Государственная политика в сфере регионального туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика в сфере регионального туризма



Государственная [18] политика в сфере регионального туризма. В статье рассмотрены вопросы состояния и особенностей развития туризма в Республике. В Донецкой Народной Республике, несмотря на политические и социально-экономические проблемы последних лет, туризм возрождается и развивается, наращивая объемы производства туристского продукта. В Республике имеется достаточный потенциал для формирования туристско-рекреационной отрасли экономики. Туризм в регионе может и должен стать источником пополнения регионального бюджета, средством общедоступного и полноценного отдыха и оздоровления населения региона. Основой государственной политики туристско-рекреационной отрасли региона может статьзарубежный опыт государств, которые добились значительных успехов в развитии туризма и рекреации.

Формирование эффективной государственной политики обусловлено пониманием значимости сферы туризма для социально-экономического развития региона и осознанием масштабов его мультипликативного влияния. На государственном уровне туристская отрасль рассматривается как одно из приоритетных направлений экономической политики региона, способствующее формированию благоприятных условий для ее устойчивого развития.

State policy in the sphere of tourism. In the article under consideration it is researched the conditions and peculiarities of tourism development in the Republic. In the Donetsk People’s Republic, in spite of political and socio-economic problems of the recent years, tourism is reviving and developing, increasing the volume of production of tourist product. There is a substantial potential for the formation and development of the tourism and recreational sector of economy. Tourism in the region can and should become a source of replenishment of the regional budget and a means of recreation and recovery of the population. The basis of the state policy of the tourism and recreational industry of the region can be the foreign experience of the states, which have made significant progress in the development of tourism and recreation.

The formation of an effective state policy is conditioned by an understanding of the importance of tourism for the socio-economic development of the region and an awareness of the extent of its multipliсative effect. At the state level, the tourism industry is seen as one of the priorities of the regional economic policy, which contributes to the formation of favorable conditions for its sustainable development.

Анализ последних исследований и публикаций. Темегосударственной политики, регулирования и управления в сфере туризма уделяли внимание такие авторы как В.А. Друшлякова [1], Е.А. Куклина [2], Е.В. Печерица [5], К.К.Потапова [6] и др.

 Основным содержанием этих работ являются современное состояние государственной политики в сфере туризма и рекреации, вопросы регулирования сферой туризма на различных уровнях управления РФ, а также направления по совершенствованию государственной политики в туризме.

Выделение нерешенной проблемы. Современные геополитические процессы в мире привели к его перестройке, к переделу его структуры, к переносу государственных границ, изменение которых приводит не только к модификации географического пространства, но и к модификации законодательного, экономического и политического пространств отдельных государств [5]. Всё это приводит к необходимости осмысления сущности туристско-рекреационного пространства в новых условиях, изучения перспектив и особенностей развития туризма на территории Донецкой Народной Республики, а также к разработк3 направлений по формированию действенной государственной политики в сфере туризма.

Цель статьи заключается в исследовании особенностей и специфики формирования государственной политики в сфере туризма Донецкой Народной Республики.

Изложение основного материала. Туризм в ДНР сегодня является одной из быстроразвивающихся отраслей экономики. Все больше граждан стараются посетить неизведанные зарубежные страны. В соответствии с введением порядка регистрации турагентств на данный момент в Донецкой Народной Республике зарегистрировано 70 туристических агентств, что в 14 раз больше, чем в 2014 году. Увеличение количества турагентств свидетельствует об имеющемся туристско-рекреационном потенциале региона, для эффективного использования которого необходимо создание благоприятных условий для развития как внутреннего, так и международного туризма.

Многие турагентства, в основном, работают по выездному туризму с потребителями туруслуг в направлениях, которые не требуют оформления виз граждан за рубеж. Можно выделить пять основных факторов, влияющих на развитие выездного туризма (Рисунок 1).

Политические факторы. Всем известно, что для развития туризма в стране необходима не только благоприятная политическая обстановка, но и стабильная политическая ситуация. Политическая власть в государстве обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций, что оказывает положительный эффект на отрасль туризма.

 Также, на развитие туристического потока влияют межгосударственные отношения. В 2013 году в связи с политическими волнениями число туристов из Донбасса сократилось практически до минимума. Неспокойная политическая обстановка, а также непризнанность Республики большинством мировых государств практически ограничивает возможности организации въездного туризма.

