Особенности правового регулирования и обеспечения безопасности детского экскурсионного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования и обеспечения безопасности детского экскурсионного туризма



Особенности [9] правового регулирования и обеспечения безопасности детского экскурсионного туризма. Детские туристические и экскурсионные поездки – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса, которая нередко является частью внеурочной деятельности. Развитие и продвижение экскурсионного туризма ведет к росту у молодежи знаний о своей стране, в ненавязчивой форме школьники лучше впитывают новую расширенную информацию, которую им бывает тяжело донести на стандартных уроках-лекциях. Школьные экскурсии отвлекают от учебников и позволяют получить яркие впечатления и полезный опыт, помогают более широко и качественно усвоить школьную программу по русской истории, географии, родной литературе и другим важным дисциплинам. Следует отметить, что детский экскурсионный туризм выполняет социально-экономические, культурно-экологические, образовательные и другие важные функции, связанные с воспитанием детей и молодежи [4]. Помимо организационной составляющей и культурной нагрузки, при организации школьных экскурсий важное место занимает обеспечение их безопасности. В данной статье рассмотрены основные аспекты правового регулирования детского туризма и основы обеспечения безопасности детских экскурсионных поездок.

Features of legal regulation and ensuring the safety of children sightseeing tourism. Children's tourist and sightseeing trips are an integral part of the educational process, which is often part of extracurricular activities. The development and promotion of children's sightseeing tourism leads to an increase in children's knowledge of their country, in an unobtrusive way, children receive new expanded information that is difficult for them to present in standard lecture lessons in educational institutions. School trips distract from textbooks and allow to gain new experience and vivid impressions, contribute to a deeper and better assimilation of material on history, Russian literature, geography and other school disciplines. Thus, children's sightseeing tourism performs socio-economic, cultural, environmental, educational and other important functions related to the upbringing of children and youth. In addition to the organizational component and cultural burden, the organization of school trips plays an important role in ensuring their safety. This article discusses the main aspects of the legal regulation of children's tourism and the basics of ensuring the safety of children's sightseeing trips.

Анализ последних исследований и публикаций. Ответы на вопросы о туристической безопасности, в первую очередь, следует искать в законодательных актах, методических рекомендациях и других нормативно-правовых документах Российской Федерации. Вклад в систематизирование информации, касающейся регулирования и безопасности детского туризма, внес Ю.С. Константинов [4]. Также среди современных исследований можно выделить работы А.Г. Бобкова [3] и Е.В. Аигиной [2].

Выделение нерешенной проблемы. Детские экскурсионные поездки в Российской Федерации имеют большое значение для школьников разного возраста. Целью становления и развития данного сектора туризма является получение знаний о культуре и истории родной страны, а также патриотическое воспитание молодого поколения. Главными требованиями к детским экскурсиям можно считать их познавательную ценность, научное и культурное содержание, воспитательное влияние, дифференцированный подход, доступность и, несомненно, безопасность [6].

Обеспечение безопасного и комфортного проведения культурно-познавательного путешествия является одним из важнейших вопросов современной индустрии детского экскурсионного туризма. Сегодня ощущается острая потребность в исследованиях нормативно-правовых аспектов безопасности туристических поездок и систематизации их законодательного обеспечения.

Цель статьи – изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление детских туристических и экскурсионных поездок, с целью обеспечения их безопасности.

Изложение основного материала. Безопасность экскурсантов напрямую зависит от политики государства, мероприятий, осуществляемых туроператорами и турагентами, а также от действий самих туристов. Безопасность детей и уменьшение рисков во время туристической поездки касаются широкого круга проблем, в том числе: качественной работы объектов туристской инфраструктуры, проверки технического состояния транспортных средств, туристского инвентаря, координации работы служб спасения и медицинской помощи, обеспечения страхования, своевременного информирования о существующих угрозах, обеспечения незамедлительной реакции на жалобы туристов, органов охраны памятников и окружающей среды [5].

Безопасность туризма, в первую очередь, регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии с данным документом безопасность туризма – это обеспечение безопасного пребывания экскурсантов при совершении путешествий, сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства [1]. Обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере туризма.

Вышеупомянутый законодательный акт определяет также понятие детского туризма, под которым понимается туристическая поездка организованной группы несовершеннолетних туристов, сопровождаемых уполномоченным руководителем, несущим обязанности их законного представителя. Порядок планирования и проведения детской экскурсионной поездки достаточно сложный. С одной стороны, на него распространяются нормы законодательства, регламентирующего деятельность по оказанию туристических услуг, с другой стороны, школьный туризм имеет достаточно выраженную социальную составляющую. В связи с вышеперечисленным, на данный вид туризма распространяются особые требования в отношении предоставления услуг несовершеннолетним, поскольку их права строжайше оберегаются законом (социально слабая категория граждан) [3].

