Особенности развития рынка предложений для людей «серебряного возраста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития рынка предложений для людей «серебряного возраста»



Особенности [59] развития рынка предложений для людей «серебряного возраста». В данной статье рассматривается специфика и перспективы развития рынка предложений с целью создания привлекательного турпродукта, прежде всего, для людей «серебряного возраста». Отмечаемое во всем мире увеличение населения старших возрастных групп, вызывает особое внимание к проблемам организации туризма для лиц этой категории. Индустрия путешествий для пожилых россиян имеет ярко выраженный социальный характер и отвечает стратегическим задачам государства − увеличение средней продолжительности жизни населения, укрепление здоровья нации и обеспечение активного долголетия, а также целям развития туристской отрасли в Российской Федерации. Как показывает мировая практика, наращивание внутреннего туристского потока за счет категории потребителей «55+» возможна в «низкий» сезон, поскольку пенсионеры менее привязаны к традиционным периодам отпусков, а это соответственно ведет к увеличению доли туризма в общем объеме валового внутреннего продукта страны.

Features of development of the market of offers for people of «silver age». This article discusses the specifics and prospects of development of the market offers to create an attractive tourist product, especially for people of «silver age». The worldwide increase in the population of older age groups, causes special attention to the problems of organizing tourism for people in this category. The travel industry for elderly Russians has a pronounced social character and meets the strategic objectives of the state − to increase the average life expectancy of the population, strengthen the health of the nation and ensure active longevity, as well as the development goals of the tourism industry in the Russian Federation. As world practice shows, the increase in the domestic tourist flow due to the category of consumers «55+» is possible in the «low» season, since pensioners are less tied to traditional vacation periods, and this accordingly leads to an increase in the share of tourism in the total gross domestic product of the country.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы развития туризма для людей «серебряного возраста» частично рассматриваются в отечественной туризмоведческой литературе. Среди работ, посвященных теме туризма для людей третьего возраста, можно выделить труды М.Ю. Шерешева, Е.Е. Полянской [3], М.А. Варламова [4], А.А. Ермолина, О.В. Синявской. При этом следует отметить, что в данных исследованиях рассматриваются лишь отдельные моменты развития и организации туризма для людей третьего возраста.

Выделение нерешенной проблемы. В настоящее время, когда постепенно увеличивается количество пожилого населения в Российской Федерации, а туристический рынок медленно наращивает объемы предложений, проблемы развития туризма для людей «серебряного возраста» становятся актуальнее с каждым годом.

Цель статьи заключается в исследовании особенностей развития рынка предложений для людей «серебряного возраста».

Изложение основного материала. Рынок – это концепция финансовых, юридических, социальных взаимоотношений, связывающих производителей и потребителей товаров и услуг. Термин «рынок» может иметь различные значения в повседневном обиходе, но применительно к туризму, как правило, используется следующее определение: «Туристский рынок – это большое количество производителей турпродукции и реальных и потенциальных покупателей, способных и имеющих желание купить продукцию, связанную со специфической туристской мотивацией» [2]. Туристский рынок, как и любой другой не может функционировать без своих потребителей. Выделение различных групп потребителей или так называемая сегментация туррынка – одна из важных функций туризма и туроператорской деятельности в целом.

Современные теоретики туризма делят потребителей туррынка по-разному. Так, например, Е.Н. Ильина представляет сегментацию туристского рынка в таком виде (Рисунок 1):

Рисунок 1 − Схема сегментации туррынка [2]

Как показано на схеме, одну из важных составляющих сегментации туррынка составляет возрастное деление потребителей. Так, согласно разработанной ЮНВТО градации туристов по возрастному признаку, при формировании турпродукта их следует делить на следующие возрастные категории:

- дети, путешествующие с родителями (до 15 лет);

- молодежь (15-24 лет);

- экономически активные молодые туристы (25-44 года),

- экономически активные туристы среднего возраста (45-64 года);

- туристы третьего возраста (от 65 лет) [1].

При этом следует отметить, что большинство российских туроператоров к туристам среднего возраста, несмотря на увеличение пенсионного возраста, продолжают относить потребителей возрастной категории «55+».

«Вторая молодость» – именно так европейские жители называют пенсионный возраст, когда, выходя на заслуженный отдых, они начинают наслаждаться жизнью и активно путешествовать. В России туристы-пенсионеры, в среднем, составляют 7–8% от общего числа путешествующих людей. Резиденты привыкли объяснять отсутствие возможности путешествовать финансовыми проблемами страны, хотя дело не только в этом. В России есть спрос на туры в категории «55+», однако рынок предложений крайне ограничен. Если представители туриндустрии начнут формировать оптимальный турпродукт для людей «серебряного возраста», то соответственно и пенсионеры начнут больше путешествовать. Не стоит забывать и о том факте, что человек имеет свойство к старению, а значит те, кто сейчас активно путешествуют, вряд ли откажутся от привычного стиля жизни, перешагнув условный возрастной рубеж.

Исследователи туристского рынка отмечают, что в первом 15-тилетии ХХI века люди «серебряного возраста» действительно не были активной туристической аудиторией. Но в последние годы на российском туррынке наметились тенденции к возрастанию активности потребителей третьего возраста. Так, к примеру, основатель туроператорской компании «Здоровый мир – Сочи», генеральный директор санатория «Знание» Дмитрий Богданов отмечает, что ситуация изменилась и люди понимают, что, выходя на пенсию не хотят «доживать». Для многих граждан, достигших «серебряного возраста», начинается полноценный жизненный этап, который невозможен без путешествий. Просто одни выбирают поездки в соседний регион или по достопримечательностям родного края, другие приезжают на курорты Юга России в межсезонье, а третьи могут себе позволить поездку за рубеж [5].

