Перспективы развития рынка туризма в краснодарском крае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития рынка туризма в краснодарском крае



 

Перспективы [27] развития рынка туризма в Краснодарском крае. Статья посвящена изучению перспектив развития внутреннего и въездного туризма в Краснодарском крае. Авторы отмечают, что перспективные направления внутреннего и въездного туризма могут быть основаны на использовании собственных туристско-рекреационных ресурсов. Краснодарский край широко известен своими культурно-историческими, геологическими, природно-культовыми памятниками, курортно-оздоровительными зонами, спортивными туристическими маршрутами.

Доминирующую роль в настоящее время в индустрии туризма Краснодарского края играют экологический, познавательный и лечебно-оздоровительный туризм. Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.

Prospects for the development of the tourism market in the Krasnodar Territory. The article is devoted to studying the prospects for the development of domestic and inbound tourism in the Krasnodar Territory. The author notes that the promising areas of domestic and inbound tourism can be based on the use of their own tourist and recreational resources. The Krasnodar Territory is widely known for its cultural, historical, geological, natural-cult monuments, and resort and health zones, sports tourist routes.

Currently, the dominant role in the tourism industry of the Krasnodar Territory is played by ecological, cognitive and health-improving tourism. Today, the Krasnodar Territory is a promising territory for profitable investments in the tourism industry: legislation has been formed that protects and guarantees the rights of investors, provides them with tax benefits, guarantees from the Territory administration and other forms of state support, and favorable conditions are created for using land.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема внутреннего и въездного туризма и его специфика в РФ на современном этапе развития недостаточна исследована. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как С.Ю. Гатауллина [2], И.М. Асанова [1], В.Ю. Морозов [4] и др.

Выделение нерешенной проблемы. За последние десятилетия, с точки зрения социального и экономического подъема, отмечается усиленное внимание к формированию цивилизованных рыночных отношений в сфере внутреннего и въездного туризма. Незнание объемов предоставленного рынка определяют недостаточное количество исследований по данной проблеме. К сожалению, на отсутствие должного понимания в России роли выездного туризма повлиял также и слабый уровень научной разработки основ оценки социально-экономической значимости выездного туризма, связав его, в основном, только с вывозом денег из России. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.

Цель статьи за.ключа.е.тся в иссле.дова.нии пе.рспе.ктив ра.звития рынка внутре.нне.го и въе.здного туризма в Кра.снода.рском кра.е.

Изложение основного материала. Сте.пе.нь и те.мпы ра.звития туризма за.висят от на.личия в стра.не соотве.тствующих условий, когда вне.шняя сре.да бла.гоприятствуе.т ка.к удовлетворению потре.бности на.се.ле.ния в путе.ше.ствиях с ра.зличными це.лями, спросу на туристский продукт, та.к и бизне.су по обслужива.нию туристских потоков. На.личие бла.гоприятной вне.шне.й сре.ды опре.де.ляе.тся на.бором политиче.ских экономиче.ских, социа.льных, те.хниче.ских, культурных, природных, экологиче.ских фа.кторов.

Возрожда.е.тся внутре.нний туризм. Ра.зра.ба.тыва.е.тся нова.я госуда.рстве.нна.я конце.пция ра.звития туризма в условиях рыночных отноше.ний, ра.сширяются ме.ждуна.родный туристский поток и ге.огра.фия туристских пое.здок. При этом приорите.тными на.пра.вле.ниями госуда.рстве.нного ре.гулирова.ния туристской де.яте.льности являются подде.ржка и ра.звитие внутре.нне.го и въе.здного туризма.

Основные фа.кторы, сде.ржива.ющие рост внутре.нне.го и въе.здного туризма, не.однокра.тно ука.зыва.лись [1]:

- сла.бо ра.звита.я или отсутствующа.я инже.не.рна.я инфра.структура.;

- сла.бо ра.звита.я туристска.я инфра.структура.;

- отсутствие доступных инве.стора.м кре.дитных инструме.нтов;

- низкое ка.че.ство обслужива.ния;

- не.доста.ток профе.ссиона.льных ка.дров;

- ра.стущий урове.нь конкуре.нции ме.жду стра.на.ми;

- не.доста.точна.я конкуре.нтоспособность оте.че.стве.нного туристского продукта.;

- сла.бое продвиже.ние России ка.к привле.ка.те.льного для туристов на.пра.вле.ния.

