Развитие туристско-рекреационной сферы в Донецкой Народной Республике на основе сравнительного анализа с южным федеральным округом Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие туристско-рекреационной сферы в Донецкой Народной Республике на основе сравнительного анализа с южным федеральным округом Российской Федерации



 

Развитие [43] туристско-рекреационной сферы в Донецкой Народной Республике на основе сравнительного анализа с Южным федеральным округом Российской Федерации. В данной статье анализируется динамика и состояние развития туристско-рекреационной сферы Российской Федерации; особенное внимание уделяется Южному федеральному округу, являющемуся наиболее близким по своим природным и климатическим условиям Донбассу. На основе сравнения основных показателей развития туристско-рекреационной сферы РФ в ЮФО дается оценка Донецкой Народной Республике и обосновывается необходимость формирования дополнительной туристско-рекреационной инфраструктуры в регионе.

Актуальность формирования собственного туристско-рекреационного комплекса в ДНР связана: со статусом промышленного региона (испытывается дефицит рекреационных ресурсов и окружающая среда загрязняется разного рода промышленными отходами, что приводит к высоким рекреационным потребностям населения); повышенным уровнем стресса и сложной социально-экономической обстановкой в Республике по причине продолжающегося военного конфликта; отсутствием возможности у большинства населения выезжать за пределы Республики с целью отдыха и оздоровления (по финансовым, политическим и другим причинам).

В статье на перспективу обосновывается целесообразность интеграции ДНР в экономическое пространство РФ по направлению оказания туристско-рекреационных услуг гражданам России в связи со стабильным приростом численности отдыхающих по субъектам ЮФО РФ, что может рассматриваться как потенциальная возможность и для ДНР.

Development of tourism and recreation in the Donetsk people's Republic on the basis of comparative analysis with the Southern Federal district of Russian Federation. In the given article it is analyzed the dynamics and condition of the tourist and recreational sphere development of the Russian Federation; sit is paid special attention to the Southern Federal District, which, in its natural and climatic conditions, is the closest to Donbass. On the basis of comparison of the main indicators of tourist and recreational sphere development of the Russian Federation Southern Federal District, it is given an assessment to the Donetsk People's Republic recreational potential and it is justified the need for the formation of additional tourist and recreational infrastructure in the region.

The relevance of tourist and recreational complex formation in the DPR is related to: the status of the industrial region (there is a shortage of recreational resources and the environment is polluted with various kinds of industrial waste, which leads to high recreational needs of the population); increased levels of stress and the difficult socio-economic situation in the Republic due to the ongoing military conflict; the lack of opportunities to travel outside the Republic with the aim of rest and recovery for the majority of the population (for financial, political and other reasons).

In the article it is substantiated the perspective feasibility of integrating the DPR into the economic space of the Russian Federation by providing tourist and recreational services to Russian citizens in connection with a stable increase in the number of vacationers in the subjects of the Southern Federal District of the Russian Federation, which can be considered as a potential opportunity for the DPR.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема развития туристско-рекреационной сферы в Донецкой Народной Республике на основе проведения сравнительного анализа с РФ, в том числе, с наиболее близким по своим природным условиям и имеющимся рекреационным ресурсам Южным Федеральным округом, на современном этапе развития недостаточна исследована. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как Р.И. Балашова [1], А.С. Гусак, В.Г. Шепилова [2], И.Ю. Древицкая [8], Э.М. Лебезова [3], И.Л. Семичастный [7] и др.

Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы и развитие туристско-рекреационной сферы в Донбассе, в т.ч. в Донецкой Народной Республике, а также рассматриваются основные направления, специфика и особенности эффективного использования туристско-рекреационного потенциала региона.

Выделение нерешенной проблемы. В условиях затянувшегося военного конфликта все более остро проявляется проблема отдыха и оздоровления населения Донецкой Народной Республики. В регионе в достаточной мере решаются проблемы детского, молодежного и спортивного туризм, однако внутренний рекреационный туризм стабильно остается самой острой проблемой, незначительные сдвиги в целом мало меняют ситуацию к лучшему. Это свидетельствует о необходимости разработки эффективной стратегии развития туристско-рекреационной сферы с учетом общемировых и, особенно, внутрирегиональных и межрегиональных тенденций.

