В отношениях с Богом молодого джонатана бросало то в одну, то в другую крайность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В отношениях с Богом молодого джонатана бросало то в одну, то в другую крайность.



 

Похоже, Джонатан забыл о своем изначальном стремлении к по­знанию Бога вплоть до последнего года обучения в Йеле, когда в шест­надцать лет он едва не отправился на тот свет, что подробно описано в его дневнике. Тяжело заболев плевритом, юноша пришел в ужас, осо­знав, что может умереть, так и не подготовившись основательно к встрече с вечностью. Это чувство было сравнимо с тем, как если бы его вдруг "резко встряхнули над бездной ада"6 - образ, который впоследст­вии появился в его наиболее известной проповеди. И хотя Джонатан писал, что во время этих испытаний совершенно по-новому посвятил себя Богу, поправившись, он "снова вернулся на оставленный было путь греха", продолжая "изо всех сил вести [духовную] борьбу".

Эта духовная борьба не прекращалась на протяжении всего периода формирования Джонатана как личности. Вы сами поймете, какие со­мнения в то время переполняли разум молодого человека, когда позна­комитесь с тем, чему учил его отец. Тимоти Эдвардс был глубоко убеж­ден в существовании трех особых шагов на пути к обращению: (1) изна­чальная убежденность, или осознание существования Бога; (2) ощуще­ние собственной ничтожности и оторванности от Бога и, наконец, (3) покаяние и окончательное спасение, если Бог дарует его (как считал лю­бой благочестивый кальвинист). Тимоти Эдвардс, видимо, глубоко ве­рил в то, что Бог действительно дарует одно-единственное спасение. Джонатан написал своей сестре письмо, в котором сообщал, что, после того как отец ознакомил с этими тремя шагами прихожан своей церк­ви, сотни из них ответили Святому Духу, коснувшемуся их сердец, по­иском более близких отношений с Богом. Тридцать человек даже дого­ворились о личной встрече с Тимоти, чтобы тот подтвердил достовер­ность их личного опыта (свидетельства лишь тринадцати из них тот признал искренними, позволив им присоединиться к своей церкви).

Джонатану Эдвардсу было нелегко принять этот процесс как доказа­тельство обращения к Богу того или иного человека. Его дедушка по материнской линии однажды сказал ему, что девять из десяти обратив­шиеся к Богу людей вряд ли сомневались в реальности пережитого. А поскольку духовные поиски Джонатана обличала неуверенность и нео­пределенность, возможно, он иногда даже сомневался в том, действи­тельно ли Бог даровал ему спасение. Но и в такие периоды он был по­лон неослабевающей решимости не только максимально полно по­знать библейского Бога, но также лично ощутить всю полноту близос­ти с Ним. Он не желал довольствоваться малым. Как некто однажды метко охарактеризовал его: "Ему требовалось либо все, либо ничего".

Наконец в 1721 году, когда Джонатан был с головой погружен в учебу, истина приведенного ниже отрывка открылась его рациональ­ному разуму: "Царю же веков нетленному, невидимому, единому пре­мудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь" (1-е Тимофею 1:17). Впоследствии он писал:

Мою душу наполнило, проникнув во все ее уголки, ощущение славы, свойственной лишь небесному, Божественному Сущест­ву; совершенно новое ощущение, не похожее на то, что мне до­водилось испытывать ранее... Я подумал о том, насколько же ве­ликолепным было это Существо и как счастлив я должен быть, наслаждаясь таким Богом, пребывая в Его объятиях, без остатка растворяясь в Нем.

С этого момента Джон твердо решил как можно более полно и все­сторонне познать Бога и Его Слово, веря, что "чем больше человек имеет рационального понимания Божественных вещей, тем больше он получит возможностей, когда Святой Дух коснется его сердца, увидеть великолепие этих вещей, наслаждаясь ими". Несмотря на окружавшую его в то время тьму, Джонатан горел желанием познать не только Божью силу и мудрость, но также наслаждаться Им. Кроме того, он твердо решил помогать и другим людям увидеть все это.