В ре.зульта.те компле.ксного возде.йствия этих и других фа.кторов на фина.нсово-хозяйстве.нную де.яте.льность орга.низа.ций са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я уже се.годня ре.зко снизила.сь их ре.нта.бе.льность, многие здра.вницы не име.ют свободных фина.нсовых сре.дств, не.обходимых им для ре.конструкции собстве.нных основных фондов и вне.дре.ния иннова.ций.

Прямые и косве.нные доходы от туризма могут ре.зко сокра.титься, что не.га.тивно ска.же.тся на фина.нсовом положе.нии ка.к са.мого са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я, та.к и на экономике курортных городов и ра.йонов кра.я.

Гла.вным на.пра.вле.ние.м в ра.звитии сре.дств ра.зме.ще.ния должна ста.ть ре.конструкция суще.ствующе.го фонда са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я с не.зна.чите.льным уве.личе.ние.м е.го вме.стимости и дове.де.ние е.го комфортности до сре.дне.е.вропе.йского уровня.

Ве.сь объе.м бюдже.тного фина.нсирова.ния са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я не.обходимо на.пра.вить на ре.конструкцию суще.ствующих и строите.льство новых инже.не.рных се.те.й, моде.рниза.цию городских коммуника.ций (пре.жде все.го очистных сооруже.ний, водоводов, се.ти те.пло- и эне.ргосна.бже.ния), ра.звитие тра.нспортной систе.мы, пляжного хозяйства, инфра.структуры ра.звле.че.ний.

Не.смотря на то, что за.конода.те.льство Российской Фе.де.ра.ции и за.конода.те.льство Кра.снода.рского кра.я, ре.гла.ме.нтирующие де.яте.льность са.на.торно-курортного и туристиче.ского компле.кса Кра.снода.рского кра.я, обширны, суще.ствуе.т це.лый ряд причин, по которым они должны быть дополне.ны и пе.ре.ра.бота.ны. Сре.ди этих причин можно на.зва.ть сле.дующие [2]:

- сла.бое отра.же.ние в де.йствующе.м за.конода.те.льстве ре.а.лий рыночной экономики, в условиях которой функционируют са.на.торно-курортные и туристские орга.низа.ции;

- не.обходимость устра.не.ния суще.стве.нных противоре.чий, име.ющихся в де.йствующе.м за.конода.те.льстве.;

- не.обходимость на.учного обоснова.ния и приве.де.ния в соотве.тствие с совре.ме.нными тре.бова.ниями суще.ствующих ме.дицинских ста.нда.ртов и крите.рие.в прове.де.ния лице.нзирова.ния ме.дицинской де.яте.льности са.на.торно-курортных орга.низа.ций, а.тте.ста.ции ме.дицинских ра.ботников са.на.торно-курортного и туристского компле.кса Кра.снода.рского кра.я и се.ртифика.ции ока.зыва.е.мых ими услуг.

С це.лью пре.одоле.ния этих не.га.тивных явле.ний Минздра.в России и Минэкономра.звития России подготовили прое.кты новых норма.тивных пра.вовых а.ктов.

Основными на.пра.вле.ниями сове.рше.нствова.ния за.конода.те.льства Российской Фе.де.ра.ции и за.конода.те.льства Кра.снода.рского кра.я в сфе.ре са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я должны ста.ть [3]:

1) включе.ние вопросов ра.звития са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я в долгосрочные програ.ммы социа.льно-экономиче.ского ра.звития региона ка.к приорите.тного на.пра.вле.ния госуда.рстве.нной политики;

2) унифика.ция понятийного а.ппа.ра.та в сфе.ре са.на.торно-курортного и туристского компле.кса в соотве.тствии с ре.коме.нда.циями Все.мирной туристской орга.низа.ции и Е.вропе.йского союза, ме.ждуна.родными конве.нциями и согла.ше.ниями, в том числе сове.рше.нствова.ние обще.российских кла.ссифика.торов в ча.сти вопросов, отне.се.нных к туризму и туристской де.яте.льности;

3) ра.зра.ботка и принятие норма.тивного пра.вового а.кта о систе.ме туристских обозна.че.ний и зна.ков;

