Сезонность как тормозящий фактор туристической отрасли Республики Крым и пути преодоления сезонности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сезонность как тормозящий фактор туристической отрасли Республики Крым и пути преодоления сезонности



Сезонность [21] как тормозящий фактор туристической отрасли Республики Крым и пути преодоления сезонности. Туризм – это одна из ведущих отраслей мировой экономики. Многие государства, в том числе и Российская Федерация, признали, что туристская индустрия является одним из приоритетных направлений развития национальной экономики и культуры, которое способствует росту ВВП, валютных поступлений, развитию промышленности и торговли, инфраструктуры, росту инвестиций, развитию других отраслей хозяйствования.

В современных условиях в туристической отрасли одним из главных тормозящих факторов является сезонность. Республика Крым, со своими природными и климатическими ресурсами, имеет ярко выраженную градацию сезонности. Эта градация заметна при анализе статистических данных Министерства курортов и туризма Республики Крым. В данной статье будут рассмотрены показатели туристского сезона на территории Республики Крым.

Seasonality as a hindering factor in the tourism industry of the Republic of Crimea and ways to overcome seasonality. Tourism is one of the leading sectors of the world economy. Many States, including the Russian Federation, acknowledged that the tourist industry is one of the priority directions of development of national economy and culture, which promotes the growth of GDP, foreign exchange earnings, industry and trade, infrastructure, investment, development in other sectors of economy.

In modern conditions, one of the main inhibiting factors in the tourism industry is seasonality. The Republic of Crimea, with its natural and climatic resources, has a pronounced gradation of seasonality. This gradation is noticeable in the analysis of statistical data of the Ministry of resorts and tourism of the Republic of Crimea. This article will consider the indicators of the tourist season in the Republic of Crimea.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема развития туристической отрасли Республики Крым, экономического развития региона и статистических показателей туристского сезона на территории ЮФО на современном этапе развития недостаточна исследована. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как Е. Букреев [1], М.Н. Нагорная, М.А. Ясонова [2] и др.

Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы развития туризма в Республике Крым, экономического развития региона, а также рассматриваются основные направления развития внутреннего туризма.

Выделение нерешенной проблемы. В сложившейся экономической ситуации, туризм в Крыму должен стать одним из приоритетных направлений для развития региона. Особо актуальный вопрос — это расширение сезонности Крыма.

Цель статьи заключается в изучении динамики показателей туристского сезона на территории ЮФО как индикатора уровня экономического развития региона и поиске возможных путей преодоления сезонности.

Изложение основного материала. Сезонность – это устойчиво повторяющаяся, характерная для данной области цикличность туристской деятельности, которая связанна с изменением условий рекреации. Именно сезонность является основным сдерживающим фактором развития туризма в любом регионе.

Сезонность в туризме зависит от таких составляющих как: климатическая сезонность, инфраструктура (дорожная, туристическая), ценовая категория (проживание, питание, обслуживание), туристическая специализация конкретного региона (преобладание тех или иных видов туризма) и т.д. [1].

Для решения проблемы сезонности требуются значительные капиталовложения в сопутствующие отрасли – автотранспорт, инфраструктура, легкая промышленность. В отличие от других регионов Российской Федерации, которые нашли способы для развития туризма и увеличения туристического потока, Республика Крым только начинает свой путь в этом направлении.

Приоритетным направлением в индустрии гостеприимства, а также туристической сферы в нашей стране является развитие как внутреннего, так и въездного туризма. А в современных условиях развития экономики Крыма туристическая отрасль республики выступает одним из стратегических направлений социально-экономического прогресса региона [2].

Республика Крым обладает очень важными ресурсами для развития туризма: Черное и Азовское море, массив Крымских гор, степные участки. Это позволяет развивать санаторно-курортный и другие виды туризма. Большой историко-археологический и культурно-познавательный комплекс привлекает в Крым значительное количество туристов с познавательными целями. Но сезонность туристского потока в Крыму напрямую связана с погодными условиями, температурой воздуха, температурой морской воды. Климатические данные Республики Крым представлены в таблице 1:

 

Таблица 1 – Климатические данные Республики Крым

  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август
Темп. днем, °C +6 +6 +8 + 13 +18 +23 +27 +27
Темп. ночью, °C 0 0 +1 +5 +10 +14 +18 +17
Темп. воды, °C +8 +7 +8 +9 +16 +21 +22 +23
Осадки, мм 44 мм, умеренно 28 мм, мало 30 мм, мало 32 мм, мало 104 мм, много 124 мм, много 53 мм, умеренно 53 мм, умеренно

 