Бог даровал Джонатану способность глубоко постигать истину - наблюдая за видимыми вещами этого мира, он затем использовал их для объяснения истин невидимого Царства Божьего. Впервые эта жажда дала о себе знать уже в ранние годы жизни Эдвардса и не отпу­скала проповедника до конца его дней.

Великий толкователь

Несомненно, Джонатан Эдвардс был высокообразованным чело­веком, но большая часть его знаний о Боге был получена в результа­те собственных тщательных изысканий, включавших в себя наблюде­ние, конспектирование наблюдений и мыслей, кропотливое истол­кование записей и, наконец, ознакомление других людей с получен­ными результатами и выводами в письменном виде или устно.

Всю свою жизнь Джонатан упорно и дисциплинированно изучал Божьи истины. Каждое утро он вставал очень рано, о чем писал в сво­ем дневнике следующее: "Думаю, восстав из гроба в весьма ранний час, Христос на Собственном примере словно показал нам, что нужно про­сыпаться рано". В итоге он пришел к следующим выводам: "Не терять даром ни секунды, используя время с наибольшей пользой", а также "Жить максимально полно, пока бьется мое сердце". Для него жизнь представляла собой ярчайшее приключение, во время которого в по­исках Божьей славы и стремлении увидеть ее проявление в жизни дру­гих людей он не оставлял неперевернутым ни единого камня.

Джонатан внимательно изучал все, что встречалось ему на пути, но особое внимание уделял природе, Священному Писанию, научным трактатам известных ученых и жизни окружавших его людей. Во время своих прогулок по лесу, где он наблюдал за происходящим в при­роде и разговаривал с Богом, Джонатан искал ответы на многочис­ленные вопросы, не дававшие ему покоя. В молодости он восхищал­ся пауками, удивляясь их умению плести паутину. Радуга очаровала его настолько, что он даже попытался самостоятельно воссоздать ее, выпуская изо рта струи водных брызг и затем наблюдая за тем, как солнце создавало миниатюрные радуги, появлявшиеся в результате преломления лучей света в каждой капле воды.

Многие говорили, что, если бы Джонатан не увлекся религиозны­ми исследованиями, он наверняка стал бы ученым, подобно Бенджа­мину Франклину. Вместо этого Эдвардс прилежно штудировал Оло­во Божье, полный решимости не оставить без ответа ни единого во­проса. В его дневниковых записях находим следующее:

Казалось, что зачастую я видел так много света, источаемого каждым отдельно взятым предложением, и находил на страни­цах этой Книги столь много восхитительной пищи, что просто не мог остановиться и закрыть ее... размышляя долго над от­дельными предложениями и стремясь увидеть все скрытые в нем чудеса, ведь практически каждое предложение было до кра­ев наполнено ими.

В поисках истины Джонатан начал изучать труды, написанные таки­ми титанами мысли, как Исаак Ньютон и Джон Локк. За свою жизнь он собрал огромную на то время личную библиотеку, состоявшую из более чем трех сотен томов, в то время как большинство его современников было счастливо иметь у себя дома хотя бы одну Библию. Но Джонатан читал не просто ради удовольствия. Как писал Джон Пайпер:

Эдвардс не был пассивным читателем. Он читал для того, чтобы найти ответы на мучившие его вопросы. Большинство из нас имеет склонность к пассивному чтению. Читая, мы не задаем вопросов... Мы не пытаемся понять образ мысли автора, не раз­мышляем над значением тех или иных терминов. Столкнувшись же с какой-либо проблемой, мы привычно оставляем ее специ­алистам и лишь изредка принимаемся искать ее решение, как это в свое время делал Эдвардс.

Жизнь Джонатана - и позже жизнь каждого из его прихожан - тщательно исследовалась в поисках даже малейшего разрыва между совершенством, к которому он неустанно стремился, и результатами его личной оценки. Он серьезно относился ко всему, что отвлекало его от духовных вещей. Каждый раз, обнаруживая в своем поведении какое-либо несоответствие высшим стандартам, он записывал то, что ему необходимо было изменить в себе, а также пути осуществления этих перемен. Эдвардс тщательно определял свои ценности, совме­щая записанные на бумаге цели с планами и делая все для того, что­бы жить в соответствии с ними.

