Влияющие на имидж казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияющие на имидж казахстана



Социально-экономические [73] показатели, влияющие на имидж Казахстана. В данной статье рассматриваются специфика формирования имиджа страны. Имидж есть только отражение тех реальных позитивных процессов в экономике, политике, культуре, в изменениях уровня жизни народа. Имидж отражает все противоречия жизни страны и он, естественным образом, будет противоречивым и саморазорванным, пока в реальности существует диспропорция «очень бедных и очень богатых», когда при богатстве ресурсов значительная часть населения находится за пределами физического выживания. Очевидно, что пока не будут предприняты радикальные реформы и не повысится уровень жизни населения, особенно лиц пожилого возраста, образ страны не смогут изменить никакие усилия разработчиков специальных программ по «улучшению имиджа».

Socio-economic indicators affecting the image of Kazakhstan. This article discusses the specifics of the formation of the country's image. The image is only a reflection of those real positive processes in the economy, politics, culture, in changes in the people's living standards. The image reflects all the contradictions in the life of the country and it will naturally be contradictory and self-torn, as long as in reality there is a disproportion of «very poor and very rich», when, with a wealth of resources, a significant part of the population is beyond physical survival. Obviously, unless radical reforms are undertaken and the living standards of the population, especially the elderly, improve, the country's image will not be able to be changed by any efforts of developers of special programs to «improve the image».

Анализ последних исследований и публикаций. Тема формирования имиджа страны недостаточна исследована. Научный анализ имиджа представлен в известных работах таких авторов, как А.П. Федоркина и Р.Ф. Ромашкина, И.А. Федоров, Ф.А. Кузин, Бобби Джи, А.Ю. Панасюк, Г. Почепцов, В.М. Шепель.

В прикладных исследованиях имиджа можно выделить три тенденции.

К первой следует отнести научно-популярные публикации, рекламирующие некие универсальные, простые, но эффективные приемы построения имиджа, легкодоступные каждому. Вторая группа публикаций отличается научной ориентацией в изучении отдельных частных сторон бытия имиджа. Прежде всего, это огромное число работ по разным направлениям психодиагностики – от патопсихологических до онтопсихологических методик. Для третьей группы публикаций, которые можно обозначить как «имиджевый подход», характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя.

Выделение нерешенной проблемы. В условиях глобализации проблема формирования позитивного имиджа страны с учетом социально-экономических показателей на международной арене является важным стратегическим ориентиром в области туризма.

Цель статьи заключается в исследовании специфики создания образа страны, которую не смогут изменить никакие усилия разработчиков специальных программ по «улучшению имиджа», пока не повысится уровень жизни населения, что наглядно прослеживается и в области туризма среди лиц пожилого населения данных стран.

Изложение основного материала. В научной литературе понятие «имидж» используется в самых разных смыслах: применимо к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), профессии (имидж учителя), социальной роли (имидж политического деятеля) и т.д. Сложилось целое направление в изучении проблем имиджа, которое получило общее название «имиджелогия». Теория имиджа объясняет механизмы его формирования и суть технологий его реализации, т.е. формирования представлений в общественном сознании. Как теория имиджелогия развивается на стыке целого ряда дисциплин: социологии, социальной психологии, культурологи, философии и политологии. Главная задача имиджелогии – научное обоснование процесса создания привлекательного личного и корпоративного имиджа. А в современном обществе требования к позитивному имиджу страны непрерывно повышаются. Это объясняется широким распространением информации о социально-экономических особенностях жизни общества. Имидж, как результат целенаправленного воздействия на аудиторию со стороны профессионалов-имиджмейкеров, становится полноценным информационным продуктом.

Деятельность по созданию привлекательного внешнего имиджа страны следует дополнить работой по формированию достойного образа у самих жителей государства. Внутренний имидж – этот тот образ Родины, который складывается у жителей страны в процессе самой жизнедеятельности.

Необходимость формирования положительного имиджа страны все более осознается как политиками, так и государственными служащими, работниками СМИ, национальной интеллигенцией.

Следует отметить то обстоятельство, что позитивный имидж не является специальной фальсификацией реальной жизни страны. Имидж есть только отражение тех реальных позитивных процессов в экономике, политике, культуре, уровне жизни народа.

