Туристский потенциал Крыма для развития Халяль-туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристский потенциал Крыма для развития Халяль-туризма



Туристский [47]  потенциал Крыма для развития халяль-туризма. В представленной работе рассматриваются вопросы использования туристского потенциала Крымского полуострова для разработки и продвижения турпродукта в рамках халяль-туризма.

Актуальность данной темы связана с тем, что Крым обладает туристским потенциалом, который может быть использован для увеличения туристского потока среди мусульман.

Исследование направлено на осознание необходимости создания программы развития мусульманского турпродукта на внутреннем туристском рынке. Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении необходимых комфортных условий для халяль-туристов. В результате исследования планируется прийти к решению поставленных задач и впоследствии прийти к разработке программы развития халяль-продукта на территории Республики Крым и города Севастополя.

Ожидаемый результат – выход Крыма на внутрироссийский туристский рынок с халяль турпродуктом, что позволит не только привлечь культуру крымскотатарского народа к развитию туризма, но и увеличит турпоток на полуостров.

Tourism potential of the Crimea for the development of Halal tourism. The paper deals with the use of the tourism potential of the Crimean Peninsula for the development and promotion of tourism products in the framework of Halal tourism.

The relevance of this topic is due to the fact that the Crimea has tourism potential, which can be used to increase the tourist flow among Muslims.

The study is aimed at understanding the need to create a program for the development of Muslim tourism products in the domestic tourism market. The practical significance of the study is to consider the necessary comfortable conditions for Halal tourists. The study is planned to reach objectives and subsequently come to the development of Halal product in the territory of the Republic of Crimea and city of Sevastopol.

The expected result is the entry of Crimea into the domestic tourist market with Halal tourism products, which will not only attract the culture of the Crimean Tatar people to the development of tourism, but also increase the flow of tourists to the Peninsula.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема развития халяль-туризма и его особенностей в Крыму на современном этапе развития исследована недостаточна. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как А.Т. Измайлов [5] и В.В. Касе и Е.В. Страшко [6]. Основным содержанием их работ являются анализ современного состояния, проблем и перспектив развития данного вида туризма в пределах Южного федерального округа в целом и в Крыму в частности, а также роль исламского менеджмента и финансов в развитии туризма по стандарту халяль.

Выделение нерешенной проблемы. Обращение в мировой и туристской индустрии к халяль-туризму продиктовано необходимостью повышения конкурентоспособности представляемого туристского продукта в условиях всевозрастающей конкуренции, а также ростом численности мусульманского населения. Однако ежегодный рост рынка халяльной продукции в стране оценивается в 15-20% и составляет в настоящее время, по данным комитета по стандарту халяль Духовного управления мусульман, несколько миллиардов рублей. Недооценивать и игнорировать данный сегмент потенциальных клиентов было бы неправильно.

Республика Крым и город федерального значения Севастополь, располагают значительными туристскими ресурсами для организации различных по форме и содержанию экскурсий, которые рассчитаны на различные сегменты потребителей. Формируя экскурсионные туры, туристские предприятия учитывают индивидуальные особенности потенциальных экскурсантов, их запросы и ожидания, финансовые возможности.

На данном этапе развития можно отметить низкую конкурентоспособность крымского и севастопольского туристского турпродукта по стандарту «халяль» на туристском рынке.

Цель статьи заключается в исследовании причин низкой конкурентоспособности турпродукта по стандарту «халяль» в Крыму и Севастополе, а также выявление возможностей развития халяль-туризма на территории Крымского полуострова.

Изложение основного материала. Смысловая нагрузка слова «халяль» означает разрешенное, допустимое, принятое в исламе. Она не ограничивается продуктами питания, а распространяется на все аспекты жизни мусульманина.

