Факторы развития регионального туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы развития регионального туризма



 

Факторы [3] развития регионального туризма. В данной статье рассматриваются специфика, история и перспективы регионального туризма с целью создания привлекательного турпродукта для разных когорт населения. Автором рассматриваются особенности формирования потребительских практик в советском обществе, в современном российском обществе, а также в условиях постиндустриального общества. Автором статьи выделяются объективные и субъективные факторы развития туризма в российских регионах. Среди объективных (социальных) факторов выделяются: 1) исторические предпосылки; 2) естественные факторы; 3) социально-экономические условия; 4) социополитические особенности современного туризма; 5) культурные условия. Субъективные факторы включают в себя следующие подгруппы: 1) психологические особенности туристического потребления разных возрастных когорт; 2) особенности восприятия информации через СМИ и Интернет; 3) специфика структуры и взаимоотношения в семье. В статье уделяется внимание проблеме мотивации. Фиксируется специфика трансформации данных факторов и результатов развития внутреннего и внешнего туризма в ходе исторического развития общества и смены поколений. Выделяются три вида мотивации, оказывающих влияние на выбор туристами вида отдыха: физическая мотивация, культурная мотивация и мотивация саморазвития. В рамках мотивации саморазвития отдельно выделяется престижная мотивация и упоминается шоп-туризм как современная тенденция. Автором подчеркивается важность учета возраста как субъективного фактора при проведении прикладных исследований с целью выявления региональной специфики потребительских практик в туристической сфере.

Specificity of educational tourism in the Russian Federation. This article examines the specifics, history and perspectives of regional tourism with the aim of creating an attractive tourist product for different population cohorts. The author examines the features of the formation of consumer practices in Soviet society, in modern Russian society, as well as in a post-industrial society. Objective (social) factors include: 1) historical background; 2) natural factors; 3) socio-economic conditions; 4) sociopolitical features of modern tourism; 5) cultural conditions. Subjective factors include the following subgroups: 1) psychological characteristics of tourist consumption of different age cohorts; 2) features of perception of information through the media and the Internet; 3) the specifics of the structure and relationships in the family. The article pays attention to the problem of motivation. Specifics of transformation of these factors and results of development of internal and external tourism during historical development of society and change of generations are fixed. There are three types of motivation that influence the choice of type of holiday tourists: physical motivation, cultural motivation and motivation for self-development. Within the framework of self-development motivation, prestigious motivation is singled out and shop tourism is mentioned as a modern trend. The author emphasizes the importance of taking into account age as a subjective factor in applied research in order to identify the regional specifics of consumer practices in the tourism sector.

Анализ последних исследований и публикаций. Теме российского туризма и выявлению факторов его развития в условиях современного общества посвящены многие исследовательские работы. Попытки систематизировать эти факторы предпринимались многими учеными: Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебовым [8]; В.А. Квартальновым [7], И.В. Зориным [2]; М.А. Морозовым [9]; А.А. Романовым [11] и др. Региональной специфике уделяется пока недостаточное внимание. Исследования проводятся такими учеными, как Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой [1], О.А. Максимовой, Е.В. Малышевой [6], Л.А. Егоровой, Д.А. Диденко [4], А.Н. Дунец [3], М.С. Обориным [10] и др.

Основным содержанием их работ являются история, современное состояние и перспективы развития российского и регионального туризма; рассматриваются основные факторы этого развития; уделяется внимание влиянию особенностей постиндустриального общества на формирование потребительских практик туристов.

Выделение нерешенной проблемы. В современных условиях развивающейся рыночной экономики феномен туризма выполняет как интегративную функцию, направленную на объединение субъектов туристического рынка в единую систему, так и стратификационную, способствующую диверсификации туристических услуг, ориентированных на конкретные группы потребителей, и дальнейшей дифференциации социальных ресурсов самих туристов. Необходимо проводить прикладные исследования с целью выявления региональной специфики потребительских практик различных когорт населения в туристической сфере.

Цель статьи заключается в выявлении факторов, способствующих или тормозящих развитие регионального туризма, и определении тенденций его дальнейшего исследования.

Изложение основного материала. Туризм в постиндустриальном обществе оформился в самостоятельную сферу деятельности, которая стала определять специфическое потребительское поведение индивидов. Стиль жизни туристов, их уровень и качество жизни, потребительские практики обладают своей спецификой.