 
 
 
 
 
 
Факторы, влияющие на развитие
выездного
туризма
 
Политические
 
Социально-
 
Культурные
 
Научно-
 
технический

                     демографические     Экономические                прогресс

 

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие выездного туризма

 

Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристической отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма. На сегодняшний день в связи с отсутствием закона, регулирующего туристскую деятельность, государственная политика Донецкой Народной Республики должна быть направлена на формирование нормативно-правового поля в сфере туризма. Требуют законодательного решения такие проблемы, как государственная поддержка внутреннего, выездного, социального туризма; учет специфики местных, природных и других ресурсов; обеспечение прав и безопасности туристов; страховая защита субъектов туристской индустрии и др.

Экономические факторы. Растущие доходы населения в экономически развитых странах позволяет ему тратить больше средств на путешествия. Также на развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма. К неблагоприятным экономическим факторам в ДНР можно отнести финансовую несостоятельность населения, что оказывает наибольшее влияние на спрос на туристические услуги населения Республики.

Социально-демографические факторы. Создание благоприятных условий для формирования эффективного и конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности удовлетворения туристско-рекреационных потребностей граждан Республики, должно основываться на развитии доступного дешевого внутреннего социально-ориентированного туризма, поскольку коммерческий туризм доступен не всем слоям населения. Проникновение сети Интернет в частную жизнь населения также сказывается на росте числа туристов. Люди теперь сами могут беспрепятственно в кратчайшие сроки забронировать туры, получить всю необходимую информацию о стране или наладить контакты с людьми в другой стране и отправиться в гостевые туры.

Культурные факторы. К данным факторам необходимо отнести потребности человека в культурном, эстетическом и образовательном развитии – стремление к познанию жизни, истории и уклада населения региона и других стран. Многие культурные события благоприятно влияют на туристический бизнес страны. Ярким примером этого могут стать олимпиады, выставки, кинофестивали и многое другое. Наличие на территории ДНР памятников культуры, истории, искусства, мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей, обуславливает возможность и необходимость развития культурно-познавательного туризма. Имеющиеся социально-экономические рекреационные ресурсы имеют общественно-воспитательное значение, вызывают познавательный интерес, способны удовлетворить духовные и культурно-образовательные потребности людей, обеспечить возможность сменить окружающую среду с целью наиболее полного и информационно насыщенного психофизиологического восстановления личности.

Научно-технический прогресс. Благодаря росту научных разработок в сфере туризма создаются новые технологии, существенно облегчающие обслуживание туристов. Появляются новые скоростные комфортабельные поезда, снижающие время нахождения в пути. Совершенствуется сервисное обслуживание на транспорте. При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов [4]. Донецкая Народная Республика является непризнанным государством, поскольку на данный момент она не получила признания ни одного государства-члена ООН. Единственным государством, признавшим независимость Республики, является Южная Осетия, которая сама не является членом ООН и имеет ограниченное признание. Российская Федерация частично признала самопровозглашение ДНР, но, в то же время, считает ее частью Украины. Правительство России заявило об «уважении к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей», однако уточнило, что данное заявление не является признанием [8]. Отсутствие авиаперелетов и железнодорожных транспортных путей не способствует росту туристских прибытий из других стран и развитию выездного туризма.

На геополитическое положение каждой страны влияют такие факторы, как: наличие выходов к морям, уровень развития системы коммуникаций, состояние и запасы природных ресурсов, протяженность сухопутных, морских и воздушных границ, климатические условия, уровень включенности в международные отношения.

В случае с ДНР можно сказать, что Республика является геополитически изолированной, поскольку на западе, юго-западе и северо-западе расположена Украина, с которой на данный момент имеются натянутые отношения на фоне политических и военных конфликтов; на юге находится выход к морю, который, однако, не используется для развития международных отношений; на юго-востоке Республика граничит с Российской Федерацией – единственным государством, оказывающим поддержку ДНР, хотя официально и не признавшим ее самостоятельность; на северо-востоке располагается Луганская Народная Республика, находящаяся в аналогичном с ДНР статусе. Расположение ДНР является не самым удачным для развития выездного туризма, поскольку оно ограничивает возможности передвижения граждан с целью путешествий и отдыха.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие туризма в Донецкой Народной Республике: непризнанность Донецкой Народной Республики в мировом сообществе; геополитическая изоляция республики; снижение доходов населения по причине экономической нестабильности; незащищенность туристов как потребителей туристского продукта из-за отсутствия финансовой ответственности местных турагентов при предоставлении туристских услуг; отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туристской индустрии.

Следует отметить, что на сферу туризма влияют очень большое количество факторов. Во многом успех стран в туристической сфере зависит от того насколько государство готово четко определять сложившиеся тенденции развития и грамотно подходить к решению существующих проблем, насколько оно готово инвестировать средства в развитие туристической индустрии с целью формирования благоприятного имиджа страны.