Главным документом, регулирующим организацию детского экскурсионного туризма, является ГОСТ Р 54605-2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования». Этот государственный стандарт обобщает требования к оказываемым детям туристским и экскурсионным услугам и предназначен для использования туристскими организациями, которые специализируются на детском туризме. Помимо ГОСТ Р 54605-2011, при организации детского экскурсионного тура следует руководствоваться и другими нормативно-правовыми актами, указанными в таблице 1.

 

Таблица 1 – Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и осуществление детского туризма

Нормативно-правовое регулирование детского туризма

№ документа Название Характеристика
Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Определяет понятие и принципы туризма, туристской деятельности и организации туристических поездок в Российской Федерации
ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»

Устанавливают общие требования к проектированию, планированию, организации и осуществлению экскурсий и многодневных экскурсионных путешествий для взрослых и детских организованных групп, требования к качеству и безопасности услуг, регламентируют оценку и контроль исполнения

ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»
ГОСТ Р 53522- 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»
СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей» Устанавливает требования к условиям перевозки железной дорогой организованных групп детей, находящихся в пути следования свыше 10 часов, и направлен на охрану здоровья детей при нахождении их в пути следования в вагонах, а также на станциях отправления и прибытия
Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» Регламентирует организацию перевозки групп детей автобусами, подготовку уведомлений ГИБДД, контроль технического состояния транспорта, требования к водителям и так далее
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Регулирует отношения, возникающие между потребителями туристских услуг и исполнителями, определяет механизм реализации прав потребителей

 

На данный момент для обеспечения безопасности детских экскурсионных туров рабочей группой из представителей Российского союза туриндустрии и Межрегионального союза туроператоров разработаны «Методические рекомендации по организации детского туризма». Данная методика определяет порядок планирования и выполнения детских туристских путешествий на территории Российской Федерации.

Целью вышеупомянутых методических рекомендаций можно считать обеспечение соблюдения всех норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере школьного туризма, образовательных поездок, соблюдения экологической и пожарной безопасности, а также в иных сферах, связанных с ведением деятельности по организации детского туризма. Данный документ предназначен, в первую очередь, для туроператоров и работников образовательных учреждений, участвующих в организации молодежных туров по России, а также для родителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, и иных лиц, задействованных в осуществлении школьной экскурсионной деятельности [6].

С целью обеспечения безопасности школьных туристических и экскурсионных поездок и, основываясь на законодательных нормативах Российской Федерации, «Методические рекомендации по организации детского туризма» обобщают главные требования к деятельности компаний-туроператоров:

1. Вся необходимая информация о туроператоре должна присутствовать в федеральном реестре туроператоров и специалисты обязаны принять участие в процедуре добровольной аккредитации в Российском союзе туриндустрии на соответствие критериям, необходимым для организации детских туров.

2. Ответственный туроператор назначает руководителя школьной группы и координирует его работу в течение всего периода турпоездки.

3. При планировании и осуществлении детского экскурсионного тура туристическим предприятиям нужно:

- принимать во внимание возраст и интересы детской группы;

- предоставлять услуги познавательной направленности, способствующие пропаганде здорового образа жизни, обеспечению патриотического воспитания, а также выполняющие физкультурно-оздоровительные задачи;

- направлять группы предпочтительно в регионы с наиболее благоприятными природными, климатическими и экологическими условиями;

- совместно с образовательными учреждениями, органами исполнительной власти или спортивными клубами координировать деятельность по планированию экскурсий в сфере туризма и образования;

- предоставляя услуги школьникам с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенным категориям граждан, контролировать обязательное выполнение законодательства для обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество.

4. Компании-туроператоры обязаны своевременно и в полном объеме предоставить заказчикам информацию о туристическом путешествии.

5. В период поездки туроператоры обязаны применять любые меры, направленные на защиту детей от информации и воздействия третьих лиц, которые возможно нанесут вред здоровью, нравственному и духовному развитию.

6. В соответствии с законом компании-туроператоры несут ответственность за выполнение всех требований по организации и проведению детских экскурсионных туров.