По прогнозам компании MasterCard, количество туристов-мусульман достигнет к 2020 году 168 млн. человек. Халяль-туристы составят 11% мирового туристического потока, а доходы достигнут примерно 200 млрд. USD от всего объёма туристического рынка. Стоит отметить, что почти двухмиллиардное мусульманское население – это сегменты, проживающие в странах Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Океании, Африки, а также жители Европы и Америки. В своей основе – это достаточно высокодоходные группы. Кроме того, с учётом сложившейся международной экономической ситуацией, это рынки, в меньшей степени затронутые экономическим кризисом. В сравнении с массовым китайским туристом, турист из исламских стран сегодня более высокобюджетен.

На сегодняшний день в рейтинге агентства Crescent Rating фигурирует свыше 130 стран, которые предоставляют услуги для халяль-туристов. Crescent Rating и MasterCard определили основные направления для мусульманских туристов, оценив их по следующим критериям: безопасность, кухня-халяль, проживание, услуги в аэропорту, условия для намаза, коммуникации и предложения для всей семьи [1]. Стоит отметить, что не только страны Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов, но и европейские страны постепенно включаются в программу «Halal Friendly», понимая, что рынок халяльного туризма – это достаточно перспективное и динамично развивающееся направление в структуре международных туристских потоков [4].

Помнению экс-руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, на сегодняшний день в Российской Федерации сложилась наиболее благоприятное сочетание целого ряда экономических и политических факторов, позволяющих высокими темпами развивать приём ближневосточных туристов и туристов других регионов мира, где проживает значительное количество мусульманского населения. В числе таких факторов – динамично развивающаяся гостиничная инфраструктура, значительное количество аттрактивных объектов туристского показа, представляющих огромный интерес для данного сегмента туристов, разнообразие гастрономических предложений, позитивные изменения в развитии транспортной инфраструктуры целого ряда российских регионов и экономические условия, обусловленные колебаниями курса валют, что также в последнее время играет немаловажную роль в повышении туристской привлекательности России [8].

С апреля 2016 года в Татарстане вместе с Центральным банком России начата активная работа над внедрением в РФ исламского банкинга. Все это может дать новое дыхание для развития халяль-туризма в России, особенно в таких регионах, как Татарстан, Башкортостан и в некоторых северокавказских республиках, где сконцентрировано мусульманское население [2].

Однако в России предлагаемые халяль-туры, как правило, дороже обычных туров, а если учесть, что мусульманка не может путешествовать одна без сопровождающего, то цена такого тура соответственно возрастает в два раза. Анализируя в целом ситуацию обмена туристами между мусульманскими государствами и РФ, следует отметить отрицательное для России сальдо. Совершенно очевидно, что жители мусульманских государств не спешат посетить нашу страну с туристскими намерениями. И одной из причин этого является как раз недостаточный уровень развития так называемой «халяль-инфраструктуры» [3].

По мнению Р. Рудиянто, для успешного развития халяль-туризма в России необходимо решить ряд проблем и создать соответственные условия. К числу наиболее актуальных проблем стоит отнести:

1. Незначительное количество объектов туристской индустрии, специализирующихся на предоставлении халяль-услуг (объекты размещения, питания, транспорт).

2. Практически отсутствие в России объектов халяль-туризма международного уровня. Существующие объекты могут быть задействованы в настоящее время в формировании туристского продукта федерального и регионального уровней.

3. Крайне малое количество специализированных туроператоров, которые бы профессионально занимались формированием, продвижением и реализацией туристского продукта по стандарту «халяль».

4. Низкий уровень информированности мусульманского населения страны в вопросе возможностей халяль-туризма в России [7].

Мусульмане на Крымском полуострове составляют довольно весомую долю в структуре населения. Крым является многонациональным регионом и, по данным переписи населения, проведенной в 2014 году, крымские татары и татары составляют 12-13% от общего населения полуострова (включая город федерального значения Севастополь) и являются основными представителями мусульманской общины на территории Крыма. Именно их культурное наследие может послужить основой для развития халяль-туризма в Крыму.

