Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Выразительное чтение стихотворения учителемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примечание. После чтения стихотворения ученикам должны быть розданы листочки с напечатанным стихотворением.
III. Запись стихотворения в тетрадях
Под зеленый тополь я прилег, И спросил я, наслаждаясь тенью: — Что ты скажешь, тополь-тополек? — И в ответ услышал шелестенье.
Шелестел он только об одном, И, прислушиваясь к его рассказам: — Тополь, — я сказал, — ты агроном, Лишь с одной землею только связан.
Тополь Мне сказал: — Я астроном, И через листву мою сочатся Лики солнца, в сонме их хмельном Пляшут пятна и протуберанцы.
Я сказал: — Ты, тополь, — астролог. Солнечными фокусами бредишь — Вот твоих фантазий потолок. Далеко на этом не уедешь.
Но, Уйдя из шелеста дубрав - В небеса, что над полями стынут, Тополь мне сказал: — Я астронавт, К вам из бесконечности закинут!
IV. Элементы лингвистического анализа художественного текста 1. Объяснение употребление синтаксических конструкций и знаков препинания. В стихотворении трижды встречаются деепричастные обороты (они выделяются запятыми): наслаждаясь тенью; прислушиваясь к его рассказам; уйдя из шелеста дубрав в небеса, что над полями стынут. Последний деепричастный оборот осложнен придаточным предложением. Деепричастные обороты означают дополнительное, неосновное действие. Большинство глаголов в стихотворении относятся к глаголам со значением состояния или речи, а не действия: прилег, спросил, услышал, шелестел, бредишь. Употребление таких конструкций придает стихотворению неспешность, умиротворенность. Исключение составляет глагол действия пляшут. Он помогает увидеть солнечные зайчики, блики, мелькающие в кроне тополя, но не нарушает общего покоя, а лишь оттеняет его. 2. Наблюдения над способом и целью передачи чужой речи. 1) В каждой строфе поэт использует прямую речь, но оформляет ее как диалог, то есть не использует кавычек. 2) Диалог между лирическим героем стихотворения и тополем служит олицетворению. 3) Олицетворение достигается еще одним способом: обращением (1-я, 2-я, 4-я строфы). 3. Словарная работа. Объяснение незнакомых слов (по словарям): Агроном (от греческого «agros» — «поле») — специалист по агрономии, обработке земли. Астроном (от греческого «astron» — «звезда») — специалист по науке, изучающей небесные тела. Астролог — специалист по изучению влияния небесных светил на земные события и жизнь человека. Астронавт — то же, что космонавт. Сонм — большая группа, множество, масса чего-либо, скопище. Протуберанцы — образования из раскаленных газов на Солнце. Отметим, что значения всех этих слов имеют специфическое значение в стихотворении: приобретают романтическую окраску. 4. Наблюдения над звуковым оформлением стихотворения. 1) Поэт передает тихие звуки ветра в листве тополя с помощью звукописи — аллитераций на шипящие, в основном на «ш»: наслаждаясь, скажешь, услышал, шелестенье, шелестел, прислушиваясь, лишь, пляшут, бредишь, уедешь... 2) В стихотворении обыгрываются паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: агроном — астроном — астролог — астронавт. Отметим, что в слове астролог ударение падает на последний слог: это нарушение оправдано ритмом стихотворения. 5. Наблюдения над образным рядом стихотворения. В стихотворении два героя — участника диалога: лирический герой и тополь. Однако образ тополя изменяется, преобразуется в каждой строфе. Это изменение дается через восприятие лирического героя и «самохарактеристику» тополя, причем происходит оно как бы снизу вверх: агроном — астроном — астролог — астронавт. Этим достигается восприятие тополя как посланца природы, соединяющего землю и небо (корни и крона), как образ вечной, бесконечной и постоянно изменчивой природной стихии.
V. Заключительное чтение стихотворения, обмен мнениями о его восприятии и истолковании
Домашнее задание. Ответить на вопросы для повторения (с. 189).
Урок 94. Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» Цель урока: закрепить знания о способах передачи чужой речи; закрепить пунктуационные умения и навыки. Методические приемы: выразительное чтение, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с таблицей.
Ход урока I. Лингвистическая разминка Словарный диктант: грациозный, меньшинство, конференция, иллюминация, пейзаж, постановление, артист, фестиваль, труженик, девиз, реставрация, красноречие, ораторский. Рассказать об употреблении букв «и» и «ы» после «ц».
II. Проверка домашнего задания 1. Выступления-рассуждения учеников по одному из высказываний упр. 406 (I). 2. Упр. 497 — взаимопроверка. Комментарий. Значения выделенных слов: «силою нравственной» — здесь: духовной; «нетленны» — бессмертны. 3. Ответы на вопросы для повторения (с. 189).
III. Объяснительный диктант 1. Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Примечание. Если в конце цитаты стоят кавычки, относящиеся к цитируемой фразе, то вторые кавычки, закрывающие цитату, не ставятся. 2. О старой графине сказано, что она «не имела злой души...» 3. Евгений из пушкинского «Медного Всадника» думает о себе: Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой... 4. Пушкин рассказывал, что его роман «Капитанская дочка» основан на слышанном им предании о помиловании императрицей одного из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших на сторону Пугачева. 5. «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо». 6. «Ась, ваше благородие?» — сказал он мне подмигивая. 7. Историки утверждают, что старший сын Ивана Грозного вовсе не был таким незлобивым и кротким, каким он изображен на репинском полотне.
IV. Оформление таблицы «Способы передачи прямой речи»
Примечание. Можно совместить работу с таблицей и объяснительный диктант: предварительно заполнить левую колонку, а при диктовке заполнять соответствующие графы правой колонки.
V. Упр. 408: самостоятельная работа; синтаксический и морфологический разбор выполнить на доске
VI. Словарная работа Упр. 409: записать словосочетания, проверить по словарю.
Домашнее задание. Упр. 410: подготовка изложению.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.252 (0.007 с.) |