Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадры новой индустрии туризма и гостеприимства: состояние, трансформация, тенденцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кадры [2] новой индустрии туризма и гостеприимства: состояние, трансформация, тенденции. Сектор российского профессионального туристского образования не соответствует потребностям современной индустрии туризма и гостеприимства – налицо проблема в качественной составляющей. В настоящее время профессиональное образование переживает сложный период поиска своего места в глобальном образовательном пространстве, туристское образование сталкивается с количественными параметрами спроса на образовательные услуги в связи с демографическим кризисом и потребностями на качественные образовательные услуги. Одной из проблем получения профильного образования является «уменьшение количества бюджетных мест в вузы, а стоимость за обучение только увеличивается в геометрической прогрессии». Personnel of the new tourism and hospitality industry: state, transformation, trends. The sector of Russian professional tourism education does not meet the needs of the modern tourism and hospitality industry – there is a problem in the quality component. Currently, vocational education is going through a difficult period of finding its place in the global educational space, tourism education is faced with quantitative parameters of demand for educational services due to the demographic crisis and the need for quality educational services. One of the problems of obtaining specialized education is «reducing the number of budget places in universities, and the cost of training only increases exponentially». Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы анализа современного туристского образования рассматриваются исследователями Н.А. Зайцевой [2], А.Д. Чудновским, Ю.С. Путриком, Е.Ю. Никольской [3] и др. Выделение нерешенной проблемы. В условиях глобализации значительно возрастает роль человеческого капитала в повышении эффективности управления предприятиями туристской и гостиничной сферы и, как следствие, предоставления качественных услуг. Мы привыкли отождествлять понятия «обучение» и «образование», тогда как в действительности речь идет о принципиально разных вещах. Обучение давно вышло за рамки университетских аудиторий, мы больше не разделяем жизнь на «время учиться» и «время работать». Сегодня мы все постоянно чему-то учимся, и процесс нашего обучения не ограничивается получением образования. Специфика новой реальности – это глобализация, дикая скорость изменений и огромный прогресс технологий. Суть будущей конкурентоспособности основана на новом качестве знаний и наборе навыков, которыми должен обладать человек. В самых прогрессивных отраслях через 1,5-2 года половина знаний устаревает и теряет свою конкурентоспособность, поэтому нужно генерировать новые знания, а, значит, человек обрекает себя на непрерывное образование. Целью статьи является анализ современного состояния и тенденций на рынке образовательных услуг, выявление трендов и процессов трансформации туристского образования. Изложение основного материала. Одним из ключевых направлений социально-экономического развития Российской Федерации является развитие туризма, создание туристских кластеров, формирование современной инновационной инфраструктуры туризма. Важным фактором развития въездного и внутреннего туризма остается качество услуг. Человеческий фактор приводит к изменчивости качества услуг, следовательно, люди являются главным богатством и основной производительной силой, обладая определенным набором знаний, навыков и умений, необходимых для трудовой деятельности. Человеческий капитал, согласно теории Г. Беккера, представляет собой накопленный запас знаний, навыков, мотиваций. И, если ранее теории управления человеческими ресурсами были направлены в большей степени на использование трудовых ресурсов, то в настоящее время, в связи с растущим осознанием ценности человеческого фактора и его роли в повышении конкурентоспособности организации, особо актуальной темой становится развитие человеческого капитала. В соответствии с мировыми тенденциями развития экономики, численность занятых в сфере туризма увеличивается. В России в сфере туризма, по мнению экспертов, в настоящее время занято более 53% экономически активного населения. Развитие качественных характеристик персонала, таких, как: уровень образованности, развитие интеллекта, развитие творческого потенциала, системы ценностей и мотивирующих установок, а также физическое и психическое здоровье требуют инвестиций в данный процесс. Инвестициями в человеческий капитал считаются любые формы вложений в вышеизложенные качественные характеристики персонала, которые приведут к повышению качества обслуживания клиентов, производительности труда. По мнению Г. Беккера, Л. Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности индивидов, относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики. Одной из главных проблем в туризме, сопряженных с недостаточным инвестированием в человеческий капитал, ученые и эксперты выделяют дефицит специалистов. По данным доклада ООН об Индексе человеческого развития, Российская Федерация в 2018 году занимает 49 место (из 189 стран). Причинами низкой позиции является недостаточное инвестирование в образование населения, в развитие науки, сохранность и развитие культуры, а также в систему здравоохранения граждан страны. С другой стороны, следует заметить, что мы входим в эпоху, когда наличие сертификата будет гораздо более важно, чем наличие диплома о высшем образовании. Современным трендом является повышение значимости сертификатов как гарантии навыков и знаний по сравнению с просто наличием диплома о высшем образовании. Современные компании ищут конкретные навыки. Многие из них пренебрегают системой высшего образования. Например, индийским стартапам в настоящее время нужны программисты на Android. Их не волнует вопрос о том, имеет ли кандидат высшее образование в сфере информатики, тем более, ученую степень или звание. Любой, у кого есть сертификат о прохождении курсов программирования на Android от платформы онлайн-курсов Udacity, сможет рассчитывать на работу. Мы вступаем в неопределенную эпоху, не понимая, как будет выглядеть экономика в 2025, тем более в 2030 году. Еще 10 лет назад никто не слышал о программировании в сфере Android. Поэтому то, что сейчас преподается в университетах, может просто стать невостребованным, потому что будущее неизвестно. Но мы знаем, что все больше и больше рабочих мест автоматизируются и что в будущем конкретные прикладные знания и навыки будут играть более значительную роль, чем то, что мы наблюдаем сегодня. На выставке ISTE в 2019 году стало очевидно: IT-корпорации, прежде всего, Microsoft и Google захватывают рынок образования. И это неудивительно – ведь у них есть и инфраструктура, и сервисы, и актуальное содержание. Microsoft и Google расширяются за счёт партнёрств – так они могут разнообразить содержание своих программ и включить в них новые инструменты. Эти преимущества позволяют IT-компаниям легко конкурировать с госинфраструктурой и издательствами, которые выпускают учебную литературу. Сегодня на выставку в США учителя и преподаватели приезжают для реального обмена опытом. И это главное отличие американской ISTE от российских ММСО, EdCrunch и «Города образования». Отечественные мероприятия с каждым годом становятся всё лучше, а в последнее время иногда даже выигрывают у крупнейшей британской выставки Bett Show. В эту сторону России только предстоит развиваться в ближайшие годы: перед образовательными выставками стоит задача сделать информацию реально полезной и применимой в повседневной жизни. Тогда учителя и преподаватели смогут внедрять то, что они слышат в докладах, в свою ежедневную практику. Время требует нового подхода к процессу обучения. Понимание этого вызова приводит нас к глобальному вопросу: чему и каким образом мы должны обучать детей в школе и в вузе. Современная школа не успевает за изменениями, происходящими в мире. Об этой проблеме говорил на последнем форуме в Давосе Джон Гудвин, генеральный директор LEGO Foundation, который напомнил миру о том, что обучение начинается не тогда, когда вы читаете первую книгу, а тогда, когда берете в руку первую игрушку. «Скорость, с которой происходят процессы эволюции мира, в разы превышает скорость изменений в системе образования», – считает Гудвин. Поэтому необходимо, чтобы и общество, и образовательная система начали менять свой подход к обозначению тех навыков, которые они развивают у детей. Надо черпать из самых разных источников самые разные знания, которые потом уникальным образом синтезируются в мозгу человека. Актуальным трендом в образовании является освоение новых технологий. Современные дети осваивают новые знания быстрее с помощью новых технологий и с легкостью обучают этому более старшее поколение. Когнитивная гибкость в усложняющемся мире действительно становится исключительно востребованным навыком, который позволяет человеку поддерживать индивидуальную конкурентоспособность. Искусственный интеллект (ИИ) сам ставит перед собой задачи и способен создавать начало алгоритма. Игра го гораздо сложнее шахмат, она бесконечна. Алгоритм придумал человек, а машина на основании механизма machine learning играет сама с собой и обыграла чемпиона мира. Но программа, которая обыграла чемпиона мира в го, не может научиться играть в шахматы. Пока машина не будет осуществлять самостоятельное целеполагание, мы можем не бояться ИИ. Наша задача – понять, в каких случаях человека следует заменять машиной, а в каких нет. Актуальный вопрос сегодня для гостиничной индустрии: нужно ли заменять официанта в ресторане, ресепшиониста и