Потребительские практики туристов – это особенности потребительского поведения, зависящие от социально-психологических особенностей той или иной когорты населения. Особое влияние на векторы потребительского поведения в сфере туризма оказывают социально-демографические характеристики. Увеличение городского населения, стремление большего числа людей к проживанию в мегаполисах, увеличение доли свободного времени, старение общества, увеличение доли одиноких людей, увеличение возраста вступления в брак отразились на специфике российского туристического сектора.

На развитие туризма в российских регионах воздействует множество факторов, носящих объективный и субъективный характер. Среди объективных (социальных) факторов можно выделить: 1) исторические предпосылки; 2) естественные факторы; 3) социально-экономические условия; 4) социополитические особенности современного туризма; 5) культурные условия [5].

Исторические предпосылки охватывают такие параметры: а) общую традиционную неразвитость туризма и рекреационно-досуговой деятельности в России; б) сильное влияние специфики перестроечной и постперестроечной жизнедеятельности людей на их туристские практики; в) больший интерес старших возрастов к истории, памятникам культуры, местам различных сражений, архитектуре, музеям, скульптурам.

Естественные факторы, порождающие специфику потребительских практик разных поколений туристов, делятся на: а) географические особенности страны; б) возрастные особенности потребителей туристических услуг; в) гендерную специфику туристов; г) экологическую ситуацию в регионе, перспективной локации туристов; д) поселенческие особенности населения региона.

К социально-экономическим условиям, являющимся фундаментом потребительских практик в сфере туризма, относятся: а) обнищание абсолютного большинства населения за последние 30 лет, являющееся основным социальным барьером для развития туризма; б) возникновение богатых и зажиточных слоев, склонных как к туризму дальнего зарубежья и экзотическому туризму, так и к постоянному проживанию, покупке недвижимости в этих странах, открытию зарубежных счетов в банках и т.п.; в) более дешевые туры в Турцию, Абхазию, по сравнению с турами, организованными внутри страны; г) устарелость оборудования, слабый технический контроль за его состоянием и жажда наживы собственников и арендаторов речного транспорта.

К социополитическим условиям относится следующее: а) политика «мягкого вхождения в рынок», косвенно способствующая накоплению у части населения средств для активного рекреационного досуга; б) подготовка руководства региона к спортивным мероприятиям мирового масштаба. Данные меры повсеместно и эффективно реализовываются в стране.

Культурные условия, определяющие потребительское поведение в туризме, подразделяются на следующие структурные составляющие: а) образовательный уровень потребителей туристических услуг; б) этнонациональная специфика населения региона; в) конфессиональные особенности жителей региона.

Как уже отмечалось, одним из основополагающих объективных условий формирования и развития туристического поведения в России являются исторические предпосылки, связанные со слабой развитостью туристической деятельности в РФ. Действия руководства страны в советском государстве тормозили развитие как внутреннего, так и внешнего туризма. В современных условиях туризм более доступен для людей по сравнению с советским периодом, хотя с точки зрения ценовой доступности туров советский период был более благоприятным, особенно это касалось внутреннего туризма. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда российские курорты малодоступны «средним слоям», а выездной туризм оказывается дешевле.

Вторым параметром доступности современного туризма является свобода передвижения граждан.

Третьим параметром доступности и притягательности современного туризма является лингвистический уровень развития туристов или работников сферы туризма, обеспечивающий эффективную коммуникацию туристов с местным населением.

На развитие регионального туризма значительное влияние оказывают естественные факторы: гендерные, возрастные особенности туристов. Данные факторы подлежат подробному социологическому исследованию.

Наряду с названными, значительное воздействие на туристическое поведение граждан региона оказывают социополитические особенности ситуации в стране и регионе.

Среди культурных условий, влияющих на потребительские практики туристов, отмечают, прежде всего, высокий образовательный уровень средних возрастов населения страны.

Субъективные причины, порождающие специфику потребительских практик в сфере туризма, целесообразно подразделить на следующие подгруппы: 1) психологические особенности туристического потребления разных возрастных когорт; 2) особенности восприятия информации через СМИ и Интернет; 3) специфика структуры и взаимоотношения в семье.

Психологические особенности различных возрастных групп туристов влияют по-разному на их восприятие туристических поездок. Старшее поколение более консервативно как по своим идеолого-политическим взглядам, так и по укладу. С возрастом падает интерес к новым ощущениям, впечатлениям, любопытство и любознательность. Человек обрастает стереотипами, обретает конформный тип поведения. Для людей старшего поколения характерны следующие модернистские черты: групповая сплоченность; стилистическая однородность; строго фиксированные границы поведенческих практик; высокая степень приверженности тем или иным идеям; низкие темпы мобильности; напор на убеждения и ценности; реальное пространство коммуникативного процесса.

