Использование информационных центров в туристических фирмах кабардино-балкарской Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование информационных центров в туристических фирмах кабардино-балкарской Республики



 

Использование [72] информационных центров в туристических фирмах Кабардино-Балкарской Республики. В статье представлены результаты исследования в сфере туристско-рекреационных услуг в Кабардино-Балкарской Республике (КБР), подтверждается необходимость использования информационных центров в туристских фирмах, агентствах, компаниях и др. Подчеркнута важность и полезность внедрения информационных центров в сфере малого и среднего бизнеса, повышения экономической эффективности региона, увеличения прибыли и рентабельности предприятий. Формирование новых инновационных малых и средних фирм повысит конкурентоспособность за счет роста уровня показателей качества предлагаемых услуг, а также увеличит разнообразие туристических предложений, плотность зон отдыха и уровень развития инфраструктуры. В регионе можно развивать такие приоритетные направления туристической деятельности как лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм. Республика располагает ресурсами для развития и таких видов туризма как культурно-познавательный, деловой, экологической, спортивный, этнический и другие. Для выявления сильных и слабых сторон деятельности туристских фирм на территории КБР предлагается использовать SWOT-анализ, который позволит повысить эффективность деятельности сферы туристско-рекреационных услуг в регионе. Для успешной туроператорской деятельности туристским фирмам, агентствам и компаниям Кабардино-Балкарской Республики предлагается использовать компьютерную программу продвижения туристского пакета, то есть программу по логистике. Реализация данного предложения позволит туристским фирмам владеть информацией о каналах сбыта. Проведенные исследования позволили сделать следующее заключение: отсутствие единой концепции региональной системы информационных центров в сфере туризма тормозит развитие всей отрасли. В связи с этим предлагается: создать региональные туристические информационные центры, которые бы формировали туристскую и маркетинговую политику на региональном уровне.

Use of information centres in travel agencies of Kabardino-Balkarian Republic. The article presents the results of research in the field of tourist and recreational services in the Kabardino-Balkarian Republic (KBR), confirms the need for the use of information centers in tourist firms, agencies, companies, etc. Emphasizes the importance and usefulness of the introduction of information centers in small and medium-sized businesses, improving the economic efficiency of the region, increasing profits and profitability of enterprises. The formation of new innovative small and medium-sized firms will increase competitiveness by increasing the level of quality indicators of services offered, as well as increase the variety of tourist offers, the density of recreation areas and the level of infrastructure development. In the region, it is possible to develop such priority areas of tourism as health and ski tourism. The Republic has resources for the development of such types of tourism as cultural, educational, business, environmental, sports, ethnic and others. To identify the strengths and weaknesses of the activities of tourist firms in the KBR, it is proposed to SWOT-analysis, which will improve the efficiency of tourism and recreational services. For successful tour operator activity, tourist firms, agencies and companies of the Kabardino-Balkarian Republic are invited to use a computer program to promote the tourist package, that is, a program for logistics. The implementation of this proposal will allow travel agencies to have information about sales channels. The studies have led to the following conclusion: the lack of a unified concept of the regional system of information centers in the field of tourism hinders the development of the entire industry. In this regard, it is proposed to create regional tourist information centers, which would form the tourism and marketing policy at the regional level.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема необходимости использования информационных центров в туристских фирмах до настоящего времени недостаточно исследована. Вопросу о возможностях и преимуществах ТИЦ, необходимости их создания в регионах с туристско-рекреационной специализацией уделяют внимание в своих работах И. А. Киселева, А. М. Трамова и О. А. Чернякина [1, с.150; 5, с.49]. Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы развития туристско-рекреационного комплекса как Российской Федерации, так и КБР.

Выделение нерешенной проблемы. Несмотря на то, что в развитии туристско-рекреационного комплекса КБР предприняты определенные позитивные шаги, регион по показателям развития туризма и рекреации еще не достиг уровня 1990-х гг., возможности этого важнейшего сектора экономики республики остаются не вполне востребованными. Подчеркивается, что важнейшим фактором развития туристско-рекреационного комплекса является удручающее состояние его инфраструктуры.