Цель статьи заключается в обосновании необходимости развития туристско-рекреационной сферы в Донецкой Народной Республике на основе проведения сравнительного анализа с РФ, в том числе, Южным федеральным округом.

Изложение основного материала. Анализ положения, которое занимает Российская Федерация на рынке туристско-рекреационных услуг, показал стабильный динамичный рост по всем направлениям, кроме въездного туризма (что связано, в первую очередь, с санкциями). В таблице 1 приведены основные данные по развитию туристско-рекреационной сферы РФ за 2017 г.

 

Таблица 1 – Основные данные по развитию туристско-рекреационной сферы Российской Федерации за 2017 г. (рассчитано на основе данных UNWTO и Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации)

Наименование показателя Значение Примечания
Международные туристские прибытия (иностранные граждане), млн. чел. 24,39 Среднегодовой прирост международных туристских прибытий за период 2005-2017 составил 2,9%. Отрицательный прирост имел место в 2017/2016 и в 2016/2015 и составил соответственно: – 0,74 и – 8,5%.
Доля в международных туристских прибытиях, % 1,8 Доля Европы в международных туристских прибытиях составляет 51%, Восточной и Центральной Европы – 10%.
Доходы от международных туристских прибытий, млрд. дол. 8,945 Плановый показатель по России на 2024 г. – 15,5 млрд. дол.
Доля в международных туристских доходах, % 0,7 Доля Европы в международных туристских доходах составляет 39%, Восточной и Центральной Европы – 4%.
Доходы от одного прибытия, дол. 366 При среднемировом показателе 1010 дол., среднем по Европе – 770 дол., среднем по Центральной и Восточной Европе – 450 дол.
Доля доходов в ВВП,% 3,47 Плановый показатель по России на 2024 г. – 5% (в развитых странах показатель составляет в среднем 10 %)

Таким образом, РФ, несмотря на неблагоприятные внешнеполитические обстоятельства, динамично развивает туристско-рекреационный сектор экономики. Для Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) опыт и ситуация в РФ имеет особое значение, в первую очередь, близлежащий Южный федеральный округ (ЮФО), характеризующийся схожими природными условиями и рекреационными ресурсами. В состав округа входят восемь субъектов РФ, с населением 16 454 580 человек (11,21% от населения РФ по состоянию на 1 января 2019 года) и площадью 447 821 км² (2,61% от площади территории РФ). Анализ статистических данных показывает, что регион является наиболее привлекательным и востребованным населением страны для целей отдыха и оздоровления (Таблица 2).

Совокупная численность граждан РФ, размещенных в рекреационных учреждениях страны, в 2017 г. составила 53594,37 тыс. чел. Таким образом, 36,5% численности населения РФ оздоровились и отдохнули на территории страны.

 

 

Таблица 2 – Основные данные по развитию туристско-рекреационной сферы в Южном федеральном округе за 2017 г. (по данным Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации)

Показатель Российская Федерация Южный федеральный округ Доля Южного федерального округа, %
Объем платных туристско-рекреационных услуг, оказанных населению, мл руб. 166520,1 16127,6 9,7
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению, млн руб. 219915,7 60147,7 27,4
Число мест в коллективных средствах размещения по регионам, тыс. ед. 2168,12 627,39 28,9
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 53594,37 10160,32 19
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 8028,8 347,2 4,3

 

Доля ЮФО составляет 19%, на территории округа оздоровились более 10 млн. чел. Показательна динамика количества отдыхающих в ЮФО, демонстрирующая растущий спрос на рекреационные услуги в данном регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика численности отдыхающих в ЮФО РФ

 

Таким образом, по субъектам ЮФО РФ наблюдается стабильный прирост численности отдыхающих, что может рассматриваться как потенциальная возможность и для ДНР. На данном этапе перед правительством Республики стоит задача ускоренного развития региональной экономики, которое позволило бы в кратчайшие сроки преодолеть кризис.

Поиск эффективной модели развития региональной экономики нельзя откладывать на будущее, ее разработку необходимо начинать сейчас [4]. И, независимо от того, каков будет результат, она должна будет решать три основные задачи:

1) Обеспечить устойчивое функционирование экономики (даже при условии непризнания мировым сообществом и внешней изоляции).

