Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джонатан любил музыку и был глубоко убежден в том, что через нее люди должны выражать свой эмоциональный подъем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возрождение вышло на новый виток, когда молодая женщина, известная "прожигательница жизни", пришла к Эдвардсу и поведала ему историю своего обращения. Тщательно ее расспросив, пастор быстро удостоверился в том, что она говорила правду. Перемены в жизни этой женщины были столь невероятными, что Джонатан всерьез обеспокоился тем, что люди, услышав о них, могли бы засомневаться в достоверности произошедшего, приняв это за розыгрыш. Тем не менее он рискнул как можно шире распространить это свидетельство, в результате чего количество обратившихся к Богу людей существенно выросло. В течение нескольких дней к пастору обратилось еще несколько человек с похожими свидетельствами своего обращения к Богу. К апрелю 1735 года духовная атмосфера в городе изменилась до неузнаваемости. Сам Эдвардс описывал ее следующим образом: Глубокий и искренний интерес к духовным делам и миру вечности охватил людей всех возрастов во всех частях города... Вскоре они не могли уже говорить ни о чем ином, кроме духовного и вечного... Мысли людей чудесным образом освободились от повседневных забот; окружающий мир стал для нас малозначимым... И потому искушение для нас заключалось теперь в том, чтобы полностью забыть о мирских заботах и все свое время посвящать духовным упражнениям. Без всякого принуждения соседи начали собирать деньги для хозяина сгоревшего дотла магазина. Злословие и сплетни полностью прекратились. Питейные заведения опустели. Даже церковные службы преобразились: Наши собрания в тот период были удивительно прекрасны. Во время богослужений вся церковь дышала новой жизнью, каждый прихожанин искренне поклонялся Господу, каждый слушатель жадно ловил слова служителя, стоило им лишь слететь с его уст. Время от времени все собрание заливалось слезами, слыша проповедуемое Слово; одни плакали о себе, ощущая сильные душевные страдания, тогда как другие испытывали жалость и беспокойство о душах своих ближних. Еще одной примечательной стороной возрождения стало практически полное исчезновение в городе всевозможных недугов и заболеваний. Некоторое время спустя, описывая в своей книге "Повествование веры" (Faithful Narrative) эти события, Джонатан отмечал, что хотя сам не считал исчезновение болезней необходимым свидетельством начала возрождения, но он ощущал внутреннюю необходимость признать это. Критики Эдвардса называли все написанное им "фанатизмом", в особенности же его духовные переживания, а также рассказы о необычных обращениях к Богу. Некоторые источники сообщают, что в результате начавшегося возрождения к церкви присоединилось более пяти сотен человек, половину из которых составляли мужчины. Слово начало распространяться по всей округе, и люди из других городов приходили на место событий, чтобы все увидеть собственными глазами. Дом Эдвардсов постоянно был полон гостей. Волна возрождения продолжала распространяться по всей долине реки Коннектикут, достигнув Нью-Хейвена, прибрежных поселений и выйдя даже за пределы Новой Англии. В Бостоне, который не был, затронут пробуждением, служитель по имени Бенджамин Колман попросил Эдвардса описать ему в письме происходившие в Нортхэмптоне события. Незаурядные способности Джонатана в описании деталей и их пояснении помогли ему великолепно справиться с этой работой. Его письмо было затем переправлено друзьям Колмана в Англию. Упомянутый выше отчет превратился в подробнейшую инструкцию по проведению возрождения - от подготовки до непосредственного начала: техническая поддержка, координация, возможные опасности и степень влияния. Это руководство позже было опубликовано под названием "Верное описание удивительных дел Божьих" (А Faithful Narrative of the Surprising Work of God). Несмотря на земное авторство этой книги, Джонатан прекрасно понимал, что за всем этим стоял Всемогущий Бог, благодаря Которому и появился на свет сей труд. Эта публикация сделала Эдвардса известным во всей Новой Англии, а также в Шотландии и Англии, где с ней, в конце концов, познакомились Джордж Уртфилд и Джон Уэсли. Радость возрождения, однако, оказалась непродолжительной. В 1735 году Эдвардс писал о том, что "сатана будто сорвался с