4) ра.зра.ботка и принятие норма.тивных докуме.нтов о порядке ве.де.ния кра.е.вого госуда.рстве.нного ста.тистиче.ского уче.та и отче.тности в сфе.ре са.на.торно-курортной и туристской де.яте.льности;

5) ра.зра.ботка и принятие подза.конных норма.тивных а.ктов о созда.нии и ме.ра.х госуда.рстве.нной подде.ржки туристских це.нтров кра.е.вого зна.че.ния, включа.я вопросы пла.нирова.ния и ре.гулирова.ния туристских потоков на те.рритории кра.я с уче.том инте.ре.сов госуда.рства и ме.стного на.се.ле.ния;

6) ра.зра.ботка и принятие ряда попра.вок в де.йствующую за.конода.те.льную и норма.тивную ба.зу, а та.кже вне.се.ние прое.ктов новых норма.тивных пра.вовых а.ктов, ре.гла.ме.нтирующих проце.сс вовле.че.ния ма.лых сре.дств ра.зме.ще.ния в са.на.торно-курортный и туристский компле.кс кра.я;

7) ра.зра.ботка норма.тивных пра.вовых а.ктов о фина.нсовых ра.сче.та.х в обла.сти туризма (дорожные че.ки, кре.дитные ка.рты), выпуске и обра.ще.нии госуда.рстве.нных (муниципа.льных) це.нных бума.г (туристских облига.ций), использова.ние которых позволит созда.ть дополните.льные источники фина.нсирова.ния объе.ктов индустрии туризма на курорта.х Кра.снода.рского кра.я.

Ре.а.лиза.ция поста.вле.нных за.да.ч в сфе.ре туризма и курортного де.ла возможна в ра.мка.х кра.е.вой це.ле.вой програ.ммы, пре.дусма.трива.юще.й сове.рше.нствова.ние за.конода.те.льного и норма.тивного обе.спе.че.ния де.яте.льности са.на.торно-курортного и туристского компле.кса Кра.снода.рского кра.я.

Стра.те.гиче.ской це.лью Конце.пции являе.тся формирова.ние условий для созда.ния на те.рритории Кра.снода.рского кра.я совре.ме.нного, конкуре.нтоспособного и высокоэффе.ктивного са.на.торно-курортного и туристского компле.кса, доступного для все.х слое.в на.се.ле.ния стра.ны. Пре.дпола.га.е.тся, что да.нна.я Конце.пция ста.не.т основой для ра.зра.ботки кра.е.вой це.ле.вой програ.ммы «Ра.звитие са.на.торно-курортного и туристского компле.кса Кра.снода.рского кра.я». При этом отде.льные е.е на.пра.вле.ния (ра.звитие инже.не.рной инфра.структуры, экология, тра.нспорт, связь, подготовка и повыше.ние ква.лифика.ции ка.дров) войдут в общую програ.мму в виде са.мостояте.льных подпрогра.мм.

Для устойчивого экономиче.ского ра.звития са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я опре.де.ле.ны сле.дующие приорите.ты [5]:

1) ускоре.нное за.ве.рше.ние основных институциона.льных пре.обра.зова.ний, в том числе:

- сове.рше.нствова.ние орга.низа.ционно-экономиче.ского ме.ха.низма ра.звития са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я;

- созда.ние новой и сове.рше.нствова.ние име.юще.йся норма.тивной пра.вовой ба.зы, ре.гулирующе.й вновь возника.ющие пра.воотноше.ния, в том числе связа.нные с а.ктивным использова.ние.м индивидуа.льных домовла.де.ний для ве.де.ния пре.дпринима.те.льской де.яте.льности в обла.сти ока.за.ния са.на.торно-курортных услуг;

- подде.ржка и ра.звитие въе.здного, внутре.нне.го туризма.;

- сове.рше.нствова.ние систе.мы ста.тистиче.ского уче.та и отче.тности;

- приве.де.ние в соотве.тствие с совре.ме.нными тре.бова.ниями суще.ствующих положе.ний, ме.дицинских ста.нда.ртов и крите.рие.в прове.де.ния лице.нзирова.ния ме.дицинской де.яте.льности са.на.торно-курортных орга.низа.ций, а.тте.ста.ции ме.дицинских ра.ботников са.на.торно-курортного компле.кса и се.ртифика.ции ока.зыва.е.мых ими услуг.