2) Гарантировать социально-экономическое развитие и улучшение качества жизни населения, реализацию интересов всех социальных групп общества.

3) Осуществить переход к цифровому управлению отраслями, в том числе туристско-рекреационной сферой.

Развитие рекреационной сферы может органично вписаться в модель развития региональной экономики Республики и стать одним из ее направлений.

На рисунке 2 представлена Концепция развития региональной экономики, которая базируется, в том числе, на эффективном использовании рекреационного потенциала региона, обеспечивающего естественную связь и взаимодействие экономики, социума и окружающей среды.

Отдых, оздоровление, повышение качества жизни населения
Создание новых рабочих мест, в т.ч. в сельской местности
Развитие региональной экономики (на основе эффективного использования рекреационного потенциала)
Развитие сопутствующих отраслей экономики (строительство, транспорт, пищевая, легкая, сфера услуг и др.)
Социально-экономическое развитие региона, решение социальных проблем
Сохранение экологии и природных рекреационных ресурсов региона для будущих поколений
Ресурсосберегающие технологии, безотходное производство
Цель: разработка методологии, методических подходов, научно-практических рекомендаций по ускоренному развитию региональной экономики (на основе эффективного использования рекреационного потенциала)
Задача: реализация комплекса мер по ускоренному развитию региональной экономики (на основе эффективного использования рекреационного потенциала)
Инструменты: государственные программы сохранения и наращивания рекреационного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата для формирования туристско-рекреационной инфраструктуры региона, государственная поддержка социальногоотдыха  
Объекты: методология, методические подходы, научно-практические рекомендации по ускоренному развитию региональной экономики (на основе эффективного использования рекреационного потенциала)
Принципы: комплексный междисциплинарный подход, моделирование, планирование, системность
Субъекты: региональная экономика, рекреационный потенциал  

 

 


Рисунок 2 – Концепция развития региональной экономики

(на основе эффективного использования рекреационного потенциала)

 

Анализ статистической информации РФ показал, что рекреационные потребности населения страны (в соответствии с фактической единовременной вместимостью рекреационных учреждений и численностью населения) могут удовлетворяться не более чем на 40%, в то время как в ДНР соответствующий показатель составляет менее 5% [6]. Это является следствием раскола региона на 2 части: собственно ДНР и подконтрольную Украине территорию, на которой как раз и сосредоточена львиная доля рекреационных ресурсов региона (лесные зоны г. Святогорск, г. Славянск, г. Красный Лиман и др.), доступ к которым для значительной части населения Республики был отрезан. Что касается организации отдыха за пределами региона, подавляющая часть населения не имеет для этого финансовых возможностей.

В ЮФО, который по своим климатическим условиям и имеющимся рекреационным ресурсам наиболее близок ДНР и является одним из самых привлекательных для целей рекреации и туризма, рекреационные потребности населения удовлетворяются на 96%. Примечательно, что доля ЮФО в общей численности граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2017 г. составила 19%, то есть на территории округа оздоровились более 10 млн. чел. В то время как в ДНР, по самым оптимистичным данным, в летний сезон отдыхают не более 70 тыс. человек, или менее 3% численности населения Республики. Это связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем развития туристско-рекреационной сферы Республики и предполагает разработку и реализацию стратегии эффективного использования рекреационного потенциала региона [5] с учётом мирового опыта внедрения инновационных подходов, в том числе smart-туризма [9].

Фактическая емкость рекреационных учреждений ДНР составляет 4,3 тыс. чел/день, в то время как общая нормативная потребность в санаторно-курортном обеспечении по результатам расчетов составляет 91 тыс. [6]. Таким образом, разрыв между реальным и нормативным значением показателя – в 20 раз. С учетом общей нормативной потребности в санаторно-курортном обеспечении Республики ориентировочная сумма инвестиций в формирование рекреационного комплекса ДНР составит 300 млрд. рублей, а с учетом планируемой выручки от деятельности комплекса (33 млрд. руб./год), срок окупаемости проекта составит от 10 лет. При этом следует учитывать, что часть доходов комплекса (государственная доля акций) будут обеспечивать развитие социальной рекреации, а в местностях, испытывающих дефицит рабочих мест в силу своего сельского или приближенного к нему статуса, будут созданы новые рабочие места (по предварительным расчетам около 24 тыс. рабочих мест).

