Особенности формирования Стратегии развития гастрономического туризма в днр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования Стратегии развития гастрономического туризма в днр



 

Особенности [75] формирования стратегии развития гастрономического туризма в ДНР. В данной статье рассматриваютсяпотенциал развития гастрономического туризма в Донецкой Народной Республике и особенности формирования стратегической программы его развития. Следует отметить, что целью формирования стратегии развития гастрономического туризма является привлечение новых инвестиций в данный сектор и повышение качества услуг, предоставляемых как туристам, так и местным жителям.

Features of the formation the development strategy of gastronomic tourism in the DPR. This article discusses the development potential of gastronomic tourism in the DPR and the features of the formation the strategic program for its development. It should be noted, that the goal of forming of the gastronomic tourism development strategy is to attract new investments in this sector and improve the quality of services provided to both tourists and local residents.

Анализ последних исследований и публикаций. Отдельные аспекты гастрономического туризма исследовали зарубежные ученые: G. Gheorghe, P. Tudorache, P. Nistoreanu, A. Ellisa, E. Park, S. Kimc, I. Yeoman [1;2], а также отечественные – И.В. Богомазова, Е.В. Вишневская, Н.Е. Нехаева, Ю.С. Терехова [3;4]. Основным содержанием их работ являются: определение понятийного аппарата и роли гастрономического туризма в повышении эффективности региональной экономики, формирование бренда территории с его помощью.

Выделение нерешенной проблемы. В последнее время наметилась тенденция, дополняющая традиционные модели туризма новыми формами, основанными на нематериальной культуре и современном творчестве. На первый план выходит идея присутствия в местах отдыха, а не пассивное восприятие туристической территории со стороны наблюдателей-туристов. Гастрономический туризм – это тот вид туризма, который позволяет ощутить причастность с аутентичной культурой страны.

По результатам опроса, проведенного ЮНВТО, 88,2% респондентов считают, что гастрономия является стратегическим элементом в определении бренда и имиджа туристической территории. Однако, только 67,6% респондентов считают, что в их стране есть свой гастрономический бренд, а 32,3% считают, что их страна еще не структурировала свой собственный гастробренд [5].

В Донецкой Народной Республике гастрономический туризм находится на начальной стадии развития. Данное направление имеет перспективы и необходимо прикладывать усилия для его развития. На туристическом рынке присутствуют специализирующиеся на гастрономическом туризме компании, предложение которых включает гастрономические «туры выходного дня», поездки на ферму с возможностью для туристов поучаствовать в сельскохозяйственных мероприятиях. Основная часть подобных туров − угощение традиционными блюдами данной местности, компоненты которых являются экологически чистыми и выращенными в регионе. Все вышеизложенное обусловливает необходимость разработки стратегической программы развития гастрономического туризма в ДНР.

Цель статьи заключается в определении потенциала развития гастрономического туризма в Донецкой Народной Республике и разработке стратегической программы его развития.

Изложение основного материала. Помимо реализации гастрономических туров, организации гастрономических экскурсий и маршрутов по музеям и другим местам, обладающим гастрономическим потенциалом, отечественный опыт развития рассматриваемого вида туризма выделяет такие мероприятия кулинарного характера как гастрономические фестивали, выставки и мастер-классы. Популярные кулинарные фестивали и праздники проводятся в основном в Донецке (Рисунок 1).

ДНР имеет уникальный потенциал для формирования конкурентоспособного туристического продукта гастрономического туризма на международном и внутреннем рынках. Этого можно достичь за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Содействие развитию объектов, представляющих интерес для туристов-гурманов и ценителей национальной гастрономической культуры, – известных предприятий пищевой промышленности, домашних хозяйств.
  2. Поддержание действующих и инициирование создания новых объектов гастрономического туризма: дегустационных залов, музеев гастрономии, этнических поселков и городков, а также проведение специализированных мероприятий и организация туристско-экскурсионных маршрутов, которые будут способствовать созданию конкурентоспособного местного туристического продукта, повышению туристической привлекательности региона.
  3. Развитие туристической инфраструктуры – средств размещения, питания, развлечений, а также предприятий розничной торговли и сферы услуг.
  4. Развитие информационных и коммуникационных систем, обеспечивающих информирование туристического рынка о гастрономических возможностях, являющихся важным маркетинговым инструментом формирования туристического спроса.
  5. Направление усилий власти, бизнеса и местной общины на поддержание объектов гастрономического туризма, формирование гастрономических достопримечательностей и событий, которые бы привлекали внимание внутренних и международных туристов, а также частно-публичного партнерства в продвижении местного туристического продукта, активизации системы маркетинговых коммуникаций, использовании инструментов бренд-менеджмента территорий и городов.
  6. Разработка программ кулинарных туров тематической направленности с использованием местного сырья, продуктов питания и напитков, знаковых заведений ресторанного хозяйства, подчеркивающих подлинность национальных традиций в кулинарии.
  7. Расширение географии и популяризация проведения тематических кулинарных фестивалей, праздников, посещение международных профессиональных выставок и конференций для того, чтобы знакомство с национальной кухней стало главным элементом в программе пребывания туриста.
  8. Изучение лучшего международного опыта развития гастрономического туризма в области винодельческой и пищевой промышленности, общественного питания, внедрение современных экологически чистых технологий выращивания сельскохозяйственного сырья и изготовления продукции.
  9. Популяризация ДНР на российском рынке как перспективного туристического направления.

