Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В отношениях с Богом молодого джонатана бросало то в одну, то в другую крайность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Похоже, Джонатан забыл о своем изначальном стремлении к познанию Бога вплоть до последнего года обучения в Йеле, когда в шестнадцать лет он едва не отправился на тот свет, что подробно описано в его дневнике. Тяжело заболев плевритом, юноша пришел в ужас, осознав, что может умереть, так и не подготовившись основательно к встрече с вечностью. Это чувство было сравнимо с тем, как если бы его вдруг "резко встряхнули над бездной ада"6 - образ, который впоследствии появился в его наиболее известной проповеди. И хотя Джонатан писал, что во время этих испытаний совершенно по-новому посвятил себя Богу, поправившись, он "снова вернулся на оставленный было путь греха", продолжая "изо всех сил вести [духовную] борьбу". Эта духовная борьба не прекращалась на протяжении всего периода формирования Джонатана как личности. Вы сами поймете, какие сомнения в то время переполняли разум молодого человека, когда познакомитесь с тем, чему учил его отец. Тимоти Эдвардс был глубоко убежден в существовании трех особых шагов на пути к обращению: (1) изначальная убежденность, или осознание существования Бога; (2) ощущение собственной ничтожности и оторванности от Бога и, наконец, (3) покаяние и окончательное спасение, если Бог дарует его (как считал любой благочестивый кальвинист). Тимоти Эдвардс, видимо, глубоко верил в то, что Бог действительно дарует одно-единственное спасение. Джонатан написал своей сестре письмо, в котором сообщал, что, после того как отец ознакомил с этими тремя шагами прихожан своей церкви, сотни из них ответили Святому Духу, коснувшемуся их сердец, поиском более близких отношений с Богом. Тридцать человек даже договорились о личной встрече с Тимоти, чтобы тот подтвердил достоверность их личного опыта (свидетельства лишь тринадцати из них тот признал искренними, позволив им присоединиться к своей церкви). Джонатану Эдвардсу было нелегко принять этот процесс как доказательство обращения к Богу того или иного человека. Его дедушка по материнской линии однажды сказал ему, что девять из десяти обратившиеся к Богу людей вряд ли сомневались в реальности пережитого. А поскольку духовные поиски Джонатана обличала неуверенность и неопределенность, возможно, он иногда даже сомневался в том, действительно ли Бог даровал ему спасение. Но и в такие периоды он был полон неослабевающей решимости не только максимально полно познать библейского Бога, но также лично ощутить всю полноту близости с Ним. Он не желал довольствоваться малым. Как некто однажды метко охарактеризовал его: "Ему требовалось либо все, либо ничего". Наконец в 1721 году, когда Джонатан был с головой погружен в учебу, истина приведенного ниже отрывка открылась его рациональному разуму: "Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь" (1-е Тимофею 1:17). Впоследствии он писал: Мою душу наполнило, проникнув во все ее уголки, ощущение славы, свойственной лишь небесному, Божественному Существу; совершенно новое ощущение, не похожее на то, что мне доводилось испытывать ранее... Я подумал о том, насколько же великолепным было это Существо и как счастлив я должен быть, наслаждаясь таким Богом, пребывая в Его объятиях, без остатка растворяясь в Нем. С этого момента Джон твердо решил как можно более полно и всесторонне познать Бога и Его Слово, веря, что "чем больше человек имеет рационального понимания Божественных вещей, тем больше он получит возможностей, когда Святой Дух коснется его сердца, увидеть великолепие этих вещей, наслаждаясь ими". Несмотря на окружавшую его в то время тьму, Джонатан горел желанием познать не только Божью силу и мудрость, но также наслаждаться Им. Кроме того, он твердо решил помогать и другим людям увидеть все это. Бог даровал Джонатану способность глубоко постигать истину - наблюдая за видимыми вещами этого мира, он затем использовал их для объяснения истин невидимого Царства Божьего. Впервые