В качестве решения проблемы геополитической изоляции Республики в рамках государственной политики можно предложить разработку программы приграничного сотрудничества с Ростовской областью Российской Федерации. Приграничное сотрудничество – это сотрудничество, которое происходит на государственном уровне между двумя или более участниками, по вопросам государственной границы. Его основная цель – социально-экономическое развитие государств, установление и налаживание развития связей между сопредельными регионами. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов стать участниками развития такого сотрудничества. Приграничное сотрудничество открывает большие перспективы интеграции регионов, способствует улучшению международных отношений [7].

Целью программы приграничного сотрудничества является объединение туристской инфраструктуры, рекреационных ресурсов, туристских товаров, услуг и рабочей силы для формирования целостного туристского пространства. В рамках данной программы можно осуществлять так называемый «обмен туристами» между туристическим агентствами ДНР и Ростовской области.

Предполагается, что в приграничных регионах в развитии туризма особое значение приобретает поток иностранных туристов из сопредельных государств. И если объем въездного потока туристов на территорию Ростовской области в общем въездном туристском потоке может быть незначительным, то для региона ДНР достаточно ощутимым. Кроме того, доходы, приносимые в регион, и социально-экономический эффект, возникающий от развития данного вида экономической деятельности, может оказаться значительным на региональном уровне. Программа приграничного сотрудничества ДНР с Ростовской областью позволит:

- осуществлять пересечение границы туристами приграничных регионов ДНР и РФ по упрощенной схеме (облегчение приграничных формальностей);

- увеличить поток туристов между ДНР и Ростовской областью;

- восстановить и более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи;

- использовать налаженные приграничные контакты в механизмах сотрудничества;

- использовать географическое положение Ростовской области в качестве евразийского транзитного коридора;

- повысить благосостояние населения;

- укрепить дружбу и добрососедство.

Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенных данных, можно понять, что в Донецкой Народной Республике индустрия туризма развивается. В Республике имеются туристско-рекреационные ресурсы, туристические агентства, предоставляющие услуги в рамках развития внутреннего и выездного туризма. Приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма с учетом региональных особенностей может быть разработка и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности, позволяющей формировать государственную программу стимулирования выездного, въездного и внутреннего туризма. В рамках развития этой программы необходимо формирование системы социального туризма, представляющей собой совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволит малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха. Важным этапом формирования выездного туризма может стать программа приграничного сотрудничества с Ростовской областью Российской Федерации, которая повлечет за собой упрощение процедуры пересечения границы туристами приграничных регионов ДНР и РФ, увеличение туристских потоков между ДНР и Ростовской областью, повышение благосостояние населения и укрепление дружбы и добрососедства приграничных регионов.

 

Список использованных источников:

1. Друшлякова, В. А. Государственное регулирование в сфере туризма [Текст] / В.А. Друшлякова // Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – № 6-2. – С. 140-142.

2. Куклина, Е.А. О государственной политике в сфере туризма и рекреации (в контексте лучших мировых практик) [Текст] / Е.А.Куклина, Д.Ю. Десятниченко // Управленческое консультирование, 2017. – № 10. – С. 15-30.

3. Лебезова, Э.М. Информационная инфраструктура как способ развития туризма на непризнанных или частично признанных территориях [Текст] / Э.М. Лебезова // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – Т. 10 – № 3 (64) – С. 119-135.

4. Петрова, Е.И. Уточнения факторов, влияющих на развитие выездного туризма [Текст] / Е.И. Петрова // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2014. – № 4 – С. 128-131.

5. Печерица, Е.В. Управление туристской отраслью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [Текст] / Е.В.Печерица // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 1 (20). – Часть 3. – С. 55-56.

6. Потапова, К.К. Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] // Молодой ученый. – 2016. – № 25. – С. 348-351.

7. Торопыгин, А.В. Приграничное сотрудничество: теория и практика. Политические, правовые, экономические проблемы международного сотрудничества на постсоветском пространстве [Текст] / А.В.Торопыгин, Ю.В. Косов, П.Б. Зверев, А.А. Марышев. – СПб: Издательство Сев.-Зап. академия гос. службы, 2009. – 206 с.

8. Кремль попросил не считать признанием выборов в ДНР слова об «уважении» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/politics/07/11/2014/545cb608cbb20f2fb97936f6.

 

Ключевые слова: туризм,государственная политика, внутренний туризм, социальный туризм, факторы, приграничное сотрудничество.

 

 

УДК 34.08                                                                                                 Шоломицкая И.В.,

магистр юридических наук,

юрисконсульт ООО «Дейлорент»,

г. Минск, Республика Беларусь

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.026 с.)