Развитие халяль-туризма на территории полуострова должно привести к улучшению как межнациональных отношений на полуострове, так и к увеличению турпотока среди мусульман в Республике Крым и городе Севастополе. В большинстве своём мусульмане России живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и в Западной Сибири. В Крыму их привлекают, прежде всего, историко-культурные достопримечательности, а также возможность сравнительно недорого отдохнуть в летнее время на морском побережье.

На основе проведенных исследований Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Институтом социологии РАН (ИС РАН) в рамках реализации в 2015 году проекта «Социально-экономические и социально-культурные предпосылки напряжений и конфликтов в сфере межнациональных отношений» В.И. Мукомель и С.Р. Хайкин пришли к выводу, что в настоящее время в самопрезентаци крымских татар преобладает представление если не как изгоев, то как пострадавших. В данном вопросе необходимо формирование у них установки их важности в развитии региона через туризм. Смещение акцентов позволит повысить их заинтересованность в сохранении и поддержании историко-культурного, архитектурного и нематериального наследия, вовлечение мусульманского населения полуострова в активную экономическую деятельность, будет способствовать росту материального благосостояния населения, пополнению местных и региональных бюджетов, частичному решению проблемы сезонности развития туристской сферы Крыма и Севастополя.

На данный момент с повестки дня во многом снят вопрос по транспортной доступности Крыма. Введён в строй новый аэропорт «Симферополь» со значительно увеличившимся пассажирооборотом и высоким уровнем обслуживания. В ближайшее время будут завершены работы на трассе «Таврида», что позволит еще более комфортно путешествовать на автотранспорте по территории региона.

Наиболее привлекательными в настоящее время центрами для развития халяль-туризма в Крыму являются Бахчисарай (негласный центр восточной культуры на полуострове и древняя столица Крымского ханства) и Евпатория (город, где сохранился ряд интересных исламских памятников архитектуры, в частности мечеть Джума-Джами 1552 года постройки и единственный сохранившийся в Крыму мусульманский монастырь – т екие дервишей). В центральной части полуострова с высокой долей в структуре населения крымских татар возможно проведение массовых праздничных этнических и исторических мероприятий, как для местных жителей, так и для туристов-мусульман.

Все объекты показа, которые потенциально могут быть включены в программы экскурсионных халяль-туров на территории Крымского полуострова, условно можно подразделить на две группы:

- религиозные объекты;

- светские объекты.

К числу религиозных объектов экскурсионного халяль-туризма в Севастополе можно отнести мечети и некрополи.

Актуальным для развития халяль-туризма на полуострове является включение в программы туров и экскурсий новых объектов показа, а также внесение в туристский календарь значимых событий и мест их проведения, что позволит создать более массовый и привлекательный турпродукт для мусульман с наиболее полным использованием туристского потенциала региона.

Однако, статистика свидетельствует, что в настоящее время халяль-туры организуются, в основном, в направлении из Крыма. Они направлены преимущественно в туристские районы с высоким уровнем обслуживания по стандарту «халяль», а также в районы паломничества мусульман (Саудовская Аравия).

Изучив причины, которые привели к сложившейся ситуации, можно выделить следующие:

- Низкий уровень предложения халяль-продукта на территории полуострова. Лишь отдельные крымские туристские предприятия предлагают туры для халяль-туризма. Так, туроператор «АриаднА-Крым», имея официальный сертификат от Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя, предлагает туристам автобусный тур «Дворцы и минареты Крыма», рассчитанный на 8 дней / 7 ночей.

- Незавершенный процесс паспортизации и ввода в эксплуатацию объектов культурного исламского наследия, что ведет к неэффективному использованию туристского потенциала полуострова.

- Несовершенство реестра объектов культурного наследия на территории Крыма.

