Периодизация всемирной истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация всемирной истории



Взаимоотношения индивида и его коллектива меняются во времени и в пространстве, зеркально отображая эволюцию мировой культуры во всех её проявлениях. Между тем, общепринятой модели этой эволюции не существует. Есть множество версий, каждая из которых обладает определенными достоинствами, недостаточными, однако, для того, чтобы затмить достоинства других версий[5]. Альтернативный подход, развиваемый нами[6], состоит в представлении о том, что эволюция человеческого рода представляет собой одну из стадий эволюции Метагалактики, генетически связанную с предшествовавшими физико-химической и биологической стадиями. В соответствии с этой гипотезой мною была предложена схема событий, в самом приближенном виде определяющих облик мировой истории в течение всего периода существования Homo sapiens. В нее вошли шесть ключевых моментов. Первый из них знаменовал собою рождение современного человека, происходившее 50-70 тысяч лет назад в процессе сапиентной революции глобально, по всей ойкумене.

Следующий крупный шаг был сделан в ходе аграрной, или неолитической революции, развивавшейся 8-11 тысяч лет назад в ряде регионов Евразии, Африки и Америки. Инерция развития последней привела 4-5 тысяч лет назад к зарождению там же городской культуры – цивилизации (египетской и шумерской) в процессе потестарной (от латинского potesta – власть, авторитет) революции (третьей по счету). Почти одновременно с движением «вверх» происходило и частичное отступление, обеднение некоторых культур в результате скотоводческой контрреволюции. Чаще всего это происходило в аридных зонах, где значительные массы людей избрали такую узко специализированную форму существования (такие, например, как скотоводство).

Четвертую революцию, начавшуюся в Элладе в X-XII веках до н. э. и не завершившуюся еще и по сию пору, условимся называть гуманистической. Одно из наиболее радикальных отступлений от поступательного движения этой революции (ответвление от неё), совершившееся в 1917 г. в России, мы должны квалифицировать как социалистическую контрреволюцию.

Так как мировой исторический процесс представляет собой сложное многомерное явление, необходимо условиться по поводу того, как понимать термины «революция» и «контрреволюция». Известно, что эволюция в органическом мире, частью которого является человек, идет по трём направлениям: прогресса (анагенеза), специализации (идиоадаптации) и дегенерации (паразитирования). По Хаксли, «прогрессивная эволюция представляет собой направление, в котором изменения, имевшие место в прошлом, и нынешние характеристики не ограничивают будущих возможностей. Она не заканчивается тупиком… Поэтому… лишь по одной-единственной линии прогресс продолжается и остаётся возможным в дальнейшем – по линии человека».[7] Следовательно, прогрессивную эволюцию культуры можно понимать как процесс возникновения принципиально новых явлений интеллектуальной, духовной и материальной культуры, расширяющих адаптивные возможности человека и не препятствующих их дальнейшему развитию. Тогда противоположное движение, связанное с утратой или таким закреплением существующих культурных традиций, при котором их дальнейшее развитие становится невозможным, оправдано толковать как регресс или инволюцию. В свою очередь, под революцией (и, соответственно, контрреволюцией) условимся понимать относительно быструю фазу эволюции (или, напротив, инволюции).

Таким образом, эволюция мирового сообщества предстаёт в виде трёхступенчатой пирамиды, основание которой составляет коммунизм* и включает в себя последствия первой (сапиентной) революции и первой (скотоводческой) контрреволюции. Вторая – социалистическая** ступень, состоит из культурных слоёв сельского протосоциализма, собственно социализма (аграрного) и индустриального постсоциализма, образованных в результате второй (аграрной) и третьей (потестарной) революций и второй (социалистической) контрреволюции. Венчает эту условную пирамиду культурных слоёв (стадий) гуманизм. Особенности (указанные, повторяю, крайне схематично), характеризующие каждую данную стадию, и их отличия от предшествующих изложены в таблицах 1-3 и на схеме 1.

 

Таблица 1

Стадия: коммунистическая (от лат. cоmmunis – общий, всеобщий)
Критерии Комментарии
1.Структурная организация: семейная и родоплеменная община. (Здесь и далее отмечаются только характерные для данной стадии отличительные особенности.) 2.Материальная основа жизни: натуральное присваивающее хозяйство. Понятие собственности относится к объектам натурального обмена. 3. Мировоззрение: мифологически-магическое.     1. Будучи под защитой и опекой общины, индивид находится в безраздельной зависимости от её деспотии. Равенство членов общины между собой предполагает их абсолютное бесправие перед нею.   2. Присваивающее хозяйство вынуждает всех членов общины заниматься одним и тем же синкретическим видом деятельности – игрой-творчеством-трудом-охотой-собирательством, обрекая их тем самым на нищенское (в материальном смысле) существование. 3. Индивидуальное сознание человека полностью подавлено коллективным сознанием общины, в котором предрассудки и глупости мирно сосуществуют со здравыми и рациональными представлениями. 4. Человечество в целом разобщено географией и родоплеменными междоусобицами, раздроблено локальными войнами всех против всех. Современные реликты коммунизма – трайбализм, национализм, суеверия, магическое сознание.

 

Примечание к Таблице 1.