Особенность предпочтений для людей «серебряного возраста» характеризуется выбором поездок не в сезон, а в межсезонье, когда начинаются сезонные скидки, которые привлекают туристов более доступными ценами, при этом длительность поездки может увеличиваться. Характеристика ряда предложений турпродукта «55+» на туристском рынке России представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Анализ рынка турпредложений для туристов «серебряного возраста» в РФ

  Туроператоры(турфирмы)/ турпредложения Продолжительность программы Сезон/временные рамки Стоимость
1 «Пирамида-тур» - Путешествие в Венгерский «водный рай» - «Не откладывайте мечты на завтра».   10 дней/9ночей   10 дней/9 ночей всесезонье от 40912 руб. (558?) + виза + авиа по запросу
2 «Belmare агентство путешествий» - Тур для пенсионеров в Израиль - Тур для пенсионеров из Москвы в Италию с экскурсиями   7 ночей/6 ночей   4 дня/3 ночи всесезонье   85 000 руб.   29 900 руб.

 

3 Туроператор «Алеан» - «Большое Золотое Кольцо России» - «Кавказская рапсодия»   7 дней/6 ночей   8 дней/7 ночей Август-Октябрь   всесезонье   от 28650 руб. 42 280 руб.
4 Турфирма «Роза Ветров Уфа» - Тур «Приезжайте – за глотком жизненной силы!»   4 дня/3 ночи   всесезонье   4700 руб.
5 Туроператор «Дельфин» - Тур «Возвращение в молодость»   5 дней/4 ночи   Июнь-Октябрь   25 000 руб.
6 Туроператор «АриаднА-Крым - «Ожерелье Кавказских Минеральных Вод» - «Геленджик, Абрау-Дюрсо, Новороссийск»     7 дней/6 ночей   3 дня/2 ночи     Октябрь   Май-октябрь     18 500 руб.   7 500 руб.

 

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что туррынок России представлен как внутренними, так и зарубежными поездками, а их ценовые характеристики колеблются в пределах от 4,5 тыс. руб. до 85 тыс. руб. и выше.

В Сочи ежегодно приезжают десятки тысяч путешественников в рамках проекта «Серебряный возраст», что свидетельствует о позитивной динамике роста количества странствующих людей пенсионного возраста.

Выезжая за границу, люди «серебряного возраста» приобретают высококачественный комплекс услуг, так как многочисленные туристические дестинации ранее уже давно проработали схему обслуживания таких туристов. В Российской Федерации с приемом туристов этой возрастной категории не всё так гладко, представители турбизнеса работают с пожилыми людьми крайне неохотно.

По большому счету, в настоящее время объекты размещения и принимающие компании не готовы к обслуживанию людей «серебряного возраста». Туроператоры не стремятся разрабатывать специализированный турпродукт, который ориентирован на это поколение. Для формирования отечественного туризма, направленного на людей «серебряного возраста», в первую очередь, туроператорам следует обозначить, что они работают с аудиторией «55+». Также необходимо проводить активную кампанию, направленную на особенности восприятия и психологию данной возрастной категории потребителей. Туристский рынок России сильно отстаёт в сфере обеспечения людей старшего поколения в сравнении со странами, являющимися лидерами мирового туризма. Однако в последние годы отмечается положительный тренд в данной сфере [3].

Согласно сведениям туроператора «Библио-Глобус», лидером среди направлений у путешественников старшего возраста по рекреационному отдыху является Россия. Популярность путешествий по стране обусловлена наличием большого количества санаторно-курортных средств размещения и разнообразием лечебно-оздоровительных программ, востребованных у туристов этой категории. Также путешествия по России привлекают туристов «серебряного возраста» отсутствием языкового барьера, что вовсе немаловажно, а также привычным климатом и кухней. Среди зарубежных направлений у туристов пенсионного и предпенсионного возраста популярностью пользуются пляжный отдых на Кипре и в Турции, куда такие путешественники довольно часто отправляются вместе с внуками, а также экскурсионные туры в Черногорию, Чехию и Италию.

Выводы. Проанализировав туристический рынок, можно сделать вывод, что объем современных предложений от туроператоров России для людей «серебряного возраста» незначителен. Исходя из анализа проблемы, можно сказать, что люди пенсионного возраста являются особо привлекательной группой клиентов для туристических фирм, так как они обладают практически неограниченным количеством свободного времени и достаточно обеспечены материально.

Список использованных источников:

1. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма [Текст] / А.В. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 252 с.

2. Основы туристской деятельности [Текст] / Е.Н. Ильина, И.В. Зорин, Н.С. Фролов. – М.: Рос. междунар. ин-т туризма, 1992. – 239 с.

3. Шерешева, М.Ю. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения [Текст] / М.Ю. Шерешова, Е.Е. Полянская // Государственное управление. – 2017. – № 61. – С. 55-57.

4. Варламова, М.А., Ермолина А.А., Синявская О.В. Индекс активного долголетия как инструмент оценки политики в отношении пожилых в России / Материалы совместного научно-практического семинара «Активное долголетие в контексте социальной политики: проблемы измерения», 2015. [Электронный ресурс]. – URL: http://regconf.hse.ru/uploads/95dcb14f6f87f6bdb7ed8c7f87ebc8a729ef0fcf.docx (дата обращения: 15.08.2019).

5. Туристическая компания «Здоровый мир Сочи»: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://zm-sochi.ru/serebryanyj-vozrast (дата обращения: 15.08.2019).

6. Туристический портал «ProfiTravel» [Электронный ресурс]. – URL https://profi.travel/news/34857/details (дата обращения: 15.08.2019).

Ключевые слова: туристский рынок, сегмент, люди «серебряного возраста», турпродукт, туроператор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.015 с.)