Цель статьи заключается в определении путей решения проблем, которые имеются в развитии туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики.

Использование основного материала. Важность развития туризма и отдыха для Кабардино-Балкарской Республики определяется высоким ресурсным потенциалом, уникальностью и разнообразием природных и климатических ресурсов территорий, которые создают благоприятные условия как для постоянного проживания, так и для развития туризма и отдыха. [1; 2].

В регионе созданы все условия для развития туризма и отдыха, ведения в сфере туризма малого и среднего бизнеса. Формирование туристской индустрии региона сдерживается отсутствием качественной туристической инфраструктуры, невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети и т. д. Неэффективная реализация и продвижение турпродукта на российском туристском рынке является одной из преград на пути малоэффективного использования туристических возможностей республики.

Представляется целесообразным отметить, что в республике возможно развитие таких приоритетных туристических направлений, как медицинский и рекреационный туризм. В республике также имеются ресурсы для формирования и устойчивого развития таких видов туризма, как культурный, образовательный, деловой, экологический, спортивный, этнический и другие. Формирование новых инновационных малых и средних предприятий повысит конкурентоспособность за счет роста показателей качества предлагаемых услуг, а также увеличит разнообразие туристических предложений, плотность зон отдыха и уровень инфраструктурной освоенности. Приоритетными направлениями туристической деятельности региона могут стать также лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм.

В ходе проведения маркетинговых исследований, изучения состояния сферы туризма и отдыха и выявления сильных и слабых сторон данной сферы в республике был использован SWOT-анализ данной сферы. Проведенный анализ рынка туристских услуг позволил выявить, что в республике нет организаций, которые бы специально занимались сбором информации о состоянии сферы индустрии туризма [2;5].

Многими десятилетиями в зарубежных странах подобные информационные центры налаживались и нарабатывались с учетом всех недостатков и преимуществ. Подтверждением тому могут служить туристско-информационные центры в таких странах как Азербайджане, Латвии, Литве, Эстонии и др.

Наша страна по использованию указанных центров в туристических фирмах, агентствах входит в перечень стран, начинающих практиковать данную систему. Инновация приживается не во многих предприятиях туристской индустрии, так как не все турфирмы эффективно используют туристские ресурсы, имеющиеся в регионах. Кроме того туристские фирмы и агентства слабо используют логистику для реализации турпакетов на внутреннем и внешнем туррынках [3; 5]. Проведенные исследования позволили выявить следующие слабые и сильные стороны деятельности турфирм.

Сильные стороны:

- выгодное расположение территории региона;

- разнообразие маршрутов внутреннего и выездного туризма в регионе;

- многообразие природно-климатических ресурсов республики;

- компактность территории региона;

- совмещения рекреаций внутреннего и выездного туризма турфирм КБР;

- регион с относительно благоприятной экологической обстановкой;

- широкий спектр предприятий лечебно-курортной зоны КБР;

- лечебный климат;

- высокий уровень образования обслуживающего персонала;

- наличие различных природных территорий;

- множество рек и озер;

- привлекательные объекты природного и культурного наследия.

Слабые стороны:

- отсутствие целостного центра туристско-информационных услуг;

- отсутствие позиционирования региона на рынке туризма КБР;

- слабая рекламная кампания; недостаток опыта в этой области;

- отсутствие утвержденных единых стандартов обслуживания;

- отсутствие организованного взаимодействия между сотрудниками индустрии туризма;

- отсутствие «проездных дисконтных карт».

