Туристско-рекреационный потенциал Волгоградской области как основа устойчивого развития туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристско-рекреационный потенциал Волгоградской области как основа устойчивого развития туризма



Туристско-рекреационный [20] потенциал Волгоградской области как основа устойчивого развития туризма. Волгоградская область, расположенная на юго-востоке европейской части России, является одним из динамично развивающихся туристских регионов страны. Известная, прежде всего, преобладанием военно-патриотических маршрутов, на сегодняшний день область сталкивается с необходимостью развития дополнительных туристских дестинаций, отвечающих возрастающим потребностям туристов в разнообразном отдыхе. Основой расширения туристской индустрии в регионе является богатейшая ресурсная база, представленная как природными, так и культурно-историческими ресурсами.

Туристские ресурсы Волгоградской области можно разделить на две группы:

- природные достопримечательности;

- культурно-исторические объекты.

Волгоградская область находится на юго-востоке европейской части России по берегам нижнего течения Волги и Среднего Дона. Входит в состав Южного федерального округа. На ее территории располагаются 1506 населенных пунктов, находящихся в составе 39 муниципальных образований (6 городов областного подчинения и 33 сельских района). Областным центром является город Волгоград. Волгоградская область граничит с Саратовской, Воронежской, Ростовской, Астраханской областями и Республикой Калмыкия. Имеет границу с Казахстаном. Общая протяженность границ составляет 2184 км [9].

Область расположена на пересечении важнейших транспортных путей, имеющих большое значение. Огромное влияние на экономическое развитие области оказывает ее выгодное географическое положение [11].

Численность населения региона составляет 2673,1 тыс. человек и имеет многонациональный состав [11].

Ядром природных территорий являются уникальные природные объекты – памятники природы.

Tourist and recreational potential of the Volgograd region as a basis for sustainable tourism development. Volgograd region, located in the South-East of the European part of Russia, is one of the fastest growing tourist regions of the country. Known primarily for the predominance of military-Patriotic routes, today the region faces the need to develop additional tourist destinations that meet the growing needs of tourists in a variety of recreation. The basis for the expansion of the tourism industry in the region is a rich resource base, represented by both natural and cultural and historical resources.

Tourist resources of the Volgograd region are divided into two groups:

- natural object;

- cultural and historical objects.

Volgograd region is located in the South-East of the European part of Russia on both banks of the lower reaches of the Volga and the Middle don. It is part of the southern Federal district. On its territory there are 1506 settlements, which are part of 39 municipalities (6 cities of regional subordination and 33 rural areas). The regional center is the city of Volgograd. Volgograd region borders Saratov, Voronezh, Rostov, Astrakhan regions and the Republic of Kalmykia. It has a border with Kazakhstan. The total length of the borders is 2184 km [9].

The region is located on the most important transport routes, which are of great importance. The favorable geographical position of the Volgograd region greatly contributes to its economic development [11].

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туризма в Волгоградской области уделял внимание С.К. Волков [7]. Существует утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 05 июня 2015 года № 295-п Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области на период до 2020 года [2].

Выделение нерешенной проблемы. В целом, если говорить об уровне развития туризма в Волгоградской области, то эта сфера экономики представлена на достаточно высоком уровне. Но, к сожалению, находится еще ряд проблем, тормозящих развитие туристской отрасли.

К таким проблемам прежде всего следует отнести малую информированность туристов о Волгоградской области. Самым известным и самым посещаемым городом является центр области – город Волгоград. Достаточной популярностью пользуется Камышин. Но помимо этих городов в области имеются и другие интересные для туристов дестинации, но, к сожалению, мало известные. К ним можно отнести Волжский и Урюпинск. Сейчас эти города недостаточно активно продвигаются на общероссийском и региональном туристских рынках, практически не используются возможности организации в них туров выходного дня.

Следующей проблемой области является преобладание культурно-познавательного туризма над всеми другими видами. Очень слабо развиты сельский, экологический, этнографический, гастрономический виды туризма. Также недостаточно используется событийный потенциал области. Сильно отстает в развитии медицинский и лечебно-оздоровительный виды туризма.

Большой проблемой туристской индустрии области является острая нехватка профессиональных кадров. Это касается, прежде всего, нехватки экскурсоводов, особенно владеющих иностранными языками.

Одной из проблем является нехватка предприятий питания. Особенно это чувствуется при обслуживании китайских туристов, которые предпочитают свою национальную кухню.

Основным препятствием для развития туристской индустрии Волгоградской области, несомненно, является нехватка профессионального маркетинга, направленного на продвижение регионального турпродукта как на российском, так и на зарубежном рынках.

Значимым препятствием остается недостаточное развитие сектора дополнительных услуг, как в самом Волгограде, так и в других туристских дестинациях.

Цель статьи заключается в анализе потенциала развития туризма в Волгоградской области.