В изменившемся, информационно открытом, мире не удастся специально создать имидж, который не соответствует действительности. Для страны существует не один имидж, а целое семантическое поле противоречивого образа страны. Имидж отражает все противоречия жизни страны и он, естественным образом, будет противоречивым и саморазорванным, пока в реальности существует диспропорция «очень бедных и очень богатых», когда при богатстве ресурсов значительная часть населения находится за пределами физического выживания. Очевидно, что пока не будут предприняты радикальные реформы в экономике, не повысится уровень жизни населения, образ страны не смогут изменить никакие усилия разработчиков специальных программ по «улучшению имиджа».

Республика Казахстан оказалась перед необходимостью реагировать на вызовы современного мира, поскольку после распада СССР объективно сложились две системы стран. Одна включает в себя наиболее развитые в промышленном и социальном аспекте государства, которые сумели за последние годы перейти от промышленного типа к постиндустриальному производству и функционированию социальных отношений. В этих странах сформированное общество характеризуется неограниченностью информационного обмена, высоким уровнем потребления товаров и услуг. К этим странам относятся наиболее развитые страны Западной Европы, США и Япония.

Ко второй группе государств относятся те, которым предстоит не только экономическая, социальная, но и политическая модернизация. К ним, безусловно, относится и Республика Казахстан. Страна делает шаги к переходу в группу развитых стран, но это требует громадных затрат и усилий всего казахстанского общества. Необходимым условием выступает теоретическое осмысление и, что самое главное, прогнозирование и проектирование будущих изменений в экономике и соответственно в социальном обеспечении населения страны.

Cоциально-экономические показатели уровня жизни населения страны, особенно для лиц пожилого возраста, которые имеют возможность заниматься туризмом, являются определяющими факторами, указывающих на процветание государства.

 Одним из видов социально-экономических показателей «качества жизни пожилого населения» является анализ материального достатка, это:

- размер пенсии;

- потребительская корзина;

- возраст выхода на пенсию;

- средняя продолжительность жизни.

В таблице 1 представлены показатели: пенсионный возраст, средняя продолжительность жизни, размер потребительской корзины, таких стран, как: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, США, Германия и Япония.

                

Таблица 1 – Качество жизни пожилого населения на 1 января 2019 г.

Критерий

Страны

Россия Казахс-тан Узбекистан Киргизия Туркмения Таджикистан США Германия Япония

Пен.возраст, лет

Муж.-60 Муж. - 63 Муж - 60 Муж -63 Муж -62 Муж - 63 Муж - 67 Муж. - 67 Муж. - 65
Жен.- 55 Жен. -59 Жен - 55 Жен- 58 Жен- 57 Жен -58 Жен - 65 Жен - 65 Жен. - 65

Сред.продол. жизни (лет)

Муж -69 Муж. - 69 Муж – 67 Муж– 65 Муж– 65 Муж – 61 Муж – 77 Муж– 78 Муж - 80
Жен - 79 Жен - 77 Жен– 72 Жен- 73 Жен- 71 Жен– 67 Жен-81 Жен - 83 Жен - 87
Мин. пен.в месяц 8726 руб. 52145 тенге 292940 сум. 1700 сом 300 манат 180 сомони 800 $ 380 евро 600 $.
В рублях 8726 8691 2015 1567 5728 1192 51236 26811 38427
Сред. пенс. в месяц 14100 рублей 87243 тенге 352152 сум 4817 сом 427 манат 280 сомони 1200 $ 770 евро 700 $
В рублях 14100 14444 2412 4460 7807 1855 76854 54329 44,831
Потреб. корзина 8583 руб. 29698 тенге 800000 сум 4681 сом 210 манат 254 сомони 1580 $ 1240 евро 900 $
В рублях 8563 4922 5462 4315 3840 1652 101191 87491 57640

 

Как видно из таблицы 1 в Центрально-Азиатском регионе и в России выход на заслуженный пенсионный отдых колеблется у мужчин от 60 до 63 лет и у женщин от 55 до 59 лет. Продолжительность жизни самая низкая в Таджикистане и Туркмении: мужчины 61-65, женщины 67-71 лет, то есть в Таджикистане мужчины даже не доживают до своего пенсионного возраста. Самая высокая средняя продолжительность жизни в Японии, у мужчин – 80 лет, у женщин – 87 лет, в Германии мужчины живут до 78, а женщины до 83 лет, в США – мужчины до 76, а женщины до 81 года.