Эти особенности тормозят развитие туристской активности старших когорт.

Что касается молодого поколения, то оно в меньшей степени интересуется историей, географией и культурой разных стран и регионов; их интерес к месту локации неустойчив и лабилен, им мешает всесторонне воспринимать и осмысливать места туристических поездок «клиповое мышление», неспособность удерживать внимание на объекте восприятия. Вместе с тем, возраст позволяет им проявлять более высокую любознательность и любопытство, раскованность, восприимчивость и иные компоненты психологической мобильности.

В целом для молодежи, как и для всего постиндустриального общества, характерны следующие черты: нелинейность, неопределенность, альтернативность мышления, фрагментированный характер восприятия; стилистическое разнообразие; слабофиксированные неустойчивые границы социальных групп; низкая степень приверженности членов к своей группе; непостоянство, изменчивость; высокие темпы социальной мобильности; привлекательность стиля и имиджа, поверхностность и отсутствие глубинного смысла; стилевое разнообразие; аполитичный характер; внеклассовый характер; положительное отношение к СМИ [13, р.52]. Весь этот набор характерных черт сказывается на особенностях молодежных потребительских практик.

К новым социальным явлениям ученые относят «симулякр», который обозначает образ отсутствующей действительности [12]. Другими словами, это точная копия несуществующего оригинала. Симулякры создают современное кино, телевидение и Интернет. Немаловажно влияние на потребительские практики разных возрастов туристов особенностей восприятия информации через СМИ и Интернет. Интернет – это, в большей степени, платформа коммуникации среди молодежи, она создает плюрализм в получении информации о туристических услугах и их оценке. Младшие когорты выбирают Интернет в качестве источника информации, так как он дает более объективное понимание условий пребывания туристов в регионе, за рубежом. А телевидение и большая часть газет, согласно распространенному мнению молодежи, излагают официальную точку зрения властей, что несколько деформирует представление туристов о местах и способах их рекреационно-досуговой деятельности. Противоположного мнения придерживаются старшие когорты.

Особенности структуры семей и взаимоотношения в них является еще одним важным феноменом, оказывающим воздействие на туристические практики.

Рассмотрим систему мотивов туристов. Мотивация туристского выбора – это совокупность тех или иных факторов, стимулов, выстроенных грамотными управленцами туристической сферы в целую систему, которая способна предугадывать и контролировать поведение и деятельность определенных когорт населения. Существуют три вида мотивации, оказывающие влияние на выбор туристами вида отдыха: физическая, культурная мотивации и социальная мотивация (мотивация саморазвития, мотивация престижа) [6, с.424-430].

Физическая мотивация подразделяется, в свою очередь, на активную (спортивный, экстремальный, частично промысловый туризм) и пассивную (оздоровительный, пляжный, дачный отдых) физические мотивации. Потребность в активных формах туризма испытывают молодые когорты, средние и старшие поколения предпочитают пассивный отдых.

Культурная мотивация побуждает потреблять те продукты туристической индустрии, которые направлены на реализацию потребностей туристов в психологическом развитии и нравственном самосовершенствовании. В сфере туризма данные потребности могут выражаться в потреблении познавательных туров, ориентированных на приобщение туристов к истории, быту и культуре разных регионов, или туров, целевая направленность которых заключается в повышении образовательного уровня или духовного развития туристов.

Третий вид мотивов, влияющих на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и совершении тура, – это социальная мотивация. Именно она формирует базис личности, установки статусно-ролевых выборов. Отдельно выделяются мотивация саморазвития и мотивация престижа. Первый вид туристической мотивации носит специфический характер воздействия на туристов и направлен преимущественно на личностное развитие, повышение социального статуса путешествующих.

Мотив саморазвития побуждает туристов отправляться в образовательные поездки по стране или за ее пределами, или потреблять туры бизнес-направленности (участие в профессиональных выставках, конференциях, симпозиумах). Превалирующая доля путешествующих в образовательных или профессиональных целях составляет молодежь, поскольку именно в данном возрастном периоде происходит профессиональное и квалификационное становление личности.

Туристская мотивация способна порождать новые феномены, новые направления в туризме. Так, например, престижная мотивация повлияла на формирование и развитие шоп-туризма, предполагающего выезды с целью приобретения товаров высокой потребительской стоимости: модной одежды, предметов интерьера, технических новинок. Данный феномен имеет латентную функцию – демонстративную, поскольку туристы потребляют тот набор туристических услуг, который позволяет им повысить их социальный статус и уровень престижа. Половина потребителей подобных туров составляет юная когорта, поскольку именно ее представители в большей степени ориентированы на моду в приобретении определенных товаров и услуг, они ценят в вещах возможность выражения собственной индивидуальности.

