Инклюзивные экскурсии для слабовидящих людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инклюзивные экскурсии для слабовидящих людей



Инклюзивные [6] экскурсии для слабовидящих людей. В данной статье рассматриваются специфика и перспективы инклюзивных экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сущность таких экскурсий состоит в том, что они являются не только средством отдыха и реабилитации, который способствует активизации двигательных функций и поддержанию физической формы, но и источником, создающим среду для полноценного общения и устранения чувства неполноценности, что равным образом повышает уровень самооценки и самозначимости.

В последнее время большое значение в нашей стране стали приобретать музейные экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для слабовидящих детей и взрослых. Музеи играют значительную роль в повышении эстетической культуры людей разных возрастных категорий. Познакомившись с людьми, которые осуществляют и курируют различные проекты, предназначенные для людей с ОВЗ, были систематизированы достижения астраханского музея в этой области.

Inclusive tours for visually impaired people. This article discusses the specifics and prospects of inclusive tours for people with disabilities. The essence of such excursions is that they are not only a means of rest and rehabilitation, which helps to activate motor functions and maintain physical fitness, but also a source that creates an environment for full communication and eliminate feelings of inferiority, which equally increases the level of self-esteem and self-worth.

Recently, Museum tours for people with disabilities, namely for visually impaired children and adults, have become very important in our country. Museums play a significant role in improving the aesthetic culture of people of different ages. Having got acquainted with the people who carry out and supervise various projects designed for people with disabilities, the achievements of the Astrakhan Museum in this area were systematized.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема доступности музеев для слепых и слабовидящих людей на современном этапе развития недостаточна исследована. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как Н.А. Вревская [1], В. Гудонис [2], В.П. Гудонис [3], Е.Р. Ярская-Смирнова [6] и др.

Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы и развитие музеев с такими видами экскурсий, а также в них рассматриваются основные направления работы, а также специфика этой области.

Выделение нерешенной проблемы. На сегодняшний день число российских музеев, уделяющих внимание работе с инвалидами по зрению, постепенно растет. Следует упомянуть о сравнительно новом направлении работы с людьми с ОВЗ – тифлокомментировании (аудиодескрипция), под которым понимают лаконичное описание экспонатов слабовидящим людям. К сожалению, в нашем городе специалисты-тифлокомментаторы отсутствуют, хотя подобный опыт в стране существует с 2011 года, но пока только в Москве.

Цель статьи заключается в ознакомлении с особенными экскурсиями для людей с ограниченными возможностями здоровья (слепых и слабовидящих) в городе Астрахань.

Изложение основного материала. В процессе подготовки материала мы побывали в музее культуры Астрахани, который является памятником архитектуры федерального значения, а также имеет свою проектную специфику. В экспозициях музея представлены материалы, касающиеся литературного, музыкального и театрального наследия края, начиная с XVIII по XX век. Кроме того, здесь можно ознакомиться с деятельностью выдающихся деятелей России, чьи имена так или иначе связаны с Астраханью. Так, например, в этом городе родились и выросли первый русский академик В.К. Тредиаковский, баснописец И.И. Хемницер и другие. Кроме того, в разное время в Астрахани проживали и трудились Ф. Шаляпин, Н. Папаян, В. Барсова, М. Максакова. В залах музея можно увидеть бытовые предметы, мебель, документы и фотографии, живописные полотна, театральные эскизы и макеты XIX века.

Музей культуры Астрахани, заведующей которого является Герасимиди Елена Ивановна, уже пятый год работает со слабовидящими детьми из Астраханского губернского техникума, структурное подразделение № 1. Это подразделение реализует адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слепых и слабовидящих). Сотрудники музея реализуют проект под названием «Мир на кончиках пальцев». Суть проекта в том, чтобы работники музея помогли адаптироваться детям, расширить их кругозор, сделать мир ближе, потому что дети с указанными особенностями здоровья живут в своем замкнутом мире и зачастую им сложно ориентироваться и адаптироваться в социуме [5]. В Музее культуры проводить определенную работу с такими детьми рационально: во-первых, все экспонаты музея оснащены табличками со шрифтом Брайля (сначала текст идет обычными выпуклыми буквами, затем сам шрифт Брайля), а во-вторых, сам музей по своим размерам маленький и компактный, что дает детям чувство защищенности.

Дети приходят в музей со своим руководителем 1 раз в месяц. Программа этого проекта строится следующим образом: сначала ведется рассказ о новых выставках, потом проводятся творческие занятия, так как дети очень любят работать руками. Поэтому сотрудники музея сами проводят различного рода творческие занятия или приглашают мастеров на благотворительной основе, которые приносят свой материал.

