Сущность нишевого туризма и Перспективы его развития в Республике Крым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность нишевого туризма и Перспективы его развития в Республике Крым



 

Сущность [48] нишевого туризма и перспективы его развития в Республике Крым. В данной статье изучена сущность нишевого туризма и обозначены его отличительные характеристики. Определены преимущества развития нишевого туризма в дестинации. Обозначены направления и перспективы развития нишевого туризма в Республике Крым.

The essence of niche tourism and prospects for its development in the Republic of Crimea. This article examines the essence of niche tourism and identifies its distinctive characteristics. Advantages of development of niche tourism in the destination are defined. Directions and prospects of development of niche tourism in the Republic of Crimea are designated.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы изучения сущности нишевого туризма и определения перспектив его развития в Республике Крым являются недостаточно исследованными. Проблемы развития нишевого туризма с различных точек зрения изучаются как зарубежными, так и отечественными авторами. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как В.С. Боголюбов [2], В.Н. Шарафутдинов, И.М. Яковенко, Е.А. Позаченюк, Е.В. Онищенко [3], С.С. Малетин [4], М. Новели [5] и др.

Выделение нерешенной проблемы. Феноменом ХХ века является рост массового туризма. По мнению специалистов, ХХI век станет веком туризма. В современной туристической индустрии отмечена устойчивая тенденция увеличения спроса на специальные виды туризма или туризм специальных интересов (Special Interest Tourism), что связано со зрелостью туристического рынка в сочетании с ужесточением конкурентной борьбы. Повышение активности, накопление опыта путешествий, а также стремительное развитие информационного сообщества приводят к росту избирательности и требовательности туристов. Выбор дестинации все чаще определяется частными потребностями и интересами путешественников. Таким образом, будущее мирового туризма связывают с развитием нишевого туризма, который занимает узкие сегменты рынка путешествий. Исследование сущности нишевого туризма и определение перспектив его развития в Республике Крым является актуальным и своевременным.

Цель статьи – исследовать сущность нишевого туризма и определить перспективы его развития в Республике Крым.

Изложение основного материала. Под нишевым туризмом понимают вид туризма, предполагающий путешествия туристов, выбор отдыха у которых определяется особой мотивацией, а уровень удовлетворенности полученными в результате путешествия впечатлениями. Нишевой туризм предполагает адаптацию конкретного туристического продукта для удовлетворения потребностей конкретной аудитории или сегмента рынка. Основой нишевого туризма является особая цель путешествия, которая выступает первостепенным мотивирующим фактором. Такая цель может быть связана с необычным увлечением путешественника или видами деятельности, которые практикуются небольшим кругом людей, а также определенными условиями дестинации, которые привлекают сегменты нишевых рынков [4]. К отличительным характеристикам нишевого туризма можно отнести следующее:

- субъектами этого вида туризма выступают одиночки, семьи или друзья;

- следование моде;

- концентрация на впечатлениях;

- тщательная подготовка и изучение места путешествия;

- желание сохранить впечатления (знания, фотографии, живопись, изучение местных языков).

Важным признаком нишевого туризма является небольшое количество его почитателей [2]. Обычно такие туры осуществляются в межсезонье, не исключают самостоятельного управления перелетами и размещением. Для более полного понимания сущности нишевого туризма рассмотрим на рисунке 1 нишевую структуру туризма.

Таким образом, туристическая деятельность осуществляется в различных крупных рыночных сегментах (сельский, городской, культурный, экологический, психографический) или макро-нишах, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие, более специализированные микро-ниши. Именно в этих узкоспециализированных, отдельных сегментах туристического рынка можно говорить о появлении нишевого туризма, который способствует развитию альтернативного туризма, позволяет дестинации выделяться и конкурировать в качестве туристического направления. Нишевой туризм может быть применен в качестве стратегии дифференциации для омоложения предложения массового туризма или стратегии фокусирования дифференциации, концентрирующийся на узких микро-нишах в более широких макро-нишах [5].