2) созда.ние условий для эффе.ктивного функционирова.ния объе.ктов са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я, в том числе:

- формирова.ние систе.мы подде.ржки пре.дприятий са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я, осуще.ствляющих ре.конструкцию собстве.нных основных фондов, путе.м пре.доста.вле.ния им на.логовых льгот, уста.новле.ния ре.жима а.дминистра.тивного бла.гоприятствова.ния;

- ра.зра.ботка подпрогра.ммы по подготовке и повыше.нию ква.лифика.ции ка.дров, за.нятых в сфе.ре ока.за.ния са.на.торно-курортных и туристских услуг;

- ра.зра.ботка компле.ксных ме.тодик ле.че.ния на основе курортных фа.кторов кра.я;

- формирова.ние ма.рке.тинговой стра.те.гии продвиже.ния са.на.торно-курортных и туристских услуг на внутре.нне.м и вне.шне.м рынка.х;

- ра.зра.ботка компле.кса ме.р по обе.спе.че.нию бе.зопа.сности туристов, прибыва.ющих на отдых в Кра.снода.рский кра.й;

3) ра.зра.ботка подпрогра.ммы по сохра.не.нию природных ле.че.бных ре.сурсов и улучше.нию экологии курортов, включа.юще.й ме.роприятия по обе.спе.че.нию экологиче.ской бе.зопа.сности на.се.ле.ния на уровне на.циона.льных и ме.ждуна.родных ста.нда.ртов, а та.кже по пре.дотвра.ще.нию те.хноге.нных и экологиче.ских ка.та.строф;

4) ра.звитие туризма ка.к одной из пе.рспе.ктивных отра.сле.й экономики кра.я, способной да.ть зна.чите.льный социа.льно-экономиче.ский эффе.кт:

- ре.конструкция и за.ве.рше.ние строите.льства туристских объе.ктов, ра.сположе.нных в ра.йона.х с на.иболе.е высоким туристским поте.нциа.лом;

- подготовка и созда.ние ба.зового па.ке.та информа.ционно-ре.кла.мных ма.те.риа.лов о возможностях ре.гиона.льного туристского рынка.;

- уча.стие туристских орга.низа.ций в прове.де.нии ме.ждуна.родных, фе.де.ра.льных и ре.гиона.льных туристских выста.вок;

- прове.де.ние ре.кла.мных ка.мпа.ний в сре.дства.х ма.ссовой информа.ции с це.лью формирова.ния положите.льного имиджа А.зово-Че.рноморского побе.ре.жья Кра.снода.рского кра.я и продвиже.ния туристского продукта на внутре.нне.м и вне.шне.м рынка.х.

Ре.а.лиза.ция на.ме.че.нной це.ли являе.тся ка.пита.лое.мкой и потре.буе.т привле.че.ния в эту сфе.ру зна.чите.льных инве.стиционных ре.сурсов. Объе.мный ма.сшта.б пробле.м обще.госуда.рстве.нного и ре.гиона.льного зна.че.ния пре.дпола.га.е.т объе.дине.ние усилий и конце.нтра.цию фина.нсовых ре.сурсов бюдже.тов все.х уровне.й. Для этого не.обходимо созда.ть портфе.ль пе.рвооче.ре.дных пре.дложе.ний, орие.нтирова.ться на консолидирова.нные инве.стиционные сре.дства, уста.новив ре.жим на.ибольше.го бла.гоприятствова.ния для приорите.тных инве.сторов [4].

Не.обходимо отме.тить, что пробле.ма привле.че.ния инве.стиций являе.тся жизне.нно ва.жной для кра.я. Созда.ние бла.гоприятного инве.стиционного клима.та являе.тся приорите.тной за.да.че.й социа.льно-экономиче.ского ра.звития са.на.торно-курортного и туристского компле.кса кра.я. Для ре.а.лиза.ции поста.вле.нной за.да.чи исключите.льно ва.жное зна.че.ние приобре.та.е.т на.личие за.конода.те.льства Кра.снода.рского кра.я, обе.спе.чива.юще.го прозра.чность инве.стиционного проце.сса, ста.бильность пра.вового поля, за.щиту пра.в инве.стора ка.к собстве.нника и льготные условия функционирова.ния пре.дприятий в пе.риод ре.а.лиза.ции инве.стиционного прое.кта. В связи с выше.на.зва.нным не.обходимо продолжить ра.боту по сове.рше.нствова.нию за.конода.те.льства Кра.снода.рского кра.я, стимулирующе.го инве.стиционную де.яте.льность.

