Политический туризм как один из инновационных видов туризма на территории юфо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический туризм как один из инновационных видов туризма на территории юфо



Политический [38] туризм как один из инновационных видов туризма на территории ЮФО. В данном исследовании речь идет об особенностях и специфических чертах политического туризма с целью конструирования аттрактивного турпродукта, прежде всего для социально активных групп населения.

  Собственно, политический туризм на современном этапе – это, прежде всего, разновидность туризма, основной целью которого является посещение местностей и событий, связанных с политикой. Также нужно отметить, что в настоящее время политический туризм подразделяется на дипломатический и туризм, связанный с политическими мероприятиями и событиями.

Политический туризм не типичное явление даже для международного туристского рынка. Тем не менее, в современном мире есть места, связанные с политикой, которые весьма популярны у туристов. Политический туризм – новая ниша на рынке международного туризма. Чтобы определить необходимость и возможность его развития у нас в стране необходимо изучить наличие спроса в РФ на этот продукт.

Political tourism as one of the innovative types of tourism in the SFD. In this study, we are talking about the features and specific features of political tourism in order to design an attractive tourist product, especially for socially active groups of the population.

 Actually, political tourism at the present stage is, first of all, a kind of tourism, the main purpose of which is to visit places and events related to politics. It should also be noted that at present political tourism is divided into diplomatic and tourism related to political events and events.

Political tourism is not a typical phenomenon even for the international tourist market. Nevertheless, in the modern world there are places associated with politics, which are very popular with tourists. Political tourism is a new niche in the international tourism market. To determine the necessity and possibility of its development in our country, it is necessary to study the presence of demand in Russia for this product.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема политического туризма и его актуализации на территории современной Российской Федерации практически никак не исследована.

 Отдельным аспектам развития политического туризма посвящены работы А.В. Квартальнова, О.В. Чабанюк [2], М.А. Стрельниковой, В.А. Матвиенко [3], Е.М. Арутюнова [1] и других.

В этой связи особый исследовательский интерес представляет собой многоплановый и всеобъемлющий анализ такого инновационного вида современного туризма как политический. В настоящие время в большинстве зарубежных стран он выступает не только в качестве главного индикатора осведомленности населения о политической жизни общества, но и одним из перспективнейших направлений развития туриндустрии. В этой связи, нами предпринята попытка в рамках данной статьи привлечь внимание к проблеме терминологического определения политического туризма, его подвидов, ресурсов, регионов возникновения и распространения на современной карте России, определения перспективности этого вида туризма на социально-экономическом пространстве многих субъектов РФ. Все это позволило определить специфику проведенного нами исследования.

Выделение нерешенной проблемы. Проблема выделения инновационных видов туризма в отдельных регионах современного российского государства с целью повышения их привлекательности для внутреннего туризма, нахождения новых источников и потенциала для межрегионального взаимодействия в сфере рекреации и туризма является достаточно актуальной.

Определение «политический туризм» в современном звучании пока носит весьма абстрактный характер и требует дополнительного научного анализа, а затем уже нормативно-правового обоснования с целью раскрытия организационного, экономического и функционального потенциала и особенности реализации данного инновационного вида туризма в условиях российских регионов.

Избранный для исследования Южный федеральный округ (ЮФО), представленный входящими в него восемью субъектами Российской Федерации (Адыгея, Калмыкия, Крым, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Краснодарский край и город федерального значения Севастополь) сформировался под влиянием целого ряда нетривиальных макро- и микро-факторов, пройдя длительный путь развития.

В регионах современной России пока ещё нет туроператоров, специализирующихся на этом виде туризма. Серьезная конкурентная борьба на туристском рынке диктует необходимость диверсификации туристского продукта и новых предложений для искушенного потребителя. Это, на наш взгляд, является благоприятным фактором для развития политического туризма на территории РФ. Тем более, что ресурсная база позволяет не только создавать экскурсионный продукт, но и формировать насыщенные многодневные туры.

Поэтому в этих условиях важно:

- охарактеризовать сущность и роль политического туризма в процессе формирования единого туристского пространства нашего государства, повышения социально-экономического благополучия российских регионов за счет привлечения дополнительных источников и новых организационно-управленческих форм взаимодействия территориальных туристско-рекреационных систем;

- конкретизировать возможные определения и термины, используемые для характеристики политического туризма с целью установления возможного влияния на развитие ресурсного потенциала туристских дестинаций;

- рекомендовать теоретические и методические подходы к формированию ресурсных баз политического туризма, для создания аттрактивных тематических политических туров;

- разработать и предложить ряд системных проектов, позволяющих наметить перспективные направления межрегионального взаимодействия в сфере актуализации привлекательности политического туризма.