эта жажда дала о себе знать уже в ранние годы жизни Эдвардса и не отпускала проповедника до конца его дней. Великий толкователь Несомненно, Джонатан Эдвардс был высокообразованным человеком, но большая часть его знаний о Боге был получена в результате собственных тщательных изысканий, включавших в себя наблюдение, конспектирование наблюдений и мыслей, кропотливое истолкование записей и, наконец, ознакомление других людей с полученными результатами и выводами в письменном виде или устно. Всю свою жизнь Джонатан упорно и дисциплинированно изучал Божьи истины. Каждое утро он вставал очень рано, о чем писал в своем дневнике следующее: "Думаю, восстав из гроба в весьма ранний час, Христос на Собственном примере словно показал нам, что нужно просыпаться рано". В итоге он пришел к следующим выводам: "Не терять даром ни секунды, используя время с наибольшей пользой", а также "Жить максимально полно, пока бьется мое сердце". Для него жизнь представляла собой ярчайшее приключение, во время которого в поисках Божьей славы и стремлении увидеть ее проявление в жизни других людей он не оставлял неперевернутым ни единого камня. Джонатан внимательно изучал все, что встречалось ему на пути, но особое внимание уделял природе, Священному Писанию, научным трактатам известных ученых и жизни окружавших его людей. Во время своих прогулок по лесу, где он наблюдал за происходящим в природе и разговаривал с Богом, Джонатан искал ответы на многочисленные вопросы, не дававшие ему покоя. В молодости он восхищался пауками, удивляясь их умению плести паутину. Радуга очаровала его настолько, что он даже попытался самостоятельно воссоздать ее, выпуская изо рта струи водных брызг и затем наблюдая за тем, как солнце создавало миниатюрные радуги, появлявшиеся в результате преломления лучей света в каждой капле воды. Многие говорили, что, если бы Джонатан не увлекся религиозными исследованиями, он наверняка стал бы ученым, подобно Бенджамину Франклину. Вместо этого Эдвардс прилежно штудировал Олово Божье, полный решимости не оставить без ответа ни единого вопроса. В его дневниковых записях находим следующее: Казалось, что зачастую я видел так много света, источаемого каждым отдельно взятым предложением, и находил на страницах этой Книги столь много восхитительной пищи, что просто не мог остановиться и закрыть ее... размышляя долго над отдельными предложениями и стремясь увидеть все скрытые в нем чудеса, ведь практически каждое предложение было до краев наполнено ими. В поисках истины Джонатан начал изучать труды, написанные такими титанами мысли, как Исаак Ньютон и Джон Локк. За свою жизнь он собрал огромную на то время личную библиотеку, состоявшую из более чем трех сотен томов, в то время как большинство его современников было счастливо иметь у себя дома хотя бы одну Библию. Но Джонатан читал не просто ради удовольствия. Как писал Джон Пайпер: Эдвардс не был пассивным читателем. Он читал для того, чтобы найти ответы на мучившие его вопросы. Большинство из нас имеет склонность к пассивному чтению. Читая, мы не задаем вопросов... Мы не пытаемся понять образ мысли автора, не размышляем над значением тех или иных терминов. Столкнувшись же с какой-либо проблемой, мы привычно оставляем ее специалистам и лишь изредка принимаемся искать ее решение, как это в свое время делал Эдвардс. Жизнь Джонатана - и позже жизнь каждого из его прихожан - тщательно исследовалась в поисках даже малейшего разрыва между совершенством, к которому он неустанно стремился, и результатами его личной оценки. Он серьезно относился ко всему, что отвлекало его от духовных вещей. Каждый раз, обнаруживая в своем поведении какое-либо несоответствие высшим стандартам, он записывал то, что ему необходимо было изменить в себе, а также пути осуществления этих перемен. Эдвардс тщательно определял свои ценности, совмещая записанные на бумаге цели с планами и делая все для того, чтобы жить в соответствии с ними. Составление подобного рода резолюций являлось распространенной среди пуритан практикой, которая, видимо, сильно вдохновляла