Шотландию четырнадцать раз, своими собст­венными глазами видя пробуждение, подобного которому не было ни в остальных областях Великобритании, ни в ее колониях. Поз­же он неоднократно вспоминал о той радости, которую всегда ис­пытывал, проповедуя шотландцам. Проповедник был "под впечат­лением от шороха открываемых Библий, который раздавался, едва только он начинал цитировать Писание".

Уайтфилд отметил на карте небольшой городок Кэмбусланг, рас­положенный к юго-востоку от Глазго, после того как проповедовал там дважды в течение одного дня перед двадцатитысячной аудитори­ей, а на следующий день — перед тридцатитысячной. Но необычным было не столько количество слушателей, сколько произведенный служителем эффект. Никогда еще не доводилось Уайтфилду видеть такой сильный голод по присутствию Божьему среди людей, кото­рым он проповедовал. Огромные шатры едва вмещали всех желаю­щих - тысячи человек - принять причастие, тогда, как поклонение и совместные молитвы продолжались практически до самого утра. В своем дневнике Джордж отметил следующее:

Вы могли бы увидеть тысячи человек, глаза которых были пол­ны слез. Одни заламывали руки, другие едва не лишались чувств, третьи взывали к Богу, скорбя о распятом Спасителе... Целую ночь, переходя от одной группы людей к другой, вы могли бы услышать, как они молятся и прославляют Бога... Все это было подобно Пасхе во времена царя Иосии.

В августе по всей Шотландии стали проводиться причастия под от­крытым небом. Такого раньше никто не видел ни в этой стране, ни за ее пределами. Как заметил один из свидетелей тех событий:

Одни называли цифру в пятьдесят тысяч человек, другие гово­рили о сорока тысячах, тогда как третьи останавливались на бо­лее чем тридцати тысячах, с чем, кстати говоря, соглашался и мистер Уайтфилд... Некоторые люди прибыли из Англии, а кто- то даже из Ирландии. Среди них было много членов еписко­пальной церкви и даже несколько квакеров.

Все это повторялось каждый раз, когда Уайтфилд где-либо пропо­ведовал; многие исследователи даже считают, что пламя, зажженное во время "пробуждения при Кэмбусланге", охватило впоследствии всю Англию. Влияние Джорджа на шотландскую аудиторию доктор Джон Джиллис описывает следующим образом: "Тысячи человек буквально замерли и, как один, неотрывно следили за движениями его губ, и многие из них еще долго оставались под впечатлением уви­денного, размышляя о Боге и вечности".

События в Кэмбусланге имели далеко идущие результаты, но вме­сте с тем возрождение охватило практически все Британские острова. Джон Уэсли неустанно проповедовал в переполненных лондонских залах, Чарльз Уэсли выступал перед тысячами слушателей в Бристоле и Глочестере, а Хоуэлл Харрис, кальвинист и большой поклонник Уайтфилда, воспламенял сердца людей в Уэльсе.

Уайтфилд понимал, что его главное призвание — быть "странству­ющим свидетелем", не привязанным к какому-либо конкретному ме­сту или церкви, не говоря уже о стране (он никогда не смог бы, по­добно Уэсли, руководить растущей сетью обществ). "Я выбираю жизнь странствующего пилигрима", - писал он. Джон Уэсли, на­против, отказывался посылать проповедников туда, где он не мог бы организовать общество, считая, что Великое пробуждение в Америке и Шотландии пошло на убыль преимущественно из-за того, что по­следователям Джорджа Уайтфилда не хватало эффективного наставничества. Он был убежден, что их неспособность придерживаться из­бранного курса объяснялась отсутствием эффективной руководящей структуры. Джордж высоко ценил талант Джона Уэсли, проявляв­шийся в управлении и наставлении быстро растущего количества по­следователей, а Уэсли, в свою очередь, признавал, что ни один чело­век "со времен апостолов не собирал столько тысяч человек, столько грешников, жаждавших покаяния!".

 

Джордж Уайтфилд понимал, что его главное призвание - быть "странствующим свидетелем ".

 

В Уэльсе Джордж присоединился к своему другу Хоуэллу Харрису, который собственными усилиями основал в регионе несколько де­сятков методистских обществ. Харрис был полевым проповедником, перенесшим жестокие гонения, однако его упорство в конце концов принесло Уэльсу возрождение. Число его последователей росло еже­дневно. Уайтфилд помог другу основать Кальвинистско-методист­скую ассоциацию Уэльса.

Харрис познакомил Джорджа с Элизабет Бернелл Джеймс, вдовой, которая любила Господа и всем сердцем поддерживала движение ме­тодистов. Джордж поделился с Харрисом своим желанием связать се­бя узами брака. Он надеялся найти помощницу в деле служения Бо­гу. Элизабет согласилась выйти замуж за Джорджа, даже невзирая на то, что он сразу дал ей понять, что проповедь Евангелия всегда будет его первой любовью. Бракосочетание состоялось в ноябре 1741 года, Элизабет было тридцать шесть лет, тогда как Джорджу - лишь двад­цать шесть. Во время их длившегося неделю медового месяца Уайт­филд проповедовал по два раза в день. Месяц спустя он снова отпра­вился в путь. Таким образом, с первых дней семейной жизни он лишь изредка виделся и еще реже общался со своей женой. Через два меся­ца после женитьбы он, по свидетельству современников, произнес: О, каким же благословенным будет то время, когда нам никогда бо­лее не придется связывать себя узами брака, но быть лишь как анге­лы Божьи". Элизабет поселилась в Лондоне; муж изредка и ненадол­го к ней заезжал, но не мог продолжительное время оставаться на од­ном и том же месте, потому что призвание нести людям Евангелие постоянно напоминало о себе, стучась в его сердце.

