Какое осталось впечатление от города? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое осталось впечатление от города?



Ну не знаю, очень красиво.

Бродскому не понравился Стамбул, потому что его жители не осознают, что ходят по плитам, которые мостил Константин, примерно...

Они этого не понимают, и понимать не желают. Я могу сказать лишь о своем впечатлении, оно не совпадает с мнением Бродского. Выключи на секунду диктофон, я схожу в сортир...

Так вот, у меня произошло наложение впечатлений от разных поездок в Стамбул. В советское время мне это все понравилось, а сейчас, в прошлом году, мне это тоже очень понравилось. Одно только поразило. Но это уже сравнительно-историческое восприятие. Я помню всю историю взаимоотношений моей великой родины, я имею в виду, в данном случае, Российскую империю и Советский Союз, которая дралась за эти земли с Османской империей. Я хорошо знаю великую столицу Российской империи, которая является, с моей точки зрения, восхитительно красивым городом. Самым красивым, который я видел в своей жизни. Будучи в Стамбуле и прогуливаясь по его улицам и музеям, я невольно сравнивал его с Петербургом. И хочу тебе сказать, что, конечно же, стрелка Васильевского острова с Дворцовой набережной представляет собой ослепительное зрелище. Но я хочу сказать и то, что Босфор и Айя-София – по своему не менее величественны. Стамбул – тоже великий город. И где-то лучше и комфортнее Питера. Во-первых, он находится в человеческих климатических условиях. Там тепло и приятно. В Петербурге же можно сдохнуть от сырости и холода. Это каменный холод. Как бы эстетически прекрасен ни был Питер, простой человек в нем сойдет с ума. Стамбул – город очень живой.

При всем этом, меня удивляет одна историко-культурная особенность. Почему великий город Стамбул за время своего существования в роли едва ли не столицы всего тюркского мира не подарил человечеству никакой культуры? Скажем, культура Петербурга – мирового уровня. Это даже не русская культура, это больше, чем русская культура. Все, что дала миру русская культура в XVIII и XIX веках – ограничивается авторством Петербурга, но вовсе не России. Пушкина, Державина и даже какого-то там, я не знаю... Достоевского, – читает и изучает весь мир. А известно ли тебе что-нибудь о турецкой культуре? Мало того, Достоевский вместе с Толстым продаются на турецком языке на лотках стамбульского базара. Я видел эти книжки буквально в последнюю свою поездку.

С тех пор, как Стамбул стал турецким, этот огромный город, который больше Петербурга в пять раз по количеству населения, не дал вообще никакой культуры. Я, как человек довольно начитанный, знаю лишь турецких султанов, но это ведь не культура. А также Ататюрка – кто ж не знает Ататюрка! Там он всюду. Из писателей знаю всего одного Назыма Хикмета, да и то чисто обиходно и потребительски. Но если его оценивать по мировым стандартам, то он может мыть сортиры у какого-нибудь Бунина и даже у нашего Шевченко. Что существенного порождено этим великим городом за шестьсот лет его существования?

В чем же причина?

Сам не знаю, что это означает. Но ответ лежит где-то в образе жизни населения. Они не думают о книжках и картинках. Это тебе не Париж. Их интересует только торговля. Стамбул – это сплошной базар. При этом в Стамбуле есть огромный университет. Но не он определят жизнь этого города. Определяет его базар.

Это не город. Это сплошной базар. И это не торгашество, а образ жизни. Если верить гидам, Стамбул то ли второй, то ли третий город по численности населения в мире. Он точно меньше Мехико, который определенно самый большой город на земном шаре. Скорее всего, Токио и Стамбул делят между собой второе и третье место. Стамбул начинается уже на северной стороне Босфора. Городские расстояния определяются десятками километров. Азиатская часть называется Ускюдар и по размерам равна нашему Петербургу. Все это население ежедневно переправляется через пролив по мосту или при помощи паромов. Эти морские трамвайчики все время шмыгают туда-сюда. Как наши электрички. Вся набережная усеяна лавками, где продают фисташки, конфеты, сладости. И повсюду дикие крики. У них такой темперамент. Турки разговаривают так, что кажется, будто сейчас начнется драка или резня. На самом деле идет обычная беседа. Если обратиться к турку с просьбой, тебя немедленно проводят, объяснят, все покажут. Я редко встречал более милых, доброжелательных и пытающихся оказать услугу людей. Скажем, в Греции холоднее. В Париже холоднее. Разве что в Риме так.

Я искал туалет на стамбульском базаре. И решил поступить по западному – подойти к продавцу, и он меня пустит в свою лавку. Надо заплатить пятьдесят евроцентов. Это стандартная цена для подобного рода услуги. А они не берут деньги и всегда показывают, как пройти. Продавец сам подводит, сам стоит на шухере. Все замечательно… При этом, невозможно мимо них пройти – пристают. Целые серии, просто скопища кабаков под Галатским мостом производят очень сильное впечатление. Все эти люди там постоянно стоят. Они тебя уговаривают зайти, суют в лицо меню. Ужасно приставучие. Но совершенно не обижаются, когда ты отказываешь.

Этот город измучен памятниками древности. Они себе их берегут. Ведь памятники приносят навар. Турки в этом смысле даже щедрее, чем те же греки. Потому что греки дерут за все буквально. Только забраться на Акрополь стоит двенадцать евро. Чтобы шелохнуться там – еще столько же. Чтобы пойти в музей – еще пятнадцать. И так далее.

Греция ведь тоже не создала ничего особенного за те же шестьсот лет, после падения Византии...

Все зависит от нашего отношения к прошлому. Греки рассуждают так: «раз на нашей территории было такое прошлое, вот мы из него доход извлечем»… Я тебе могу сказать, что после того, что я видел в Греции, крупнейшая северо-причерноморская колония Ольвия – занюханная провинция. Там вообще нет места, где отсутствуют античные или средневековые руины – они везде торчат. Относятся греки к ним потребительски. Они не воссоздают культуру, они ее только потребляют. Насколько мне известно из слов гида, более семидесяти процентов всего валового дохода Греции идет исключительно от туризма. У них нет почти никакой промышленности и сельского хозяйства, кроме некоторых виноградников и оливковых рощ. Большинство населения работает в обслуге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.006 с.)