Составление подобного рода резолюций являлось распространен­ной среди пуритан практикой, которая, видимо, сильно вдохновляла Джонатана. К моменту завершения его персональный перечень уже состоял из семидесяти пунктов, включавших в себя обещание никог­да не поступать мстительно, сдержанно относиться к пище и питью и поступать так, как он поступал бы в последний час жизни. Одной из наиболее замечательных была резолюция № 11, в которой было ска­зано: "Когда я думаю о какой-либо из Божественных теорем, я обязу­юсь немедленно сделать все, что в моих силах, для ее разрешения, ес­ли только мне не препятствуют сложившиеся обстоятельства". Эта резолюция вполне могла бы стать девизом любой современной церк­ви или служения.

"Религиозный психолог"

Эдвардс не только наблюдал, но также описывал все, что видел. К примеру, столь сильно заинтересовавших его пауков он тщательно классифицировал и подробнейшим образом описывал - сохрани­лось детальное описание того, как паук плетет паутину. Уже, будучи пастором, он прославился тем, что, отправляясь на прогулку в лес, неизменно брал с собой перо, чернила и бумагу, которые клал в сум­ку вместе с булавками. Эти небольшие путешествия становились для Джонатана замечательной возможностью размышлять о Боге и непо­средственно общаться с Ним. Все приходившие в голову мысли он тут же записывал на небольших листочках бумаги, которые прикреп­лял булавкой, скажем, к своему плащу. Затем все эти маленькие за­писки с плаща, напоминавшего к моменту возвращения Джонатана домой шахматную доску, аккуратно снимала его жена и затем скла­дывала в необходимом порядке.

Однажды Джонатан разобрал на страницы одну из своих Библий - естественно, сделав это очень и очень аккуратно — и вшил между каждой парой страниц по листу чистой бумаги для заметок. Одна из написанных им резолюций, возможно, позволит нам понять причи­ны, побудившие его к этому:

 

28. Твердо решил... изучать Писание столь регулярно, часто и непрестанно, чтобы с каждым днем все более возрастать в по­знании оставленного нам Богом Слова.

 

Неустанно и глубоко исследуя Священное Писание, он заботил­ся о своем духовном росте в соответствии с увещеваниями апосто­ла Петра, который в своем Втором послании писал: "Но возрастай­те в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа..." (2-е Петра 3:18).

Джонатан не только находил недостатки в своем духовном хожде­нии и пути их разрешения, но также вел подробную запись всех своих духовных достижений. В конце каждого месяца он подводил итоги.

Став пастором, Джонатан позже фиксировал на бумаге свидетель­ства духовного опыта своих прихожан, что практиковал еще его отец. Благодаря его наблюдениям и заметкам, касающимся эмоциональ­ных и физических реакций людей во время Великого пробуждения - таким, как плач, внезапная слабость, смех и крики, — он сделался позже известным как "религиозный психолог".

Закончив наблюдения и описания, Джонатан, как писал о нем Се­рено Дуайт, "затем систематизировал их, разместив под наиболее подходящими заголовками и подготовив подобным образом к даль­нейшему использованию. Кроме того, проповедник неустанно раз­вивал свои мыслительные способности и умение отстаивать свою точку зрения, посвящая этому много времени и сил. Кропотливо со­вершенствуясь, он постепенно становился действительно развитым и думающим человеком".

Любитель шоколада

Джонатан был полон решимости уделять достаточно времени практическому применению своих наблюдений, и ради этого он го­тов был даже отказаться от обеда, если тот тем или иным образом мог нарушить течение его мыслей. Он всегда тщательно следил за тем, что ел, анализируя попутно, какие продукты лучше всего подходят для его умственной работы.

Некоторые современники замечали, что из-за своего слишком строгого отношения к еде Эдвардс все время оставался худым и регу­лярно болел. Но это не мешало ему уделять пристальное внимание своему рациону. Вот что он писал:

Будучи чрезвычайно умерен в вопросах питания и употребляя в пищу лишь то, что легко и быстро усваивается, я, без сомнения, буду мыслить ясно, что позволит мне, кроме всего прочего, выиг­рать время. 1. Это продлит мне жизнь. 2. После каждого приема пищи моему организму будет требоваться меньше времени для ее усвоения. 3. Я смогу заниматься больше без причинения вреда собственному здоровью. 4. Мне будет требоваться меньше време­ни для сна. 5. Меня реже будут беспокоить головные боли.