Развитие нишевого туризма связано с расширением разнообразия интересов современного общества – растущее беспокойство по поводу сохранения окружающей среды; стремление к самосовершенствованию; личная удовлетворенность, новый опыт и жажда знаний. Как показывают исследования, туристы специальных интересов являются более платежеспособными, чем другие туристы, они остаются дольше, тратят больше и участвуют в большем количестве мероприятий, но ожидают высоких стандартов обслуживания и индивидуального подхода. Следовательно, нишевой туризм ориентирован на более требовательных туристов в связи с этим он отличается трудоемкостью по созданию конечного турпродукта и капиталоемкостью, но, несмотря на это может принести большую прибыль от продаж, чем массовый туризм.

Республика Крым является уникальным регионом Российской Федерации, обладающим мощным туристическим потенциалом – выгодным географическим положением, мягким климатом, разнообразными ландшафтами, природными богатствами, историко-культурным наследием, богатыми рекреационными ресурсами. Туристско-рекреационный комплекс полуострова имеет разветвленную функциональную структуру, которая включает в себя большое количество современных направлений лечебной, оздоровительной, спортивной, познавательной и развлекательной рекреации [3].

С целью минимизации отрицательного воздействия сезонности и обеспечения круглогодичности туристической деятельности следует уделить особое внимание развитию нишевого туризма в Республике Крым.

Перспективными и достаточно обеспеченными необходимой ресурсной базой туристическими нишами Республики Крым, в которых целесообразно формировать специализированные турпродукты являются:

- медицинский и оздоровительный туризм. На территории Республики Крым 142 учреждения предоставляют специализированное санаторно-курортное лечение. Конкурентными преимуществами в данном сегменте у полуострова выступают: сформированный инфраструктурный лечебно-оздоровительный комплекс, привлекательная цена по сравнению с европейскими медицинскими курортами, возможность проведения высококлассного лечения, фундаментальная медицинская школа;

- культурно-познавательный туризм. На территории Республики Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов;

- событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей – музыкальных, винных, военных, хореографических, театральных, кинематографических, спортивных и фольклорных. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым, а именно фестивали «Война и мир», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», «Боспорские агоны»);

- горный туризм, а именно: горно-пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены 84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские трассы), спелеотуризм (наличие большого числа пещер, разнообразие их морфологического строения, эстетическая привлекательность и хорошая транспортная и пешеходная доступность), скалолазание (в Крымских горах известны около 30 вершин, обеспечивающих различную сложность восхождений, вплоть до экстремальных 5-й и 6-й категорий); горнолыжный туризм (лыжные и санные трассы на Ай-Петри, Ангарском перевале и нижнем плато Чатыр-Дага, девять бугельных подъемников и прокат снаряжения);

- велосипедный туризм (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым. Современной тенденцией является развитие маунтинбайкинга и даунхилла);

- аэротуризм – воздушные виды экстремального туризма (парапланеризм, легкая авиация, прыжки с парашютами и бейс-джампинг) в Горном Крыму. Развитие популярности этого экстремального вида туризма способствует проведение соревнований различного уровня и зрелищных мероприятий, например, фестиваля «Воздушное братство»;

- конный туризм (на территории Республики Крым расположено более 20 конных клубов и баз, насчитывающих 470 лошадей, разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);

- яхтинг (сформирована Ассоциация яхтсменов Черного моря; функционирует 57 яхт-клуб Черноморского флота, при яхт-клубах работают детско-юношеские спортивные школы по парусному спорту, разработаны туристские яхтенные маршруты как по Крыму, так и по Черному морю);

- подводный туризм. В Крыму сформировалась система дайвинг-центров, располагающих специальной технической инфраструктурой, развивается локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию;


Массовый туризм традиционный туризм с участием большого количества туристов в организованных условиях
Макро-ниши туризма
Сельский туризм
Городской туризм
Культурный туризм
Экологический туризм
Психографический
Микро-ниши туризма
Ферма Вино Гастрономия Кемпинг Спорт Фестиваль и события Декоративно-прикладное искусство
Бизнес Конференция / выставка Спорт Фестиваль и События Искусство Наследие Транспорт
История Фотография Племена Наука Религия  
Природа и дикая природа Экология Приключения Пляжи
Волонтерство Темный Молодежь Генеалогия Виртуальный Здоровье Образование
Нишевой туризм хобби, культурный или активный туризм с участием небольшого числа туристов в аутентичных условиях
Развитие альтернативного туризма