Представленные значения являются усредненным, но при этом можно выделить четкие границы туристического сезона – май-август. Для более полного понимания сезонности нужно рассмотреть туристический поток по месяцам. За январь-август 2019 года в Крыму отдохнуло 5,8 млн. туристов, что на 11% выше, чем за аналогичный период 2018 года. Распределение туристского потока по месяцам года представлено на рисунке 1:

 


Рисунок 1 – Распределение туристского потока в Крым по месяцам [3]

 

Туристский сезон в Крыму, как и в большинстве средиземноморских регионов, имеет четкий во временных рамках «пик», т.е. высокий сезон, который характеризуется периодом максимальной интенсивности туристского потока. Судя по данным диаграммы, туристический поток стремительно возрастает в период с мая по август. Начиная с октября и заканчивая апрелем, приток туристов является незначительным.

Больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу Крыма – 46,1% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма – 27%; на Восточном побережье Крыма – 15,4%; в других районах (Симферопольский и Бахчисарайский районы) – 11,5% [1]. Распределение туристского потока по районам полуострова представлено на рисунке 2:

 

 


Рисунок 2 – Распределение туристского потока по районам Крыма, 2019 год [3]

 

Борьба с сезонностью является чрезвычайно важной как для рентабельности предприятий, так и для оздоровления отрасли в целом. Сглаживание сезонности является первоочередной задачей туристической деятельности в Крыму. Ликвидация сезонности преследует две цели: экологическую и экономическую. Экологическая цель состоит в том, что частичное сглаживание сезонных колебаний численности туристов позволит уменьшить нагрузку на ПТК, водные и иные ресурсы в период массового отдыха. Экономическая цель заключается, прежде всего, в привлечении дополнительных денежных средств в сферу туристической деятельности, повышение экономической эффективности комплекса туристических предприятий, сглаживание проблемы занятости населения районов туристско-рекреационной деятельности в межсезонье.

За первые шесть месяцев этого года туризм принес в местный бюджет больше 1,46 миллиарда рублей. По прогнозам Института народнохозяйственного прогнозирования, (ИНП) РАН, экономика Крыма в 2020-2030 годах будет расти в среднем на 5-6% в год. Резкий скачок валового регионального продукта (ВРП) будет обусловлен увеличением туристического потока на полуостров за счет улучшения его транспортной доступности. В частности, полноценного использования моста через Керченский пролив, а также автомобильного и железнодорожного сообщений. По оценкам авторов исследования, до 2030 года турпоток может увеличиться на 60%, а совокупный эффект от доходов в туристической отрасли Крыма составит 240 млрд. рублей [1].

Опережающий рост до 2030 года будет связан с резким улучшением транспортной доступности Крыма. Речь идет об использовании моста через Керченский пролив, а также строительстве железной дороги и автомобильной трассы «Таврида».

Выводы. Власти Крыма предпринимают всё возможное для расширения туристского сезона, но изменить климатическое условия невозможно. Однако динамика турпотока в Крым демонстрирует положительные тенденции. Это связано с улучшением транспортной инфраструктуры. Важным фактором также является то, что в этом году в Крыму практические не повышались цены на обслуживание.

Республика Крым является очень перспективным регионом для развития внутреннего и въездного туризма. Для искоренения понятия «сезонность» самым верным и правильным решением является дальнейшее развитие туристической инфраструктуры. Строительство туристических центров, реконструкция, улучшение и расширение санаторно-курортных комплексов, повышение качества пляжей, а также развитие активного туризма – спелеотуризма, горного, пешеходного и т.д. Такие виды туризма в меньшей степени зависят от климатического сезона, а, значит, смогут привлекать туристов круглый год. Поддержание такого туристического направления поможет улучшить ситуацию с проблемными сезонами.

Список использованных источников:

1. Букреев, Е. Сезонность в системе реализации рекреационного потенциала Крыма [Текст] / Е. Букреев // Экономический анализ. – 2013. – № 11. – С. 195-198.

2. Нагорная, М.Н Особенности развития индустрии туризма в Крыму [Текст] / М.Н. Нагорная, М.А. Ясонова // Экономика Крыма. – 2014. – № 1. – С. 83-84.

3. Министерство курортов и туризма Республики Крым: Статистические данные [Электронный ресурс]. – URL: http://mtur.rk.gov.ru/.

4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://crimea.gks.ru.

 

Ключевые слова: сезонность, туристский сезон, туризм, статистика, туристический поток, Республика Крым.

 

УДК 379.851                                                                                                      Астахова Ю.Г.,

старший преподаватель кафедры социологии,

Горячева С.А.,

обучающаяся 4 курса направления подготовки «Туризм»,

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»,

г. Липецк, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.014 с.)