цепи и бушевал ужасающим образом". Будучи разрушителем, враг использовал свое влияние для того, чтобы возбуждать страх и вызывать раздоры. Одни люди день и ночь были мучимы страхом; другие же так сильно боялись гнева Божьего, что жаловались на постоянную бессонницу. Поступали даже сообщения о пугающих своей неожиданностью вторжениях ворон, собиравшихся стаями на крышах домов и наполнявших воздух своим громким карканьем. В долине началась свирепая эпидемия, только в одном отдельно взятом городе погубившая девяносто девять человек, в том числе восемьдесят одного ребенка. В другом городе два человека сошли с ума. Описанные выше события коснулись также родства Эдвардса. Джозеф Хоули, муж тети Джонатана, Ребекки, был весьма уважаемым в городе человеком. И потому понятен шок, который охватил знавших его людей, когда Джозеф перерезал себе горло. Когда это произошло, Джонатан уже написал знаменитое письмо Колману, но еще не отправил его. Понимая, что умалчивание подобного рода сведений было бы неправильным и вводящим в заблуждение, он вскрыл конверт и описал случившееся, добавив при этом, что его дядя был психически неуравновешенным человеком. Эдвардс неустанно напоминал людям о том, что у них есть могущественный враг, который не только реален, но и горит желанием уничтожить каждого из них. В конце концов, его здоровье заметно ухудшилось, и он на некоторое время отошел отдел. Движение Духа в Нортхэмптоне и долине реки Коннектикут, начавшееся в 1734 году, подошло к концу в 1735 году.
Начало Великого пробуждения К марту 1737 года прихожане возглавляемой Эдвардсом церкви снова духовно охладели. Он описывал этих людей, как "возжаждавших земных благ"44, отмечая возвращение духа разнузданного веселья. Огорченный происходящим, Джонатан вновь начал молиться о возрождении. Дом собраний начал постепенно разрушаться, к тому же суровая зима серьезно ослабила опоры здания. В тот момент, когда Джонатан начал произносить проповедь в переполненном зале, крепления балкона треснули, и тот с грохотом рухнул вниз, туда, где сидели преимущественно женщины и дети. Отовсюду послышались крики и плач; прихожане были уверены в том, что под обломками находятся мертвые тела многочисленных жертв. Но когда завалы были разобраны, оказалось, что никто не погиб; хотя многие верующие пострадали, все они были живы. Обошлось даже без единого перелома. Джонатан надеялся, что этот "знак Божий" снова обратит сердца людей к духовным вещам. Он назвал полученное предупреждение "возможно, одним из наиболее удивительных случаев Божественной защиты в истории страны". К сожалению, на прихожан это событие не произвело особого впечатления. В своем письме к преподобному Колману Эдвардс выразил свое разочарование тем, что, несмотря на благодарность людей милосердному Богу, "влияние произошедшего и близко не было таким, какое в десять раз менее значимые вещи оказывали два-три года назад". В то время как люди во всем мире, переполняемые радостью, читали о благословениях, излитых Господом в Нортхэмптоне, Джонатан переживал о том, что этот город, "поставленный на скале", пришел в духовный упадок. В конце зимы 1737 года Эдвардс начал три цикла проповедей, которые, как он надеялся, должны были снова обратить сердца людей к Богу. И хотя внешне мало что происходило, он продолжал надеяться, что перемены не за горами. Джонатан много молился, проводя перед некоторыми проповедями в молитве до восемнадцати часов. Наконец, ободрение пришло из-за океана, от Англиканской церкви. К 1739 году Джордж Уайтфилд уже проповедовал многотысячным толпам на улицах и полях Англии, собираясь распространить свое служение и на колонии. Джонатан написал ему в феврале 1740 года и убедил его приехать в Нортхэмптон, предупредив при этом, что местные жители могли оказаться более жестокосердными, чем те, кому он проповедовал ранее. Интенсивная рекламная кампания помогла привлечь на служения Уайтфилда тысячи людей, и, когда 17 октября 1740 года он направился в Нортхэмптон, к нему было приковано внимание всего города. Уайтфилд был талантливым оратором, и люди эмоционально реагировали на его выступления. Сара Эдвардс следующим образом описывала услышанное ею захватывающее послание проповедника: Удивительно видеть то, как он очаровывает аудиторию... Я своими глазами видела, как более тысячи человек в абсолютной тишине, нарушаемой лишь