Все вышесказанное оправдывает особый исследовательский интерес к многоаспектному анализу политического туризма как индикатора осведомленности населения о политической жизни общества и показателя уровня интереса обычных людей к политике, деятельности гражданских институтов.

Цель статьи заключается в исследовании специфики политического туризма как инновационного вида туризма в современной Российской Федерации в общем и на территории ЮФО в частности.

Изложение основного материала. В настоящее время политический туризм на территории Российской Федерации существует практически «стихийно» и не имеет четкого структурного оформления. На данный момент мы можем констатировать существование в Российской Федерации двух распространенных в зарубежной практике его разновидностей – дипломатического туризма и туризма, связанного с политическими мероприятиями и событиями.

К дипломатическому туризму относятся:

- визиты представителей власти с дипломатическими целями в другую страну;

- поездки членов парламента одной страны в другую страну для принятия участия в парламентских заседаниях, заседаниях комиссий, комитетов, суда.

К туризму, связанному с политическими событиями, прежде всего, относят:

- поездки частных лиц, сочувствующих определенным политическим течениям (демократы, либералы, консерваторы, коммунисты);

- поездки заинтересованных лиц на партийные съезды («Greens», «EuropeanPeople’sParty», «EuropeanFreeAlliance» и т.п.;

- поездки частных лиц и организованных групп на митинги, демонстрации, различные акции поддержки: Майдан в Киеве (Украина), митинг антиглобалистов во Франкфурте-на-Майне (Германия) и т.п.

Политический туризм пока даже не стал типичным явлением и для международного туристского рынка. В современном мире также пока только намечаются места, которые могут быть популярны у туристов, интересующихся политикой и всем, что с ней связано.

Таких мест, о которых люди узнают из новостей в рубрике «политика», достаточно в мире, и они, без сомнения, вызывают огромный интерес не только у профессиональных политиков и лиц, посещающих эти места по долгу службы, но и у простых людей. Основными мотивами для посещающих эти места туристов является желание составить собственное представление о прошедших или происходящих событиях внешней и внутренней политики, и, по возможности, поучаствовать в них. К ним следует отнести: здание Конгресса и Белый дом в США, Европарламент во Франции и Бельгии, штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, рейхстаг и Берлинскую стену в Германия, Кремль в России и некоторый другие.

Первой компанией, которая предложила специализированные туры, для целевой аудитории интересующихся политикой стала британская туристская компания «PoliticalTours», организующая поездки к эпицентрам значимых политических событий прошлого и настоящего [7]. На текущий момент компания предлагает свои политические туры в ряд регионов: Северная Ирландия, Турция, Грузия, КНДР, Босния, Косово и Эфиопия. При этом она предлагает и индивидуальные программы «по запросу клиента».

Ряд зарубежных туристских компаний предлагает «политические туры с изюминкой». Так, например, чешская турфирма CorruptTour.com продает политические туры по «достопримечательностям коррупционной Праги», в программу которых входит знакомство с темными секретами чешского правительства и чиновников.

Следует заметить, что объекты, относящиеся к политике, включены во многие существующие на настоящий день познавательные маршруты, имеющиеся на рынке туризма в нашей стране. Достаточно в качестве примера назвать Красную площадь и Кремль, Зимний дворец, Смольный, крейсер «Аврора». Сенатский дворец Московского Кремля, строившийся «по плану и под надзором» Екатерины II, «помнит» всех советских (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев) и постсоветских руководителей государства (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев) [4].

В ЮФО базу ресурсов политического туризма могут составить разноплановые, «разномастные» памятные места и достопримечательности. Их можно подразделить согласно исторической хронологии:

- дореволюционные (казаки и генералиссимус Александр Суворов и т.п.);

- революционные (памятник «Тачанка», памятники Ленину, Сталину и т.п.);

- советская эпоха (памятники советским деятелям Сергею Кирову и председателю ВЧК Феликсу Дзержинскому, памятники героям Великой Отечественной войны, памятник маршалу Георгию Жукову, монументы односельчанам, партизанам и советским десантам, а также монументы ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и многие другие).

На территории ЮФО существуют сложившиеся туристические маршруты посвященные, например, событиям революции 1917 года и гражданской войны. Так, экскурсоводы Новороссийска предлагают всем желающим экскурсионную программу, объединенную общим названием «Мой город в годы революции». Она включает в себя: монумент «Морякам революции» (12-ый километр трассы Новороссийск – Геленджик), памятник «Жертвам революции» (Октябрьская площадь),памятник «Героям борьбы за советскую власть» (ул. Новороссийской Республики), обелиск в честь 20-летия со дня освобождения Новороссийска от белогвардейских банд и интервентов (Площадь Героев), скульптурную композицию «Исход» (набережная) [6]. К интересным достопримечательностям, имеющим «политическую окраску» можно отнести: памятник Екатерине II в Екатерининском сквере Краснодара; обелиск, возведенный в честь 200-летия Кубанского казачьего войска в городе Краснодаре (расположен на пересечении улиц Буденного и Красной); памятник «Тачанка», расположенный в городе Ростове-на-Дону возле широкой магистрали между Батайском и Ростовом и посвященный легендарной тачанке-ростовчанке; музей-панорама «Сталинградская битва» в Волгограде,«Поклонный крест морякам-героям Великой Отечественной войны» в г. Туапсе [5] и многие другие.