В Казахстане продолжительность жизни меньше на 10 лет у мужчин и на 5 лет у женшин, по сравнению со странами Западной Европы. В России схожая ситуация: средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 69 лет, у женщин – 79 лет. При сравнении размеров пенсий видим, что самый минимальный размер пенсий приходится на Таджикистан (1192 руб.) и Киргизию (1567 руб.), а минимальной размер пенсии в США составляет (51236 руб.) [3].

Одним из важных социальных показателей является потребительская корзина, это примерный расчетный набор товаров и услуг, показывающий уровень и структуру годового или месячного потребления человека (Таблица 2). Именно этот критерий определяет покупательские возможности населения страны, и его еще называют прожиточным минимумом [4].

Потребительская корзина данных стран в представленной нами таблице, наглядно показывает, что в странах Центрально-Азиатского региона, а также в России такой набор включает в себя только перечень необходимых продуктов питания. Потребительская же корзина США, Германии и Японии включает в себя даже такие элементы роскоши как знакомство на интернет-сайтах [4].

Таблица 2 – Потребительская корзина страны

Страны Кол-во прод-тов Наименование продуктов
Россия 44 хлебобулочные изделия, яйца, сахар, макароны, мука, свежие овощи и фрукты, крупа различных сортов, мясная продукция, молочная продукция, рыба, подсолнечное масло, маргарин, чай и специи.
Казахстан 44 круп (рис, манка, гречка, овсянка), три вида хлеба, макаронные изделия, пять видов мяса (говядина, свинина, курица, конина и баранина), колбаса, говяжья печень, рыба, молоко и сметана. А так же творог, твердый сыр, десяток яиц, масло (сливочное и подсолнечное), маргарин, фрукты (арбуз, яблоки, виноград), курага, овощи (лук, свекла, капуста, огурцы, помидоры, морковь, картофель и горох), сахар, соль, специи, майонез, дрожжи и чай.
Узбекистан 40 хлебобулочные изделия, яйца, сахар, макароны, мука, свежие овощи и фрукты, крупа различных сортов, мясная продукция, молочная продукция, рыба, подсолнечное масло, маргарин, чай и специи.
Киргизия 40 хлебопродукты, мясо, картофель, овощи, фрукты и ягоды, сахар, молоко, растительное масло, яйца, рыба и рыбопродукты, чай.
Туркмения 40 хлебобулочные изделия, яйца, сахар, макароны, мука, свежие овощи и фрукты, крупа различных сортов, мясная продукция, молочная продукция, рыба, подсолнечное масло, маргарин, чай и специи.
Таджикистан 40 хлебобулочные изделия, яйца, сахар, макароны, мука, свежие овощи и фрукты, крупа различных сортов, мясная продукция, молочная продукция, рыба, подсолнечное масло, маргарин, чай и специи.
США 300 продукты питания делятся на две большие подгруппы – продукты, приобретаемые домой, и питание вне дома. В корзину входят как алкогольные, так и безалкогольные напитки. Пиво, вино, эль, виски на равных правах с молоком и газировкой входят в потребительскую корзину американца, даже знакомство на интернет-сайтах
Германия 750 помимо привычных продуктов питания там можно найти такие пункты, как алкогольные напитки, табачные изделия, бумага для принтеров, фотоаппарат, видеокамера и многое другое. Но есть и действительно полезные пункты вроде измерителя кровяного давления на запястье.
Япония 585 кроме продуктов питания, деликатесные продукты, алкогольные напитки, предметы роскоши.

 

Анализ рассмотренных показателей доходов населения позволяет сделать вывод о том, что в таких странах, как США, Германия, Япония пенсионеры могут позволить себе путешествия по всему миру. В странах Центрально-Азиатского региона выход на пенсию далеко не всегда связан с путешествиями не только по миру, но и по своей стране.

Для Республики Казахстан решение проблем формирования собственного международного имиджа имеет принципиальное значение. Казахстан исторически вместе с Россией несет на себе груз имиджа бывшей сверхдержавы, одной из двух основ существовавшего недавно биполярного мира. В современном Казахстане существует ряд проблем, связанных с формированием собственного имиджа в мире. Многие из них обусловлены экономическими трудностями рыночной экономики. Ряд проблем связан с отсутствием гибкого правового поля, позволявшего проводить взвешенную и адекватную политику в этом направлении.