Выводы. Таким образом, исходя из выше изложенных данных, можно констатировать, что Донецкая Народная Республика, характеризуясь благоприятными природными условиями и наличием достаточного рекреационного потенциала, слабо использует возможности развития туристско-рекреационного сектора экономики по причине несформированности туристско-рекреационной инфраструктуры. В регионе, имеющем выход к побережью Азовского моря, а также достаточное количество внутренних водоемов, зеленых зон, объектов туристского интереса, туризм и рекреация могли бы сыграть важную роль в пополнении республиканского бюджета, способствовать решению социально значимых и крайне актуальных для Республики задач – физического и духовного оздоровления населения, повышения качества жизни за счет предоставления регулярного, качественного и доступного внутреннего туристско-рекреационного продукта.

При создании таких туристско-рекреационных продуктов в ДНР необходимо учесть современную мировую тенденцию развития индустрии smart-туризма, который объединяет цифровое планирование туризма на территории, применение принципов устойчивости к цепочке начисления стоимости, внедрение передовых технологий (Интернет-вещей, искусственный интеллект и другие) в туристические впечатления и предоставление услуг, эффективное управление ресурсами и способность реагировать на потребности и особенности поведения туристов.

Список использованных источников:

1. Балашова, Р.И. Влияние использования рекреационных ресурсов на экономическое развитие Донбасса [Текст] / Р.И. Балашова, Ю.Д. Баканова // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики». Сборник научных работ серии «Экономика». Выпуск 3: Кокурентное развитие территорий: маркетинг и логистика/ ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2016. – С. 66-76.

2. Гусак, А.С. Стратегия развития внутреннего туризма в регионе [Текст] / А.С. Гусак, В.Г. Шепилова // Сборник научных работ серии «Экономика». Вып. 6: Актуальные проблемы управления экономическими системами / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2017. – С. 145-153.

3. Лебезова, Э.М. Информационная инфраструктура как способ развития туризма на непризнанных или частично признанных территориях [Текст] / Э.М. Лебезова // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 3 (64). – С. 119-135.

4. Овчаренко, Л.А. Выбор модели социально-экономического развития ДНР на основе тенденций развития мировой экономики [Текст] / Л.А. Овчаренко // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Экономические исследования». – 2017. – Т 3. № 2. – С. 21-29.

5. Овчаренко, Л.А. Использование рекреационного потенциала в ускоренном экономическом развитии региона: теория, методология, практика: монография [Текст] / Л.А. Овчаренко. – Донецк: ГОУ ВПО «ДонАУиГС», 2018. – 424 с.

6. Овчаренко, Л.А. Научно обоснованные потребности населения ДНР в рекреационных услугах [Текст] / Л.А. Овчаренко // Управление стратегическим развитием основных сфер и отраслей народного хозяйства в условиях современных вызовов: материалы Межд. науч.-практ. конф., 24-25 октября, 2018, г. Донецк / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2018. – С. 453-459.

7. Семичастный, И.Л. Разработка концепции развития туризма на районном уровне на основе использования информтехнологий [Текст] / И.Л. Семичастный // Вісник ДІТБ. – 2014. – № 18. – С. 71-79.

8. Древицкая И.Ю. Развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа Донбасса [Электронный ресурс] / И. Ю. Древицкая, Я.С. Клейнер // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turizma-kak-faktor-formirovaniya-pozitivnogo-imidzha-donbassa (дата обращения: 11.09.2019).

9. Boes K., Buhalis D., Inversini A. Conceptualising Smart Tourism Destination Dimensions // Information and Communication Technologies in Tourism 2015. ENTER 2015 Proceedings of the International Conference in Lugano. Switzerland: Springer International Publishing, 2015. P. 391–403.

Ключевые слова: рекреационный потенциал, туризм, потребности, региональная экономика, развитие, инновации, smart-туризм.

 

 

УДК: 551.435.5                                                                                                 Павлюк В.П.,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры экономики,

Приймак И.И.,

обучающаяся 3 курса бакалавриата

направления подготовки «Экономика»,

Фошина А.О.,

обучающаяся 3 курса бакалавриата

направления подготовки «Экономика»,

Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе,

г.Севастополь, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.031 с.)