горничную в отеле на робота? Следующий тренд – межличностные навыки – серьезная проблема для современной молодежи, молодежь лучше разбирается в цифровых навыках, но у нее снижаются навыки социализации, затрудняется урегулирование конфликтных ситуаций. А этому нужно учить, учить воспринимать трудности не как неприятности, а как возможности для совершенствования. Единственный способ научиться выступать – заставлять себя выступать, в разных аудиториях, главная личностная стратегия – заставить себя это делать, преодолеть страх, опасение, желание остаться в зоне комфорта. По мнению Александра Аузан: «В начальной школе наши дети отличаются умом и сообразительностью и, по международным рейтингам, входят в первую пятерку. В средней школе мы оказываемся сразу на 26-32-м месте. С высшей школой сложнее. Наши команды, конечно, побеждают на олимпиадах, но по уровню образования в целом мы стоим ниже лидирующих стран мира, иногда дотягиваясь лишь до Испании и Южной Кореи. Эта ситуация означает, что реализовать свой потенциал мы не можем и, более того, – растрачиваем его. В советское время говорили, что образование – это борьба системы с природной одаренностью человека. Так вот, наша система образования выиграла эту борьбу, одолела. Я считаю, что мы имеем дело с модельным, системным кризисом». Этот кризис образования наблюдают все – и граждане, и родители, и студенты, и преподаватели. Идея привлечь работодателей, которые разработают профессиональные стандарты, была предложена пять-семь лет назад, но не сработала, потому что не все работодатели понимают систему образования. Написать профессиональный стандарт способны не все преподаватели, а работодателю следует сначала получить педагогическое образование, чтобы разобраться в вопросах методики преподавания. По прогнозам Д.С. Пескова, в будущем порог вступления в профессии с высоким фактором ответственности будет выше. Например, врачам и полицейским придется проходить дополнительную сертификацию и проверку. В то же время, цифровые профессии станут более доступными, а на их изучение будет уходить всего несколько месяцев. Выводы. Уровень грамотности населения во всем мире растет, но сегодня уже очевидно, что пройти обучение и получить навыки в чем-либо – это совершенно разные вещи. Дипломы теперь никому не гарантируют работу, а определить реальный уровень подготовки специалистов может только обязательная и универсальная в своих требованиях сертификация. Парадоксы и вызовы в сфере образования и на рынке труда обсудили участники деловой программы мирового чемпионата профмастерства WorldSkills, который прошел в Казани в 2019 году. Долгое время глобальный кризис в образовании никто не замечал. Напротив, статистика указывала на положительную динамику: уровень грамотности растет, все больше людей заканчивают школу и поступают в вузы, а цифровые навыки становятся нормой. «Новые технологии и инструменты помогли нам выявить кризисную ситуацию», – рассказал Хайме Сааведра, глобальный директор по образованию из Всемирного банка. В числе других экспертов, исследователей и политиков он участвовал в WorldSkills Conference – деловой программе чемпионата по профмастерству в столице Татарстана. Сааведра сослался на недавнее исследование Всемирного банка, которое показало, что более 60% учеников начальной школы в развивающихся странах не обладают даже минимальными навыками. Аналитики выяснили, что проблема заключается не столько в самом подходе к образованию, сколько в глубинных политических предпосылках. Как отметил Сааведра, устранить кризис поможет равный доступ к обучению для всех без исключения. При этом важно, чтобы перед учениками открывались новые возможности для совершенствования и развития профмастерства. Об этом упомянула и Сара Аньянг Агбор, эксперт Африканского союза по HR, науке и технологиям. Школьники и студенты, которые сегодня получают образование, формально отвечают требованиям работодателей, но на практике сталкиваются со сложностями. Список использованных источников: 1. Дусенко, С.В. О современных практико-ориентированных подходах в организации переподготовки и повышении квалификации кадров в профильном туристском вузе [Текст] /Дусенко С.В.// Туризм: право и экономика. – 2013. – № 1. – С. 14-18. 2. Зайцева, Н.А. Оценка профессиональных квалификаций сотрудников индустрии гостеприимства [Текст] / Н.А. Зайцева, Е.Л. Ильина, Е.Ю. Никольская, М.М. Романова – М.: Русайнс, 2018. – 254 с. 3. Никольская, Е.Ю. Управление человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства [Текст] / Е.Ю. Никольская. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. – 84 с. Ключевые слова: туристское образование, индустрия туризма и гостеприимства, профессиональное образование, кризис, тренды.
УДК 379.851 Жаркова М.А., кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Казань, Россия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.009 с.) |