Младшая возрастная группа имеет, как правило, высокий уровень осведомленности и эмоциональной привязанности к брендам. При этом, понимая и верно интерпретируя бренды, молодежь может «играть» ими, создавая собственную идентичность. Высшим этапом удовлетворения потребностей, саморазвития и самореализации является процесс интериоризации. Это процесс включения норм и ценностей во внутренний мир человека, их переработка и обратное внедрение в социум. Процесс туристской мотивации должен завершиться активным вкладом самих когорт в туристический бизнес, внедрением своего «переработанного продукта». Так, любые молодёжные стили, в свою очередь, становятся брендами. У молодежи существует множество вещей-знаков. Самый яркий пример – это одежда (майки, футболки) с символикой того или иного города. Клановый брендинг использует в качестве медианосителя туристические субкультуры. Этот механизм представляет собой совокупность методов внедрения товара в туристические субкультуры и дальнейшего продвижения данного товара. Реклама является катализатором формирования подобных потребительских практик.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что осведомленность относительно факторов и мотивационных аспектов в туризме, использование данных знаний на практике, позволяют влиять на потребительские практики туристов на самых ранних этапах взаимодействия потребителей с потенциальными туристическими продуктами, а также формировать многочисленные возможности появления и развития новых туристических инфраструктур, форм и видов туризма для стимулирования потребительского спроса на соответствующие услуги. При этом нужно учитывать тот факт, что на разные возрастные группы туристов проанализированные факторы действуют по-разному. Необходимо проводить прикладные исследования с целью выявления региональной специфики потребительских практик возрастных когорт в туристической сфере.

Список использованных источников:

1. Аванесова, Г.А. Социокультурное развитие российских регионов: Механизмы самоорганизации и культурная политика [Текст] / Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева. – М.: РАГС, 2001. – 424 с.

2. География туризма и экскурсий в СССР [Текст]: учеб. пособие / И. В. Зорин, И. И. Пирожник, Ю. М. Пряхин и др. – М.: Центр. рекл.-информ. бюро «Турист», 1985. – 87 с.

3. Дунец, А.Н. Теоретические основы планирования туристско-рекреационных комплексов [Текст] / А.Н. Дунец // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2 (62), Т. 7. – С. 64-67.

4. Егорова, Л.А. Кластерный анализ туризма Южного федерального округа [Текст] / Л.А. Егорова, Д.А. Диденко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 35. – С. 28-32.

5. Исследовательский проект «Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессионального общества (на материалах Республики Татарстан)» (соглашение с МОН РФ № 14.В37.21.0523. Руководитель проекта кандидат социологических наук, доцент О.А.Максимова).

6. Малышева, Е.В. Региональная специфика потребительских практик возрастных когорт в туристической сфере: монография [Текст] / науч. ред. и сост. О.А. Максимова // Российское общество 2010-х годов: связь времен и поколений. – Казань: Казан.гос.техн.ун-т, 2014. – С.414-431.

7. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учебник [Текст] / В.А. Квартальнов и др. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с.

8. Мироненко, Н.С. Рекреационная география [Текст] / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981. – 208 с.

9. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник [Текст] / М.А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

10. Оборин, М.С. Развитие туристско-рекреационной деятельности в условиях санкционных ограничений и социально-экономической нестабильности южных регионов России [Текст] / М.С. Оборин // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 51-58.

11. Сергеева, Т.К. Экологический туризм: учебник [Текст] / Т.К. Сергеева. – М.: ФиС, 2004. – 360 с.

12. Baudrillard J. Simulacres et simulation / J. Baudrillard // Selected Writings. Ed Mark Poster. Stanford University Press, 1998. – P.166-184.

13. Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style / D. Muggleton. Oxford: Berg, 2000. – 198 p.

 

Ключевые слова: региональный туризм, факторы развития туризма, потребительские практики туристов, мотивация туризма, возрастная когорта.

 

УДК 338.48                                                                                                  Ибрагимов Э.Э.,

доктор экономических наук,

доцент, заведующий кафедрой туризма,

Арзуманян Л.М.,

 обучающийся 2 курса магистратуры

направления подготовки «Туризм»,

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»,

г. Симферополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.029 с.)