С целью решения выделенных проблем можно предложить следующие меры регулирования:

- создание в Крыму и Севастополе центров генерации и трансферта технологий и знаний в сфере халяль-туризма;

- мероприятия по балансировке образования и рынка труда города, оценка потребностей, координация спроса и предложения трудовых ресурсов в области халяль-туризма;

- формирование и комплектование доброжелательной среды гостеприимства («цифровой город») для жителей и гостей полуострова;

- завершение процесса паспортизации объектов культурного мусульманского наследия;

- расчистка и реновация прибрежных и морских территорий, возможное создание зон пляжного отдыха по стандарту «халяль»;

- учреждение нормативной базы по использованию объектов частной собственности в качестве средств размещения, в т.ч. стандарту «халяль»;

- разработка мероприятий по завершению не введенных в эксплуатацию объектов (паспортизация действующих объектов);

- образование курортно-санаторного халяль-бренда Республики Крым и города Севастополя.

Выводы. Вопросу развития халяль-туризма на территории полуострова уделяется в настоящее время явно недостаточное внимание. Даже теоретическое изучение этого вида туризма, характеристика современного его состояния в Крыму заметно уступают другим регионам страны, в которых представлено мусульманское население, а в ряде случаев такие исследования вообще не проводились.

С целью оптимизации развития халяль-туризма в Крыму необходимо открытие для посещения новых культурных достопримечательностей туристами, создание специализированных халяль-туров, повышение конкурентоспособности региона на внутреннем туристском рынке. Также актуальным вопросом является создание полного реестра объектов культурного наследия мусульман на территории Крымского полуострова.

Важным блоком мероприятий является повышение общей комфортности Крыма и Севастополя для отдыхающих, в т.ч. и для туристов-мусульман.

В качестве одного из механизмов теоретического изучения современного состояния халяль-туризма в Крыму можно предложить создание сравнительной матрицы по регионам с высоким уровнем развития халяль-туризма, для возможного дальнейшего применения полученных результатов в развитии халяль-туризма на территории полуострова.

Итоговым результатом должна стать разработка программы развития халяль-туризма на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которая будет направлена на выход туристского продукта на внутрироссийский туристский рынок.

Список использованных источников:

1. Антоненко, В.С. Исследования современных процессов и тенденций в халяль-туризме[Текст] / В.С. Антоненко, В.А. Хуткий, Э.Р. Недашковская //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 12-10. – С. 48-53.

2. Биктимиров, Н.М. Современное состояние халяль-туризма в Республике Татарстан [Текст] / Н.М. Биктимиров, В.А. Рубцов, И.М. Мухаметзянов // Современный мусульманский мир. – 2017. – № 1. – С. 3.

3. Гусенова, Д. А. Духовность, туризм и паломничество в исламе [Текст] / Д.А. Гусенова, З.-Б.Т. Алиханова // Исламоведение. – 2014. – № 1. – С. 45-53.

4. Духовная, Л.Л. Сертификация объектов туристской индустрии по программе «Halal Friendly»: современный аспект [Текст] / // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 6. – С. 42.

5. Измайлов, А.Т. Халяль-туризм, исламский менеджмент, исламские финансы и медицина по стандарту Халяль как кинематическая цепь в механизме развития города-героя Севастополя [Текст] / А.Т. Измайлов, В.В, Кузнецов, А.Ю. Марчук // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: сб. науч. тр. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2018. – С. 107-109.

6. Касе, В.В. Развитие халяль-туризма в Южном федеральном округе [Текст] / В.В. Касе, Е.В. Страшко, А.И. Цыбульский // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: сб. науч. тр. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2018. – С. 120-123.

7. Рудиятно, Р., Инновационные виды туристской деятельности: перспективы халяль-туризма в России [Текст] / Р. Рудиянто // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2018. – С. 223-225.

8. Сафина, Г. Халяль для внутреннего туриста [Текст] / Г. Сафина // Индустрия Халяль. – 2012. – № 1. – С. 64-66.

Ключевые слова: туризм, туристский потенциал, ислам, халяль-туризм, Крым, Севастополь, туристский продукт.

УДК 338.48                                                                                                             Сулыма А.И.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента,

Институт экономики и управления

(структурное подразделение)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.038 с.)