Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великая нравственная революция XX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Моралисты, чье представление об истории складывается не из фактов реальной жизни, а из общих историософских схем или религии, часто склонны преувеличивать достоинства прошлых эпох и грехи нашего времени. Желание непременно обличить современников в меркантилизме, бездуховности и потребительстве, якобы вызванных ослаблением веры в религиозные идеалы, оказывается сильнее беспристрастного анализа сдвигов, происшедших в массовом сознании в последнем столетии. А эти сдвиги свидетельствуют о том, что человечество в целом буквально на наших глазах становится нравственнее и цивилизованнее, добрее и сострадательнее. Но можно спросить: а разве не наш век опозорил себя архипелагом ГУЛАГ и Освенцимом, Хиросимой и холокостом, «культурной» революцией в Китае и геноцидом Пол Пота? Не наш ли век выявил ужасающую степень моральной деградации, низость и порочность духовно нищего человека, лишенного высоких нравственных идеалов? Что и говорить, ужасов и кровопролитий, подлости и обманов, которыми «славно» последнее столетие, с избытком хватило бы на все предыдущие века мировой истории. Но только ли ими заполнился XX век? Вспомним: со времен Александра Македонского и Цезаря до эпохи Наполеона война – это величайшее преступление перед человечностью, считалась делом, достойным героев. Мясники, лишавшие жизни сотни тысяч людей ради утоления своего непомерного и ненасытного честолюбия, представали в общественном мнении в ореоле воинской доблести и славы. Колониальные войны, которые велись Испанией и Португалией, Англией и Францией, Германией и Россией с XVI по XIX века, также ни у кого не вызывали и тени сомнения в нравственной подоплеке этого освященного тысячелетиями узаконенного разбоя. Никто не удивился превращению принципа «человек человеку – волк» в принцип «государство (нация) государству (нации) – волк», ведь правило Палмерстона (см. разд. 8.1.4.) казалось незыблемым, неподвластным коньюнктуре времени. И лишь II Мировая война, явившаяся последним звеном в цепи всемирных бандитских разборок ХХ века, породила, наконец, стойкое представление о вооруженном противостоянии как об аморальном способе разрешения конфликтов между народами. Отныне и впредь всякий, кому не дают покоя лавры верноподданных воинственного бога Марса, может рассчитывать на известность лишь в качестве военного преступника. Вплоть до XX столетия исторический интерес для коллективного сознания представляло не человечество в целом, а лишь его сильное мужское меньшинство, тогда как женщины, старики и дети не рассматривались в качестве полноценных и значимых субъектов. Всего столетие назад весь род людской было принято подразделять на людей разного сорта, различавшихся цветом кожи, разрезом глаз, принадлежностью к той или иной крови, конфессии, идеологии, к тому или иному сословию. Недавно, почти вчера, еще никто не помышлял о том, чтобы протянуть руку помощи и сочувствия умственно или физически неполноценным членам общества. Напротив, многие цивилизации далекого и не очень далекого прошлого считали необходимым избавлять общество от их присутствия. XX век произвел грандиозный, ошеломляющий, беспримерный переворот в коллективном сознании, касающийся представлений об отношениях между людьми. Он выразился, во-первых, в том, что возникло осознание необходимости выработки единых для всего человечества идеалов и ценностей, которые способствовали бы взаимопониманию и сближению мнений по наиболее важным, фундаментальным проблемам, касающимся существования мирового сообщества. Во-вторых, все большее понимание находит то, что традиционные, частные установки и приоритеты должны уступать общечеловеческим моральным и нравственным стандартам в тех случаях, когда первые противоречат вторым. Данная позиция совпадает с точкой зрения гуманизма, полагающего, что преступлением перед человечностью должно быть признано все, что ущемляет права конкретного человека, независимо от его пола, возраста и иных признаков. Это дает нам основание связывать происходящее сегодня моральное очищение человечества с влиянием гуманизма. Но, могут спросить, а почему не с религией? С какой именно? – позволительно будет уточнить вопрос. Влияние последователей буддизма и ислама, индуизма и конфуцианства на становление современного миропорядка еще слишком незначительно, чтобы приписывать их конфессиям какую-либо существенную роль в формировании современного религиозно-универсального мировоззрения, если таковое вообще возможно. Да и военно-экономическая и научно–техническая мощь соответствующих сообществ невелика по сравнению с мощью христианского Запада. (В этом вся ирония и двусмысленность влияния религий в мировом сообществе.) Остается христианство с его «Нагорной проповедью», десятью заповедями и заветом любить ближнего. Увы, человечество не