 

Рисунок 1 – Популярные кулинарные фестивали и праздники, которые проводились в Донецке за последние пять лет

 

На основе исследованного нами отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития гастрономического туризма можно выделить три подхода к разработке стратегических планов его развития.

Первый подход заключается в том, что городская политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не производится индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики. Города включают в свои экономические стратегии планы развития туризма (например, Антверпен, Санкт-Петербург, Псков). Необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономического развития города обуславливается рядом причин.

Во-первых, туристические предприятия являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы территориального образования. На развитие экономики туризма заметно влияют состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных народно-хозяйственных отраслей, сферы услуг в целом и т.п.

Во-вторых, развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств и во многих случаях предполагает наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.

В-третьих, как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристического продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристических услуг.

Второй подход основывается на том, что территории, характеризующиеся высокой туристической привлекательностью и развитым туристическим сектором, разрабатывают самостоятельные стратегии развития туризма. Этот подход целесообразно использовать при условии обоснования того, что развитие туризма будет способствовать динамичному и сбалансированному развитию административно-территориальных единиц. Поскольку стратегический план – это документ, направленный на самое главное (в данном случае – это развитие туристической отрасли) для повышения конкурентоспособности территории.

Третий подход учитывает, что отличительной чертой туризма является то, что часто места, привлекательные для туристов, находятся в пределах более одной административной единицы. Поэтому необходимо их взаимодействие. Такое сотрудничество может предусматривать совместную техническую инфраструктуру (водоснабжение и отведение сточных вод, дороги, телекоммуникации и т.д.).

Стратегической целью Программы является развитие туристической отрасли, в частности гастрономического туризма, создание конкурентоспособного на мировом рынке регионального туристического продукта, способного максимально удовлетворить потребности населения страны.

Ресурсами для воплощения этой стратегии являются административные ресурсы и средства на операционные расходы для выполнения плана действий.

Ожидаемый результат от реализации Стратегии:

- улучшение комфорта отдыха для туристов и качества жизни для местных жителей;

- повышение узнаваемости курорта и гастрономического бренда ДНР среди отечественных и иностранных туристов;

- привлечение благоприятных к окружающей среде инвестиций в развитие туристической сферы ДНР;

- расширение числа и разнообразия рабочих мест;

- формирование доступной для всех среды.

Этапы разработки Стратегический программы развития гастрономического туризма представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема процесса разработки стратегии

 

Развитие туризма на любой территории зависит от нескольких основных частей: имеющихся туристических ресурсов, их доступности, инфраструктуры, человеческого фактора и организации управления туристическим потенциалом. Выявленные при анализе состояния развития гастрономического туризма в ДНР проблемы показывают, что все еще не до конца идентифицированы туристические продукты региона, наблюдается слабое их продвижение (отсутствие туристической отрасли ДНР на профильных выставках в России), а также отсутствие туристическо-информационного центра.

Для успешного развития гастрономического туризма в ДНР основные стратегические направления распределяются по трем видам:

- развитие территориальных гастрономических туристических маршрутов и их продвижение;

- развитие инфраструктуры и коммуникаций;

- развитие кадрового потенциала туристической сферы.

Выводы. Реализация мероприятий стратегической программы будет способствовать созданию качественных туристических продуктов, обеспечению комплексного развития туристической сферы, улучшению условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма, маркетингового продвижения ДНР, улучшению условий для отдыха и оздоровления населения, а также увеличению финансовых поступлений в городской бюджет.

Выполнение задач стратегической программы развития даст, кроме улучшения качества жизни туристов и отдыхающих, следующие положительных моменты: население получит дополнительные рабочие места, высокие доходы; ДНР получит дополнительные поступления в бюджет за счет налогов, решит проблему с трудоустройством жителей города, вырастут показатели туристической индустрии.

 

Список использованных источников:

  1. Вишневская, Е.В. Роль событийно-гастрономического туризма в повышении эффективности региональной экономики [Текст] / Е.В. Вишневская, И.В. Богомазова // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – №7 (77). – С. 99-110.
  2. Нехаева, Н.Е. Понятие гастрономического туризма и его роль в брендинге территорий [Текст] / Н.Е. Нехаева, Ю.С. Терехова // Огарёв-Online. – 2016. – № 1 (66). – С. 3-10.
  3. Ellisa, A. What is food tourism? / A. Ellisa, E. Park, S. Kim, I. Yeoman [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tomorrowstourist.com/pdf/what_is_food_tourism.pdf (дата обращения 12.09.2019).
  4. Gheorghe G. Gastronomic tourism a new trend for contemporary tourism [Текст] / G. Gheorghe, P. Tudorache, P. Nistoreanu // Cactus Tourism Journal – Vol. 9 – Issue 1/2014 – P. 12-2.
  5. Second Global Report on Gastronomy Tourism [Электронный ресурс]. – URL: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/gastronomy_report_web.pdf (дата обращения 12.09.2019).

 

Ключевые слова: гастрономия, гастрономический туризм, стратегия, стратегическая программа, потенциал.

УДК 338.001.36                                                                                                     Кулик В.В.,

кандидат культурологии,

доцент кафедры туризма

Севастопольский экономико-гуманитарный

институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Россия,

Bernard Iryna,

Directrice de l’hotel

Ibis Budjet a Marmande,

France



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.015 с.)