Изложение основного материала. Туристские ресурсы Волгоградской области представлены на рисунке 1. Их можно подразделить на две большие группы: природные объекты и культурно-исторические ресурсы.

Среди природных объектов наибольшее значение в ресурсном плане имеют особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Сеть ООПТ регионального значения включает:

- 7 природных парков;

- 8 государственных природных заказников;

- 15 памятников природы;

- 1 лечебно-оздоровительную местность;

- 8 территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесённых в Красную книгу Волгоградской области;

- 1 охраняемый ландшафт [11].

Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» включенный по решению ЮНЕСКО 01 июля 2011 г. во всемирную сеть биосферных резерватов [8].

Рисунок 1 – Основные туристские ресурсы Волгоградской области [6]

 

В каждом из природных парков есть маршруты экологического туризма и активного отдыха, проложены экологические тропы. Наиболее популярным видом активного отдыха на территории парков являются сплавы на байдарках.

По территории Волгоградской области протекает река Хопер, которая признана ЮНЕСКО самой чистой рекой в Европе [8].

Здесь же, в области, расположено соленое озеро Эльтон площадью 152 км2. Его грязь и рапа являются бальнеологическими ресурсами, широко используемыми в санаторно-курортном лечении. Озеро привлекает многочисленные группы туристов [8].

Водный туризм – одно из наиболее перспективных направлений в Волгоградской области. Это обусловлено, конечно же, богатством водных ресурсов региона и его географическим положением.

Другую группу туристских ресурсов Волгоградской области составляют культурно-исторические достопримечательности. На территории региона учтено 1164 объекта истории, 923 памятника архитектуры, 9 – искусства, 17 исторически населенных мест, более 20 тыс. памятников археологии [9].

Наиболее приоритетным направлением культурно-познавательного туризма области является патриотическое направление. Его развитию с советских времен уделяется большое внимание. Волгоград знают как символ великой битвы, и сейчас очень важно сохранить память о подвиге предков для молодых поколений.

Самым известным не только в России, но и за рубежом, является мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и скульптура «Родина-мать зовет!», музей-панорама «Сталинградская битва» с самым крупным живописным полотном в России – панорамой «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» [2].

Важной составляющей привлекательности территории для туризма является наличие развитой социально-культурной и досуговой сферы.

Большое внимание в области уделяется привлекательности городской среды. В регионе появился ряд новых объектов, любопытных всякому туристу: Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана, стадион «Волгоград-Арена», интерактивная площадка в пойме реки Царица, музей «Россия – моя история», новая набережная вдоль Волги. Помимо этого, заложена прогулочная инфраструктура, велосипедные дорожки, обустроена пляжная зона.

Туризм в Волгоградской области получил свое развитие еще при Советском Союзе. Сейчас основой для развития туристско-рекреационного потенциала Волгоградской области являются два основных нормативных документа федерального уровня:

- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы», разработанная Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

- Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года [1].

С 2010 года за развитие внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области отвечает Государственное казенное учреждение «Агентство развития туризма» Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области. В 2011 году агентство реализовало проект «Волгоградская область – территория гостеприимства», который был направлен на продвижение и популяризацию регионального турпродукта [5].

Одним из наиболее значимых моментов стало создание сайта www.welcomevolgograd.com, который объединил нужную информацию для гостей области.

На сайте можно выбрать и заказать средство размещения: гостиницу, турбазу, санаторий; узнать основные подробности о достопримечательностях и музеях, найти подходящее заведение для отдыха и досуга, получить актуальную информацию о мероприятиях, спланировать маршрут путешествия.

Ежегодно агентство проводит ряд информационных туров для прессы и турбизнеса, представляет Волгоградский регион на международных выставках в Германии, Великобритании и Китае. Агентство выпустило семь новых информационных каталогов, организовало ярмарку вакансий в сфере туризма и отдыха, организовало обмен социальной рекламой туристской направленности с другими регионами России – Казанью, Самарой, Санкт-Петербургом.

На туристской карте мест боевой славы России Волгоград всегда занимал одно из главных мест. В 80-е годы Волгоград ежегодно посещало 2 млн. туристов. Сегодня памятники Великой Отечественной привлекают около 500 тыс. человек в год [7].

Ежегодно область посещают 100-150 тыс. неорганизованных туристов, которые размещаются по берегам водоемов [7].

Наличие развитой туристской инфраструктуры в Волгоградской области является важным фактором развития внутреннего и въездного туризма. Показателем определенного спада в развитии туризма, который город-герой переживал в последние 20 лет, является тот факт, что Волгоград серьезно отстает от других крупных городов России по числу имеющихся средств размещения.

Около 70% номерного фонда Волгограда было построено еще в 1950-80-х годах. Тогда были введены в эксплуатацию самые крупные из существующих гостиниц – «Интурист», «Волгоград», «Южная» (3 звезды), «Октябрьская» и «Турист» (2 звезды). За последние несколько лет структура гостиничного фонда претерпела существенные изменения.