Кроме того, Уайтфилд ни на секунду не забывал и о растущих по­требностях нуждавшегося в материальной поддержке сиротского приюта, из-за чего продолжительность его миссионерских путешест­вий с каждым годом все увеличивалась (однажды он два года не ви­делся с женой). Элизабет верно служила мужу, заведуя его делами во время длительных отлучек служителя: она переписывала его письма и проповеди, а также занималась корреспонденцией, которая с каж­дым годом становилась все более интенсивной. После двух лет сов­местной жизни Элизабет родила сына, который умер в младенчестве. Эта утрата так потрясла Джорджа, что с этих пор он с особой заботой относился к детям везде, где ему доводилось бывать. Случалось, что во время служений он обращался непосредственно к мальчикам и де­вочкам, говоря, что, даже если их родители не обратятся к Христу, они сами должны принять спасение, чтобы после окончания земной жизни оказаться на небесах.

После смерти первенца у Элизабет один за другим случилось четы­ре выкидыша. И хотя знакомые отмечали, что Джордж всегда отно­сился к жене с должными почтением, Элизабет писала о своих отно­шениях с мужем следующее: "Я была для него бременем и тяжелой ношей". В августе 1768 года, после двадцати семи лет брака, она по­кинула этот мир и ушла на небеса, опередив своего мужа всего на два года. После смерти Элизабет Джордж сказал: "Я каждый день ощу­щаю нехватку своей правой руки".

Зов с небес

Годы, предшествовавшие следующему путешествию Джорджа в Америку в 1745 году, были наполнены, с одной стороны, удивитель­ными евангелическими-победами и, с другой, частыми нападками со стороны недоброжелателей. Уайтфилда забрасывали камнями, гни­лыми овощами и частями мертвых животных. Однажды камень по­пал ему прямо в голову, и проповедник едва не потерял сознание. В другой раз Уайтфилда наверняка изрезали бы ножом, если бы не вме­шательство его многочисленных сторонников. Был случай, когда ка­кой-то человек пытался ударить Джорджа кнутом прямо во время проповеди. Иные недруги пытались заглушить его голос трубами и барабанами. В 1744 году, тогда же, когда умер новорожденный сын Уайтфилда, неизвестный вломился в его дом и накинулся на лежащего в кровати проповедника. Жизнь ему спасла домовладелица: когда Джордж закричал: "Убийца!", она с истошным воплем выскочила на улицу, перебудив всех соседей, и незадачливый преступник бросился бежать, скрывшись под покровом темноты.

Во время третьего путешествия Джорджа в Америку в 1745 году он был столь горячо принят в колониях, что ему потребовалось несколь­ко месяцев, чтобы добраться до расположенной южнее Джорджии. Остановился он в приюте "Вифезды", где внимательно изучил состо­яние помещений и познакомился с персоналом. Сироты выглядели здоровыми и делали успехи в духовном росте и образовании. Уайт­филд надеялся открыть колледж, который должен был стать главным центром религиозного образования на Юге. Увлеченный этой идеей, он направился на восток, в Филадельфию и Бостон, чтобы собрать пожертвования для осуществления своей новой мечты.

По пути Джордж проповедовал во всех встречавшихся ему насе­ленных пунктах. Узнав о том, что он собирается остановиться в том или ином городе, люди преодолевали сорок-пятьдесят миль, движи­мые горячим желанием слышать живое Божье Слово. Доводя себя почти до полного истощения, Уайтфилд ежедневно проповедовал де­сяткам тысяч человек, распространяя волны возрождения во все уголки колоний. Джордж был близок к тому, чтобы стать первым ду­ховным героем Америки - он объединил молодую нацию, которая в то время искала свое место в мире.

Затем Джордж вернулся в Англию, Шотландию и Уэльс. Он по-прежнему пользовался глубоким уважением со стороны богатой и вли­ятельной леди Хантингдон, которая стала одной из его наиболее горя­чих и преданных сторонниц. Она назначила Уайтфилда патроном сети построенных ею церквей, что существенно облегчило лежавшее на его плечах финансовое бремя. Интерес к его проповедям не уменьшался, но, к счастью, нападки пошли на спад. В 1750-х годах методисты, преж­де всего братья Уэсли и Уайтфилд, получили широкую общественную поддержку, и их послание было принято представителями практически всех существовавших в то время сословий. Изменилась также и форма выражения ими своей точки зрения. Джордж научился использовать более мягкий тон в своих письмах и выступлениях, с возрастом стано­вясь все более уравновешенным и рассудительным.

Тем не менее, его слова по-прежнему били точно в цель. Один моло­дой человек по имени Джон Торп вместе со своими друзьями впервые услышал проповедь Джорджа в мае 1750 года, после чего отправился прямиком в таверну. Там мужчины начали всячески высмеивать его ма­неру говорить, кривляясь друг перед другом. Когда настал черед Торпа, он схватил Библию, вскочил на стоявший неподалеку стол и восклик­нул: "Я вам всем нос утру!". Затем его взгляд упал на следующий стих в распахнутой книге: "Если не покаетесь, все так же погибнете" (Луки 13:3 и 5). Эти слова настолько потрясли его, что он тут же перестал сме­яться и начал совершенно искренне проповедовать о Христе. Два года спустя он сам стал странствующим проповедником.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.012 с.)