Выводы и предложения. Сегодня как никогда становится понятным, что любые внешнеполитические, экономические и иные успехи любого государства должны подкрепляться соответствующими показателями. Сегодня необходима актуализация исторической основы имиджа Республики Казахстан. Необходимо осознание преемственности исторического и политического развития. Также необходимо увеличить содержательность образа Казахстана. Активное оперирование продуманными и содержательными образами есть главный и эффективный способ реализации позитивного имиджа страны в сфере туризма.

Необходимо формировать не только имидж, но сами условия жизни в стране, которые гарантируют гражданам всех возрастов достойный уровень жизни, надежную социальную защиту, социальное обеспечение, условия для самореализации культурно-творческого потенциала личности.

Список использованных источников:

1. Медиева, Г.А. Новый этап развития туризма в Казахстане: экономические и технологические вопросы и перспективы [Текст] / Г.А. Медиева, А.И. Козина, Г.К. Майгожина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10-1. – С. 130-133.

2. Социальное обеспечение в мире 2010-2011 гг. Обеспечение охвата во время и после кризиса. Международная организация труда. Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – М., 2011, 2012. – С. 32.

3. Пенсия в странах 2018-2019 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://yandex.kz/VisaSam.ru›emigration…html.

4. Потребительская корзина россиянина [Электронный ресурс]. – URL: https://businessman.ru/new-potrebitelskaya-korzina-rossiyanina.html.

5. Ivanov I, Webster C. Transforming competitiveness into economic benefits: does tourism stimulate economic growth in more competitive destinations? Nicosia: Tourism Management Journal, 201426. Montgomery D.C. (2008). Introduction to Time Series Analysis and Forecasting. John Wiley&Sons. Inc.

 

Ключевые слова: имидж страны, анализ, развитые страны, глобализация, размер пенсии, потребительская корзина.

УДК 338.48                                                                                                           Бурла М.П.,

председатель Комитета

по образованию, науке и культуре

Верховного Совета

Приднестровской Молдавской Республики,

кандидат географических наук, доцент,

заведующий кафедрой социально-экономической

географии и регионоведения,

Бурла О.Н.,

старший преподаватель

кафедры социально-экономической

географии и регионоведения,

ГОУ «Приднестровский государственный университет

имени Т.Г. Шевченко», г. Тирасполь,

Приднестровская Молдавская Республика, Молдова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ (НА ПРИМЕРЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ)

Особенности [74] правового регулирования и организации туристской деятельности в регионе с неопределенным политико-правовым статусом (на примере Приднестровья). В статье рассмотрены особенности правового регулирования туристской деятельности в Приднестровье (Приднестровской Молдавской Республике) – регионе, не имеющем окончательного международного политико-правового статуса. Приведены сведения об основных этапах создания республики. Рассмотрено содержание основного правового акта – Меморандума, позволяющего Приднестровью самостоятельно участвовать в международных экономических отношениях.

Представлена краткая оценка рекреационного потенциала туризма и его роль в развитии региона. Названы основные виды туризма, имеющие природные, культурно-исторические, демографические, социально-экономические ресурсы для их эффективного развития. Отмечено, что в регионе оптимально сочетаются элементы молдавской, украинской, гагаузской, болгарской и польской культур, разнообразная гастрономия и особая культура виноделия. Территория Приднестровской Молдавской Республики обладает туристской привлекательностью за счет использования одного из признаков советского прошлого, т.н. «советскость», выражающаяся в наличии множества памятников и достопримечательностей советского периода, которые могут стать основой для развития ностальгического туризма.

Перечислены основные нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование развития и регулирование туристской деятельности в Приднестровье. Также приведены законы, направленные на интенсификацию инвестиционной деятельности как в экономике региона, в целом, так и в туристской сфере. В статье содержатся сведения об управленческих структурах, призванных повысить эффективность регулирования туристской деятельности. Предложены некоторые меры, направленные на усиление роли нормативных актов в перспективном развитии туризма.

Features of legal regulation and organization of tourist activities in the region with uncertain political and legal status (on the example of Transnistria). The article deals with the peculiarities of legal regulation of tourist activity in Transnistria (Transnistrian Moldavian Republic) – a region that does not have a final international political and legal status. The information about the main stages of the Republic creation is given. The content of the main legal act – the Memorandum allowing Transnistria to participate independently in international economic relations is considered.