В этой ситуации важно провести диверсификацию достопримечательностей культурно-познавательный туризма с собственно историческими ресурсами и достопримечательностями, связанными с политическим туризмом. Политический туризм в этой связи должен и может выступать как самостоятельное направление (как, этнографический, гастрономический, сельский или культурно-познавательный туризм), обладающее собственными специфическими чертами, хотя и не до конца оформившиеся в нашей стране.

Ключевыми векторами диверсификации в данном случае могут стать:

- разделение потребителей данного турресура на потребительские категории по половозрастному признаку (людям пожилого и зрелого возраста будут интересны и близки одни политические события и связанные с ними достопримечательности, а молодежи – другие);

- разделение потребителей данного турресура на потребительские категории по социальному статусу;

- разделение потребителей данного турресурса по профессиональному статусу (для одних интерес к политике может быть увлечением, хобби; а для других – профессиональной деятельностью (политические обозреватели, корреспонденты, фотографы и т.п.)).

Диверсификация необходима и с точки зрения категории туристов. Наиболее актуальным является различия между самодеятельным и организованным политическим туризмом.

Главными задачами, остро вставшими перед российскими туроператорами, на сегодняшний день являются:

- систематизация и обобщение всей информации о политическом туризме, чтобы затем, на этой базе вычленить самостоятельное направление;

- сбор информации о достопримечательностях, связанных с политическими событиями, о политически значимых фигурах в прошлом и настоящем нашей страны, могущих вызвать интерес как у отечественного, так и у иностранного туриста.

Необходимо, пользуясь новейшими маркетинговыми технологиями, организовать этот процесс и с целью получения четкой картины туристских предпочтений. Современному туррынку будут интересны как мало-, так многодневные тематические туры с «политическим акцентом». Это, вполне реальный проект не далекой, а ближайшей перспективы.

Выводы. Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что в современной Российской Федерации политический туризм находится на начальном этапе своего развития, не имеет законченного организационного оформления и носит в нашей стране стихийный характер. В будущем возможны разработка различных политических туристских брендов отдельных субъектов РФ, технологий их продвижения с расчетом на различные возрастные, конфессиональные, национальные группы.

Список использованных источников:

1. Арутюнов, Е.М. Влияние политических факторов на развитие внутреннего и въездного туризма в России [Текст] / Е.М. Арутюнов // Историко-культурное наследие Великого шелкового пути и продвижение туристских дестинаций на Северном Кавказе: материалы III Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – С. 99-103.

  1. Квартальнов, А.В. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации [Текст] / А.В. Квартальнов, О.В.Чабанюк // СИСП. – 2015. – № 7 (51). – С. 551.
  2. Матвиенко, В.А. Политический туризм в трансформирующемся гражданском обществе и политическом пространстве: современные реалии и перспективы [Текст] / В.А. Матвиенко, М.А. Стрельникова // Вестник РМАТ. – 2019. – №1. – С. 6.

4. Бизнес-идея № 2721. Политический туризм [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1000ideas.ru/article/biznes/turizm-i-sport/biznes-ideya-2721-politicheskiy-turizm/ (дата обращения: 12.09.2019).

5. Достопримечательности Южного ФО России [Электронный ресурс]. – URL: http://phototravelguide.ru/top10/dostoprimechatelnosti-yuzhnogo-okruga/ (дата обращения: 11.09.2019).

  1. Туристический маршрут «Мой город в годы Революции». Исследовательский проект [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/turisticheskiy-marshrut-moy-gorod-v-godi-revolyucii-issledovatelskiy-proekt-2296549.html (дата обращения: 12.09.2019).
  2. Турфирма «PoliticalTours»: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.politicaltours.com/(дата обращения: 15.09.2019).

 

Ключевые слова: политический туризм, политические туры, тематические туры, культурно-познавательный туризм, дипломатический туризм.

 

 

УДК 338.48.(470.620)                                                                                       Миненкова В.В.,

кандидат географических наук, доцент,

заведующая кафедрой экономической, социальной и политической географии,

Филобок А.А.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры экономической, социальной и политической географии,

Коновалова А.В.,

преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии,

Институт географии, геологии, туризма и сервиса

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.036 с.)