Разнообразие семейных и родоплеменных общин обусловлено лишь внешними условиями существования: климатом, ландшафтом, близостью или удаленностью больших водных пространств, наличием или отсутствием конкурирующих групп и т.д. А физическое, духовное и интеллектуальное подчинение индивида общине обуславливает анонимность человека, полное подавление его инициативы, способностей и талантов. Это приводит к длительной консервации традиционного образа жизни.

Таблица 2

Стадия: социалистическая (от латинского socialis – общественный)
Критерии Комментарии
1. Структурная организация иерархическая, включающая: семью, сельскую или городскую общины, государство авторитарного типа (монархия, олигархия, теократия, диктатура). 2. Материальная основа жизни: производящее хозяйство не рыночного типа (АСП -административный, «азиатский» или плановый способ производства). 3. Мировоззрение: магическое, религиозное, идеологическое.   4. Социальная структура ярко выражена с разделением на «верхи» и «низы».   5. Статус законодательства не определен.     1. Находясь под защитой государства и общины физически, материально и духовно, индивид полностью зависит от всей пирамиды власти над собой. Государство по мере сил защищает землю, веру, традиции и домашние очаги своих подданных. Община обеспечивает общинникам всё то, что сегодня называют социальной защищенностью.   2. Товарно-денежные отношения отсутствуют или слабо развиты. Собственность существует исключительно в государственной, общественной или индивидуальной форме. Частная собственность решительно подавляется.     3. Индивидуальное сознание человека остаётся в полном подчинении у коллективного сознания, которое теперь имеет отчётливую религиозную и идеологическую окраску. 4. Разделение труда способствует имущественному, а затем и социальному расслоению прежде однородного социума. Возникают особые профессии, сословия, касты, классы, непроницаемые и неравноправные в отношении друг к другу. 5. Писаное законодательство либо отсутствует, либо составлено исключительно в интересах «верхов».   6. Человечество в целом продолжает оставаться разобщённым, но теперь уже сословными, этническими, религиозными и идеологическими предрассудками. Война всех против всех продолжается, принимая все более ожесточенный характер и охватывая целые регионы 7. Позднейшие и современные реликты социализма: российский марксизм, германский фашизм, исламский фундаментализм.

Примечание к Таблице 2.

Пять вышеперечисленных критериев составляют базис или «действительную» часть (ДЧ), единую (стандартную) для всех без исключения государств социалистического типа. Различия между цивилизациями этого типа обусловлены их «мнимыми» частями (МЧ), или тем, что существует вне и до государства. Именно: язык, культурные традиции и обиходные обычаи, фольклор и т.д. А продолжающееся тотальное подчинение индивида пирамиде социальной надстройки замораживает нравственное, материальное и интеллектуальное развитие человечества.

Таблица 3

Стадия: гуманистическая (от лат. humanitas - человечный, человечность)
Критерии Комментарии
1. Структурная организация: семья, государство республиканского типа.     2. Материальная база существования: рыночное производящее хозяйство (экономика) на основе товарно-денежных отношений. 3. Мировоззрение: плюралистическое, включает в себя религию, философию, науку, магию, политические идеи и др. 4. Социальные барьеры остаются, но становятся проницаемыми     5. Конституция и письменное законодательство и правосознание становятся приоритетными или обязательными при решении вопросов взаимных отношений между индивидами и между индивидами и обществом.   1. Начало освобождения индивида от тотальной власти социума. Переход от режима олигархической республики и представительной демократии к прямой демократии. 2. Интенсивное развитие различных форм частной собственности, включающих в свою сферу собственность на землю.   3.Индивидуальное сознание освобождается от гнета коллективного сознания и вступает с ним в паритетные отношения. 4. В силу сохраняющейся имущественной дифференциации декларируемое равенство прав и возможностей индивидов носит формальный характер, а их свобода относительна. 5. Права личности защищает государство, утверждая, тем самым, равноправие между собой, обществом и личностью.    

 

Примечание к Таблице 3.

Освобождение человека от диктата общества, государства и идеологий способствует бурному научно-техническому, нравственному и материальному прогрессу. Человечество в целом начинает развиваться в направлении объединения в единое мировое сообщество на основе слияния местных, национальных и региональных рынков труда и капитала. Культурное расхождение (дивергенция) постепенно уступает место культурному схождению (конвергенции). Отношения, основанные на принципах социал-дарвинизма (на инстинктах), сменяются отношениями, учитывающими факторы рационального осмысления мировым сообществом своего настоящего и будущего бытия. Процесс этот не знает завершения.

 

Схема 1. г

 

       
 
   
 
   
 

 


I II III IVа IVб

1 2

Фазовые переходы в процессе культурной эволюции:

Революции:

I – сапиентная (70-50 т. л. до н. э.);

II – аграрная (9-6 т. л. до н. э.);

III – потестарная (3-2 т. л. до н. э.);

IV а – гуманистическая регионального масштаба (1,2-1,0 т. л. до н.э.);

IV б – гуманистическая глобального масштаба (XV век н. э. – современность).

Контрреволюции:

1 – скотоводческая (1,2-1,0 т. л. до н. э.);

2 – социалистическая (I в. до н. э., XXI в. н. э.).

Стадиальные потоки всемирной истории:

1а – коммунизм;

1б – скотоводческий посткоммунизм;

2а – сельский протосоциализм;

2б – классический или аграрный социализм;

2в – индустриальный постсоциализм;

3а – аграрный гуманизм;

3б – гуманизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.022 с.)