A brief assessment of the recreational potential of tourism and its role in the development of the region is given. The main types of tourism with natural, cultural, historical, demographic, socio-economic resources for their effective development are named. It is noted that the region optimally combines elements of Moldovan, Ukrainian, Gagauz, Bulgarian and Polish cultures, diverse gastronomy and a special culture of winemaking. The territory of the Pridnestrovian Moldavian Republic has a tourist attraction due to the use of one of the signs of the Soviet past, the so-called «sovietness», expressed in the presence of many monuments and attractions of the Soviet period, which can become the basis for the development of nostalgic tourism.

 The main legal acts aimed at stimulating the development and regulation of tourism in Transnistria are listed. Also, the laws are aimed at enhancing investment activities in the economy of the region as a whole, and in the field of tourism. The article contains information about the management structures designed to improve the efficiency of regulation of tourist activities. Some measures aimed at strengthening the role of regulations in the long-term development of tourism are proposed.

Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время практически отсутствуют научные публикации, посвященные анализу правового регулирования туристской деятельности в Приднестровье.

Целью статьи является оценка современного состояния правовой базы, регулирующей туристскую деятельность в Приднестровье и предложение мер, направленных на её оптимизацию.

Выделение нерешенной проблемы. На современной карте мира выделяются регионы (территории), которые не обладают статусом суверенного государства и возникли в результате самоопределения в границах суверенных стран или в процессе распада (дезинтеграции) отдельных государств.

Впервые Приднестровье было провозглашено в качестве целостного территориального образования 2 июня 1990 года на первом съезде депутатов всей уровней в качестве «приднестровской экономической зоны» [10, с.7].

В качестве самостоятельного политико-территориального образования республика была провозглашена 2 сентября 1990 года на Втором чрезвычайном съезде депутатов Приднестровья всех уровней, которые выражали волю абсолютного большинства жителей региона. Постановление съезда определило образование Приднестровской Молдавской ССР (ПМР) в составе СССР [8, с.58].

Несмотря на неопределенность статуса и наличие разнообразных внешних рестрикций, к настоящему времени в Приднестровье создана полноценная правовая база, регулирующая все сферы жизнедеятельности.

Правовой основой для осуществления международных отношений Приднестровья служат положения Меморандума «О нормализации взаимоотношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанного 8 мая 1997 года в Москве президентами стран-гарантов (России и Украины), президентами Республики Молдова и Приднестровья, председателем ОБСЕ. Пункт 3 «Меморандума…» гласит о том, что «…Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях – по согласованию сторон».

Изложение основного материала. Среди основных направлений обеспечения положительной экономической динамики на современном этапе, увеличения занятости населения, развития инфраструктуры, роста доходов физических и юридических лиц, включая поступления в бюджеты всех иерархических уровней, можно выделить максимизацию использования рекреационного потенциала региона, развитие внутреннего и въездного туризма.

Приднестровье обладает существенными предпосылками для развития культурно-познавательного, промышленного, спортивного, конфессионального, сельского, историко-археологического, этнографического, экологического, медицинского и лечебно-оздоровительного, гастрономического, событийного, анимационного, винного, приключенческого, научного, гериатрического, делового, водного, вело- и мототуризма.

Регион обладает богатыми природно-рекреационными и историко-культурными туристскими ресурсами, развитой транспортной инфраструктурой, достаточной сетью гостиниц и предприятий общественного питания. В регионе оптимально сочетаются элементы молдавской, украинской, гагаузской, болгарской и польской культур, разнообразная гастрономия и особая культура виноделия.

Уникальность региона выражена в мягких климатических условиях, обилии фруктов, экологически чистых территорий, выгодного географического положения, развитой сети железнодорожных и шоссейных дорог, живописной реки Днестр, разнообразных источников минеральных вод.

В Приднестровье насчитывается более 2000 памятников археологии – от каменного века до раннего средневековья и более 300 памятников истории и архитектуры, которые внесены в соответствующий государственный реестр [3; 11; 14]. Особо следует отметить туристскую аттрактивность таких известных объектов, как Бендерская крепость, ЗАО «KVINT», Кицканский монастырь, спортивный комплекс «Шериф», ОАО «Акватир», «Ягорлыкский заповедник», санаторий «Днестр», применяющий уникальный метод лечения – ампелотерапию (лечение виноградным соком).