Тем не менее, один факт намекает на то, что в жизни Эдвардса, не­смотря на строжайшую дисциплину, находилось место для маленьких человеческих радостей. Он любил шоколад, который покупал в виде плиток. Эти плитки затем растапливались и подавались к завтраку в виде горячего напитка. Сохранилось письмо Джонатана, в котором тот просил бостонского курьера не забыть привезти ему шоколад. Невзи­рая на то, что Эдвардс так никогда полностью и не отказался от стро­гой духовной дисциплины, позже, рассматривая тот период глазами взрослого человека, он назвал их временем "слишком большого упова­ния на свои собственные силы, что впоследствии вышло мне боком".

Творение Божье, которое Джонатану так нравилось изучать, стано­вилось для него также источником все новых и новых - уже куда более важных - вопросов, в первую очередь таких, как причина, по которой Бог создал этот мир. Какое из желаний Бога мог удовлетворить этот акт сотворения? В своих записках Джонатан заключил, что сотворение не принесло Творцу никакой видимой выгоды. Он полностью самодоста­точен, и к этому нечего добавить. Но Бог пожелал создать существа, которые смогли бы оценить это совершенство - Его славу — и насла­диться им. Джонатан считал, что все созданное Богом было сотворено Им с одной-единственной целью - получить любовь и исполненную восхищения хвалу Его наделенного разумом творения.

Мир природы предоставлял Джонатану многочисленные и разно­образные возможности для успешного усвоения духовных уроков. К примеру, однажды, увидев мучившего мышь кота, он тут же сказал, что это напоминает ему обращение дьявола с грешниками. С детства Эдвардс сильно боялся грозы, но после обращения к Богу посмотрел на это природное явление иначе:

Прежде я почему-то весьма сильно боялся раскатов грома... но сейчас, наоборот, они вдохновляют меня. Стоит только со­браться грозовым тучам, как я тут же начинаю ощущать при­сутствие Божье и без промедления использую эту возмож­ность... глядя на то, как играют молнии, и слыша величествен­ный голос Божьего грома.

Джонатан тщательно изучил труды Исаака Ньютона и был пора­жен его открытиями, из коих следовало, что Вселенная функциони­рует согласно определенным стабильным законам, некоторые из ко­торых можно даже выразить математическим языком. Истолковав эти открытия по-своему, он пришел к выводу, что Бог является Авто­ром порядка.

 

Деятель культуры?

К счастью для нас, Джонатан Эдвардс не забывал также делать выво­ды из своих толкований и публиковать их. Неудивительно, что при этом он руководствовался целым сводом правил, увещевая себя "де­монстрировать умеренность стиля и пытаться привлечь читателей, вме­сто того чтобы подавлять оппозицию". Он также много писал об ис­кусстве и всевозможных науках, утверждая, что их истоки находятся в Боге. Свои мысли по этому поводу он опубликовал отдельной книгой, получившей название "Природа истинной добродетели" (The Nature of Virtue). Джонатан не находил противоречий между религией и на­укой, считая, что правильное, соответствующее действительности ис­следование несомненно покажет их взаимодополняющую природу.

Создается впечатление, что проницательные наблюдения, поража­ющие своим разнообразием мысли и многочисленные труды Джона­тана Эдвардса оказали заметное влияние и на его личную переписку. Молодая прихожанка церкви Джонатана по имени Дебора однажды — спросила, как ей следует вести себя по-христиански, на что получила четырнадцатистраничное письмо, полное детальных рекомендаций. Мягко и кротко он уверял женщину в том, что, даже если она неволь­но согрешила, кровь Христа может смыть все грехи без остатка. Он также предупредил прихожанку, чтобы та опасалась гордыни, и пред­ложил ей стать служительницей среди молодых женщин. Это письмо позже было опубликовано под названием "Совет новообращенным" (Advice to Young Converts).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.016 с.)