Рисунок 1 – Нишевая структура туризма (составлено автором по [5])

 


- круизный туризм (прием круизных судов в Республике Крым могут осуществлять 3 морских порта, расположенных в городских округах Ялта, Керчь и Евпатория, Актуально возрождение популярной в советское время Крымско-Кавказской линии. Рассматривается возможность разработки новых круизов, ориентированных на жителей России, перспективны круизы по Черному морю с заходом в крупнейшие порты (Сочи, Новороссийск, Ялта, Севастополь) на комфортабельном лайнере «Князь Владимир»;

- охотничий туризм (ежегодно по всем охотничьим хозяйствам Крыма добывается более 200 голов копытных животных, более 24 тыс. голов пушного зверя, более 100 тыс. голов пернатой дичи. Основной промысел копытных осуществляется в горно-лесной зоне (Бахчисарайский район), промысел птицы, в том числе перелетной – на полевых и водно-болотных угодьях равнинного Крыма. Неизменным спросом пользуется охота с легавыми собаками на вальдшнепа во время его осенней миграции);

- этнографический туризм (в Республике Крым проживают представители 175 национальностей, на территории Крыма описано 77 этнографических объектов, на основе которых разработаны пять основных этнографических экскурсионных этнографических маршрутов: «Евреи в Крыму», «В гости к крымским татарам», «Немецкие поселения в Крыму», «Судьбы народов Крыма» и «В гости к грекам»);

- паломнический туризм (на территории зарегистрировано около 50 конфессий и более 1200 официальных религиозных организаций. На полуострове расположены более 400 христианских культовых объектов, многочисленны мечети и другие святыни ислама) [1;3].

Таким образом, в ходе исследования определено, что в туристической деятельности Республики Крым большое количество ниш, обеспеченных необходимыми ресурсами, в которых целесообразно и перспективно развивать нишевой туризм.

Выводы. Дестинации с конкретными нишевыми продуктами могут позиционировать себя как нишевые туристические направления. Создание положительного имиджа таких дестинаций помогает дифференцировать свои туристические продукты и повышать конкурентоспособность в перенасыщенной туристической среде. Активное развитие нишевого туризма в Республике Крым является перспективным и позволит обеспечить круглогодичность туристической деятельности. Вопросы изучения особенностей формирования специализированных турпродуктов и их продвижение на рынок является актуальными, и требуют дальнейшего исследования.

Список использованных источников:

  1. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 650. Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы [Электронный ресурс] — URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/2249 (дата обращения: 09.09.2019).
  2. Боголюбов, В.С. Организация специальных видов туризма [Текст] / В.С. Боголюбов. – СПб ГИЭУ, 2010. – 116 с.
  3. Крым: новый вектор развития туризма в России: монография / В.Н. Шарафутдинов, И.М. Яковенко, Е.А. Позаченюк, Е.В. Онищенко; под ред. В.Н. Шарафутдинова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 364 с.
  4. Малетин, С.С. Туризм специальных интересов: концептуальные основы исследования [Текст] / С.С. Малетин // Вестник НГУЭУ. – 2014. – № 4. – С. 218-225.
  5. Novelli, M. Niche Tourism. Contemporary Issues, Trends and Cases. / M. Novelli. – Elsevier Butterworth-Heinemann. Burlington. MA. USA, 2005.

 

Ключевые слова: нишевой туризм, турист, особый интерес, дестинация, конкурентоспособность, турпродукт.

УДК 338.482                                                                                                       Хатикова З.В.,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса

Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

Бондарева А.И.,

администратор SPA «Mriya Resort&SPA»,

ООО «ГАРАНТ-СВ»,

г. Севастополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.017 с.)