II. Выразительное чтение стихотворения учителем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Выразительное чтение стихотворения учителем



Примечание. После чтения стихотворения ученикам должны быть розданы листочки с напечатанным стихотворением.

 

III. Запись стихотворения в тетрадях

 

Под зеленый тополь я прилег,

И спросил я, наслаждаясь тенью:

— Что ты скажешь, тополь-тополек? —

И в ответ услышал шелестенье.

 

Шелестел он только об одном,

И, прислушиваясь к его рассказам:

— Тополь, — я сказал, — ты агроном,

Лишь с одной землею только связан.

 

Тополь

Мне сказал:

— Я астроном,

И через листву мою сочатся

Лики солнца, в сонме их хмельном

Пляшут пятна и протуберанцы.

 

Я сказал:

— Ты, тополь, — астролог.

Солнечными фокусами бредишь —

Вот твоих фантазий потолок.

Далеко на этом не уедешь.

 

Но,

Уйдя из шелеста дубрав -

В небеса, что над полями стынут,

Тополь мне сказал:

— Я астронавт,

К вам из бесконечности закинут!

 

IV. Элементы лингвистического анализа художественного текста

1. Объяснение употребление синтаксических конструкций и знаков препинания.

В стихотворении трижды встречаются деепричастные обороты (они выделяются запятыми): наслаждаясь тенью; прислушиваясь к его рассказам; уйдя из шелеста дубрав в небеса, что над полями стынут.

Последний деепричастный оборот осложнен придаточным предложением. Деепричастные обороты означают дополнительное, неосновное действие. Большинство глаголов в стихотворении относятся к глаголам со значением состояния или речи, а не действия: прилег, спросил, услышал, шелестел, бредишь. Употребление таких конструкций придает стихотворению неспешность, умиротворенность. Исключение составляет глагол действия пляшут. Он помогает увидеть солнечные зайчики, блики, мелькающие в кроне тополя, но не нарушает общего покоя, а лишь оттеняет его.

2. Наблюдения над способом и целью передачи чужой речи.

1) В каждой строфе поэт использует прямую речь, но оформляет ее как диалог, то есть не использует кавычек.

2) Диалог между лирическим героем стихотворения и тополем служит олицетворению.

3) Олицетворение достигается еще одним способом: обращением (1-я, 2-я, 4-я строфы).

3. Словарная работа.

Объяснение незнакомых слов (по словарям):

Агроном (от греческого «agros» — «поле») — специалист по агрономии, обработке земли.

Астроном (от греческого «astron» — «звезда») — специалист по науке, изучающей небесные тела.

Астролог — специалист по изучению влияния небесных светил на земные события и жизнь человека.

Астронавт — то же, что космонавт.

Сонм — большая группа, множество, масса чего-либо, скопище.

Протуберанцы — образования из раскаленных газов на Солнце.

Отметим, что значения всех этих слов имеют специфическое значение в стихотворении: приобретают романтическую окраску.

4. Наблюдения над звуковым оформлением стихотворения.

1) Поэт передает тихие звуки ветра в листве тополя с помощью звукописи — аллитераций на шипящие, в основном на «ш»: наслаждаясь, скажешь, услышал, шелестенье, шелестел, прислушиваясь, лишь, пляшут, бредишь, уедешь...

2) В стихотворении обыгрываются паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: агроном — астроном — астролог — астронавт. Отметим, что в слове астролог ударение падает на последний слог: это нарушение оправдано ритмом стихотворения.

5. Наблюдения над образным рядом стихотворения.

В стихотворении два героя — участника диалога: лирический герой и тополь. Однако образ тополя изменяется, преобразуется в каждой строфе. Это изменение дается через восприятие лирического героя и «самохарактеристику» тополя, причем происходит оно как бы снизу вверх: агроном — астроном — астролог — астронавт. Этим достигается восприятие тополя как посланца природы, соединяющего землю и небо (корни и крона), как образ вечной, бесконечной и постоянно изменчивой природной стихии.

 

V. Заключительное чтение стихотворения, обмен мнениями о его восприятии и истолковании

 

Домашнее задание. Ответить на вопросы для повторения (с. 189).

 

Урок 94. Закрепление темы

«Способы передачи чужой речи»

Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки.

Методические приемы: выразительное чтение, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с таблицей.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: грациозный, меньшинство, конференция, иллюминация, пейзаж, постановление, артист, фестиваль, труженик, девиз, реставрация, красноречие, ораторский. Рассказать об употреблении букв «и» и «ы» после «ц».

 

II. Проверка домашнего задания

1. Выступления-рассуждения учеников по одному из высказываний упр. 406 (I).

2. Упр. 497 — взаимопроверка.

Комментарий. Значения выделенных слов: «силою нравственной» — здесь: духовной; «нетленны» — бессмертны.

3. Ответы на вопросы для повторения (с. 189).

 

III. Объяснительный диктант

1. Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Примечание. Если в конце цитаты стоят кавычки, относящиеся к цитируемой фразе, то вторые кавычки, закрывающие цитату, не ставятся.

2. О старой графине сказано, что она «не имела злой души...»

3. Евгений из пушкинского «Медного Всадника» думает о себе:

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой...

4. Пушкин рассказывал, что его роман «Капитанская дочка» основан на слышанном им предании о помиловании императрицей одного из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших на сторону Пугачева.

5. «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо».

6. «Ась, ваше благородие?» — сказал он мне подмигивая.

7. Историки утверждают, что старший сын Ивана Грозного вовсе не был таким незлобивым и кротким, каким он изображен на репинском полотне.

 

IV. Оформление таблицы «Способы передачи прямой речи»

Способ передачи чужой речи Пример
   

 

Примечание. Можно совместить работу с таблицей и объяснительный диктант: предварительно заполнить левую колонку, а при диктовке заполнять соответствующие графы правой колонки.

 

V. Упр. 408: самостоятельная работа; синтаксический и морфологический разбор выполнить на доске

 

VI. Словарная работа

Упр. 409: записать словосочетания, проверить по словарю.

 

Домашнее задание. Упр. 410: подготовка изложению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.011 с.)