раз убеждалось в том, что не только слова этого учения полны фарисейства. Главное – его слова не соответствуют его же делам. В этих делах – не только лицемерие, но и жестокость, несправедливость, презрение к человеческому достоинству, свободе и чести. В этом отношении христианство слишком во многом сродни марксизму и фашизму. Вот почему XX век предстает перед историком в таком невообразимо противоречивом свете, то вспыхивающим багровыми отблесками пожарищ I и II Мировых войн, то мерцающим мертвенным сиянием «холодной» войны между гибнущим, но еще не окончательно сломленным социализмом, с одной стороны, и либеральным гуманизмом – с другой. Вот почему этот последний может считаться истинным «виновником» той величайшей в истории человечества нравственной революции, которая совершается как бы исподволь, бесшумно, без фанфар и салютного грома. Следование его идеям облагораживает нравственный облик человечества. Поэтому можно сказать, что всемирная история – это процесс превращения гуманизма из феномена уникальной античной цивилизации в универсальное и всеобщее явление мировой культуры. В терминах принципа дополнительности, сформулированного Н. Бором,[219] этот процесс представляет собой диалектическое снятие противоречий между интересами индивида и социума путем достижения компромисса. При этом снятию противоречий в области материальных отношений предшествует их устранение в сфере сознания, между его индивидуалистской и коллективистской составляющими, и создание представления о том, что такое наше «Я» и что такое «МЫ» как окружение (семья, община, род, народ, государство) этого «Я», воздействующее на него извне и формирующее его ответные реакции. Около 80% времени существования коммунистического Homo sapiens его развитие продвигалось поистине черепашьими шагами по той причине, что в его сознании «МЫ» подавляло индивидуальное «я». Но у некоторых индивидов их маленькое «я» не мирилось со своим подчиненным положением, и когда изменившиеся эколого-демографические условия предоставили им возможность, они произвели тихий переворот, поставив свое разросшееся «Я» над уступившим его напору уменьшившимся «мы». Индивидуальное сознание каждого отдельного члена такого коллектива пошло на поводу у предрассудков коллективного сознания, воплощенного в «Я» вожака, лидера, монарха, вождя. Поскольку ни о каком равноправном партнерстве между «Я» и «мы» или между «Я» и «я» не могло быть и речи, то не могло быть подлинного прогресса. Выдающаяся роль гуманизма состоит в том, что он не смирился с участью этого подавленного множества маленьких «я». Развив в людях чувство собственного достоинства, он нашел способ перевести униженное, задавленное «я» в расправившее плечи большое «Я». Тогда-то они и осознали аморальность существования несправедливой социальной иерархической пирамиды. Все остальное явилось следствием этого осмысления и, так сказать, инсайта. Начало было положено, а цепочка событий, предшествовавших ему, выглядит следующим образом: МЫ/я → Я/мы → Я = ВСЕ На третьей стадии эволюции культуры «мы» не исчезает полностью, а становится посредником между «Я» и «ВСЕ», где «ВСЕ» – это сумма равноправных «Я», т.е. роль «мы» становится формально несущественной. Тогда-то и вступают в игру механизмы свободной внутривидовой культурной конкуренции, создающие неодолимую движущую силу прогресса человечества во всех сферах его идеального и материального бытия. Это снова возвращает нас к общей идее о том, что гуманизм как мировоззрение – это искусство равновесия между общественными и частными интересами на основе триады демократии, рынка и нравственно-правовых императивов. Гуманизм и эффект Журдена
Г-н. Журден: Что? Когда я говорю: «Николь! Принеси мне туфли и ночной колпак», – это проза? Учитель философии: Да, сударь. Г-н. Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер У читателя, не потерявшего интерес к излагаемым здесь соображениям, наверное, давно созрел вопрос: если гуманизм и в самом деле так значим для развития мировой цивилизации, то почему представления о нем разительно не соответствуют степени этой значимости? Если он действительно не ограничивается сферой исключительно нравственной или узко культурной, но на протяжении вот уже двух с половиной тысячелетий являет собой также образ жизни индивида и общества, то почему никто до сих пор не замечал этого его долголетия и этой его многогранности? Дефиниция «гуманизм» существует уже 6 веков. Тем не менее, почему-то ни один историк или философ, ни один политик или экономист не счел возможным или необходимым подчеркнуть особенность гуманизма как явления одновременно идейного, правового, политического и экономического. В чем причина невидения его истинной сути – фундамента западной цивилизации? Причин, увы, множество. Они делятся на две группы: объективные и субъективные. Рассмотрим их по порядку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.008 с.) |