Развития туризма в забайкальском крае 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития туризма в забайкальском крае



К вопросу [78] о реализации государственной программы развития туризма в Забайкальском крае. Статья посвящена анализу реализации государственной программы развития туризма в Забайкальском крае. Государственная программа является стимулирующим фактором развития туризма в регионе, основная роль в разработке которой принадлежит государственным административным органам управления отдельного субъекта Российской Федерации. Главная цель региональной государственной программы развития туризма – повышение инвестиционной привлекательности туризма как сектора экономики региона.

Основное внимание уделено таким показателям реализации программы, как объем туристического потока и объем платных туристских услуг. Анализ данных показателей выявил увеличение туристического потока в крае, в основном за счет туристов из соседней Китайской Народной Республики. Однако имеются определенные факторы, сдерживающие увеличение данного показателя в Забайкальском крае. Среди таких факторов можно выделить следующие: неудовлетворительное состояние материально-технической базы туризма, отсутствие квалифицированных трудовых ресурсов, небольшое количество разработанных туров и экскурсионных программ, которые бы могли привлечь иностранных туристов в край, отсутствие инвестиционной политики, недостаточная проработка нормативно-правовой базы, отсутствие льготной налоговой системы для предприятий туризма, недостаточная проработка информационного обеспечения.

 В статье осуществлен анализ показателей за период с 2016 по 2018 гг, а также выявлены факторы, оказавшие влияние на развитие туризма в регионе за отчетный период, предложены соответствующие меры по повышению привлекательности Забайкальского края как туристской территории на мировой туристическом рынке.

On the implementation of the state program of tourism development in the TRANS-Baikal region. The article is devoted to the analysis of the implementation of the state program of tourism development in the TRANS-Baikal region. State program is a stimulating factor of development of tourism in the region, the main role of its working out belongs to public administration government bodies of the Russian Federation. The main goal of the regional state program of tourism development is to increase the investment attractiveness of tourism as a sector of the region's economy.

The main attention is paid to such indicators of the program as the amount of tourist flow and the quantity of paid tourist services. The analysis of these indicators revealed an increase in tourist flow in the region, mainly due to tourists from the neighboring people's Republic of China. However, there are certain factors constraining the increase in this indicator in the TRANS-Baikal territory. Among these factors are the following: unsatisfactory condition of material base of tourism, lack of skilled labor resources, a small amount of designed tours and excursions that could attract foreign tourists to the region, the lack of investment policy, the insufficient development of the regulatory framework, the lack of preferential tax system for businesses of tourism, insufficient study of information security.

 The article analyzes the indicators for the period from 2016 to 2018, as well as the factors that influenced the development of tourism in the region during the reporting period, proposes appropriate measures to increase the attractiveness of the TRANS-Baikal territory as a tourist territory in the world tourism market.

Анализ последних исследований и публикаций. Основой развития туристской отрасли региона являются специальные государственные программы регионального уровня, что обусловлено следующими факторами. Во-первых, федеральная программа не способна учесть все разнообразие территорий, различные природно-ландшафтные и климатические условия, этнические особенности и традиции и другие характеристики, отражающие уникальность и неповторимость отдельной области, края или района. Во-вторых, разработка собственной региональной программы развития туризма создает возможности для решения социально-экономических проблем региона. Развитие туризма в регионе может способствовать привлечению инвестиций и других дополнительных поступлений в региональный бюджет, улучшению инфраструктуры, обеспечению занятности населения, предотвращению миграции трудовых ресурсов, развитию местной промышленности, а также улучшению экологической обстановки в регионе посредством финансирования природоохранных программ.

Главная роль в разработке региональных программ развития туризма принадлежит соответствующим государственным административным органам управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Основная цель программы заключается в обеспечении инвестиционной привлекательности туристской отрасли региона с учетом интересов как предприятий индустрии туризма, так и местного населения.

Выделение нерешенной проблемы. В Забайкальском крае развитие туризма реализуется в рамках государственной программы «Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае (2014-2020 годы)», которая была утверждена 29 мая 2014 года. Основная цель программы – создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития Забайкальского края на основе расширения международного сотрудничества, внешнеэкономической деятельности и туризма [1]. Развитие внутреннего и въездного туризма в Забайкальском крае реализуется с помощью подпрограммы «Развитие туризма в Забайкальском крае». Основными ожидаемыми результатами реализации данной подпрограммы определены следующие:

- увеличение объема въездного туристического потока к 2021 году в 7,5 раз к уровню 2012 года;

- увеличение количества российских граждан, обслуженных туроператорами Забайкальского края по внутренним направлениям, к 2021 году на 20,8% к уровню 2012 года [1].

На момент подписания программы прогнозируемый объем финансирования данной подпрограммы за счет бюджетных средств края составлял 2 618,0 тыс. рублей. Однако 28 марта 2018 года вышло Постановление Правительства Забайкальского края о внесении изменений в государственную программу, где объем финансирования подпрограммы «Развитие туризма в Забайкальском крае» составляет 5 184, 3 тыс. рублей.

Цель статьи. Основной задачей данной статьи является проведение анализа реализации подпрограммы по развитию туризма в крае. Исследование проведено на основе анализа отчетов о ходе реализации программы, статистической информации, представленной на сайтах федеральной таможенной службы Российской Федерации, федерального агентства по туризму, федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. В качестве базы для анализа выбраны 2016-2018 годы.