Джонатана. К моменту завершения его персональный перечень уже состоял из семидесяти пунктов, включавших в себя обещание никогда не поступать мстительно, сдержанно относиться к пище и питью и поступать так, как он поступал бы в последний час жизни. Одной из наиболее замечательных была резолюция № 11, в которой было сказано: "Когда я думаю о какой-либо из Божественных теорем, я обязуюсь немедленно сделать все, что в моих силах, для ее разрешения, если только мне не препятствуют сложившиеся обстоятельства". Эта резолюция вполне могла бы стать девизом любой современной церкви или служения. "Религиозный психолог" Эдвардс не только наблюдал, но также описывал все, что видел. К примеру, столь сильно заинтересовавших его пауков он тщательно классифицировал и подробнейшим образом описывал - сохранилось детальное описание того, как паук плетет паутину. Уже, будучи пастором, он прославился тем, что, отправляясь на прогулку в лес, неизменно брал с собой перо, чернила и бумагу, которые клал в сумку вместе с булавками. Эти небольшие путешествия становились для Джонатана замечательной возможностью размышлять о Боге и непосредственно общаться с Ним. Все приходившие в голову мысли он тут же записывал на небольших листочках бумаги, которые прикреплял булавкой, скажем, к своему плащу. Затем все эти маленькие записки с плаща, напоминавшего к моменту возвращения Джонатана домой шахматную доску, аккуратно снимала его жена и затем складывала в необходимом порядке. Однажды Джонатан разобрал на страницы одну из своих Библий - естественно, сделав это очень и очень аккуратно — и вшил между каждой парой страниц по листу чистой бумаги для заметок. Одна из написанных им резолюций, возможно, позволит нам понять причины, побудившие его к этому:
28. Твердо решил... изучать Писание столь регулярно, часто и непрестанно, чтобы с каждым днем все более возрастать в познании оставленного нам Богом Слова.
Неустанно и глубоко исследуя Священное Писание, он заботился о своем духовном росте в соответствии с увещеваниями апостола Петра, который в своем Втором послании писал: "Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа..." (2-е Петра 3:18). Джонатан не только находил недостатки в своем духовном хождении и пути их разрешения, но также вел подробную запись всех своих духовных достижений. В конце каждого месяца он подводил итоги. Став пастором, Джонатан позже фиксировал на бумаге свидетельства духовного опыта своих прихожан, что практиковал еще его отец. Благодаря его наблюдениям и заметкам, касающимся эмоциональных и физических реакций людей во время Великого пробуждения - таким, как плач, внезапная слабость, смех и крики, — он сделался позже известным как "религиозный психолог". Закончив наблюдения и описания, Джонатан, как писал о нем Серено Дуайт, "затем систематизировал их, разместив под наиболее подходящими заголовками и подготовив подобным образом к дальнейшему использованию. Кроме того, проповедник неустанно развивал свои мыслительные способности и умение отстаивать свою точку зрения, посвящая этому много времени и сил. Кропотливо совершенствуясь, он постепенно становился действительно развитым и думающим человеком". Любитель шоколада Джонатан был полон решимости уделять достаточно времени практическому применению своих наблюдений, и ради этого он готов был даже отказаться от обеда, если тот тем или иным образом мог нарушить течение его мыслей. Он всегда тщательно следил за тем, что ел, анализируя попутно, какие продукты лучше всего подходят для его умственной работы. Некоторые современники замечали, что из-за своего слишком строгого отношения к еде Эдвардс все время оставался худым и регулярно болел. Но это не мешало ему уделять пристальное внимание своему рациону. Вот что он писал: Будучи чрезвычайно умерен в вопросах питания и употребляя в пищу лишь то, что легко и быстро усваивается, я, без сомнения, буду мыслить ясно, что позволит мне, кроме всего прочего, выиграть время. 1. Это продлит мне жизнь. 2. После каждого приема пищи моему организму будет требоваться меньше времени для ее усвоения. 