7. Предоставляя услуги по организации детского туризма, туристическая фирма обязана обеспечить страхование жизни и здоровья несовершеннолетних путешественников, в том числе от несчастного случая. Полис должен включать все виды медицинской помощи в стационарных медицинских учреждениях и возмещение транспортных и эвакуационных расходов, а также страховое обеспечение дополнительных медицинских и иных услуг (помимо входящих в программу обязательного медицинского страхования) на все время поездки.

8. При оказании услуг детского и юношеского туризма следует соблюдать требования охраны окружающей среды. Процесс оказания туристских и экскурсионных услуг не должен оказывать негативного влияния на окружающую среду.

9. При возникновении чрезвычайных ситуаций во время проведения тура туроператор обязан предпринять все необходимые меры по ликвидации негативных последствий (причинение вреда жизни, здоровью, имуществу и проч.).

10. Туроператор осуществляет координацию действий руководителя группы и сопровождающих лиц в течение всего детского тура.

11. Туроператор обеспечивает качество оказываемых услуг посредством использования материально-технической и научно-методической баз и привлечения экскурсоводов и гидов с высоким профессиональным уровнем.

12. Оказание услуг по организации и проведению детских экскурсионных туров осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной организацией, законными представителями (и иными заказчиками данных услуг) и туроператором.

13. При реализации тура туроператор/турагент обязан предоставлять туристам достоверную информацию о реализуемом туре до подписания договора (Рисунок 1).

Требование к информации  
Памятка  
Информационное обеспечение тура  
– средства размещения и набор предоставляемых услуг; – условия проживания (место нахождения средства размещения, его категории и уровне комфортности); – условия питания; – условия трансфера; – программа тура. – экскурсионное обслуживание; – наличие Руководителя группы (гида-сопровождающего); – дополнительные услуги.
– условия пребывания; – национальные и религиозные особенности региона, памятники природы, истории, культуры и другие объекты туристского показа; – состояние окружающей природной среды; – факторы риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий. – особенности путешествий; – прочая полезная информация.

 


Рисунок 1 – Требования к информации об экскурсионном туре

 

14. Средства размещения, транспортные средства для перевозки детей, туристское снаряжение и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности.

15. Туроператор обязан обеспечить соблюдение должностных инструкций руководителями групп детей (гидами-сопровождающими), проведение ими инструктажей по безопасности, а также иных требований законодательства в сфере детского туризма.

Выводы и предложения. Авторы современных исследований вопросов безопасности детского туризма выражают уверенность в том, что только совместными усилиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления во взаимодействии с туроператорами и профессиональными объединениями могут быть обеспечены условия для правового и организационного обеспечения устойчивого развития детского экскурсионного туризма и обеспечения его безопасности [6].

Стоит отметить важность и актуальность проблемы совершенствования действующего законодательства, а также разработки и применения новейших организационных механизмов устойчивого развития детского экскурсионного туризма. Целесообразно продолжать исследование и систематизацию нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление детских поездок, проводить социологические исследования и оценку качества экскурсионного обслуживания.

Для восполнения недостающих элементов системы мер безопасности туризма в России представляется целесообразным наделить дополнительными полномочиями соответствующий федеральный орган исполнительной власти или создать отдельное Министерство туризма, к полномочиям которого могут быть отнесены разработка и реализация единой государственной политики в сфере безопасности туризма, в том числе для детских экскурсионных групп, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности туризма, сбор и анализ статистических данных, оценка реальных и потенциальных внутренних и внешних вызовов и угроз в этой сфере, выработка единых подходов классификации и оценки при этом не только уровня сервиса, но и безопасности объектов туристской индустрии, и осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства в сфере безопасности туризма.

 

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон №132-ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 12.09.2019 г.).
  2. Аигина, Е.В. Современное состояние развития детского туризма в Российской Федерации [Текст] /Е.В. Аигина, Н.И. Тульская // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 10 (54). – С. 506-518.
  3. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма: учебник [Текст] / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 272 с.
  4. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / Ю. С. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2018. – 455 с.
  5. Рекомендации Конференции-Форума по вопросам безопасности туризма от 15.05.2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tourismsafety.ru/ (дата обращения: 11.09.2019 г.).
  6. Шарина, Е. Ю. Методические рекомендации по организации детского туризма [Текст] / Е.Ю. Шарина, О.А. Санаева, С.В. Старцева, Н.В Кисельникова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 209 с.

Ключевые слова: экскурсионный туризм, детский туризм, безопасность, правовое регулирование, методические рекомендации.

 

 

УДК 911.(3+6)                                                                                               Никифорова М.П.,

кандидат географических наук,

доцент кафедры туризма,

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.036 с.)