Изложение основного материала. Одним из показателей эффективности выполнения запланированных государственной программой мероприятий в сфере туризма является объем платных туристических услуг, оказанных населению, за периоды 2016-2018 гг. Данные, представленные в таблице 1, показывают прирост данного показателя в течение 3-х лет. Однако уровень планового показателя не был достигнут по ряду причин. Во-первых, основной причиной этого являются кризисные явления в экономике страны в целом, оказавшие негативное влияние на развитие экономической отрасли, в частности, туризма в Забайкальском крае. Во-вторых, резкое снижение курса рубля в течение рассматриваемого периода привело к снижению уровня жизни населения. В-третьих, не достижение уровня планового показателя связано с внутренней реорганизацией в структуре органов исполнительной власти Забайкальского края. В 2016 году полномочия и функции в сфере туризма и туристской деятельности были переданы в ведение департамента туризма Забайкальского края, который планировал разработать собственную программу развития туризма в крае. Однако в конце 2016 года данный орган был упразднен, а полномочия по развитию внутреннего и въездного туризма снова были переданы министерству международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края. Соответствующих изменений с целью корректировки показателей в сфере туризма в государственную программу внесено не было.

 

 

Таблица 1 – Основные показатели реализации государственной программы [2, 3, 4]

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год
Объем платных туристических услуг, млн. руб. 737,4 776,8 807,3
Объем въездного туристического потока, тыс. чел. 32,44 51,4 67,3
Объем внутреннего туристического потока, тыс. чел. 37,6 42,8 46,7

 

Следующим показателем эффективности реализации государственной программы стал объем въездного туристического потока (таблица 1). В течение последних трех лет наблюдается увеличение данного показателя и приближение к плановому: государственной программой запланировано увеличение объема въездного турпотока к 2020 году на 11% к уровню 2012 года. За анализируемый период значение данного показателя увеличилось на 7%. Основу въездного туристического потока Забайкальского края составляют граждане КНР. Китайские туристы вынуждены сталкиваться с проблемой длительного ожидания при пересечении русско-китайской границы.

Объем внутреннего туристического потока также характеризуется положительной динамикой, однако не достигает планового показателя на 10,5%. Данное значение обусловлено тем, что за период 2016-2018 гг. увеличился объем выездного туристического потока российских граждан в КНР.

Для оценки эффективности реализации государственной программы нами был использован программный комплекс «Хранилище-КС». Оценка рассчитана на базе показателей конечных результатов реализации подпрограммы «Развитие туризма в Забайкальском крае». Были получены следующие значения показателей эффективности реализации подпрограммы: 2016 г. – 0,94, 2017 г. – 0,96, 2018 г. – 0,96. В целом эффективность реализации подпрограммы «Развитие туризма в Забайкальском крае» может быть оценена как высокая.

Таким образом, отклонения фактических показателей от плановых показателей реализации подпрограммы, на наш взгляд, обусловлены, в первую очередь, внешними геополитическими и международными рисками, а также внутренними финансовыми, операционными рисками, сниженной мотивацией и потерей актуальности проводимых мероприятий.

Среди основных факторов, повлиявших на эффективность реализации подпрограммы «Развитие туризма в Забайкальском крае», можно выделить экономическую нестабильность и разницу курсов валют, что оказало влияние на уровень въездного и выездного потока. За отчетный период отмечается увеличение объема выездного туристического потока: укрепление курса рубля способствовало росту интереса со стороны российских туристов к поездам за рубеж. С другой стороны, въездной поток китайских туристов в Росси также увеличился, однако, имеется ряд факторов осложняющих данный процесс. В первую очередь, это большая загруженность международного автомобильного пункта пропуска в г. Забайкальск, через который осуществляется пропуск российских туристов в Китай и китайских туристов в Россию. В отчетном 2017 году нагрузка на пропускную способность пункта значительно возросла, что привело к увеличению времени ожидания при пересечении границы. В связи с чем, более 10000 китайских граждан вынуждены были отказаться от краткосрочных ознакомительных туров по Забайкальскому краю в безвизовом порядке.

Выводы. На наш взгляд, с целью развития туризма в Забайкальском крае необходима разработка региональных программ с включением в них таких моментов, как: создание нормативно-правовой базы на региональном уровне; предоставление налоговых льгот и государственных гарантий для защиты рынка туризма в крае; формирование кадастра эколого-туристских территорий; совершенствование системы сертификации и лицензирования туристских услуг; создание и продвижение имиджа Забайкальского края как туристской территории; формирование и развитие системы информационного обеспечения и научно-исследовательской деятельности в туристской области; профессиональная подготовка и переподготовка кадров высшей категории для сферы туризма.

Одной из приоритетных задач устойчивого развития туризма в Забайкальском крае является создание адекватной материально-технической базы и инфраструктуры туризма, что невозможно без инвестиционной деятельности в данной сфере. Инвестиции, направленные на изменение и обновление имеющегося материально-технического потенциала, а также на разработку новых туристических продуктов относятся к категории капитальных вложений. Финансирование туристской отрасли возможно осуществлять за счет внебюджетных источников, включая собственные средства организаций туристской отрасли, кредиты банков, а также средства отечественных и иностранных инвесторов. Успешная реализация программы развития туризма в регионах возможна при осуществлении мониторинга инвестиционной политики, а также при отслеживании изменений туристско-рекреационных потребностей туристов.

 

Список использованных источников:

1. Государственная программа Забайкальского края «Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс]. – URL: http://минмсвэст.забайкальскийкрай.рф/documentation (дата обращения: 22.08.2019).

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. – URL: http://chita.gks.ru (дата обращения: 20.08.2019).

3. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 23.08.2019).

4. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. – URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 22.08.2019).

 

Ключевые слова: туризм, Забайкальский край, государственная программа, туристический поток, показатели развития туризма, региональный туризм.

 

 

УДК 379.85                                                                                                        Трегулова И.П.,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой туризма,

Нубарян Н.Ю.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.014 с.)