3. Я смогу заниматься больше без причинения вреда собственному здоровью. 4. Мне будет требоваться меньше времени для сна. 5. Меня реже будут беспокоить головные боли. Тем не менее, один факт намекает на то, что в жизни Эдвардса, несмотря на строжайшую дисциплину, находилось место для маленьких человеческих радостей. Он любил шоколад, который покупал в виде плиток. Эти плитки затем растапливались и подавались к завтраку в виде горячего напитка. Сохранилось письмо Джонатана, в котором тот просил бостонского курьера не забыть привезти ему шоколад. Невзирая на то, что Эдвардс так никогда полностью и не отказался от строгой духовной дисциплины, позже, рассматривая тот период глазами взрослого человека, он назвал их временем "слишком большого упования на свои собственные силы, что впоследствии вышло мне боком". Творение Божье, которое Джонатану так нравилось изучать, становилось для него также источником все новых и новых - уже куда более важных - вопросов, в первую очередь таких, как причина, по которой Бог создал этот мир. Какое из желаний Бога мог удовлетворить этот акт сотворения? В своих записках Джонатан заключил, что сотворение не принесло Творцу никакой видимой выгоды. Он полностью самодостаточен, и к этому нечего добавить. Но Бог пожелал создать существа, которые смогли бы оценить это совершенство - Его славу — и насладиться им. Джонатан считал, что все созданное Богом было сотворено Им с одной-единственной целью - получить любовь и исполненную восхищения хвалу Его наделенного разумом творения. Мир природы предоставлял Джонатану многочисленные и разнообразные возможности для успешного усвоения духовных уроков. К примеру, однажды, увидев мучившего мышь кота, он тут же сказал, что это напоминает ему обращение дьявола с грешниками. С детства Эдвардс сильно боялся грозы, но после обращения к Богу посмотрел на это природное явление иначе: Прежде я почему-то весьма сильно боялся раскатов грома... но сейчас, наоборот, они вдохновляют меня. Стоит только собраться грозовым тучам, как я тут же начинаю ощущать присутствие Божье и без промедления использую эту возможность... глядя на то, как играют молнии, и слыша величественный голос Божьего грома. Джонатан тщательно изучил труды Исаака Ньютона и был поражен его открытиями, из коих следовало, что Вселенная функционирует согласно определенным стабильным законам, некоторые из которых можно даже выразить математическим языком. Истолковав эти открытия по-своему, он пришел к выводу, что Бог является Автором порядка.
Деятель культуры? К счастью для нас, Джонатан Эдвардс не забывал также делать выводы из своих толкований и публиковать их. Неудивительно, что при этом он руководствовался целым сводом правил, увещевая себя "демонстрировать умеренность стиля и пытаться привлечь читателей, вместо того чтобы подавлять оппозицию". Он также много писал об искусстве и всевозможных науках, утверждая, что их истоки находятся в Боге. Свои мысли по этому поводу он опубликовал отдельной книгой, получившей название "Природа истинной добродетели" (The Nature of Virtue). Джонатан не находил противоречий между религией и наукой, считая, что правильное, соответствующее действительности исследование несомненно покажет их взаимодополняющую природу. Создается впечатление, что проницательные наблюдения, поражающие своим разнообразием мысли и многочисленные труды Джонатана Эдвардса оказали заметное влияние и на его личную переписку. Молодая прихожанка церкви Джонатана по имени Дебора однажды — спросила, как ей следует вести себя по-христиански, на что получила четырнадцатистраничное письмо, полное детальных рекомендаций. Мягко и кротко он уверял женщину в том, что, даже если она невольно согрешила, кровь Христа может смыть все грехи без остатка. Он также предупредил прихожанку, чтобы та опасалась гордыни, и предложил ей стать служительницей среди молодых женщин. Это письмо позже было опубликовано под названием "Совет новообращенным" (Advice to Young Converts).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.97 (0.015 с.) |