Построенный Сбербанком для размещения собственных сотрудников «Банк-Отель» с номерным фондом в 50 номеров стал самым крупным новым объектом размещения. В области также идет активное развитие мини-гостиниц.

Сегодня в Волгограде функционирует 38 гостиниц с совокупным номерным фондом 1721 номер на 3249 мест. 13 хостелов открылось к чемпионату мира по футболу в 2018 году [14]. Для приема участников чемпионата открылись три новых отеля категории 4*[7] в Волгоградской области.

Гостиницы Волгограда представлены и мировыми брендами: Hampton by Hilton, Park Inn by Radisson, Best Western и др. Комфортабельность и спектр предлагаемых услуг коллективных средств размещения региона ориентированы на широкий круг потребителей с различным уровнем дохода.

Большое значение для развития современной туристской индустрии имеет система общественного питания. Число ресторанов и кафе в Волгограде и области постоянно растет, осуществляется реконструкция объектов питания, совершенствуется придорожный сервис. По состоянию на 2018 год, в Волгоградской области действовало 1280 объектов питания, из них в Волгограде – 1080 [7].

Рассматривая структуру предприятий общественного питания по территориальному признаку, можно констатировать, что 78,3% всех предприятий располагаются в г. Волгограде и только 21,7% ‒ в области. Из них 30% принадлежит ресторанам различного класса обслуживания, 18% ‒ сетевым ресторанам, 48% ‒ кафе, барам, предприятиям быстрого питания, 4% ‒ столовым [7].

Транспортная инфраструктура Волгоградской области располагает всеми видами транспорта, кроме морского. Важную роль в транспортной системе региона играет железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог в области составляет 1660 км.

В центре Волгограда функционирует современные железнодорожный вокзал (станция «Волгоград-I»). Вокзал включает три посадочные платформы на пять отправочных путей и обеспечивает как движение поездов дальнего следования, так и пригородных.

Конфигурация шоссейных дорог области в основном повторяет конфигурацию железных. Наибольшее значение имеют магистрали Волгоград – Тамбов – Москва, Волгоград – Саратов, Волгоград­ – Элиста – Ставрополь, Волгоград – Шахты и Волгоград – Астрахань [7].

Один из крупнейших в Поволжье – Волгоградский аэропорт. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами. Допущен к осуществлению международных перевозок являющийся аэропортом федерального значения – аэропорт Волгоград (Гумрак) [7].

Выводы. Анализ текущего состояния индустрии туризма в Волгоградской области позволяет выделить основные проблемы внутреннего и въездного туризма в регионе:

- низкая конкурентоспособность и недостаточная привлекательность регионального туристского продукта;

- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, полное отсутствие транспортной и инженерной инфраструктуры туризма в ряде муниципальных образований;

- недостаток информации, слабое имиджевое продвижение Волгоградской области как привлекательного туристского региона;

- устаревшая материальная база и низкий уровень подготовки кадров, как следствие – низкое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии.

Список использованных источников:

1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902301126.

2. Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области на период до 2020 года. Постановление от 5 июня 2015 года № 295-п [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/428562987.

3. Авилова, Н.Л. Инструменты эффективного использования природно-рекреационных ресурсов [Текст] / Н.Л. Авилова, Н.В. Косарева, К.А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-3 (85-3). – С. 671-674.

4. Адашова, Т.А. Совершенствование государственного регулирования туристско-рекреационной сферы [Текст] / Т.А. Адашова, Н.В. Косарева, О.В. Лебедева // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82-1). – С. 50-53.

5. Баранова, А.Ю. Теория развития экономических интересов объектов туризмологии: монография [Текст] / А. Ю. Баранова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 148 с.

6. Беликова, Е.В. Маркетинговые стратегии управления туристской дестинацией [Текст] / Е. В. Беликова, Т. В. Полякова // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. – 2016. – № 2. – С. 70-75.

7. Волков, С.К. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг. г. Волгоград [Текст] / С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 24 (207). – С. 56-58.

8. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие [Текст] / В.Г. Волков. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 304 с.

9. Волгоградская область [Электронный ресурс]. – URL: http://www. turbooks.ru / jug-rossii / 288-volgogradskaja-oblast. html.

10. Официальный портал Волгоградской области [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.volgograd.ru/.

11. Ростуризм: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=111&freg=155.

Ключевые слова: Волгоградская область, туризм, туристско-рекреационный потенциал, туристские ресурсы.

 

 

УДК: 338.48                                                                                                      Алексеева Е.В.,

старший преподаватель кафедры

естественных дисциплин, сервиса и туризма,

Тимофеева С.Д.,

обучающаяся 4 курса направления подготовки «Туризм»,

Казанский кооперативный институт (филиал)

АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»,

г. Казань, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.153 (0.045 с.)