В дальнейшем, уже на третий год обучения, Елена Ивановна начинает выводить детей в другие музеи, например, в Краеведческий музей. В нем тоже проводится цикл различных мероприятий. Также детей ведут в Астраханский кремль, подробно описывая его и рассказывая о нем. Это действительно укрепляет детей в общении, в мире коммуникаций, их учат ориентации.

Среди детей есть тотально невидящие дети и частично невидящие. Группы небольшие (в среднем до 8 человек), так как каждому нужен индивидуальный подход и это оправданно, потому что сотрудники музея и мастера могут помочь каждому. Сотрудники музея тоже ходят в интернат на концерты детей и, получается, что у них присутствует обратная творческая связь [4].

Для работы с инвалидами были сделаны заготовки 3D-моделей четырех астраханских храмов: храм-собор Святого князя Владимира, Пречистенской надвратной колокольни, Успенского собора, храма Иоанна Златоуста. Дети 2-ого и 3-его класса уже собирают эти храмы, а затем эти модели могут использоваться для работы музея, так как это хорошее подспорье для музейной деятельности.

Музей культуры также работает со взрослыми слабовидящими людьми. Для них проводятся выставки в рамках проекта «Преодоление». Суть его заключается в том, что работники музея выставляют творческие работы слабовидящих людей: из бисера, различных бусин и т.д., проводят выставки их работ, которые преследует двоякую цель. С одной стороны, помогают людям показать свои работы, представить их широкой публике, выйти из своего замкнутого круга, а с другой стороны, подобные выставки побуждают людей здоровых, зрячих к тому, чтобы чем-то заниматься и не впадать в депрессии, а наоборот, добиваться своих целей [2].

Важно упомянуть о таком понятии, как тифлокомментирование или аудиодескрипция. Это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений. Термин «тифлокомментирование» введён в оборот С.Н. Ваньшиным в 2002 году, в свою очередь, тифлокомментарий – это целевая информация, специально подготовленная для слепых (слабовидящих) для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) слепым (слабовидящим) [3].

В планах Музея культуры разработать специализированную экскурсию для тотально невидящих людей, суть которой состоит в том, чтобы более детально описывать каждый экспонат. Работники музея не могут разрешить дотрагиваться до подлинных вещей, так как это запрещено правилами музея, а человек в данном случае видит руками. Выйти из этого положения можно разными путями:

а) создавать для этих целей реплики (копии) экспонатов;

б) описывать экспонаты более детально, воздействуя на аудиовосприятие слабовидящих (невидящих) посетителей.

За последние несколько лет в России стали уделять гораздо больше внимания обеспечению доступной среды для инвалидов, в том числе и проблеме доступности для них музеев. Необходимо отметить, что в рамках программы «Доступная среда» во всех музеях города для слабовидящих людей используется предупреждающий знак в виде желтого круга, который наклеивается с двух сторон на стеклянную дверь. Желтый цвет виден лучше всего, поэтому на лестницах должны быть желтые полосы, обозначающие начало и конец лестничных маршей, другие препятствия (ступени, пороги и пр.) [1].

Выводы. Таким образом, в музее культуры Астрахани существует несколько проектов экскурсионной работы с разными категориями детей и взрослых с ОВЗ. Это, безусловно, полезное и благородное направление просветительской работы находится в начале большого пути и в дальнейшем количество проектов будет возрастать, а их качество – повышаться. Значимость таких проектов с целью привлечения внимания людей к данной проблематике трудно переоценить.

Список использованных источников:

1. Вревская, Н.А. Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих [Текст] / Н.А. Вревская // Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи / Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – С. 44-58

2. Гудонис, В.П. Интеграция лиц с нарушенным зрением [Текст] / В. Гудонис // Дефектология. – 1993. – № 4. – С. 13-16.

3. Гудонис, В.П. Незрячий в обществе: социальные меридианы [Текст] / В.П. Гудонис // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 186-197.

4. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 21-30.

5. Ярская-Смирнова, Е.Р. Люди с ограниченными возможностями [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова // Российская энциклопедия социальной работы. – М.: Институт социальной работы. – 1997. – Т.1 – С. 291-295.

 

Ключевые слова: инклюзивные экскурсии, инвалиды по зрению, музей, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тотально невидящие, частично невидящие, тифлокомментирование, аудиодескрипция, экспонаты.

 

 

УДК 379.85                                                                                                             Козар А.Н.,

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма,

Козар Н.К.,

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры естественных дисциплин, сервиса и туризма,

Казанский кооперативный институт (филиал)

АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»,

г. Казань, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.011 с.)