В Приднестровье сочетаются весьма контрастные объекты, связанные с историей Османской и Российской империй, с советским периодом и с современными реалиями становления приднестровской государственности [3; 14].

Как ни парадоксально, одним из факторов аттрактивности является непризнанность Приднестровья. История развития ПМР в постсоветское время как самопровозглашенного государства, не имеющего окончательного международного политико-правового статуса, а также наличие системы бипатридства, позволяет выделить политический туризм (например, участие иностранных граждан в качестве наблюдателей во время электоральных кампаний).

Туристская привлекательность республики также может быть усилена за счет использования таких признаков, как «советскость», выражающейся в наличии множества памятников и достопримечательностей советского периода, которые могут быть основой для развития ностальгического туризма.

 Важным элементом туристической привлекательности региона могут стать денежные знаки, найденные на территории Приднестровья [9].

В то же время имеющийся туристский потенциал используется недостаточно. По нашим оценкам, доля туризма в ВВП республики в 2016-2018 гг. составляла всего 0,02%, а доля занятых в нём – лишь 0,2% от общего числа всех занятых в республике [12].

Туристическая деятельность рассматривается нами как фактор, имеющий мультипликативный эффект и стимулирующий развитие полиграфической, сувенирной, легкой промышленности, гостиничного бизнеса и общественного питания, транспорта, системы профессионального образования. Она в существенной степени является стимулом для восстановления памятников и их надлежащего содержания.

В условиях Приднестровья въездной туризм следует рассматривать как важный инструмент формирования положительного имиджа и позиционирования ПМР в современном мире.

Для повышения эффективности деятельности в сфере туризма органами власти и управления республики были разработаны и приняты важные нормативные и программные документы.

Постановлением Верховного Совета ПМР от 1 марта 2002 года № 155рп утвержден «Государственный реестр памятников республиканского и местного значения». Верховный Совет ПМР 22 мая 2002 года принял Закон «Об основах туристской деятельности в ПМР» [4], на основе которого разработано положение «О правилах предоставления туристских услуг в ПМР».

Кабинет министров ПМР разработал проект Концепции развития туризма в ПМР, который был утверждён Указом Президента ПМР от 19 сентября 2005 года № 471 [5].

Правовые основы отношений, возникающих в области охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия ПМР, регулируются Законом ПМР от 22 января 2008 года № 393-З-IV «О недвижимых объектах культурного наследия» [2].

Постановлением Правительства ПМР от 13 сентября 2018 года № 319 утверждено «Положение о туристском паспорте административно-территориальной единицы ПМР».

С целью развития ПМР как привлекательной туристской дестинации Правительством предложена «Концепция развития внутреннего и въездного туризма в ПМР на 2018-2020 гг.», которая включает анализ состояния сферы туризма, основные цели, задачи ее развития, а также комплекс государственных мер, направленных на повышение эффективности управления сферой туризма [6].

В 2019 году Верховным Советом Приднестровья утверждена новая редакция Единого государственного реестра недвижимых объектов культурного наследия ПМР. Принята также Государственная целевая программа «Поддержка и развитие туризма в ПМР на 2019-2026 годы», представленная Правительством [7]. Источниками финансирования программы могут быть средства республиканского и местных бюджетов, зарубежные и внутренние частные и корпоративные инвестиции, зарубежные гранты.

В стратегии социально-экономического развития Приднестровья на среднесрочный и долгосрочный периоды сфера туризма рассматривается в качестве приоритетного направления развития. В стратегии определены управленческие, инвестиционные, информационные, технические, архитектурные, экологические, правовые, маркетинговые и иные аспекты развития туристской сферы в обозримом будущем. В разделе 3 п. 3.1 пп. 3.9.5 подчеркивается: «…главной целью государственной политики в области туризма является создание современной туристской отрасли, ориентированной на максимально полное удовлетворение потребностей граждан республики, граждан иностранных государств в услугах въездного, внутреннего и выездного туризма, основанной на бережном и рациональном использовании туристического потенциала Приднестровья» [13, с.54].

В 2014 году для проведения единой политики в сфере туризма создан Координационный совет по поддержке и развитию туризма при Правительстве ПМР, персональный состав которого определен Распоряжениями Правительства ПМР от 17 июля 2014 года № 499р и от 28 июня 2017 года № 537р.