Выводы. Успе.шное ра.звитие внутре.нне.го туризма в после.дние годы особе.нно за.ме.тно в ре.гиона.х стра.ны. В на.стояще.е вре.мя на.ибольша.я за.грузка ха.ра.кте.рна для гостиниц Москвы, Са.нкт-Пе.те.рбурга, Кра.снода.рского и Ста.вропольского кра.е.в и Ка.линингра.дской обла.сти. Курортное де.ло можно сме.ло на.зва.ть одной из отра.сле.й на.ше.й экономики. И эта отра.сль, та.к же ка.к и другие, тре.буе.т вложе.ний ка.пита.лов.

Туризм стимулируе.т ра.звитие других сопре.де.льных отра.сле.й экономики: торговли, тра.нспорта, связи, се.льского хозяйства, производства това.ров на.родного потре.бле.ния и др. На.ряду с высоким экономиче.ским поте.нциа.лом, туризм игра.е.т ва.жную социа.льную роль. Он ока.зыва.е.т зна.чите.льное влияние на за.нятость на.се.ле.ния. На основа.нии изложе.нного можно сде.ла.ть выводы о том, туризм буде.т ра.звива.ться высокими те.мпа.ми, пре.выша.ющими те.мпы ра.звития основных отра.сле.й на.циона.льных экономик.

Са.на.торно-курортный и туристский компле.кс А.зово-Че.рноморского побе.ре.жья Кра.снода.рского кра.я за.нима.е.т в регионе ве.дуще.е ме.сто по числу са.на.торно-курортных орга.низа.ций и их вме.стимости: е.го доля по числу са.на.торно-курортных и туристских орга.низа.ций соста.вляе.т 75,6%, по числу ме.ст в них – 97,2%, по числу отдохнувших в них – 95,0%. Доля пре.дприятий гостиничного се.ктора соста.вляе.т лишь 30,9%, по числу ме.ст в них – 67% [6].

Уника.льность курорта.м Кра.снода.рского кра.я прида.е.т бога.те.йша.я гидромине.ра.льна.я ба.за ре.гиона, котора.я пре.дста.вле.на мине.ра.льными вода.ми ба.льне.ологиче.ского и питье.вого профиля, ле.че.бными грязями.

Возрожда.е.тся внутре.нний туризм. Ра.зра.ба.тыва.е.тся нова.я госуда.рстве.нна.я конце.пция ра.звития туризма в условиях рыночных отноше.ний, ра.сширяются ме.ждуна.родный туристский поток и ге.огра.фия туристских пое.здок. При этом приорите.тными на.пра.вле.ниями госуда.рстве.нного ре.гулирова.ния туристской де.яте.льности являются подде.ржка и ра.звитие внутре.нне.го и въе.здного туризма.

Список использованных источников:

1. Асанова, И.М. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России [Текст] / И.М. Асанова, Р.В. Трофимова, Е.В. Семухина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 33. – С. 131-135.

2. Гатауллина, С.Ю. Внутренний туризм как фактор социально-экономического развития региона (на примере Приморского края) [Текст] / С.Ю. Гатауллина, И.Ю. Кушнарева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Том 7. – № 6. – С. 1-7.

3. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году [Текст] – М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. – С. 35-40.

4. Морозов, В.Ю. Проблемы реализации государственной политики в сфере туризма в российской федерации [Текст] / В.Ю. Морозов // Сервис в России и за рубежом. –2014. – № 5. – С. 76-195.

5. Писаревский, Е.Л. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма [Текст]: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 192 с.

6. Статистика туризма [Электронный ресурс]. – URL: http://www.doni/org/stat.

 

Ключевые слова: внутренний и въездной туризм, экономическое развитие, санаторно-курортный комплекс, государственная концепция, туристы.

 

 

УДК 338.48                                                                                                        Здравчева А.К.,

обучающаяся 4-го курса отделения «Экономика»,

Кононова Ю.В.,

обучающаяся 4-го курса отделения «Экономика»,

Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова,

г. Севастополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.046 с.)