редкими, едва слышимыми всхлипываниями, затаив дыхание, внимали его словам. Когда Уайтфилд напомнил прихожанам Джонатана об их близости к Христу во время последнего пробуждения, многие начали плакать, включая самого Эдвардса, который видел исполнение своих пятилетних молитв о пробуждении. Он даже писал, что на тех служениях некоторые из его собственных детей пришли к Христу. Когда время пребывания Уайтфилда в Нортхэмптоне подошло к концу, Джонатан в течение двух дней сопровождал его, видя духовный голод тех тысяч людей, которые приходили, чтобы услышать его. Влияние, которое Джордж оказывал на толпу, было беспрецедентным. Нередко люди просто падали на землю под воздействием силы Святого Духа - Джонатан называл это "внезапной слабостью". Были случаи, когда люди лежали в некоем подобии транса, оставаясь без движения, возможно, сутки, и ничего все это время не чувствуя. Но в то же самое время их воображение наполнялось яркими картинами, словно они отправились прямиком на небеса, где видели славные и радостные вещи. Возрождение продолжалось, и Джонатан с Уайтфилдом постоянно переписывались друг с другом. Эдвардс сообщал о результатах пробуждения в своем регионе, которые заметно превосходили результаты предыдущего пробуждения в Нортхэмптоне 1734 года, прекрасно понимая, что сам он принимал в этом лишь малое участие, если не считать молитвы. Джонатан не тратил времени понапрасну, развивая первоначальный успех возрождения. Он подчеркивал, что "религия, происходящая лишь из суеверных впечатлений, склонна к неизбежному угасанию... когда проходит испытание... трудностями". И именно от пасторов зависело преодоление этих трудностей, а также взращивание новообращенных христиан до достижения теми истинной зрелости во Христе. Эдвардс намеревался во что бы то ни стало воспрепятствовать духовному упадку своей паствы, как это было ранее, и потому разослал некоторым молодым окружным пасторам письма с просьбой приехать к нему. К тому моменту, когда Джонатан сел за написание этих писем, местная молодежь начала организовывать свои собственные собрания, во время которых молодые люди делились друг с другом собственным духовным опытом. Эдвардс встретился со всеми подростками в возрасте до шестнадцати лет и обсудил с ними их духовное состояние. Они плакали, молились, пели и рассказывали друг другу о своих переживаниях. Позже Джонатан организовал похожие встречи с молодыми людьми в возрасте от шестнадцати до двадцати шести лет; и снова общение произвело на них неизгладимое впечатление. Некоторые собрания длились всю ночь, потому что молодежь была переполнена новыми чувствами.
"Грешники в руках разгневанного Бога" В среду, 8 июля 1741 года, Джонатан вместе с другими проповедниками отправился в Энфилд (город на границе Массачусетса и Коннектикута), чтобы служить многочисленным местным жителям, желавшим обрести спасение. В той местности уже началось возрождение; в расположенном неподалеку поселении Саффилд за неделю до этого обратились к Господу девяносто пять человек, хотя сам Энфилд это движение не затронуло. Возглавлял делегацию Джозеф Мичем, пастор из Ковентри, Коннектикут. Несколько служителей, включая Мичема, проповедовали во время практически непрерывных богослужений между Энфилдом и Саффилдом. Тем утром, в среду, было решено позволить проповедовать Эдвардсу, дав другим служителям возможность отдохнуть. Джонатан, покопавшись в своем багаже, нашел проповедь, с которой незадолго до этого выступил в своей церкви. Большинство его прихожан остались нетронутыми этим словом, и лишь некоторые сказали ему: "Хорошее слово, пастор", не добавив больше ни слова. Отрывок, по которому проповедовал Эдвардс, был взят из Второзакония 32:35: "У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их...". Когда в то утро Эдвардс переступил порог церкви, прихожане, казалось, были более готовы к показу мод, чем к возрождению. Один из служителей позже так описал эту сцену: "Когда мы вошли в дом собраний, собравшиеся выглядели невнимательными и самодовольными. Они держались буквально на грани приличия". Читая проповеди, Джонатан надевал очки с толстыми стеклами и намеренно обращался к публике монотонным голосом из страха наполнить свою проповедь плотскими эмоциями, в чем многие современники обвиняли Джорджа Уайтфилда. Люди свидетельствовали о том, что стиль его проповеди в те дни был "легким для восприятия, естественным и очень торжественным. Он не обладал сильным, громким голосом, но при этом держался с удивительным достоинством и серьезностью, говоря с невероятной ясностью, четкостью и точностью... Он практически не двигал ни головой, ни руками". Ниже приведен краткий отрывок из произнесенной им в тот день проповеди: Ваша развращенность делает вас тяжелыми, как свинец, увлекая со страшной силой вниз, к адскому пламени... И теперь черные тучи Божьего гнева сгустились над вашими головами, и они сулят вам чудовищную бурю с громом и молнией... Бог, сохраняющий вас от падения в преисподнюю, держащий вас над этой страшной бездной, подобно тому, как человек держит паука или какое-либо другое омерзительное насекомое над огнем, ненавидит вас и чрезвычайно раздражен; Его гнев по отношению к вам горит, словно яркое пламя; Он смотрит на вас, как на тех, кто не достоин иной участи, кроме как быть брошенным в этот огонь. Он слишком свят и чист для того, чтобы выносить даже ваш вид перед Собой; вы в десять тысяч раз более омерзительны в Его глазах, чем самый ненавистный ядовитый змей — в наших. Вы оскорбили Его неизмеримо сильнее, чем упрямый мятежник оскорбил своего князя; и, тем не менее, именно Его рука каждый момент удерживает вас от падения в огонь: именно поэтому прошлой ночью вы не отправились прямиком в ад... именно потому, что рука Божья удержала вас от этого ужасного падения: нет никакой иной причины, которая могла бы объяснить то, почему вы не отправились в ад, но сидите здесь, в доме Господнем, раздражая Его чистые очи своим грешным, развязным поведением во время Его торжественного богослужения: да, действительно, нет ни одной мало-мальски убедительной причины, которая объясняла бы, почему в это самое мгновение вы не катитесь в ад. О грешник! Задумайся над той леденящей душу опасностью, которой ты подвергаешь себя... Сейчас у тебя появилась замечательная возможность, день, когда Христос широко распахнул двери Своего милосердия и Сам стоит в дверном проеме, призывая к Себе и во весь голос оплакивая несчастных грешников... многие из тех, кто еще совсем недавно пребывал в таком же жалком состоянии, как сейчас каждый из вас, сейчас счастливы, а их сердца переполнены любовью к Тому, Кто возлюбил их и Своей Собственной кровью омыл их грехи, и они пребывают в надежде, радуясь созерцанию славы Господней. Как ужасно остаться в стороне в такой день! Еще до того как Джонатан успел завершить свое послание, слушавших его людей охватило такое сильное волнение, что они со слезами на глазах начали взывать к Богу. Как отмечал один из служителей: "Плач и стоны сотрясали стены дома собраний: "Что мне делать для того, чтобы спастись?", "О, я иду прямиком в ад", "О, что же мне сделать для Христа?". Все это выглядело так, словно люди действительно поверили в то, что пол вот-вот разверзнется, и они провалятся в самую бездну. Другой служитель писал: "Услышанное произвело на собравшихся сильнейшее впечатление; они склонились к земле, в ужасе осознав свои грехи и ту опасность, которой подвергались, воздухе витало такое ощущение страданий, отовсюду слышался такой плач, что проповедник был вынужден попросить людей соблюдать тишину, чтобы его слова могли быть услышаны"56. Несмотря на все его просьбы, тишина так и не воцарилась. Джонатану не суждено было закончить свою проповедь. Эдвардс писал знакомому служителю: Август и сентябрь [1741 года] стали для меня наиболее запоминающимися, ибо количество обращений грешников в это время было огромным, а кроме того, были еще и великие евангелизации, пробуждения и утешение, которое находили многие верующие, и все это имело поистине поразительные, неведомые ранее результаты. Практически ежедневно доводилось мне видеть и слышать великое множество неистовых криков, обмороков, конвульсий и прочих подобных вещей; которые совершались как из-за страданий, так и в восхищении или неописуемой радости. Здесь не принято посвящать собраниям целую ночь, как в некоторых других местах, так же как не принято засиживаться до позднего вечера; однако достаточно часто случалось так, что некоторые люди были столь сильно потрясены, а их тела так ослаблены, что они просто не могли пойти домой и потому были вынуждены целую ночь оставаться в том доме, где были изначально.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.009 с.) |