Существенную роль в развитии туристской сферы играет Агентство регионального развития Приднестровья и созданный при нем специализированный Информационный центр [14].

С целью привлечения инвестиционных ресурсов в экономику Приднестровья, в том числе в сферу туризма, в 2018 году был принят новый Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», который предусматривает существенные льготы для потенциальных зарубежных инвесторов. При этом размеры льгот коррелируют с объемом инвестиций [1]. Росту инвестиций в туристскую деятельность призван способствовать и Закон ПМР «О государственно-частном партнерстве» [2].

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что туристская деятельность в Приднестровье рассматривается в качестве стратегического направления социально-экономического развития региона. Для ее эффективного осуществления разработаны и приняты базисные нормативно-правовые акты, регулирующие основные аспекты территориальной организации и функционирования туризма. В то же время в обозримой перспективе представляется целесообразным издать сборник нормативно-правовых актов, включающий весь перечень нормативно-правовых актов, регулирующих туристскую деятельность в Приднестровье. Также следует утвердить нормативными актами Правительства «Туристские паспорта» и «Туристские бренды» Приднестровья в целом и отдельных административно-территориальных единиц (районов и поселений). Следует внести ряд поправок в действующее налоговое законодательство, направленных на предоставление дополнительных льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, в туристской инфраструктуре, а также участвующих в реставрации потенциальных туристских объектов. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется охрана памятников культурного и исторического наследия.

Список использованных источников:

1. Закон ПМР от 18 июня 2002 года № 141-3-III «Об основах туристской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» // Собрание актов законодательства – 2002. – № 25.

2. Закон ПМР от 22 января 2008 г. № 393-З-IV «О недвижимых объектах культурного наследия» // Собрание актов законодательства – 2008. – № 3.

3. Закон ПМР от 19 января 2015 года № 32-З-V «О государственно-частном партнерстве» // Собрание актов законодательства – 2015. – № 4.

  1. Закон ПМР от 18 апреля 2018 года № 39–ЗИД–VI «O государственной поддержке инвестиционной деятельности» // Собрание актов законодательства. – 2018. – № 18.

5. Концепция развития туризма в ПМР. Указ Президента ПМР от 19 сентября 2005 года № 471 // Собрание актов законодательства – 2005. – № 39.

6. Концепция развития внутреннего и въездного туризма в ПМР на 2018-2020 гг. Постановление Правительства ПМР от 26 декабря 2017 года № 362.

7. Целевая программа «Поддержка и развитие туризма в Приднестровской Молдавской Республике на 2019-2026 годы». Распоряжение Правительства ПМР от 4 апреля 2019 года № 246р.

  1. Красносельский, В.Н. Приднестровье – составная часть русского мира: текущая ситуация и перспективы развития [Текст] / В.Н. Красносельский // Политико-правовые основы международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики / Под общ. ред. В.В.Игнатьева. – Тирасполь, 2018. – С. 9-16.

9. Кривенко, А.В. Денежные знаки территории Приднестровья как элемент туристической привлекательности региона [Текст] / А.В. Кривенко // Прикладной потенциал социально-экономической географии / Отв. ред. В.Г.Фоменко. –Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2019. – С. 164-180.

  1. Кузнецов, М.Н. Приднестровская Молдавская Республика как полноправный субъект современного международного права: юридический императив ее признания [Текст] / М.Н. Кузнецов // Политико-правовые основы международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики / Под общ. ред. В.В.Игнатьева. – Тирасполь, 2018. – С. 72-89.

11. Музеи Приднестровья / Авторы-составители М.Н.Кашлева, А.А.Мельничук. –Тирасполь: МИД ПМР, 2015. – 76 с.

12. Основные показатели туристической деятельности за 2018 г. Пресс-выпуск. –Тирасполь: ГСС ПМР, 2019. – 6 с.

13. Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы. –Тирасполь, 2018. – 88 с.

14. Туризм в Приднестровье. Сайт Агентства Регионального Развития Приднестровья [Электронный ресурс]. – URL: http://ngo-ardt.com/turizm-v-pmr.html (дата обращения 29.04.2019).

Ключевые слова: рекреационные ресурсы, самопровозглашенное государство, стратегия развития, ностальгический туризм, туристская аттрактивность.

УДК 338.48                                                                                                Градинарова А.А.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры туризма,

ГО ВПО «Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк, ДНР

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.072 с.)