В Стратегии социально-экономического развития КБР до 2030 года также отмечается, что активное развитие туризма в регионе не может быть достигнуто без развития туристических услуг сервиса на базе малых предприятий. Отсутствие единой концепции региональной системы информационных центров в сфере туризма является негативным фактором в развитии всей отрасли. В связи с этим существует необходимость создания регионального туристического информационного центра, который бы формировал туристскую и маркетинговую политику на региональном уровне, проводил исследования потребителей, осуществлял поддержку туристического сектора [3;5].

На данный момент можно говорить о положительной динамике развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике. Об этом свидетельствуют и федеральная целевая программа «Юг России» и программа развития туристической деятельности на Северном Кавказе [4].

Аналитическая обработка документов программы говорит о том, что объем бюджетных ассигнований, выделенных на развитие туризма будет способствовать стабильному и устойчивому развитию. Так, из средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на эти мероприятия выделено 9281,07 млн. рублей, в том числе на реализацию:

- обустройство горнолыжного комплекса Приэльбрусье и инфраструктуры курорта «Нальчик» – 366,76 млн. рублей;

- развитие туристско-рекреационных зон Кабардино-Балкарской Республики – 3495,44 млн. рублей;

- рекламно-маркетинговое продвижение туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики – 524,0 млн. рублей;

- развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики – 4704,17 млн. рублей;

- реализация мероприятий федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)» в Кабардино-Балкарской Республике – 190,7 млн. рублей.

       Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по годам характеризуется динамикой роста, что подтверждается следующими данными:

       2016 год – 740,48 млн. рублей;

       2017 год – 1843,71 млн. рублей;

       2018 год – 2971,48 млн. рублей;

       2019 год – 1482,64 млн. рублей;

       2020 год – 1593,43 млн. рублей.

Если обозначенные финансовые средства будут освоены, то к концу 2019 года увеличение число туристов пожелавших посетить нашу республику может увеличиться до 800 тыс. человек в год; увеличение количества туристов и отдыхающих в Приэльбрусье – до 300 тыс. человек в год. Если конкретно рассматривать курорт «Нальчик», то уже в текущем году количество туристов может составить 200 тыс. человек в год. Такая динамика роста численности клиентов будет способствовать привлечению в сферу туризма до 15 тыс. человек. К числу позитивных факторов относятся не только введение в эксплуатацию 12 канатных дорог различного типа, но и увеличение протяженности горнолыжных трасс до 100 км, создание 35 тыс. койко-мест в коллективных средствах размещения, увеличение доли туризма в консолидированном бюджете Кабардино-Балкарской Республики до 10% [2].

Росту положительного имиджа республики способствуют ежегодное проведение 10 пресс-туров и инфо-туров по туристско-рекреационному комплексу региона, а также организация участия предприятий туротрасли в 15 туристических выставках и форумах в год.

Выводы. Проведенные исследования реальных потребительских предпочтений населения Кабардино-Балкарской Республики в туристско-рекреационных услугах с использованием информационных систем является ключевым фактором их формирования. С целью полного и качественного определения спроса и нужд населения были проведены исследования спроса и предложения в сфере туристско-рекреационных услуг КБР.

Список использованной литературы:

1. Киселева, И.А. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона [Текст] / И.А. Киселева, А.М. Трамова. – М.: МЭСИ, 2011. – 171 с.

2. Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции 20 января 2017 г. Часть 1. – Казань: Аэтерна, 2017. – 222 с.

3. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.

4. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие [Текст] / С.А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.

5. Чернякина, А.О. Роль туристско-информационных центров в комплексном подходе к формированию бренда туристско-рекреационного кластера [Текст] / А.О. Чернякина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12 (40). – С. 49-52.

Ключевые слова: туристско-рекреационная сфера услуг, туристическая инфраструктура, туристический информационный центр.

УДК 379.851                                                                                               Бураканова Г.М.,

доктор социологических наук, профессор

кафедры «Социология»

Токтарбаева А.Е.,

обучающаяся 2 курса докторантуры

направления подготовки «Социология»,

Евразийский национальный университет

имени Л.Н. Гумилева,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.023 с.)